Антиципирующая мотивация как основополагающий фактор формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий
Автор: Шурыгин Илья Николаевич
Рубрика: 4. Психология развития
Опубликовано в
международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июнь 2012)
Статья просмотрена: 395 раз
Библиографическое описание:
Шурыгин, И. Н. Антиципирующая мотивация как основополагающий фактор формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий / И. Н. Шурыгин. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 41-44. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2381/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современные социально-экономические преобразования в России вызвали существенную перестройку профессиональной сферы, приведя к психологической девальвации многих профессий, бывших ранее престижными и массовыми, и к размыванию соответствующих профессиональных слоев населения. Эти изменения совпали с широким внедрением в профессиональную сферу информационных технологий, которые унифицировали обучение и упростили технику исполнения профессиональных функций, ставших сходными для разных профессий. В совокупности эти изменения кардинально сдвинули приоритеты в проблематике исследования профессионалов. Более актуальным стало не формирование высшего уровня профессионального мастерства в одной профессии, а гибкий и психологически безболезненный переход из одной сферы труда в другую, или объединение двух, как ранее казалось, несовместимых сфер – инженера и менеджера, что сделало насущной эффективную реализацию уже имеющегося профессионального потенциала без утраты качества в быстро меняющихся условиях.
Необходимость разработки проблемы формирования профессионализма специалистов в области информационных технологий обусловлена повышением роли информационных технологий в жизни общества и возрастающей ролью информационно-технологического сопровождения деятельности различных предприятий и компаний. Это связано с необходимостью обработки больших потоков информации, ее систематизации, технического сопровождения данного процесса и требует от специалистов этого профиля особых профессиональных качеств и компетентности. Если теоретические разработки проблемы компетентности во многих отраслях практической деятельности (инженеров в области информационных технологий, менеджеров) уже осуществлены, то применительно к руководителям среднего звена в области информационных технологий они явно недостаточны. В то же время деятельность специалистов такого профиля имеет многофункциональный характер и требует наличия особых качеств профессиональной компетентности.
Деятельность руководителей среднего звена в области информационных технологий (инженеров-менеджеров) в большинстве случаев имеет интегративный характер, что обусловливает многосторонность развития их творческого потенциала. Это возможно при условии осознания специалистами необходимости постоянного саморазвития и самосовершенствования [4]. Основы развития таких качеств разработаны в акмеологии. Применение акмеологических подходов и принципов к анализу управленческой деятельности в области информационных технологий и психологии субъектов этой деятельности позволит решить ряд практических задач, связанных с оптимизацией процесса формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий.
Особое значение в формировании профессионализма руководителя среднего звена в области информационных технологий имеют мотивы профессиональной деятельности, рефлексия, прогностичность и антиципация [2]. В психолого-акмеологических исследованиях не раз подчеркивалось, что профессионально-личностное развитие означает изменение мотивационной сферы личности, в которой сильнее, чем раньше, начинают находить свое отражение общечеловеческие ценности, а также происходит возрастание умений прогнозировать, планировать, а затем осуществлять на практике именно те профессиональные действия, которые соответствуют сформировавшимся ценностям [3,4].
Профессиональные, деятельностные мотивы формируются постепенно, начиная с опережающих представлений о своей предстоящей профессиональной деятельности [1]. На начальном этапе вхождения в должность развитие антиципирующей мотивации является основополагающей в формировании специалиста-руководителя, определяя его последующую профессиональную реализацию и развитие наиболее значимых профессиональных качеств руководителя (таких, как прогностичность, рефлексию), которые взаимообразно влияют на внутренние стимулы развития потребности в самообразовании, саморазвитии и тесно связана с высоким уровнем творчества, с осознанием своих возможностей в профессиональной сфере управленческой деятельности [5].
Рассмотрение феномена развития антиципирующей мотивации руководителей среднего звена в области информационных технологий, его значения и роли в формировании профессионализма представляет собой актуальную проблему в ситуации современного преобразования российской действительности.
Состояние и степень разработанности проблемы. В современной психологической науке имеется большое количество работ, посвященных психологическим аспектам управленческой деятельности. В отечественной и зарубежной психологии существует традиция изучения психологии руководства коллективами и управления психологическими процессами (А.И. Китов, A.A. Свенцицкий, Л.И. Уманский), имеются достаточно надежные данные, свидетельствующие о влиянии личностных характеристик на успешность деятельности руководителя, его команды: предпочтения, система внутренних установок (К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, Д.П. Парыгин, В.Б. Уткин, П.Н. Шихарев); активная позиция руководителя, профессионализм (А.А. Деркач, О.Л. Жук, Э.Ф. Зеер, А.В. Костин, Л.Г. Лаптев, А.В. Макарова, С.Г. Молчанов, Е.Б. Перелыгина, Э.Э. Сыманюк и др.); лидерские качества, способность к стратегическому мышлению и планированию, (И.А. Зимняя, С.В. Зыгмантович, А.Н. Овчаренко и др.), коммуникативные способности (А.М. Павлова, Г. Селевко и др.), мотивация (Е.П. Ильин, В.С. Мерлин и др.), субъективные отношения личности (Б.Г. Ананьев, Б.Я. Басов, Ф. Занецкий, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Ш.А. Надирашвили, Г. Олпорт, М. Смит, У. Томас, С.Л. Франк, Д.Н. Узнадзе).
В последнее время существенный вклад в исследование комплексной проблемы формирования профессиональной сферы руководителя вносит акмеология. Особое значение в акмеологических исследованиях развития личности руководителя занимают вопросы профессиональной мотивации, которые привлекали внимание многих зарубежных (А. Адлер, Р. Альберти, Э. Берн, Дж. Вольпе, В. Вендланд, П. Ванцвайг, У. Джеймс, Ф. Зимбардо, Д.Дж. Либерман, А. Лазарус, А. Маслоу, Ф. Перлз, К. Роджерс, К. Рудестам, А. Сальтер, Дж. Смит, Э. Фром, Х.В. Хёфер, Э. Шостром, М. Эммонс, Р. Энтони и другие) и отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, Ф.Е. Василюк, В.И. Гарбузов, И.В. Дубровина, С.В. Ковалев, A.M. Прихожан, А. Прудченков, В.Г. Ромек, Т.А. Репина, Т.О. Смолева, Е.А. Серебрякова, A.B. Толстых и др.).
Особый интерес в контексте данного исследования имеют труды в области антиципации профессиональной деятельности и ее прогнозирования (И.Г. Батраченко, Г.Е. Журавлев, Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, В.Д. Менделевич, Л.А. Регуш, И.М. Фейгенберг и другие). Несмотря на весьма широкий спектр работ, посвященных исследованию управленческих компетенций и феномена формирования профессиональной мотивации руководителя, недостаточным, по-нашему мнению, является анализ проблемы формирования антиципирующей мотивации как проявления профессиональной сферы руководителей среднего звена в области информационных технологий. Особый интерес представляют в этом плане исследования психолого-акмеологических детерминант данного процесса.
Несмотря на внимание исследователей к указанной проблеме в ее решении пока еще не преодолены существенные противоречия между:
накопленными научными знаниями о профессиональном становлении инженеров-менеджеров и недостаточной изученностью роли антиципирующей мотивации в процессе профессионального становления руководителей среднего звена в области информационных технологий;
исследованиями структуры и содержания мотивации инженеров-менеджеров и отсутствием анализа специфики структуры и содержания их антиципирующей мотивации;
развитием психолого-акмеологических технологий работ, направленных на повышение реализации управленческого потенциала руководителей среднего звена и эффективности их профессиональной деятельности, и не использованием в рамках данных технологий механизмов по оптимизации формирования антиципирующей мотивации как проявления их профессиональной сферы.
Вышеизложенные противоречия, анализ психологической литературы позволили выделить проблему – определение психолого-акмеологических детерминант антиципирующей мотивации в формировании профессионализма руководителя среднего звена в области информационных технологий в условиях современных социально-экономических преобразований и существенной перестройки профессиональной сферы.
Несмотря на то, что в профессиональной сфере руководителей привлекаются новейшие технологии обеспечения управленческого процесса, внедряются инновации в области менеджмента и маркетинга профессиональных услуг, привлекаются информационные средства изучения стратегии развития отдела, однако недостаточно внимания уделяется процессу внедрения новых способов и средств управления небольшим коллективом в условиях развития информационно-технологического общества. Отсюда ряд недостатков: инженеры-менеджеры не всегда в полной мере представляют себе специфику своей профессиональной управленческой деятельности, антиципирующая мотивация инженеров-менеджеров не полностью соответствует актуальным (реальным) профессиональным мотивам, у них нередко наблюдаются случаи неадекватных антиципирующих представлений о своей профессии, наблюдаются случаи разочарования и отказа от руководящей должности и даже смены профессии.
Объектом исследования является формирование профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий.
Предметом исследования выступает развитие антиципирующей мотивации в формировании профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий.
Цель исследования — выявить роль антиципирующей мотивации в процессе формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий; разработать психолого-акмеологическую модель ее развития и апробировать ее в ходе тренинговой работы.
Реализация поставленной цели потребовала решения следующих задач:
Исследовать антиципирующую мотивацию в процессе формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий как психолого-акмеологическое понятие.
Разработать модель формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий.
Выявить психолого-акмеологические детерминанты развития антиципирующей мотивации как основополагающего фактора в процессе формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий.
Определить стратегии реализации психолого-акмеологической модели развития антиципирующей мотивации как основополагающего фактора в процессе формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий.
Реализовать модель развития антиципирующей мотивации как основополагающего фактора в процессе формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий в тренинговой работе и проанализировать полученные результаты.
В качестве гипотезы исследования были выдвинуты следующие предположения: процесс развития антиципирующей мотивации в процессе формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий будет более эффективным при:
- овладении когнитивными, ценностными и личностными стратегиями реализации антиципирующей мотивации руководителей среднего звена в области информационных технологий;
- создании необходимых психолого-акмеологических условий (внешних и внутренних) и факторов (объективных, субъективных, специальных);
- реализации стратегий развития антиципирующей мотивации руководителей среднего звена в области информационных технологий посредством специально организованной тренинговой работы.
Методологической основой исследования выступают общие и специальные методологические принципы акмеологического исследования: комплексный (Б.Г. Ананьев), системный (А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов и др.), компетентностный (О.С. Анисимов, Е.Н. Богданов, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Н.В. Кузьмина, В.А. Пономаренко, И.Н. Семенов, Е.А. Яблокова и др.) и подходы; психологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и др.); теория развития личности как субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский и др.); принципы психологического детерминизма и развития (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анцыферова, A.B. Брушлинский, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн и др.); системно-синергетического подхода к изучению личности (А.Г. Асмолов, В.А. Барабанщиков, Ф.Е. Василюк, Э.Н. Гусинский, А.Н. Леонтьев, В.И. Слободчиков, В.Д. Шадриков и др.).
Теоретической основой исследования стали положения классических и современных теорий и подходов к рассмотрению феномена развития ценностно-смысловой сферы личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, A.B. Брушлинский, Л.Ф. Вязникова, A.A. Деркач, Д.А. Леонтьев, А. Маслоу, В.Д. Ольшанский, И.Г. Петров, С.Л. Рубинштейн, A.B. Серый, В. Франкл, В.А. Ядов и др.); теоретические исследования, раскрывающие психологию мотивации в контексте мотивов трудовой деятельности и профессионального развития, отношения человека к труду (В.Г. Асеев, С.Б. Каверин, В.И. Ковалев, И.Г. Кокурина, Р.Л. Кричевский, А.К. Маркова, С.Г. Москвичев, В.Д. Шадриков, А.Г. Шмелев, В.А. Ядов, П.М. Якобсон и др.); исследования влияния профессиональной деятельности на формирование личности (Б.Г. Ананьев, М.Я. Басов, A.A. Бодалев, С.А. Дружилов, Э.Ф. Зеер, Л.Н. Корнеева, Ю.П. Поваренков, Н.С. Пряжников, В.Д. Щадриков и др.); работы отечественных и зарубежных психологов, раскрывающих механизмы антиципационных и прогностических процесов (И.Г. Батраченко, Б.Ф. Ломов, В.Д. Менделевич, Л.А. Регуш, Е.А. Сергиенко, Е.Н. Сурков, И.Т. Фейгенберг и др.).
В качестве методов исследования применялись: теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных; эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, опрос, тестирование, методы проективной психодиагностики, контент-анализ) с использованием целого ряда методик (методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (№105); опросник «Способность к прогнозированию» Л.А. Регуш; «Южнокалифорнийский тест легкости и гибкости мышления» Дж. Гилфорда (ARP), методика изучения ценностных ориентаций Рокича, тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Д.А. Леонтьева, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири, методика диагностики доминирующего стиля руководства И.Д. Егорычевой, авторский опросник «Психологические факторы антиципирующей мотивации»).
Полученные в ходе исследования данные были подвергнуты W статистическому, факторному анализу с применением пакетов программы SРSS-13 (корреляционный анализ по Спирмену; анализ различий по критерию Крускала-Уоллеса; сравнительный анализ распределений по критерию Хи квадрат).
В целом, полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы:
Антиципирующая мотивация руководителей среднего звена в области информационных технологий – это процесс и результат развития у субъекта профессиональной деятельности системы опережающих побуждений на основе прогнозирования представлений о предстоящей деятельности, ее целях, ценностях, смыслах и выполняемой роли в изменяющейся профессиональной сфере, способствующий профессионально-личностному развитию субъекта управления.
Структура антиципирующей мотивации профессионального становления руководителей среднего звена в области информационных технологий определяется как интегральная личностно-профессиональная характеристика руководителя и включает три взаимосвязанных блока: процессуально-технологический блок (антиципация представлений о профессиональной деятельности руководителя среднего звена в области информационных технологий); ценностно-смысловой блок (предвосхищение ценностей и смысла управленческого труда); личностно-поведенческий блок (прогнозирование готовности к управленческой деятельности в роли инженера-менеджера через соотнесение образа «Я» с образом «профессиональное Я», «Я руководитель»).
Психолого-акмеологическая модель формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий, включающая диагностический, проективный, содержательный, технологический блоки; структурные компоненты (личностный, социальный, деятельностный); стратегии развития антиципирующей мотивации; психолого-акмеологические условия и факторы развития антиципирующей мотивации; тренинг развития антиципирующей мотивации и составляющие его блоки и модули.
Развитие антиципирующей мотивации руководителей среднего звена в области информационных технологий формируется в процессе овладения руководителями стратегий реализации, представленных тремя основными группами: 1) «когнитивные» – стратегии, направленные на понимание технологичной среды и отбора информации: определение технической проблемы, отбор средств и методов для решения проблемы, технический анализ ситуации, прогнозируемость управленческих действий, обеспечение материально-технической базы. 2) «ценностные» – стратегии, направленные на формирование ценностно-смысловой сферы управленческой деятельности: иерархия ценностей руководителя, способы и методы отбора мотивационно-ценностных предпочтений управленческой деятельности, определение целей и задач управленческой деятельности. 3) «личностные» – стратегии, направленные на обеспечение процесса формирования профессионализма руководителя: профессионально-личностное развитие, саморефлексия, развитие прогностичности, повышение квалификации как вида профессионального обучения, обучение кадрового резерва.
Психолого-акмеологическими условиями развития антиципирующей мотивации в процессе формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий являются: внешние (адекватная репрезентация противоречий профессиональной и управленческой деятельности, использование методов имитационного моделирования в профессиональной управленческой деятельности, создание условий для осуществления личностно-профессионального развития и саморазвития, наличие благоприятной акмеологической среды, использование и совершенствование необходимой инфраструктуры) и внутренние (постоянное самообразование, развитие акмеологических инвариант профессионализма, выработка наиболее эффективного стиля руководства).
На развитие антиципирующей мотивации в процессе формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий влияют специальные факторы (прогностичность, креативность, склонность к риску).
Тренинг развития антиципирующей мотивации в процессе формирования профессионализма руководителей среднего звена в области информационных технологий включает блоки, направленные на развитие способностей, связанных с наблюдательностью, восприимчивостью и сензитивностью в профессионально-управленческой деятельности, реализацией творческого потенциала у инженеров-менеджеров, апробированием антиципирующих мотивов профессионально-управленческой деятельности, обеспечением профессионально-личностного развития.
Литература:
Деркач А.А. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000, – 124 с.
Куликова Е.В. Акмеологические критерии, показатели и уровни развития профессиональной компетентности кадров управления. М.: МААН, 2005. – 21 с.
Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. – М., 1971.
Платонов К.К. Концепция динамической функциональной структуры личности / Психология личности в трудах общественных психологов. Сост. Куликов Л.В. – СПб.: Питер, 2000, с.119-130.
Фонарев А.Р. Психология личностного становления профессионала. М.: Флинта, 1998. 178 с.