Психологическое сопровождение учебного процесса в системе начального и среднего профессионального образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Алпатова, И. С. Психологическое сопровождение учебного процесса в системе начального и среднего профессионального образования / И. С. Алпатова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1655/ (дата обращения: 16.11.2024).

Решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда мастер.

М. Горький

В последние годы российское общество претерпело значительные изменения, которые естественным образом отразились и на образовании. Профессиональная подготовка специалистов составляет сложный комплекс необходимых многообразных условий для гармонического развития целостной личности. Доминантой образования определенно является воспитание, ставшее приоритетным направлением государственной политики. Закон РФ «Об образовании» подчеркивает связь между образованием и воспитанием гражданина как целостной социальной структуры, стремящейся к самосовершенствованию и преобразованию общества [2,статья 2].

Целью современного образования является – развитие личности. В основе учебно-воспитательного процесса лежит не абстрактный социальный заказ, а программа развития личности ребенка. Личность должна быть здоровой и физически, и нравственно, и эмоционально. На первый план выходят ценности свободы, терпимости, эмпатии, созидания человека без разрушения его здоровья.

По определению Л.С. Выготского, личность – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслужить эти функции.[1, с.28] А.Н. Леонтьев утверждает, что личность не только «момент деятельности, но и ее продукт», «ею не родятся, а становятся» [3, с.15]

Процессы обучения и воспитания неразделимы. Образование – образ – лик – святыня. Ты смотришься в образ. Образование – та перспектива, направленная на социализацию человека; т.е. мы формируем ценности и социальные позиции. Эффективность педагогической работы будет заметна, если действовать целеустремленно и системно, опираясь на лучшие традиции прошлого и постоянный творческий поиск в текущей жизни образовательного учреждения. Платон писал: «…самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание».[4, с.]

Ни для кого не секрет, что в последнее время процесс обучения усложняется, особенно в сфере начального профессионального образования. Почему же так проблематично научить, обучить всему ценному, на наш взгляд, и хорошему? Существует множество проблем в развитии и обучении подростка, одной из основных является - низкий уровень гуманитарной (психологической, нравственной, валеологической) культуры субъектов педагогического взаимодействия.

Основные проблемы развития и обучения учащихся:

  1. ослабление жизненных сил, рост нервно-психических и соматических заболеваний;

  2. снижение генетического потенциала как следствие нездорового образа жизни;

  3. слабая социализация личности, выражающаяся в агрессивности (немотивированная жестокость, насилие, суицид, жестокое обращение с детьми);

  4. неблагополучие семейных отношений, отказ от выполнения родительских функций;

  5. чувство беспомощности, зависимости, безысходности, возникающее в результате индивидуализма в поведении людей, особенно у маргинальной части населения и др.

Таким образом, сегодня становится особенно актуальной проблема повышения психологической культуры в образовательном процессе. Научить ребенка достойному поведению может только учитель, для которого достойное поведение является стилем жизни.

Современные социальные отношения несколько отличаются от ранее принятых. Если раньше учащийся должен был строго соответствовать роли: хорошо учиться и быть послушным и вежливым, а учитель выполнял роль строго, но благожелательного судьи. Сейчас такие номера не проходят [5, с.77]. В образовании авторитет переходит в авторитарность в 8-12 лет. Сейчас ряд психологов утверждает, что классно-урочная система, изобретенная Каменским и существующая в нашей образовательной системе, оправданна лишь в начальной школе. Уже в среднем звене происходят серьезные психологические изменения в организме, меняется потребностная сфера, манера поведения и выражения своих чувств, человек переходит в фазу взросления, а ему предлагается все та же парта и 45 минут (сама ситуация у ребят старшего подросткового возраста на подсознательном уровне вызывает протест).

В образовании много факторов влияет на формирование личности ученика, и главные из них — форма проведения занятий, школьные отметки. Почти все уроки в школе проходят по схеме: учитель объясняет новую тему, задает домашнее задание (выучить такой-то параграф), а на следующем уроке вызывает тех или иных учеников к доске, и они отвечают. Здесь мы используем обычную школьную лексику, но давайте вдумаемся в смысл выделенных слов. В них оттенок неуважения к ученику, к его умственным способностям. Почему учитель объясняет то, что написано в учебнике? Может, учебник плохой? Нет, если бы учебник был плохой, не выпустили бы. Тогда остается другой вариант: ученик слишком туп, чтобы понять то, что написано в учебнике, и умный учитель вынужден это объяснять. Учитель задает, что хочет и сколько хочет. Он распоряжается. Он господин, он может наказать за ослушание. А ученик? Он обязан подчиниться воле своего господина, выучить то, что ему задали. Никто не спрашивает у ученика, хочется ли ему выучивать то, что ему задали, интересно ли это ему. Чаще всего он не понимает, какую выгоду ему принесет это выучивание кроме хорошей, а не плохой отметки в журнале. Главная цель — отметка: чем выше, тем лучше. А знакомая всем картина — не выучивший или плохо выучивший урок ученик у доски, поставленный перед классом в осмеяние! Могут сказать: «Не такое уж это осмеяние. Все к этому давно уже привыкли». Да, привыкли, только это и есть самая страшная беда! Учащиеся с первых классов привыкают к позору, понимают, что с их достоинством никто считаться не собирается, что можно не обращать внимания на достоинство других, то есть речь идет о формировании самооценки.

  Все эти названные выше и многие не названные проблемы заставляют нас задуматься психологическом сопровождении учебного процесса. Микромир может развивать ребенка по-разному. К сожалению меньше говорят, как воздействует на него окружение, Больше говорят об адаптации личности к внешним воздействиям. Успех учащегося определяет – какая среда в образовательном учреждении, организационная культура очень сильно влияет на успех. Психологическое здоровье напрямую зависит от качества образовательной среды.

Опираясь на законы природы, будем исходить из основных стадий развития личности по пирамиде Мослоу [6, с.388]:

  1. Физиологические потребности (еда, одежда, сон)

  2. Потребность в безопасности это базовая потребность. Если потребность не удовлетворена, то к вершине идти трудно, либо невозможно. (Мослоу) В задачу учителя входит умение создать психологическую безопасность. Когда главное – воспитать и выпустить в жизнь не отличника медалиста, а Человека с определенными знаниями. В этом - приоритеты, заложенный конечный результат. Воспитать человека таким образом, чтобы он захотел учиться, стремиться к знаниям, к новому. А то идет битва за успеваемость (и все силы на это брошены), а сравнив эту успеваемость с требованиями Госстандарта – оказывается, еще не дотягиваем, а по некоторым предметам – только на подступах. На самого Человека времени не хватает. А нужно всего то – научить его правильно выбирать, понимать личную свободу, живя в обществе. Очень важно повысить их уровень компетентности, самооценки, выработать навыки общения, самозащиты, научить противостоять стрессам, трудностям. Это все обеспечит базовую потребность «потребность в безопасности».

  3. Потребность в любви. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу во все времена, является любовь к детям, к педагогической деятельности. Именно отношение учителя к ученикам определяет успех его конструктивной деятельности в процессе обучения. Нет ничего плохого, когда ученики влюбляются в своих учителей: это способствует лучшему усвоению учебного материала, увлечению предметом и т.д.[7, с164].

  4. Потребность в уважение. Удовлетворение чувства собственной значительности. Необходимо помочь найти учащемуся область превосходства, задействовав в общественной жизни училища (художественная самодеятельность, участие в спортивных соревнованиях, всевозможных конкурсах: профессионального мастерства, чтецов и т.д.)

  5. Потребность в развитии своих способностей. Это тогда когда личность понимает, что ему необходимо учится для его же жизнедеятельности.

Исходя из вышеуказанных базовых потребностей, мы можем оформить и дать некоторые основные рекомендации.

Зарубежные школы берут за основу новые подходы, которые диктуют: «Дайте возможность и создайте условия» для развития самовыражения. Главную скрипку, в силу нашей профессии все-таки играем мы, и от нас зависит, каковы будут условия для реализации возможностей.

Основные рекомендации психологического сопровождения учебного процесса:

  • Выбор демократический стиля педагогического общения преподавателя с учащимися. Учет возрастных особенностей учащихся. Как показывают результаты исследований, стиль педагогического общения учителя на уроке оказывает влияние на учебные результаты и умственное развитие учеников, на соматическое и психическое здоровье детей.

Реализация. Повышение уровня психологических знаний, культуры педагогов, мастеров производственного обучения через занятия, тренинги, лектории, чтение специальной литературы.

  • Развитие и учет качеств личности (характер, мотивация, волевые качества, социальные установки, эмоции). Учет личностных особенностей (темперамент, способности, уровень тревожности и т.д.)

Реализация. Проведение психодиагностических исследований психологом по определенным методикам, составление карт групп, информирование преподавателей на медико-педагогических консилиумах, проведение индивидуальных консультаций с учащимися, педагогами, мастерами производственного обучения, родителями.

  • Развитие познавательных процессов учащихся: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления, речи.

Реализация. Педагогу необходимо помнить, что существуют наиболее сенситивные возрастные периоды для развития того или иного познавательного процесса (у подростка созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов). Выбор дидактических методов, приемов, средств на уроке, развитие учебной мотивации (мотив – потребность – деятельность). Умение педагога трансформировать эмоциональное в интеллектуальное, что является одним из главных принципов развития инициативной и творческой личности.

  • Культура одежды, помещения, культура внутренняя и внешняя как педагога, так и учащегося.

Реализация. Соц. педагогами, библиотекарями, работниками музея, психологом проведение классных часов, занятий, способствующих повышению культурного уровня учащихся. Посещение театра, выставок, кинотеатров, музеев.

Для установления и поддержания оптимальных межличностных взаимодействий, организации своего общения с окружающими, в нашем случае с учащимися, коллегами, необходимо обладать некоторой системой знаний и умений, которую принято называть «социально-психологическая или коммуникативная компетентность».

  В системе начального и среднего профессионального образования особенно необходим знающий, психологически грамотный педагог, мастер производственного обучения. Чем выше уровень целостности педагогического процесса, тем более гармоничным он является и тем эффективней решается главная перспектива воспитания и образования - формирование всесторонне развитой личности.


Литература:
  1. Л.С. Выготский. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. – М: Педагогика-Пресс, 1999

  2. Закон РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1

  3. А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т.1. – М: Педагогика, 1983.

  4. Платон. Соч. в 3 т. Т. 3. Ч 1. – М: 1968

  5. С.В. Кривцова. Тренинг. Учитель и проблемы дисциплины. Практическое руководство для школьного психолога. – М: Генезис, 1997

  6. Д.Я. Райгородский. Психология личности. Т.1. Хрестоматия. – Самара: Бахрах, 1999

  7. М.Е. Литвак Как узнать и изменить свою судьбу. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002

Основные термины (генерируются автоматически): потребность, производственное обучение, процесс обучения, ученик, базовая потребность, достойное поведение, образование, образовательное учреждение, педагог, психологическое сопровождение, развитие, учащийся, учебный процесс, учитель.

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Интеграция дополнительного и общего образования в организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров

Организация теоретических и практических занятий в процессе подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Развитие художественно-эстетической подготовки студентов в системе высшего профессионального образования

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом требований современной системы образования

Похожие статьи

Педагогическое сопровождение обучающихся в системе постдипломного образования

Методическое сопровождение художественно-эстетического воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения

Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе

Интеграция дополнительного и общего образования в организации учебно-исследовательской деятельности школьников

Психолого-педагогическое сопровождение на этапе профессионального самоопределения обучающихся

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров

Организация теоретических и практических занятий в процессе подготовки учителей профессионального образования на основе системного подхода

Методическое сопровождение деятельности воспитателей в области позитивной социализации дошкольников

Развитие художественно-эстетической подготовки студентов в системе высшего профессионального образования

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом требований современной системы образования