Активность как ценное качество самоопределяющейся личности
Автор: Канаева Надежда Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психологические науки: теория и практика» (Москва, февраль 2012)
Статья просмотрена: 7544 раза
Библиографическое описание:
Канаева, Н. А. Активность как ценное качество самоопределяющейся личности / Н. А. Канаева. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 102-104. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1856/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема активности личности не является принципиально новой для психологической науки, однако её актуальность не вызывает сомнений.
Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно важное значение имеет активность самой личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и её изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности [2, с.67].
Активность личности характеризуется целенаправленностью, мотивацией, осознанностью, эмоциональностью, инициативностью и ситуативностью.
Активность соотносится с деятельностью, обнаруживает её динамичность, движение. Человеческая активность есть важнейшее качество личности, способность изменять окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами и целями (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).
По сути, любое психологическое образование личности, любые физиологические, психологические и социальные проявления человека связаны с феноменом активности. Изучение природы, механизмов зарождения, развития и проявления активности человека имеет исключительно важное значение для того, чтобы найти эффективные средства и пути, способствующие формированию активности личности, направленной на улучшении собственного благосостояния и благополучия общества.
Впервые вопрос об активности личности был поставлен австрийским психиатром З.Фрейдом – основоположником теории и практики психоанализа. Основные положения этой теории сводятся к следующему: источником активности человека являются инстинктивные побуждения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству. Это мир инстинктов, биологических и физиологических побуждений, влечений, бессознательных импульсов, природа которых, по мысли Фрейда, неизвестна и непознаваема. В основе его учения лежит биологическое начало в человеке[2, с.68].
Способность активно «выстраивать» собственное бытие, быть его субъектом, признаётся одной из центральных характеристик человека в рамках различных исследовательских направлений. Начиная с 80-х годов, в отечественной психологии значительно возрастает интерес к исследованиям проблемы активности. Изучается структура, динамика различных видов активности – познавательной, интеллектуальной, волевой активности, установки и активности (Лисина, 1982; Матюшкин, 1982). Исследования активности в системе её проявлений прослеживаются в интегративных концепциях индивидуальности человека (Ананьев, 1977; Абульханова, 1999), а также в психологии субъекта (Брушлинский, 1994)[6, с.3].
Разрабатывая проблему активности, современная психология опирается на идею об активном характере отражения, о происхождении – сознания из трудовой деятельности, о его ведущей роли в поведении и деятельности человека.
В психологии имеется богатый опыт теоретического и экспериментального изучения активности, который может стать основой современного рассмотрения проблемы внутренней активности личности.
Активность соотносится с такими понятиями, как «мотив», «воля», «действие». Рассуждая о соотношении понятий «активность» и «мотив», К.К. Абульханова-Славская отмечает: «Из арсенала внутренних характеристик личности особую роль в активности играют её мотивы… Активность, охватывая всю сферу социально-психологических взаимодействий личности, «представлена « совокупностью мотивов… В активности всегда представлена иерархия мотивов, их «первоочерёдность». А.Н.Леонтьев связывает активность с целенаправленным поведением и отмечает, сто осознаваемой она становится в результате « сдвига мотива на цель».
Исследования П.К. Анохина, И.А. Бернштейна подтверждают концепцию, согласно которой поведение человека понимается как изначально активное, а сам человек наделён способностью к сознательному выбору его форм.
Воля понимается как особая форма активности человека, включающая сознательную регуляцию. Подчёркивая особую роль воли в мотивационных процессах, С.Л. Рубинштейн писал: «В действительности всякое подлинно волевое действие является избирательным актом, включающим сознательный выбор и решение»[4, с.253].
Рассматривая соотношение «активности» и «деятельности» выделим два подхода. Один из них (А.Н. Леонтьев) рассматривает активность в рамках деятельности – как внутреннюю предпосылку её самодвижения. При этом категория деятельности редуцирует иные формы активности. Другой (С.Л. Рубинштейн) рассматривает активность как генеральную характеристику субъекта, как посредника между деяниями личности и требованиями общества, как характеристику взаимодействия систем или явлений, раскрывающую их способность к самодвижению, самоизменению и саморазвитию. Вместе с тем зачастую одни и те же авторы используют одно и то же понятие в «широком» и «узком» планах, меняя их логический объём и определяя одну категорию через другую. Исходя из этого, активность рассматривается в двух основных планах:
1) человек проявляет активность, в этом случае на первый план выходит качественная сторона данного феномена: формы и способы взаимодействия субъекта с миром, среди которых С.Л. Рубинштейн и А.В. Брушлинский называют предметную деятельность, познание, общение, созерцание и поведение;
2) человек «действует активно», и в этом случае акцент в понимании активности субъекта смещается к мере взаимодействия, к тому, как и насколько субъект проявляет активность в деятельности, познании, общении. Данный аспект акцентирует его количественную сторону феномена[5, с.8].
В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает в качестве активной стороны взаимодействия. Только в ранней юности благодаря новой ситуации развития актуализируется проблема самоопределения и профессионального становления, определяющая помыслы и переживания личности[6, с.9].
Разделение активности на внешнюю и внутреннюю носит условный характер, но это разделение позволяет рассмотреть вопрос о видах активности, которая по-разному может проявляться у тех или иных самоопределяющихся людей. Внешняя активность носит адаптивный характер, является отчуждённой, личностно-пассивной, в то время как внутренняя активность инициативна, способствует личностному развитию и продуктивна в высшем смысле этого слова.
Согласно исследованиям В.А. Петровского и А.Г. Асмолова можно выделить: надситуативную активность – готовность человека не только самостоятельно и осознанно совершать различные действия и поступки, но и стремится к новому, незапланированному в рамках уже осуществляемой деятельности, а также неадаптивную активность – готовность не только следовать к намеченной цели, но и конструировать новые, более интересные цели и смыслы уже в процессе своей деятельности[4, с.254].
Понятие «самоопределение» предполагает самостоятельность человека, где важную роль играет внутренняя активность самоопределяющейся личности. Само слово самоопределение означает активный поиск возможного развития личности, формирование себя как коллективного участника сообщества профессионалов. Это не кратковременное явление, а длительный процесс самопознания и саморазвития, неотъемлемый элемент становления специалиста-профессионала.
Важное значение профессиональное самоопределение имеет уже в школьные годы, особенно в старших классах. У старшеклассников в течение предшествующих лет развития складывается определённое отношение к различным областям труда, представление о ряде профессий, оценка своих возможностей и способностей. Подросток уже может ориентироваться в социально-экономических ситуациях, способен перебирать альтернативные варианты выбора профессии. На основе этого у него формируется состояние внутренней готовности к вступлению на путь профессионального обучения и дальнейшего личностного развития.
Профессиональное самоопределение уместно понимать как деятельность человека, принимающего то или иное решение в зависимости от его развития как субъекта труда. Таким образом, заключительным циклом профессионального самоопределения является его личностный профессиональный жизненный план (профессиональный старт).
Необходимым результатом деятельности по профессиональному самоопределению должно стать отчётливое осознание факта, что «профессию выбрал сам»[1, с.57].
Следует также отметить, что многое зависит от самой личности, от её отношения к профессиональному труду. Развитию специалиста способствует его профессиональный потенциал, который включает в себя образование, профессиональные знания и умения, общие и специальные способности, социально значимые и профессионально важные качества. Реализация потенциала зависит от многих факторов: биологической организации человека, социальной ситуации, характера профессиональной деятельности, активности личности, характера профессиональной деятельности, активности личности, её потребности в саморазвитии и самоактуализации. В профессиональном самоопределении большое значение также имеют социально-экономические условия, социально-профессиональные группы и активность самой личности. Субъективная активность человека определяется системой устойчиво доминирующих потребностей, мотивов, интересов, ориентаций, о чём упоминалось выше.
Движущими силами развития специалиста являются противоречия между усложняющимися требованиями профессионального труда и индивидуальным стилем, опытом и способностями. Основная движущая сила развития профессионала – внутриличностное противоречие между «Я-действующим» и «Я-отражённым». Переживания этого противоречия побуждает профессионала к поиску новых способов самоосуществления.
Вместе с тем ядром профессионального становления можно считать взаимодействие личности в профессии. В процессе освоения профессии и особенно выполнения профессиональной деятельности происходят структурные изменения и в личности работника, и в структуре самой деятельности, то есть профессионализация личности приводит к изменению характера и содержания профессии[3, с.35].
В связи с вышеизложенным, мы можем подчеркнуть, что активность сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром. Именно активность направляет личность на поиск своего места в мире, что отчётливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии. Активность направлена на социально-профессиональную адаптацию – освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретения профессионального опыта и в дальнейшем самостоятельное выполнение профессионального труда.
Литература:
Батаршев А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи. – М.: Издат.центр «Академия», 2009. – 192с.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 276с.
Зеер Э.Ф.Психология профессий. – М.: Академический Проект, 2005. – 336с.
Пряжникова Е.Ю. Профориентация. – М.: Изд.центр «Академия», 2005. – 496с.
Рослякова Е.Ю. Взаимосвязь видов активности субъекта жизнедеятельности в ранней юности// автореф.дис….канд.психол.наук. Ярославль, 2009. – 24с.
Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. – М, 1981.