Исследование сформированности психомоторных навыков старших дошкольников с СДВГ
Автор: Ларионова Ольга Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июнь 2012)
Статья просмотрена: 2185 раз
Библиографическое описание:
Ларионова, О. А. Исследование сформированности психомоторных навыков старших дошкольников с СДВГ / О. А. Ларионова. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 77-81. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2445/ (дата обращения: 16.11.2024).
- Улучшение физического и психического состояния детей – важные предпосылки для осуществления активной творческой и производственной деятельности подрастающего поколения (Безруких М.М., 1996; Месяц Г.Л., 1995; Дубровина И.В. и соавт., 2002).
Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на "рельсы" школьного возраста, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала [1, 3, 4].
-
В
силу этого одной из важных задач практической психологии, детской
неврологии и прикладной психофизиологии является своевременная
комплексная диагностика пограничных форм нервно-психической
патологии, составляющих 80% всех случаев психических болезней (Исаев
Д.Н., 1982; Лебединский В.В., 1985; Волошин В.М., 2001). И особое
место в структуре пограничных состояний у детей занимает синдром
дефицита внимания с гиперактивностью (Ковалев В.В., 1995; Шевченко
Ю.С.,1997; Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2002; Сиротюк А.Л.,
2003; Грибанов А.В. и соавт., 2004).
- В фокусе научных проблем СДВГ концентрируются интересы различных специалистов – психологов, неврологов, педиатров, дефектологов, и проблема детской гиперактивности становится областью интенсивных междисциплинарных исследований, включая возрастную, клиническую специальную психологии и психофизиологию (Александровский Ю.А., 1993, Личко А.Е., 1983; Шевченко Ю.С., 1997; Абрамова Г.С., 2000; Заваденко Н.Н., 2001). И поэтому изучение и коррегирование проявлений синдрома дефицита внимания с гиперактивностью с учетом комплекса психологических и психофизиологических исследований интегральной индивидуальности нормально развивающегося ребенка и ребенка с нарушениями развития является актуальной [2, 5, 6,10].
Нами была выдвинута рабочая гипотеза о том, что целенаправленное воздействие арттерапии (использующая и влияющая на моторную сферу ребенка во всем её многообразии) на психические процессы по средствам применения специальных методик позволит стимулировать созревание этих процессов, повысить уровень их развития и смягчить проявления синдрома гиперактивности.
Моторная деятельность в дошкольном возрасте проявляется как естественная биологическая потребность. Ее функциональное значение заключается в стимулировании развития всех функций организма ребенка. Известно, что уровень развития двигательных функций зависит от ряда биологических и социальных факторов. Их связь с биологией организма определяется анатомо-физиологическим обеспечением этих функций. В то же время на уровень развития двигательных функций оказывают влияние социальная среда и состояние работы по коррекционному воздействию на психомоторику в дошкольных учреждениях. Вот почему знание исходного уровня моторных возможностей детей является необходимым условием успешной работы в данном направлении [4, 8].
На основе проведенного многоаспектного анализа литературы нами были выделены подходы исследователей к пониманию психомоторики как основы двигательных способностей. Установлено, что они обеспечивают эффективное управление движениями на основе точного самоконтроля и саморегуляции [6, 7, 8]. Аналитический обзор литературы позволил нам выделить в качестве приоритетного такое понимание формирования способностей, под которым понимается активный психолого-педагогический процесс, направленный на диагностику уровня и структуры психомоторных задатков и развитие компонентов общих и специальных способностей к определенной двигательной деятельности (Е.П. Ильин, 1983; Л.А. Венгер, 1984; Д.Б. Богоявленская, 2002; В.П. Озеров, 2002 и др.).
Уровень общего моторного развития детей определялся нами по результатам выполнения контрольных упражнений из раздела "Физическое воспитание" Программы воспитания и обучения в детском саду. Они были следующими:
– бег на 30 м со старта. Время прохождения дистанции характеризовало уровень овладения навыком бега, а так же развитие качества быстроты и определялось в секундах;
– прыжок в длину с места. Проводился по общепринятой методике. Засчитывался лучший результат из трех попыток. Он характеризовал уровень развития скоростно-силовых качеств, координационных способностей и степень овладения навыком прыжка. Результат определялся в сантиметрах;
– прыжок вверх с места. Проводился по методике, предложенной Абалаковым. Засчитывался лучший результат из трех попыток. Он характеризовал степень овладения навыком прыжка, уровень развития скоростно-силовых качеств координации движения. Результат определялся в сантиметрах;
– метание теннисного мяча (80 г) на дальность правой и левой руками. Засчитывался лучший результат из трех попыток для каждой руки. Результат задания характеризовал развитие скоростно-силовых качеств, степень овладения навыком метания и определялся в метрах.
Для исследования произвольной моторики мы использовали отдельные методики "шкалы моторной одаренности" Н.И. Озерецкого (1928). Детям предлагались задания на реципрокную координацию, проба на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь», проба «пересчет пальцев», проба на пальцевой гнозис и праксис, исследование артикуляционного праксиса, пробы Хеда. Они позволяют дать комплексную, достаточно дифференцированную характеристику моторной сферы в целом.
Нами было проведено исследование показателей двигательной подготовленности и психомоторных навыков детей 7-го года жизни с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью, имеющих дизартрические нарушения (экспериментальная и контрольная группа) и их сверстников из массового детского сада в начале и конце периода коррекции с использованием методик арттерапии [9].
По всем показателям двигательной подготовленности перед началом коррекционного воздействия результаты в экспериментальной и контрольной группах статистически достоверно не отличались. Хотя результаты в экспериментальной группе были выше, чем в контрольной группе, в беге на 30 метров со старта (на 0,2 с), в челночном беге (0,3 с), в прыжках в длину с места (на 1,8 см) (таблица 1), но эти отличия статистически не достоверны (p > 0,05).
Таблица 1
Результаты показателей двигательных навыков до и после коррекции у дошкольников с СДВГ
Показатели (единица измерения) |
Период |
Группа |
Достоверность различий (р<0,05) |
|
Экспериментальная |
Контрольная |
|||
N= 23 X + m |
N= 21 X + m |
|||
Бег 30 м (с) |
Начало |
9,40+ 0, 16 |
9,60+ 0,37 |
> |
Конец |
8,70+ 0, 14 |
9,14+ 0,17 |
< |
|
Достоверность различий (р<0, 05) |
< |
< |
|
|
Челночный бег (с)
|
Начало |
8,20+ 0, 14 |
8,50+ 0,24 |
> |
Конец |
7,36+ 0, 19 |
7,85+ 0,15 |
> |
|
Достоверность различий (р<0, 05) |
< |
< |
|
|
Прыжок в длину (см) |
Начало |
86, 7+ 3, 14 |
84,9+ 5,14 |
> |
Конец |
94,2+ 3, 50 |
86,7+ 3,23 |
< |
|
Достоверность различий (р<0, 05) |
< |
> |
|
|
Прыжок вверх с места (см) |
Начало |
23,1+ 0, 47 |
23,9+ 0,79 |
> |
Конец |
27,0+ 0, 57 |
26,3+ 0,89 |
< |
|
Достоверность различий (р<0, 05) |
< |
< |
|
|
Метание теннисного мяча вдаль (м) |
Начало |
6,08+ 0, 32 |
6,06+ 0,54 |
> |
Конец |
7,18+ 0, 07 |
6,98+ 0,13 |
< |
|
Достоверность различий (р<0, 05) |
< |
> |
|
В беге на 30 м результаты улучшились в среднем на 0,7с (р < 0,05), а в "челночном" беге – на 0,84с (р < 0,05). В контрольной группе статистически достоверные положительные изменения отмечаются в беге на 30 м – на 0,46 с, (р < 0,05), в "челночном" беге – на 0,75 с, (р < 0,05), в прыжках вверх с места – на 2,4 см (р < 0,05). Незначительные изменения статистически не достоверны (р > 0,05) произошли в прыжках в длину с места, в метании теннисного мяча на дальность.
Анализ исходных данных позволяет отнести преобладающее качество результатов по большинству заданий к среднему уровню. В экспериментальной группе в отдельных случаях эта цифра колеблется от 60,2% в прыжках в длину с места до 83,9% в беге на 30 м., в контрольной группе – от 58,9% в прыжках в высоту до 80,7% в метании теннисного мяча.
Исследование уровня развития психомоторики позволило выявить в ходе констатирующего эксперимента существенные расхождения между детьми с СДВГ, имеющих дизартрические нарушениях, и их нормально развивающимися сверстниками. Дети с СДВГ на низком уровне выполняют такие задания, как воспроизведение последовательности движений, звуковых и графических ритмов, затрудняются при воспроизведении временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), практически не способны к автоматизации речевых рядов.
Исследуя данную группу функций, мы использовали следующие задания: рядоговорение (цифровые ряды), воспроизведение звуковых ритмов из 3 – 6 ударов с разными интервалами, проба "Кулак – ребро – ладонь" и др.
Эксперименты показали, что дети с СДВГ достоверно отстают от нормально развивающихся детей при выполнении всех заданиях. Наиболее часто у них встречается слабость автоматизации речевых рядов (64 %), в воспроизведении звуковых ритмов (66 %) и затруднения в воспроизведении серий движений (59 %).
Нарушение воспроизведения звуковых ритмов свидетельствует как о недостаточном развитии слухового анализатора (на этапе анализа предъявления образца), так и об особенностях функционирования моторных систем (на этапе воспроизведения). Частота же сочетания низких результатов в воспроизведении ритмов с отставанием в пробе "Кулак – ребро – ладонь" служит косвенным показателем той роли, какую играет недостаточность моторики в данном нарушении.
Дефицит тех или иных сукцессивных функций, по нашим наблюдениям, встречается в среднем у 65 % детей с СДВГ (таблица 2).
Таблица 2
Число детей с СДВГ и нормально развивающихся детей, справившихся с сукцессивными заданиями
Вид задания |
Дети с СДВГ (n = 44) |
Дети с нормальным развитием (n = 30) |
||
n |
% |
n |
% |
|
Цифровые ряды |
16 |
36 |
26 |
87 |
Ритмы |
15 |
34 |
29 |
97 |
Проба "Кулак – ребро – ладонь" |
18 |
41 |
28 |
93 |
Проба Хеда (речевой вариант) |
15 |
34 |
28 |
93 |
Проба Хеда (наглядный вариант) |
12 |
27 |
20 |
67 |
Наши исследования свидетельствуют о том, что у подавляющего числа детей с СДВГ, которому сопутствует псевдобульбарная дизартрия различной степени выраженности, имеются признаки общего недоразвития речи. Как правило, они в полном объеме понимают обращенную к ним речь и пользуются развернутыми фразами. В 86% случаев обнаруживаются нарушения звукопроизношения. У 56% детей в речи встречаются аграмматизмы в виде неправильного согласования слов в предложении и искажении падежных окончаний. Довольно часто наблюдаются затруднения в поиске нужного слова при назывании предмета или понятия, заведомо известного ребенку. Это вызвано инфантильно – астеническими расстройствами памяти, описанными С.С. Мнухиным. Словарный запас при СДВГ ограничен в объеме, причем активный в большей степени, чем пассивный. У большинства детей (86%) выявлены выраженные затруднения в фонематическом анализе (таблица 3).
Нарушения произвольной речевой моторики коррелирует с выраженностью нарушений звукопроизношения у детей с СДВГ и свидетельствуют о дисфункции или незрелости теменно-центральных отделов коры [6].
Таблица 3
Распространенность нарушений речевой моторики и устной речи у детей с СДВГ и нормально развивающихся сверстников
Вид нарушения |
Группа |
|||
Дети с СДВГ (n = 44) |
Дети с нормальным развитием (n = 30) |
|||
Кол – во |
% |
Кол – во |
% |
|
Нарушение артикуляционного праксиса |
38 |
86 |
6 |
20 |
Общее недоразвитие речи |
42 |
95 |
- |
- |
Для разработки содержания и методики коррекционной работы по смягчению проявлений патологического состояния и развитию дефицитарных функций для старших дошкольников с СДВГ, имеющих дизартрические нарушения, с целью повышения уровня развития психических процессов большой интерес представляют значения взаимозависимости между показателями, характеризующими уровень развития интеллектуальных и психомоторных навыков. Значение таких взаимосвязей позволяет уточнить содержание и методику разработанных средств, более целенаправленно воздействовать на психические процессы, что, в свою очередь, будет способствовать более эффективному повышению их уровня.
С целью выявления зависимости между уровнем развития психомоторики и уровнем развития устной речи был разработан ранговый коэффициент корреляции по Спирмену. Выявленные зависимости иллюстрируются следующей матрицей корреляции (таблица 4).
Значимые связи установлены между показателями, характеризующими уровень развития психомоторики и звукопроизношения.
Проведенное исследование показало, что уровень развития психомоторики имеет взаимообусловленную связь с уровнем развития звуковой стороны речи. Это, очевидно, связано с тем, что развитие любого двигательного качества связано, с одной стороны, с совершенствованием его периферических механизмов, а, с другой стороны – с развитием центральных механизмов, среди которых ведущую роль играет состояние его связей с другими отделами мозга.
Таблица 4
Взаимосвязь между показателями психомоторных и речевых навыков
Психомоторные навыки |
Звукопроизношение |
Задание Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию |
0, 523 |
Проба на динамический праксис "Кулак-ребро-ладонь" |
0, 487 |
Пробы Хеда на пространственную организацию движений |
0, 610 |
Артикуляционный праксис |
0, 736 |
В развитии психомоторики наиболее выражено значение процессов, уровень совершенствования которых, в преимущественной мере, определяется работой центральной нервной системы, что, очевидно, и детерминирует выявленные связи.
Проведенный сравнительный анализ уровня развития психомоторики и сформированности звукопроизносительной стороны речи детей позволил установить следующее: чем ниже уровень развития психомоторики, тем менее сформированными оказываются психические процессы.
Очевидно, зрелость психомоторных функций является фактором, обусловливающим более быстрое созревание психических процессов, что говорит о необходимости организации коррекционного воздействия не только на двигательные способности детей, но и на включение в содержание педагогической работы таких средств и методов, которые бы способствовали целенаправленному развитию психических процессов.
Таким образом, проблема повышения уровня развития психических процессов у старших дошкольников с СДВГ предполагает изучение и использование научных данных о факторах, влияющих на их развитие. Особенно это касается двигательной активности детей, ведущая роль которой в психическом и моторном развитии ребенка общепризнанна.
Вместе с тем, многие вопросы, касающиеся взаимосвязи моторной сферы и уровня развития психических процессов, не нашли должного отражения в исследованиях. Недостаточное изучение этого вопроса оставляет проблему повышения уровня развития психических процессов средствами арттерапии на уровне эмпирических представлений, и это создает условия для эффективного использования огромных возможностей искусства и сглаживанию проявлений синдрома гиперактивности. Предпринятое с этой целью исследование позволило выявить, что:
- 86% детей с СДВГ, которому сопутствуют дизартрические нарушения, седьмого года жизни имеют низкий уровень развития психомоторики;
- уровень развития звукопроизношения в наибольшей степени имеет связь с координационными и ритмическими способностями, следовательно, их совершенствование является одним из приоритетных направлений в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими СДВГ в сочетании с псевдобульбарной дизартрией;
- используя методики арттерапии в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими СДВГ в сочетании с псевдобульбарной дизартрией, можно смягчить проявления данного нарушения развития, повысить уровень развития дефицитарных психических функции, тем самым осуществляя более качественную подготовку данной категории детей к школьному обучению в массовых условиях. Литература:
Антропова, М.В. Реакция основных физиологических систем организма детей 6 – 12 лет в процессе адаптации к учебной нагрузке / М.В. Антропова // Физиология человека. – М., 1983. – Т. 9. – № 1. – С. 18-24.
- Брязгунов, И.П., Касатикова Е.В. Непоседлевый ребёнок. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. – 96с.
Вавилова, Е.Н. Исследование средств и методов воспитания двигательных качеств у детей дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.Н. Вавилова. – М., 1971. – 21 с.
Вильчковский, Э.С. Исследование формирования основных двигательных навыков у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: автореф. дис. … канд. пед. наук / Э.С. Вильчковский. – Харьков, 1965. – 20 с.
Грибанов А.В., Волокитина Т.В., Гусева Е.А., Подоплекин Д.Н. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. – М.: Академический Проект, 2004. – 176с.
- Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 112с.
Мастюкова Е.М. Клиническая диагностика в комплексной оценке психомоторного развития и прогноза развития детей с отклонениями в развитии //Дефектология.-1996.-№5. – С.3-7.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М.: Владос, 1997. – С.303.
Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. – М.: Академия, 2001. – 246 с.
- Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2002 (Серия «Практическая психология»). – 128с.