Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шкиль, И. Е. Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов / И. Е. Шкиль. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1729/ (дата обращения: 16.11.2024).

Проблема коммуникативной компетентности активно разрабатывается как в отечественной, так и зарубежной психологии. Л.А.Петровская, в последних своих работах, отождествляет понятия «коммуникативная компетентность» и «компетентность в общении», уточняя, что «компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче… предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции – и отстраненной, и близкой» [9, С. 151].

Ю.М. Жуков и П.В. Растянников разделяют взгляды Л.А.Петровской. В совместной работе они рассматривают коммуникативную компетентность и компетентность в общении как синонимы. Они предлагают следующее рабочее определение: «Коммуникативная компетентность – система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия» [6, С. 4].

Иной исследовательской позиции на природу коммуникативной компетентности придерживается Ю.Н. Емельянов. Он рассматривает ее как самостоятельное образование, которое существует в виде умений и навыков и «предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными (речевыми и неречевыми) средствами социального поведения» [3, С. 11]. К ее проявлениям относятся умение человека организовать так называемое «межличностное пространство» в процессе инициативного и активного общения с людьми. Источники приобретения коммуникативной компетентности – жизненный опыт, общая эрудиция и «специальные научные методы обучения общению», в частности тренинговые формы работы [3], [4].

Сходных научных взглядов придерживается Н.Н.Обозов, рассматривая коммуникативную компетентность как способность личности ориентироваться в различных ситуациях общения и эффективно взаимодействовать с окружающими, а также указывает на возможность ее развития. Большое значение для формирования коммуникативной компетентности имеют знания, чувственный опыт и рефлексивные способности.

Одним из перспективных направлений в психолого-педагогической работе по формированию у студентов коммуникативной компетентности мы считаем арт-технологии – обучение, осуществляемое при помощи средств художественного творчества. Оно хорошо тем, что не зависит от культурного опыта и социального положения, отличается особой «мягкостью» по сравнению с другими методами. Арт-технологии – это методы, использующие невербальный язык искусства для развития личности и дающие возможность контактировать с глубинными аспектами духовной жизни, с внутренней реальностью, складывающейся из мыслей, чувств, восприятий и жизненного опыта. Арт-технологии основываются на том, что художественные образы способны помочь человеку понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой.

В качестве самостоятельного направления в коррекционной работе арт-технологии начали развиваться в Великобритании и США с середины ХХ в. Они основываются на многообразии форм человеческого опыта и способов его отражения и различных моделях культурного и профессионального дискурса [7]. Арт-технологические методы и приёмы представляются относительно новым явлением, возникшим в результате объединения опыта арт-педагогов, искусствоведов и психоаналитиков [1].

По мнению В.Беккер-Глош, в основе современного определения арт-технологий лежит художественное творчество, связанное с действием трёх факторов: экспрессии, коммуникации и символизации [2, С. 42 – 58]. М.Либман трактует арт-технологии как использование средств искусств для передачи чувств и иных содержаний психики человека с целью изменения структуры его мироощущения [11]. Мы придерживаемся мнения Н.Д.Никандрова, который считает, что арт-технологии можно рассматривать как слияние творчества и коррекционной практики, как метод, направленный на реализацию скрытой энергии в результате творческого осмысления, тренировки, личностного роста, как воздействие на мотивационную, эмоциональную, адаптивную сферу [8].

В современном обществе арт-технологии имеют важное значение для социального развития личности и обладают следующими характеристиками: позволяют развивать ценные социальные навыки; связаны с оказанием взаимной поддержки членами группы и позволяют решать общие проблемы; дают возможность наблюдать результаты своих действий и их влияние на окружающих; позволяют осваивать новые роли и проявлять латентные качества личности, а также наблюдать, как модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с окружающими; повышают самооценку и ведут к укреплению личной идентичности; развивают навыки принятия решений.

Влияние арт-технологий на развитие коммуникативной компетентности IT-специалистов было выявлено в ходе исследования, экспериментальную выборку которого составили 112 студентов факультета информатики и вычислительной техники. В качестве методического инструментария выступили тесты «Оценка уровня общительности» В.Ф.Ряховского, «Оценка самоконтроля в общении» М.Снайдера, «Оценка коммуникативных умений», «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей». Указанные тесты выявляют компетентность испытуемых в различных ситуациях общения и сформированность умений, позволяющих осуществлять эффективную коммуникацию.

Мы протестировали участников экспериментальной группы до и после прохождения тренинговых занятий по формированию коммуникативной компетентности методами арт-технологий. На этапе констатирующего эксперимента тесты показали, что многие студенты имеют серьёзные проблемы в общении. Они некоммуникабельны, безынициативны, боятся перемен, необходимость новых контактов выводит их из душевного равновесия, заставляет нервничать. Обобщив результаты, мы пришли к выводу, что перед началом курса тренинга низкий уровень коммуникативных умений наблюдается у 37 участников тренинга (33%), средний – у 74 (66%), высокий уровень показал 1участник (0,008%).

При проведении формирующего эксперимента нами был разработан и апробирован тренинг, включающий курс разноплановых занятий методами художественных, танцевальных, музыкальных и голосовых арт-технологий. Концепция тренинга включает в себя четыре основополагающих компонента – содержательный, технологический, личностный и функциональный.

Содержательный компонент охватывает:

1)содержательную часть: спонтанное творчество с использованием элементов игры, музыки, танца, театрализации, драматизации;

2)концептуальную часть: фундаментальные потребности личности в самоопределении, самовыражении, самоактуализации, саморегуляции, самореализации; укрепление, реабилитация психологического здоровья; сохранение и развитие индивидуальности человека.

Технологический компонент включает в себя:

1)программно-методическое обеспечение: арт-технологии как метод практической работы со студентами;

2)процессуальную часть: организация работы (подбор участников, формирование групп, определение правил участия);выбор приёмов, форм, техник, упражнений; определение стратегий арт-технологического взаимодействия, управление групповыми процессами, рефлексивная деятельность; анализ групповой динамики, ретроспективное обсуждение, рефлексия результатов.

Личностный компонент охватывает характеристику субъекта арт-технологического процесса – ценностные ориентации, личностные особенности, индивидуальные особенности поведения, общения, социально-психологические особенности студентов.

Функциональный компонент предполагает индивидуализацию и социализацию студентов, в том числе – развитие коммуникативной компетентности.

Задача психолога, ведущего тренинг, заключается в помощи студенту в изживании его отрицательных переживаний, наполнении их положительными эмоциями, в реконструировании когнитивной сферы – правильной оценке возникающих в жизни затруднений, возвышении всего строя мыслей.

Задания и упражнения тренинга были направлены на формирование новых и улучшение имеющихся навыков социальной коммуникации: преодоление внутренних барьеров, раскрытие личностных особенностей, наблюдение результатов своих действий и т.д.

После прохождения тренинга участникам было предложено пройти повторное тестирование. По результатам эксперимента 98 (87,5)% участников тренинга продемонстрировали средний уровень коммуникативных способностей, 14 (12,5%) – высокий. Полученные данные убедительно свидетельствуют о том, что психологические арт-технологии успешно позволяют развивать коммуникативную компетентность личности.


Литература:
  1. Арт-терапия/ Под ред. А.И. Копытина. – СПб: Питер, 2001.

  2. Беккер-ГлошВ. // Международный журнал по арт-терапии «Исцеляющее искусство». – 1999. - №1. – С. 42 – 58.

  3. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. – 167 с.

  4. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. – М.: Просвещение, 1995. – 183 с.

  5. Жуков Ю.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: диссертация доктора психологических наук. – М., 2003. – 356 с.

  6. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М.: Изд-во Московского университета, 1991. – 96 с.

  7. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. – СПб: Питер, 2002.

  8. Никандров Н.Д. Духовные ценности и воспитание человека // Педагогика. - №4. – 1998. – С. 3 – 8.

  9. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Введение в практическую и социальную психологию. – М.: Смысл, 1999. – С. 150 – 166.

  10. Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. – М.: МГУ, 1982. – 168 с.

  11. Liebmann M. Art therapy for Groups: a handbook of themes, games and exercises. – Cambridge, Boston & London: SHAMBALA, 2003. – P. 40 – 46.

Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность, жизненный опыт, общение, различная ситуация общения, участник тренинга, художественное творчество.

Похожие статьи

Использование проблемно-диалогической технологии как средства формирования коммуникативной компетенции

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Роль аутентичных материалов в процессе формирования межкультурной профессионально-коммуникативной компетенции у студентов нефилологических специальностей

Практикоориентированные технологии как базовая составляющая компетентностного подхода

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций

Дистанционные технологии как платформа формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов-заочников технических специальностей вузов

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи

Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи

Похожие статьи

Использование проблемно-диалогической технологии как средства формирования коммуникативной компетенции

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Роль аутентичных материалов в процессе формирования межкультурной профессионально-коммуникативной компетенции у студентов нефилологических специальностей

Практикоориентированные технологии как базовая составляющая компетентностного подхода

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций

Дистанционные технологии как платформа формирования иноязычной социокультурной компетенции студентов-заочников технических специальностей вузов

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи

Функциональное моделирование информационной системы профессионального самоопределения

Психолого-педагогические аспекты эффективной коммуникации в студенческой группе

Анализ психологических особенностей коммуникативной сферы студенческой молодежи