Развитие интегральной индивидуальности акцентуированных личностей средствами психолого-педагогических технологий
Автор: Еньшина Юлия Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Современная психология» (Пермь, июнь 2012)
Статья просмотрена: 500 раз
Библиографическое описание:
Еньшина, Ю. А. Развитие интегральной индивидуальности акцентуированных личностей средствами психолого-педагогических технологий / Ю. А. Еньшина. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/34/2486/ (дата обращения: 16.11.2024).
Интегратизм как восхождение от простого к сложному в познании психической реальности создает благоприятную почву для решения крупных научных проблем. Он зародился в недрах редукционизма, длительное время безраздельно господствующего в науках о человеке и оставившего в них глубокий след. До сих пор в педагогической психологии царит дух редукционизма, преодоление которого оказывается под силу новому новаторскому научному направлению – интегратизму [1].
В психологической науке сформировались разные подходы к познанию проблемы индивидуальности. Однако в последнее время все большую популярность приобретает системный подход. Ход развития современного научного знания и общественной практики привел к необходимости рассматривать сложные явления действительности, каким является индивидуальность человека, как системно организованные объекты и явления.
В последнее время, особую научную значимость, включающую достижения системного изучения человека, получила теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина [2].
В настоящее время опубликованы многочисленные работы по проблемам исследования интегральной индивидуальности. Однако, проблема развития интегральной индивидуальности акцентуированных личностей, и в теоретическом, и в практическом планах остается недостаточно изученной [3].
Восполнить данный пробел, по нашему мнению, позволит изучение и экспериментальная проверка психологических механизмов развития интегральной индивидуальности, разработка на основе полученных данных программы развития интегральной индивидуальности, что будет способствовать решению многих проблем, обусловленных противоречиями между:
объективными требованиями современной социально-экономической ситуации, требующей всестороннего развития личности и недостаточным научным обоснованием и методическим обеспечением психолого-педагогических условий оптимизации процесса развития индивидуальности;
представлением об индивидуальности как специфическом интегральном явлении, зависящим от полноценной реализации психологических возможностей, и недостаточной изученностью психологических механизмов развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей;
необходимостью создания продуктивных и эффективных программ развития индивидуальности акцентуированных личностей и необходимостью научно-теоретического обоснования таких программ;
современными требованиями к коммуникативной культуре людей, их адаптивности и потенциальными возможностями акцентуированных личностей.
Данные противоречия определили проблему исследования, которая заключается в поиске оптимальных механизмов развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей. Данная проблема определила тему исследования: «Психологические механизмы развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей».
Актуальность исследования состоит в том, на современном этапе развития общество предъявляет отдельному его члену весьма высокие требования. Современный человек должен уметь эффективно общаться и взаимодействовать с широким кругом людей, обладать высокой стрессоустойчивостью, умением быстро находить верные решения, сочетать в себе наиболее ценные на данном этапе общественного развития личностными качествами, такими как толерантность, коммуникабельность, конкурентоспособность, компетентность и т.д. Однако данная ситуация, в силу бесконечного многообразия человеческих индивидуальностей, ставит далеко не всех людей в равные условия. В таких неравных условиях могут оказаться личности, имеющие акцентуации. Воздействуя на область наименьшего сопротивления, какая-либо стрессовая ситуация способна привести к нарушению психического равновесия акцентуированных личностей. При большой выраженности, акцентуации накладывают отпечаток на личность и могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности, и запуская тем самым процесс социальной дезадаптации.
Одним из методов психологической помощи, который может быть реализован в данной ситуации, по нашему мнению, является развитие интегральной индивидуальности у этой категории лиц, что обусловит их более успешную адаптацию в социуме.
Целью нашего исследования является определение и экспериментальная проверка психологических механизмов развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей.
Научная новизна исследования заключается в том что:
впервые с позиций системного подхода исследуются развитие интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей;
изучены потенциальные возможности развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей как фактор повышения их адаптивности в социуме.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в анализе интегральной индивидуальности как фактора повышения адаптивных возможностей акцентуированных личностей и экспериментальной проверке психологических механизмов развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей; разработке программы развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей, которая может быть использована в работе педагогов-психологов и психологов-практиков.
Исследование проводилось на базе Северо-Казахстанского государственного университета им. М. Козыбаева. Испытуемыми выступили студенты и магистранты ВУЗа. С целью исследования акцентуаций характера был использован опросник Леонгарда-Шмишека. Далее по результатам констатирующего эксперимента была сформирована выборка (46 человек: контрольная (23), экспериментальная (23)). Свойства нейродинамического уровня интегральной индивидуальности изучались с помощью личностного опросника Я. Стреляу (показатели 1-3). Для исследования свойств личностного методика МЛО (многоуровневый личностный опросник) А.Г. Маклакова, С.В. Чермянина (показатели 12-15). Исследование социально-психологического уровня интегральной индивидуальности проводилось с помощью методики К. Томаса (показатели 16-20).
Для организации формирующего этапа эксперимента использовалась программа развития интегральной индивидуальности. Теоретическая модель программы развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей представлена ниже в таблице.
Таблица
Теоретическая модель программы развития интегральной индивидуальности акцентуированных личностей
Ком-нт |
Критерий |
Содержание |
|
|
|
Эмоциональный |
|
|
|
|
|
Когнитивный компонент направлен на конструировании новых знаний, обсуждение различных точек зрения и сравнение их по разным критериям аргументации.
Эмоциональный компонент направлен на эмоциональное отреагирование ситуаций.
Поведенческий (деятельностный) компонент направлен совместное игровое имитационное моделирование отдельных аспектов профессионально – педагогической деятельности, на проектную работу в малых группах с последующей презентацией результатов этой работы.
Подчеркнем, что основная функция мероприятий, предусмотренных программой не изменить акцентуации, не «вылечить» личность, а помочь найти такие способы действий и операций, которые соответствовали бы его индивидуальным особенностям и способствовали развитию адаптивности, достижению гармонии и душевного равновесия.
Приоритетной формой для проведения формирующего эксперимента мы выбрали групповую, т.к., согласно данным Ю.А. Александровского, групповые методы достаточно перспективны при акцентуациях характера и психопатиях. Основное содержание занятий представляло собой совокупность тренингов и психотехнических упражнений, направленных на решение задач данной программы.
Формы работы на тренинге: ситуационно – ролевые игры, имитационные игры, групповая дискуссия, аналитическая работа в малых группах с последующей презентацией результатов, сравнительный анализ в парах, элементы арттерапии, тренинговые упражнения; методы трансактного анализа, обучение основным приемам самопомощи (аутогенная тренировка), методы позитивной психотерапии.
Основное содержание занятий представляло собой совокупность тренингов и психотехнических упражнений, направленных на решение задач данной программы. Формы работы: ситуационно – ролевые игры, имитационные игры, групповая дискуссия, аналитическая работа в малых группах с последующей презентацией результатов, сравнительный анализ в парах, элементы арттерапии, тренинговые упражнения; методы трансактного анализа, обучение основным приемам самопомощи (аутогенная тренировка), методы позитивной психотерапии.
В нашем исследовании мы предприняли попытку системного изучения развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей. В результате исследования выявлено, что:
1. Психологическими механизмами развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей являются оптимальное сочетание таких психолого-педагогических условий как: подбор упражнений, их количество, сочетание, форма проведения, а также само содержание занятий направленных на:
осознание ценности «Я», позитивных сторон своей индивидуальности;
осознание личностной стратегии поведения и особенности эмоционального реагирования, оценке степени их конструктивности в критических, стрессовых ситуациях;
расширение репертуара поведенческих стратегий в проблемных ситуациях, вызывающих состояние декомпенсации у акцентуированных личностей и созданию индивидуальных способов управления этими ситуациями;
– развитие адаптивности акцентуированной личности.
2. Программа развития интегральной индивидуальности выступает в качестве объективной детерминации деятельности и, приобретая личную значимость, выполняет функцию развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей.
3. Теоретическая модель программы развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий.
4. Развитие интегральной индивидуальности средствами программы приводит к качественной трансформации, развитию свойств интегральной индивидуальности акцентуированных личностей, благодаря последовательности соответствующих психолого-педагогических упражнений; первоочередное формирование когнитивного компонента, обретение опыта осознания ценности своего внутреннего мира, своей индивидуальности, закрепление новых форм поведения, способствующих адаптации, на основе достижений в познавательной и эмоциональной сферах.
5. Процесс развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей предполагает изменения на психодинамическом, личностном и социально-психологическом уровнях. Статистический анализ показал эффективность влияния программы на развитие интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей студентов.
Статистический анализ показал эффективность влияния программы на развитие интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей студентов.
Изменения в развитии интегральной индивидуальности акцентуированных личностей в экспериментальной группе после формирующего эксперимента обнаружились по показателям психодинамического, личностного и социально-психологического уровней интегральной индивидуальности, в общем по 10 показателям (50%). На нейродинамическом уровне статистически значимых изменений не произошло. На психодинамическом уровне ИИ изменения произошли по 3 показателям (37,5%): социальная эргичность (показатель 5) социальная пластичность (показатель 7) и социальная эмоциональность (показатель 11). На личностном уровне изменения затронули 3 показателя (75%): коммуникативные способности (показатель 13), моральная нормативность (показатель 14) и личностный адаптивный потенциал (показатель 15). Повысился уровень статистической значимости по показателю нервно-психической устойчивости. Социально-психологический уровень также подвергся значительным изменениям. Из 5 показателей статистически значимо изменились 4 (80%): соперничество (показатель 16), сотрудничество (показатель 17), компромисс (показатель 18), избегание (показатель 19).
Анализируя данные изменений можно судить о том, что когнитивно-ориентированная программа развития интегральной индивидуальности у акцентуированных личностей способствует:
повышению уровня потребности в социальных контактах; общительности, вовлеченности в социальную деятельность;
появлению склонности к разнообразию коммуникативных программ;
появлению определенной легкости вступления в социальные контакты;
повышению эмоциональности в коммуникативной сфере, определяющей более внимательное и чуткое отношение к оценкам, мнению окружающих людей;
развитию коммуникативных способностей участников формирующего эксперимента, ориентации на соблюдение общепринятых норм поведения;
повышению уровня личностного адаптивного потенциала, способности быстро вырабатывать стратегию своего поведения;
изменению стратегии межличностного взаимодействия, выбору таких стратегий как сотрудничество и компромисс, отказу от соперничества и избегания.
Разработанная программа развития интегральной у акцентуированных личностей может использоваться в работе педагогов-психологов и психологов-практиков, в деятельности психологического кабинета ВУЗа, в рамках воспитательной работы в учебном процессе, в группах психотренинга со студентами.
- Литература:
Боязитова И.В. Развитие возрастных структур интегральной индивидуальности в онтогенезе. Дис. ... канд. психол. наук. – Пятигорск, 2005. – 311 с.
Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды / Под ред. Е.А. Климова. – М.: «Модэк», 2009. – 544 с.
Белоус В.В., Боязитова И.В. Важнейшие проблемы психологии полиморфной индивидуальности // Вестник Уральского гуманитарного института. 2000. №1-2. С.41-47.