Корреляты адаптивности сотрудников организации в процессе адаптации к новому месту работы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Полянская, Е. А. Корреляты адаптивности сотрудников организации в процессе адаптации к новому месту работы / Е. А. Полянская, И. Е. Агаджанова. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1724/ (дата обращения: 16.11.2024).

В последние годы вопросы управления персоналом организации находятся на переднем крае прикладной и организационной психологии. Одной из основных подсистем в системе кадрового менеджмента является подсистема адаптация персонала. [5.6,7]

Важнейшие задачи, встающие при формировании кадрового состава предприятия — адаптация и закрепление новых сотрудников. [1,2,5] Знание психологических и психофизиологических механизмов этого процесса необходимо для грамотного построения системы адаптации сотрудников. В литературе описан целый ряд свойств личности, являющихся показателями адаптивности.[4,5] С другой стороны, ряд исследований свидетельствуют о важной роли межполушарной функциональной асимметрии в механизме адаптации. [3,7]

Объектом настоящего исследования стали сотрудники организации ОАО «Нефтегазгеотерм» (27 человек). Данное исследование является пилотным и проводилось с целью выявления особенностей адаптивности у лиц с различным профилем латеральности и её взаимосвязи с показателями мотивации и личностными особенностями.

Говоря о предмете нашего исследования — адаптивности, следует уточнить, что речь идёт не только о её психофизиологическом понимании как способности человека осуществлять адаптационные перестройки и приспосабливаться к изменяющимся условиям и характеру деятельности. В таком понимании адаптивность — это выносливость, высокая работоспособность, устойчивость к болезням и другим факторам внешней среды. Но и понимание Петровского В.А. Адаптивности — неадаптивности как тенденции функционирования целеустремленной системы, определяющиеся соответствием (несоответствием) между ее целями и достигаемыми в процессе деятельности результатами также является методологически важным для нашего исследования, что будет в дальнейшем видно из тех же критериев экспертной оценки, выбранных нами. [12]

Мотивационный компонент изучался с помощью мотивационных опросников Т. Элиаса и Марлоу-Крауна. Показатели профиля латеральности - с помощью опросника Аннет. Использовались также Hand-теста Вагнера и 16-факторного личностного опросника Р. Кэттелла. Адаптивность исследовалась методом экспертной оценки по трём показателя, каждый из которых оценивается по 10-балльной шкале:

- успешность вхождения в коллектив;

- степень освоения профессионального поля;

- степень принятия организационной культуры.

Результаты подверглись математико-статистической обработке.

По результатам исследования профиля латеральности среди испытуемых было выделено три группы. Это так называемые «чистые правши», «праворукие», «леворукие». 41% составили чистые правши, в профиле латеральности которых содержатся значения, соответствующие правому глазу, ноге и руке (ППП). Аналогичным по процентному содержанию является группа праворуких – 41% с ведущим левым полушарием. 18% составила группа леворуких с доминантным правым полушарием. В дальнейшем мы описали особенности мотивации и личностный профиль по каждой группе.

Характеризуя мотивационную сферу группы «чистых правшей», можно отметить, что эти люди ориентированы на успех и достижение высоких целей, однако у них присутствует страх неудач и высока зависимость от общественного мнения и социальных норм. Они предпочитают малый или, наоборот, чрезмерно большой риск, где неудача не угрожает престижу. Видимо успех у данной группы исследуемых понимается как именно успех, признанный руководством, другими членами организации, то есть социально( в данном случае — организационно) одобренный.

Здесь мы также хотели бы упомянуть, что адаптация всякого сотрудника на новом месте работы распадается на три процесса - личностный (вхождение в коллектив), организационный (усвоение организационных норм и правил и организационной культуры) и профессиональный (процесс вхождения в должность).Возможно, полученные нами результаты свидетельствуют о том, что у данной группы наиболее успешно идёт процесс именно организационной адаптации.

Относительно личностных особенностей испытуемых можно выделить следующие черты: подчиненность, доверчивость, беспокойство о возможных ошибках, благожелательность по отношению к другим лицам и ориентация на социальное одобрение.

Результаты изучения мотивационной сферы группы «праворуких» показали, что они всеми силами пытаются достичь высоких показателей своей деятельности и стремятся показать себя как полностью соответствующих социальным нормам и требованиям общества.

Исследование личностных особенностей данной группы с помощью 16-ти факторного опросника Р. Кеттелла продемонстрировало преобладание таких черт, как прямолинейность, уверенность в себе и некоторая наивность, непосредственность поведения. Согласно экспертной оценке, сотрудники данной группы хорошо вошли в коллектив, освоили профессиональное поле и довольно успешно приняли правила и нормы предприятия.












Свои особенности имеет и группа «леворукие». Они рассудительны и практичны, способны к сотрудничеству, но вместе с тем неуверенны в себе, непостоянны, обладают конфликтностью представлений о себе. К сожалению, ввиду малочисленности данной группы (5 человек) сложно говорить о валидности показателей.

Подведя итог, можно сказать, что успешность адаптации зависит от таких черт личности, как ответственность, способность к эмпатии и пониманию других, терпимость и уживчивость, практичность, уверенность в себе, дипломатичность, радикальность взглядов и конформизм, а так же высокая нормативность поведения. Так же можно сказать, что человеку, ориентированному на успех важно осознавать себя соответствующим социальным нормам. Подобные черты характера наиболее ярко продемонстрировали представители с доминантным левым полушарием.

Дальнейшее исследование коррелятов адаптивности углубит наше знание о психологических и психофизиологических механизмах адаптации, что позволит предприятиям разрабатывать адекватные критерии подбора персонала и эффективные системы вхождения новых сотрудников в должность.


Литература:
  1. Волина В.А. Методы адаптации персонала// Управление персоналом – 1998 - №13 – стр. 46
  2. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации/ – М.: Изд. ИНФРА – М, 2003 –с.359
  3. Леутин В. П., Николаева Е. И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. Новосибирск, Наука СО, 1988. 192 с.
  4. Моргунов Е.В. Управление персоналом:,2004.-380с.

  5. Полянская Е.А. Системный подход к управлению персоналом в обучении. Роль и место психологических факторов. / Алманах современной науки и образования. №6 (13), 2010. Тамбов, Изд-во «Грамота». стр. 113-115.
  6. Полянская Е.А. Использование системной модели управления в переподготовке по специальности «Психология управления персоналом». /Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития России в условиях преодоления глобального кризиса. Изд-во МГУ. 2010, стр.120-122
  7. Самоукина Н.В. Управление персоналом. Российский опыт.-СПб.:Питер,2003.-236с.

  8. Чепусов Александр Адаптация на новом месте работы./-«Работа сейчас» № 28(28) от 30 декабря 2002г
  9. http://enbv.narod.ru/text/Econom/maslov/str/10.html
  10. http://cerebral-asymmetry.narod.ru/Leutin.htm
  11. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=382
  12. http://slovari.yandex.ru/~книги/Психофизиология/Адаптивность
Основные термины (генерируются автоматически): группа, экспертная оценка, мотивационная сфера группы, организационная культура, профессиональное поле.

Похожие статьи

Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период прохождения студентами практики: пути совершенствования

Изменение образовательной парадигмы учителя в условиях перехода к реализации ФГОС

Экспериментальная оценка педагогической системы готовности сотрудников организации к управлению конфликтом в процессе корпоративного образования

Профилактика суицидального поведения осужденных в профессиональной деятельности социального работника пенитенциарной системы

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности

Проблемы управления конфликтной ситуацией в среде медицинских работников

Особенности восприятия организационной культуры вновь принятыми сотрудниками в период первичной адаптации персонала

Формирование профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа посредством развития субъективных качеств личности

Влияние акцентуаций характера студентов вуза на выбор стратегий поведения в конфликте

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»

Похожие статьи

Взаимодействие учебного заведения и работодателя в период прохождения студентами практики: пути совершенствования

Изменение образовательной парадигмы учителя в условиях перехода к реализации ФГОС

Экспериментальная оценка педагогической системы готовности сотрудников организации к управлению конфликтом в процессе корпоративного образования

Профилактика суицидального поведения осужденных в профессиональной деятельности социального работника пенитенциарной системы

Формирование индивидуального имиджа подростков в процессе творческой деятельности

Проблемы управления конфликтной ситуацией в среде медицинских работников

Особенности восприятия организационной культуры вновь принятыми сотрудниками в период первичной адаптации персонала

Формирование профессионального самоопределения у студентов педагогического колледжа посредством развития субъективных качеств личности

Влияние акцентуаций характера студентов вуза на выбор стратегий поведения в конфликте

Психолого-педагогическая модель формирования готовности старшеклассников к преодолению ситуаций конфликтного общения в системе «учитель-ученик»