Исследование формирования семантики цвета в онтогенезе
Автор: Кудрина Алена Вячеславовна
Рубрика: 3. Общая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, февраль 2012)
Статья просмотрена: 537 раз
Библиографическое описание:
Кудрина, А. В. Исследование формирования семантики цвета в онтогенезе / А. В. Кудрина. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 23-28. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1544/ (дата обращения: 16.11.2024).
Изучение семантики цвета в настоящее время является очень актуальным направлением в психологии, психосемантике, лингвистике и психлингвистике (Б.А. Базыма, П.В. Яньшин, Н.В. Серов, Л.Н. Миронова, О.В. Сафуанова, Л.Г. Кульпина, А. Вежбицкая, Р.М. Фрумкина, А.П. Василевич, С.Г. Тер-Минасова и др.). Однако изучение формирования семантики цвета в онтогенезе оставалось вне интересов исследователей: в научной литературе нам не удалось обнаружить сколько-нибудь похожие исследования.
В изучении становления семантики цвета, т.е. изучении того, как в онтогенезе формируются и эволюционируют значения, приписываемые цвету, мы полагаем возможным опереться на работы Л.С. Выготского. Так, Л.С. Выготский полагал, что «значение слова неконстантно. Оно изменяется в ходе развития ребенка. Оно изменяется и при различных способах функционирования мысли. Оно представляет собой скорее динамическое, чем статическое, образование» [1 : с.284].
По мнению А.Н. Леонтьева, в значениях представлена «преобразованная и свернутая в материи языка идеальная форма существования предметного мира, его свойств, связей и отношений, раскрытых совокупной общественной практикой» [2 : с. 41]. Человек усваивает значения цвета из культуры, в которой он живет: в процессе онтогенеза мы начинаем оперировать символами и переносными значениями цвета, представленными в языке. В отечественной психологии понимание значения как компонента образа мира выросло из учения Л.С. Выготского: из положения о социальной, культурно-исторической природе человеческой психики, из представления о формировании высших психических функций путем интериоризации, из трактовки сознания как «со-знания», выступающего в своей внешней, экстериоризированной форме как социальный опыт, как человеческая культура. Значение, с точки зрения Л.С. Выготского, является именно той единицей, которая позволяет передавать социальный опыт от субъекта к субъекту и присваивать его.
Поскольку цвет познается ребенком не только через восприятие и ощущение, но как культурный феномен цвет познается именно через слово, мы полагаем, что значение цвета тоже «неконстантно». В процессе онтогенеза ребенок вначале соотносит цвет с определенными предметами, причем некоторые из этих связей становятся очень прочными в силу своей повторяемости и очевидности: желтый – солнце, синий – небо, вода и т.д. Таким образом, формируются значения цвета, составляющие ядро семантического поля.
По мере взросления и усвоения абстрактных понятий, ребенок начинает соотносить с ними различные свойства цвета, так формируются значения, относимые нами к приядерным образованиям в семантическом поле цвета. Так, красный цвет начинает соотноситься с теплом и жарой, зеленый с отдыхом и расслаблением, покоем и т.д. Вместе с этим усваиваются значения цвета, существующие в культуре, в которой растет ребенок. По мере взросления предпочтения тех или иных цветов изменяется по влиянием культуры и социума, а сами цвета начинаются соотносится с определенными социокультурными явлениями (JoeHallock, 2007), которые составляют периферию семантического поля цвета. Происходит своеобразная интериоризация значений цвета из культуры, причем параллельно идет формирование личностных смыслов, которыми наделяется каждый цвет. Немаловажную роль во всем этом играет язык, на котором говорит ребенок. Не только художественная и научная литература, но и сама лексика языка несет в себе информацию о значениях цвета, существующих в культуре, т.е. цвет, действительно, познается через слово.
Для исследования формирования семантики цвета в онтогенезе использовался свободный ассоциативный эксперимент. Эксперимент проводился в 2004 и в 2009 годах в г. Чебоксары, Чувашская республика, в школе-гимназии № 4 и в школе-гимназии № 61, в ЧГПУ им. И.Я. Яковлева на различных факультетах университета. В нем приняли участие 320 человек в возрасте от 8 до 19 лет. Из них студенты в возрасте 17-19 лет 128 человек, школьники в возрасте 15-17 лет 87 человек, школьники в возрасте 12-14 лет 100 человек, школьники в возрасте 8-9 лет 18 человек. В качестве эталона для сравнения и определения показателей сходства использовались данные реконструкции семантических полей основных цветов для выборки респондентов в возрасте 20-65 лет (А.В. Кудрина, 2011).
В качестве примера рассмотрим эволюцию семантического поля черного цвета и представление о цвете у школьников и подростков в возрасте от 8 до 19 лет. Для удобства анализа, приведем вначале семантическое поле черного цвета в русскоязычной культуре для возрастной группы 20-65 лет, которое было реконструировано нами следующим образом:
Ядро: ночь, темнота; черные животные (кошки); черные птицы (ворон); земля, грязь; черные предметы: сажа; уголь; тучи; волосы
Приядерные образования: зло (в т.ч. дьявол, черт); приносящий беду, несчастье; неизвестность, тайна, загадка; негативные эмоции: страх, грусть, депрессия, горе; пустота; глубина, бездна; спокойствие;
Периферия: смерть, траур, похороны; элегантность, стиль, изысканность, официальность, торжественность; сексуальность; популярный цвет одежды; люди с темной кожей африканского происхождения, негры; религиозные ассоциации (в т.ч. монахи); роскошь, богатство; автомобили; черная дыра; черный квадрат Малевича.
Младшие школьники (8-9лет)
Особенностью этой возрастной группы является явное преобладание предметных ассоциаций, причем зачастую называемые предметы находились непосредственно вокруг детей, т.е. цвет для них выступает как знак, указывающий на предмет, что не вызывает удивления, т.к. ведущим в этом возрасте все еще остается наглядно-образное мышление, а словесно-логическое и абстрактное находятся в стадии становления (А.Р. Лурия, 1979). Так, для черного цвета среди явлений природы были названы темнота, ночь 5 ответов (8,62%), земля 5 ответов (8,62%), черные животные и птицы 5 ответов (8,62%), камень 2 ответа (3,45%), волосы, дым, туча, уголь по 1 ответу (1,72%). Среди названных черных предметов наиболее многочисленной является группа, объединенная значением одежда 16 ответов (27,59%), куда нами были отнесены следующие ассоциации брюки 5 ответов (8,62%), ботинки 3 ответа (5,17%), кофта 2 ответа (3,45%), джемпер,туфли, куртка, шнурок, водолазка, юбка по 1 ответу (1,72%).
Также были получены 2 ассоциации с абстрактными понятиями «зло» и «цвет», что составило 1,72%. Напомним, что значение «зло» относится нами к приядерным значениям в семантическом поле черного цвета.
Таким образом, мы видим, что в сознании детей 8-9 лет присутствуют архетипические значения черного цвета, а также начинают формироваться приядерные и периферийные значения. Однако мы не можем реконструировать семантическоеполе черного цвета в этом возрасте на основании полученных данных.
Средний школьный возраст (12-14 лет)
Особенностью этой возрастной группы является расширение архетипических значений цвета, а также появление среди ответов абстрактных понятий, понятий, выражающих эмоции и чувства при сохранении преобладающего числа предметных ассоциаций, что говорит о становлении в этом возрасте словесно-логического и абстрактного мышления и формирования значений цветов. Отметим, что большинство предметных ассоциаций являются опосредованными, т.е. указанных предметов не было вокруг, но, очевидно, эти предметы присутствуют в повседневном окружении школьника и соотносятся с определенным цветом. Еще одной особенностью является соотнесение цветов с определенными людьми (родители, одноклассники, спортсмены, литературные герои, герои фильмов), а также появление личных ассоциаций (например, «школа» для черного цвета, «медленная спокойная музыка» для синего цвета и др.), что говорит о появлении в этом возрасте значений, наполненных личностным смыслом. Таким образом, значение цвета как знака, указывающего на предмет, сохраняется, но также начинают формироваться его собственно значения, а также смыслы, уникальные для каждого человека.
По данным ассоциативного эксперимента для среднего школьного возраста (12-14 лет) в ядро семантического поля черного цвета входят следующие значения: темнота, ночь 35 ответов (9,78%), черные животные и птицы 18 ответов (5,03%), цвет глаз 9 ответов (2,51%), волосы 9 ответов (2,51%), тучи 8 ответов (2,23%), дым 4 ответа (1,12%), гарь 3 ответа (0,84%), земля и грязь по 2 ответа (0,56%).
Прототипическим референтом (термин А.Вежбицкой, 1996) черного цвета среди животных выступают кот и кошка 9 ответов (2,51%), собака 3 ответа (0,84%), среди птиц – ворон 2 ответа (0,56%).
В приядерные образования по результатам ассоциативного эксперимента вошли следующие значения: «зло», куда также было отнесено значение «дьявол» 10 ответов (2,79%), неизвестность, загадка, тайна 7 ответов (1,95%), а также «плохой, приносящий беду, неудачу» 9 ответов (2,51%), а если предположить, что ассоциации «кот и кошка» тоже имеют эту семантику, то группа получает 5,02%; пустота 4 ответа (1,12%). Среди других значений страх и ужас 8 ответов (2,24%), черный цвет также связан в сознании школьников с различными негативными эмоциями: страдание, скорбь по 2 ответа (0,56%), мучения, горе, грусть, растерянность и др. Всего ассоциаций с негативной коннотацией было получено 48, что составило 13,41%.
В периферийные значения входят: смерть, траур 31 ответ (8,66%), Африка, негры 11 ответов (3,07%), молодежные движения (готы, эмо) 10 ответов (2,79%), черный квадрат Малевича 6 ответов (1,68%), автомобили 6 ответов (1,68%), кофе 5 ответов (1,40%), изысканность, элегантность 4 ответа (1,12%).
Черный также является популярным цветом одежды 41 ответ (11,45%), а также связан с такими предметами в сознании школьников 12-14 как телефон 6 ответов (1,68%), тушь 5 ответов (1,40%), пенал 5 ответов (1,40%), ручка, карандаш, сумка, портфель, тетрадь по 3 ответа (0,84%) и др. Однако мы полагаем, что эти ассоциации являются ситуативными и неустойчивыми и не представляют собой отдельных значений в структуре семантического поля черного цвета.
Отметим значение, которое не было получено от взрослых респондентов, т.к., видимо, не является актуальным для них, но является актуальным для подростков. Это значение молодежные движения (готы, эмо). Мы полагаем, что мы наблюдаем становление нового значения, которое через некоторое время может войти в семантическое поле черного цвета в русскоязычной культуре. Обратим внимание также на культурно-специфическое значение черного цвета в русскоязычной культуре – черный квадрат Малевича. Появление этого значения в сознании школьников 12-14 лет говорит о расширении их культурного кругозора и активно идущем в этом возрасте процессе инкультурации. Теперь мы можем реконструировать семантическое поле черного цвета для этого возраста следующим образом:
Ядро:ночь, темнота; черные животные (кошки, собаки); черные птицы (ворон); земля, грязь; дым, гарь (сажа); тучи; волосы; глаза
Приядерные образования:неизвестность, тайна, загадка; зло (в т.ч. дьявол), отрицательные эмоции: страх, ужас, грусть, горе; приносящий беду, несчастье; пустота
Периферия:смерть, траур; элегантность, изысканность; Африка, негры; молодежные движения (готы, эмо); черный квадрат Малевича; автомобили; кофе; популярный цвет одежды.
Показатель сходства fij между возрастными группами 12-14 лет и 20-65 лет для черного цвета составляет:
– для ядерной области: 0,875
–для приядерной области: 0,71
– для периферийной области: 0,45
По результатам реконструкции можно сделать вывод о том, что в возрасте 12-14 идет становление семантического поля черного цвета, в нем четко выделяются ядерные, приядерные и периферические значения, причем значения ядерной и приядерной области практически совпадают со значениями, полученными во взрослой возрастной группе, т.е. основные значения черного цвета в этом возрасте уже сформированы, а далее идет расширение его семантики.
Старший школьный возраст (15-17 лет)
Особенностью этой возрастной группы является завершение формирования архетипических значений цвета, а также некоторое увеличение диапазона значений, входящих в приядерные и периферийные области семантического поля цвета. Важной отличительной чертой этого периода в развитии значений цветов является их нестабильность: мы наблюдаем появление новых и исчезнование выявленных ранее значений. К сожалению, мы не обладаем достаточными данными, чтобы объяснить причины таких колебаний. Несомненно, это явление заслуживает более тщательного изучения.
В целом количество предметных ассоциаций в этом возрасте все еще велико, но их процентная доля заметно снижается, в то же время растет количество ассоциаций с абстрактными понятиями и понятиями, выражающими эмоции и чувства. Еще одной особенностью является заметное увеличение количества ассоциаций, свидетельствующих о расширении общего кругозора старшеклассников, их приобщении к миру культуры, а также ассоциаций, навеянных молодежной субкультурой, что, несомненно, отражает возрастные особенности их психического развития.
По данным ассоциативного эксперимента для старшего школьного возраста (15-17 лет) в ядро семантического поля черного цвета входят следующие значения: ночь, темнота 42 ответа (14,84%), волосы 19 ответов (6,71%), черные животные и птицы 11 ответов (3,89%), цвет глаз 8 ответов (2,83%), тучи, деревья, грязь по 5 ответов (1,77%), земля, уголь по 3 ответа (1,06%), дым 2 ответа (0,71%).
Прототипическим референтом черного цвета среди животных выступают кот и кошка 5 ответов (1,77%), собака 2 ответа (0,71%), среди птиц эталон черного цвета в этой возрастной группе установить не удалось.
В приядерные образования по результатам ассоциативного эксперимента вошли следующие значения: неизвестность, загадка, тайна 10 ответов (3,53%), зло 3 ответа (1,06%), пустота 3 ответа (1,06%), глубина 3 ответа (1,06%). Последнее значение является новообразованием этого возраста.
Среди других значений печаль, грусть, тоска 7 ответов (2,12%). Черный цвет также связан в сознании школьников с различными негативными эмоциями: безразличие, равнодушие, боль, война, горе, ненависть, злоба, тревога и др. Всего ассоциаций с негативной коннотацией было получено 20, что составило 7,07%.
Ассоциаций с явной положительной коннотацией было получено 11, что составило 3,89%. В частности сюда была отнесена группа ассоциаций с семантикой изысканность, стиль всего 7 ответов (2,47%), которая входит в периферийные значения черного цвета.
В периферийные значения также входят следующие: смерть, траур 14 ответов (4,95%); молодежные движения (готы, эмо, рокеры) 15 ответов (5,30%), черный квадрат Малевича 7 ответов (2,47%), автомобили 4 ответа (1,41%), Африка, негры 3 ответа (1,06%).
Черный продолжает оставаться популярным цветом одежды 32 ответа (11,55%), а также связан с такими предметами в сознании школьников как телефон 4 ответа (1,41%), тушь 5 ответов (1,77%), пенал 3 ответа (1,06%), ручка, сумка, маркер по 2 ответа (0,71%) и др. В целом количество предметных ассоциаций с черным цветом снижается с 35,47% для группы 12-14 лет до 31,80% в группе 15-17 лет.
Теперь мы можем реконструировать семантическое поле черного цвета для этого возраста следующим образом:
Ядро:ночь, темнота; черные животные (кошки, собаки); черные птицы; земля, грязь; черные предметы (дым; деревья; уголь); тучи; волосы; глаза
Приядерные образования:неизвестность, тайна, загадка; зло; негативные эмоции:грусть, печаль, тоска, горе и др.; пустота; глубина
Периферия:смерть, траур; элегантность, изысканность; Африка, негры; молодежные движения (готы, эмо, рокеры); черный квадрат Малевича; автомобили; популярный цвет одежды.
Показатель сходства fij между возрастными группами 15-17 лет и 20-65 лет для черного цвета составляет:
– для ядерной области: 0,875
–для приядерной области: 0,71
–для периферийной области: 0,51
Таким образом, мы видим, что значения ядра семантического поля черного цвета практически сформированы, идет расширение значений в приядерной и периферийной областях, как, например, это произошло со значениям «молодежные движения», в которое добавились также ассоциации с рокерами.
Студенты (17-19 лет)
В этом возрасте в ответах респондентов мы наблюдаем широкий спектр архетипических ассоциаций, а также большое количество абстрактных и метафорических понятий, соотносимых с цветом. Значительно увеличивается количество ассоциаций с эмоциями и чувствами. Среди ответов присутствуют также множественные личные ассоциации, показывающие отношение к цвету, т.е. в этом возрасте сформированы уже не только значения цвета, но и уникальные личностные смыслы.Множество «культурных» ассоциаций говорит о расширении кругозора и общей образованности респондентов благодаря поступлению в университет.
По данным ассоциативного эксперимента для возраста 17-19 в ядро семантического поля черного цвета входят следующие значения: ночь, темнота 76 ответов (17,63%), черные животные и птицы 17 ответов (3,94%), земля 11 ответов (2,55%), глаза 6 ответов (1,39%), грязь, сажа, уголь по 4 ответа (0,93%), лес, тень, волосы по 3 ответа (0,70%).
Прототипическим референтом черного цвета среди животных выступают кот и кошка 9 ответов (2,07%), среди птиц - ворон и ворона по 2 ответа (0,46%).
В приядерные образования по результатам ассоциативного эксперимента вошли следующие значения: печаль, грусть, тоска 15 ответов (3,48%), плохой, приносящий беду, несчастье 14 ответов (3,25%), неизвестность, тайна, загадка 14 ответов (3,25%), пустота 13 ответов (3,02%), глубина, бездна 13 ответов (3,02%), страх 13 ответов (3,02%), зло 13 3,02%, различные негативные эмоции, такие как зависть, гнев, злоба, ярость, ненависть, неприязнь, обида и др., 11 ответов (2,55%), горе 5 ответов (1,16%), боль 3 ответа (0,70%).
Всего ассоциаций с негативной коннотацией было получено 91, что составило 21,11%. Черный цвет связан в сознании респондентов также с такими понятиями, помимо выше названных, как болезнь, безвыходность, безысходность, замкнутость в себе, жестокость, месть, негативизм, война, неясность, одиночество, преступление и др.
Однако черный цвет получает все больше ассоциаций с положительной коннотацией. Помимо семантической группы изысканность, элегантность, стиль, роскошь, относимой нами к периферии семантического поля черного цвета и получившей 28 ответов (6,50%), нами было также получено 18 ответов (4,18%) с явной выраженной положительной семантикой. Среди них начало чего-то нового,защищенность, отдых, уют, четкость и др., а также различные положительные качества характера, такие как строгость 4 ответа (0,93%), сдержанность, серьезность, практичность по 2 ответа (0,46%), мудрость.
В периферийные значения также входят: смерть, траур 28 ответа (6,50%), черный квадрат Малевича 4 ответа (0,93%), Африка, негры 3 ответа (0,70%), сексуальность 3 ответа (0,70%), а также религиозные ассоциации 3 ответа (0,70%), два из которых – это ответ «монах».
Отметим, что нам не удалось выявить значение «молодежные движения (готы, эмо)», существующее в сознании школьников 12-17 лет, у этой возрастной группы. Причиной тому может служить тот факт, что для студенческой субкультуры это значение теряет свою актуальность. Мы полагаем, что лишь повторное исследование, проведенное через некоторое время, могло бы показать наличие или наоборот отсутствие данного значения в сознании представителей русскоязычной культуры.
Черный также является популярным цветом одежды 31 ответ (7,19%) и автомобилей 7 ответов (1,62%), а также связан с такими предметами в сознании студентов 17-19 лет как сумка, кофе по 4 ответа (0,93%), тушь для ресниц 3 ответа (0,70%) и др.
Количество предметных ассоциаций в этом возрасте снижается еще больше: их становится 15,08% по сравнению с 31,80% в возрастной группе 15-17 лет. При этом значительно растет количество ассоциаций же с абстрактными понятиями до 30,16%, с 13,43% в возрастной группе 15-17 лет. Тот же процесс наблюдается и с ассоциациями с эмоциями и чувствами: 9,28% против 3,53%.
Таким образом, мы можем реконструировать семантическое поле черного цвета в русскоязычной культуре в возрасте 17-19 лет следующим образом:
Ядро:ночь, темнота; черные животные (кошки); черные птицы (ворон); земля, грязь; черные предметы (сажа, уголь, лес); тучи; волосы
Приядерные образования: зло; приносящий беду, несчастье; неизвестность, тайна, загадка; пустота; глубина, бездна; негативные эмоции (страх, грусть, тоска, горе, боль)
Периферия:смерть, траур; элегантность, изысканность, стиль, строгость; роскошь; сексуальность; Африка, негры; черный квадрат Малевича; религиозные ассоциации (в т.ч. монахи); автомобили; кофе; популярный цвет одежды
Показатель сходства fij между возрастными группами 17-19 лет и 20-65 лет для черного цвета составляет
– для ядерной области: 1
– для приядерной области: 0,86
– для периферийной области: 0,81
По результатам реконструкции можно сделать вывод о том, что в возрасте 17-19 семантическое поле черного цвета в русскоязычной культуре практически полностью сформировано (приядерная и периферийная области отличается от этих же областей семантического поля, выявленный в сознании взрослых респондентов 1 значением).
В целом можно утверждать, что семантические поля основных цветов в этом возрасте практически полностью сформированы, и в дальнейшем возможно лишь некоторое расширение семантики цветов за счет добавления в основном периферийных значений под влиянием родной или иноязычной культуры в силу дальнейшего расширения кругозора, повышения уровня образования и под влиянием профессиональной деятельности.
На основании полученных в ассоциативном эксперименте данных мы смогли наметить логику процесса формирования семантики цвета в онтогенезе, отметить его основные вехи, а также определить возраст, к которому у детей складывается представление о цвете и его значениях, в целом не отличающиеся от взрослых, т.е. в целом завершается их инкультурация. Таким образом, мы проследили процесс эволюции представлений о цвете и формирование семантики цвета в возрасте 8-19 лет и установили следующие факты:
В младшем школьном возрасте (8-9 лет) у детей имеется сформированное ядро семантического поля цвета. Наблюдаются отдельные приядерные и периферийные значения, наличие которых говорит об активном процессе становления семантического поля цвета и усвоения детьми значений цвета из культуры, которое происходит в процессе обучения и взаимодействия со взрослыми. Особенностью этой возрастной группы является явное преобладание предметных ассоциаций.
В среднем школьном возрасте (12-14 лет) идет становление семантического поля основных цветов. В нем четко выделяются ядерные, приядерные и периферические значения, однако еще не наблюдается того множества значений, которое характерно для взрослых. Особенностью этой возрастной группы является расширение архетипических значений цвета, а также появление среди ответов абстрактных понятий и понятий, выражающих эмоции и чувства при сохранении преобладающего числа предметных ассоциаций.
В старшем школьном возрасте (15-17 лет) завершается формирование значений ядра семантического поля основных цветов, идет расширение значений в приядерной и периферийной областях. Важной отличительной чертой этого периода в развитии значений цветов является их нестабильность: появление новых и исчезновение выявленных ранее значений. В целом количество предметных ассоциаций в этом возрасте все еще велико, но их процентная доля заметно снижается, в то же время растет количество ассоциаций с абстрактными понятиями и понятиями, выражающими эмоции и чувства. Еще одной особенностью является заметное увеличение количества ассоциаций, свидетельствующих о расширении общего кругозора подростков, их приобщении к миру культуры, а также ассоциаций, навеянных молодежной субкультурой.
В возрасте 17-19 лет семантические поля основных цветов в русскоязычной культуре в целом сформированы. В этом возрасте в ответах респондентов мы наблюдаем широкий спектр архетипических ассоциаций, а также большое количество абстрактных и метафорических понятий, соотносимых с цветом. Значительно увеличивается количество ассоциаций с эмоциями и чувствами. В этом возрасте также уже сформированы уникальные личностные смыслы.
В дальнейшем (в возрасте старше 20 лет) возможно последующее расширение семантики за счет добавления в основном периферийных значений под влиянием родной или иноязычной культуры, в силу расширения кругозора, повышения уровня образования и под влиянием профессиональной деятельности.
На рис. 1 представлены средние значения коэффициентов сходства как функции возрастной группы для трех областей семантического поля. Отлично видно, что коэффициенты сходства для ядерной и приядерной областей значительно выше, чем для периферии, но первые две области различаются не намного.
Рис. 1. График изменений средних показателей сходства по трем областям семантического поля для трех возрастных групп
Проведенный дисперсионный анализ показал, что формирование ядерной и приядерной областей в значительной степени происходит до подросткового возраста, тогда как периферия семантического поля в значительной степени формируется на протяжении подросткового и юношеского возраста. Этот вывод был бы более очевиден, если бы в нашем распоряжении были данные для учащихся младших классов. Отсюда следует необходимость в дальнейших исследованиях расширить возрастной диапазон испытуемых в сторону более младших возрастов, а также, возможно, расширить базу испытуемых с привлечением представителей иноязычных культур.
-
- Литература:
Выготский, Л.С. Мышление и речь / Мышление и речь. Изд. 5, испр. – Издательство "Лабиринт", М., 1999
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975