Комплексный подход организации психологического сопровождения работы с семьей в условиях ДДИ
Авторы: Ермолаева Елена Владимировна, Иванова Ирина Владимировна, Федосеева Ольга Александровна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
международная научная конференция «Психология: традиции и инновации» (Уфа, октябрь 2012)
Статья просмотрена: 517 раз
Библиографическое описание:
Ермолаева, Е. В. Комплексный подход организации психологического сопровождения работы с семьей в условиях ДДИ / Е. В. Ермолаева, И. В. Иванова, О. А. Федосеева. — Текст : непосредственный // Психология: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2012 г.). — Уфа : Лето, 2012. — С. 47-55. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/35/2730/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье поднимаются вопросы социально-психологического статуса семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, ее запросов и возможностей на примере исследования проведенного ДДИ «Южное Бутово». Рассматриваются профессиональные возможности и личностные особенности специалистов работающих в данной сфере.
Начало работы с семьей для наших специалистов в ДДИ «Южное Бутово» было обусловлено, возрастающими запросами родителей детей-инвалидов, посещающих учреждение. В запросах родителей зачастую отражались, не столько интерес к процессу обучения, воспитания, условиям пребывания, сколько тревога, переживания за состояние ребенка.
Семья является общественным институтом, исторически призванным решать воспитательные задачи. На протяжении тысячелетий семья была основной формой социализации подрастающего поколения. Она представляет собой первый социальный институт, в котором ребенок обучается приемам усвоения культурных ценностей. Именно в семье в сознании ребенка формируются представления о жизненных целях, нравственных ценностях, добре и зле, вырабатываются образцы поведения.
Вопрос о роли семьи в формировании человека издавна являлся предметом изучения многих поколений ученых, начиная с древности. Античная педагогика отразила взгляды философов того времени на проблему воспитания в трудах Гераклита, Протагора, Демокрита, Сократа, Аристотеля, Платона и других. Творческая мысль античных педагогов-философов стремилась определить методы, содержание и средства воспитания детей. Предпринимались первые попытки и к осуществлению периодизации детского развития (Гераклит, Аристотель).
Когда в семье появляется ребенок, семья меняется. Если в семье появляется особый ребенок, семья меняется еще больше, меняется повседневная жизнь членов семьи, их психологическое состояние, их контакты с внешней средой и т.д. (Lynch R. Т., Morley К. L., 1995). Они уже не равны себе прежним и, исходя из этого нового статуса, относятся к ребенку иначе, чем, если бы он был здоров (Зарецкая Н.Ю., Бурк О.А., 2006).
Семья, в которой живет больной ребенок, оказывается особой группой, которой соответствует присущая только для нее атмосфера межличностных отношений. Эти отношения по-разному проявляются и в различной степени влияют на развитие ребенка, протекание его заболевания, а также общее психическое состояние самих родителей. (Полоухина Е.А., 2009)
Анализ отдельных проблем семьи ребенка с отклонениями в развитии изложен в трудах Т.Г. Богдановой, Н.В. Мазуровой (1998); Т. А. Добровольской, Н.Б. Шабалиной (1991, 1993); С.Д. Забрамной (1993); А.И. Захарова (2000); В.В. Ткачевой (1998, 1999, 2005); И.И. Мамайчук, (2001); Е.М. Мастюковой, А.Г. Московкиной (2003); Г.А. Мишиной (2001); М.М. Семаго (1996, 1998); А.С. Спиваковской (1986, 1999); В.В. Юртайкина, О.Г. Комаровой (1996) и др.
В исследованиях авторы обращают внимание на различные стороны сложных процессов взаимодействия ребенка с отклонениями в развитии с окружающими, восприятия этого ребенка близкими для него людьми и развития самого ребенка как личности.
Большинство работ сфокусировано на изучении того, как имеющиеся особенности семейных отношений влияют на развитие ребенка с отклонениями в развитии, и, сравнительно немного работ рассматривают обратное влияние: как рождение ребенка с отклонениями в развитии сказывается на семейном функционировании.
Согласно системной семейной теории, члены семьи — элементы одной системы, и если меняется один член, все остальные также претерпевают изменения, в свою очередь обратно влияя на первого (Бейкер К., Варга А.Я., 2008).
В современной литературе многие педагоги, психологи и психиатры отмечают важность вовлечения родителей в процесс работы с ребенком. Эффективное взаимодействие с родителями помогает закрепить новые формы поведения ребенка, повышает чувство родительской компетенции. Исследователи, работающие в области детско-родительских отношений, обозначают необходимость рассматривать ребенка как часть большой динамической системы (например, семья или школа), отношения в которой являются взаимозависимыми. Вовлечение родителей определяется как широкий круг взаимодействий между родителями и учителями, психотерапевтами или школьными психологами. (Савина Е.А., 2008. – 223с.)
Анализ проведенных исследований показал, что проблемы, связанные с воспитанием ребенка с интеллектуальной недостаточностью влекут за собой нарушения эмоциональной и социальной сферы родителей и семьи в целом, что ведет к искажению родительского отношения к детям. Трудности, связанные с воспитанием аномального ребенка, приводят к серьезным долговременным изменениям в эмоциональном состоянии матерей. Необходимость затрачивать огромные усилия на решение проблем, связанных с ним, блокирует достижение значимых для матери целей, что приводит к состоянию ее фрустрированности, субдепрессии, росту нервно-психического напряжения, искажению самооценки, психо-соматическим нарушениям.
Для преодоления кризиса членам семьи инвалида необходима помощь специалистов, способных не только снабдить их информацией и рекомендациями относительно состояния инвалида, но и обратить внимание на их тяжёлые чувства и переживания. (Галасюк И.Н.,2011)
Вместе с тем, вопрос о потребности самих родителей в психологической помощи, ее формах, содержательной стороны остается открытым. Исследования проведенные ДДИ «Южное Бутово» помогли определить социально-психологический статус семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, ее возможности и потребности, а так же потенциал специалистов в оказании поддержки и сопровождения таким семьям.
Детский дом-интернат на сегодняшний день посещают 117 детей, имеющих семью. Мониторинг проводился в июле-сентябре 2011 года, в исследовании приняло участие около 42% родителей. Такое число респондентов объясняется тем, что многие семьи вместе с детьми были на летнем отдыхе, 4 родителя отказались от участия в исследовании, мотивируя выпускным возрастом детей. Количество опрошенных родителей – 49, из них 39 (79.6%) матерей, 3 (6.1%) бабушки, 5 (10.2%) отцов, 2 (4.1%) опекунских семьи.
Дети из этих семей находятся на различных формах пребывания: на постоянном пребывании 5 (10.2%) детей, на 5-тидневной - 30 (61.2%), в группе милосердия - 5 (10.2%); в группе дневного пребывания - 14 (28.6%).
В исследовании, также, приняли участие 2 (4.1%) опекунских семьи. Оба опекуна – бабушки, со средним образованием, пенсионерки. Одна материально обеспеченная (2%), другая нуждающаяся (2%).
Опрос показал, что матерей с высшим образованием 22 (44.9%), со средне-специальным - 12 (24.5%), со средним - 14 (28.6%). Отцов с высшим образованием 13 (26.5%), со средне-специальным - 9 (18.4%), со средним - 12 (24.5%).
Представляет интерес изучение влияния присутствия в семье ребёнка-инвалида здоровых братьев и сестёр. В нашем исследовании семей, имеющих других детей, кроме ребенка-инвалида 29 (59,2%), из них на дневном пребывании 10 (20,4%), на 5-ти дневном - 14 (28.6%), на постоянном - 5 (10.2%). Семей, имеющих только одного ребенка-инвалида 20 (40.8%), из них на дневном пребывании 4 (8.2%), на 5-ти дневном - 15 (30.6%), на постоянном - 1 (1.9%).
Мы наблюдаем, примерно одинаковое число детей посещающих ДДИ в 5-ти дневном режиме, однако родители, имеющие одного ребенка в семье, менее склонны определять его на постоянное пребывание, в то же время семьи, имеющие и здоровых детей, охотнее выбирают дневную форму пребывания.
В семьях имеющих других детей, кроме ребенка-инвалида 2 (4.1%) считают взаимоотношения с детьми неблагополучными, 24 (49%) - благополучными. Семьи, имеющие только единственного ребенка, считают свои взаимоотношения с ребенком благополучными в 15 (30.6%) случаях, неблагополучными в - 1 (1.9%).
Важным фактором при выборе формы пребывания является материальная обеспеченность семьи. Среди семей детей ОДП обеспеченных 8 (16.3%), малообеспеченных - 2 (4.1%), нуждающихся - 4 (8.2%), находящихся на 5-ти дневном пребывании обеспеченных 10 (20,4%), малообеспеченных - 16 (32.7%), нуждающихся - 3 (6.1%), на постоянном пребывании - обеспеченных 2 (4.1%), малообеспеченных - 2 (4.1%), нуждающихся - 2 (4.1%).
Нуждающиеся семьи чаще выбирают дневную форму пребывания, возможно, это связано с максимальным сохранением размера пособий на ребенка-инвалида. Однако, и обеспеченные семьи предпочитают для своего ребенка ОДП, вероятно, ощущение достатка позволяет больше времени проводить с ним. Малообеспеченные семьи чаще останавливаются на 5-ти дневном режиме для детей, по их мнению, он является для них наиболее удобным для организации работы, в этих семьях чаще работают оба родителя.
Около 30% семей детей-инвалидов проживают совместно с другими родственниками: бабушками, дедушками, дядями и тетями, их семьями. Такие семьи мы будем называть расширенными. Анализ особенностей этих семей представляет несомненный интерес, влияние родственников проживающих совместно на социальное и психологическое состояние семьи также имеет место.
Расширенные семьи считают себя обеспеченными в 8 (16.3%) случаях, малообеспеченными - 6 (12.3%), нуждающихся - 1 (1.9%). Из них на дневном пребывании 3 (6.1%), на 5-ти дневном - 10 (20,4%), на постоянном - 2 (4.1%).
Около 80% опрошенных родителей оценивают свои взаимоотношения с ребенком как благополучные. Из них знают индивидуальные особенности своих детей 27 (55.1%), любимые занятия ребенка - 36 (73.5%), не знают - 12 (24.5%) и 3 (6.1%) соответственно. Все родители, чьи взаимоотношения с детьми неблагополучны, утверждают, что знают индивидуальные особенности своих детей и их любимые занятия, они также в поведении своего ребенка отмечают лишь активность и застенчивость, исключая пассивность и застенчивость.
Примерно половина всех опрошенных родителей привлекают детей к выполнению семейно-бытовых обязанностей. В воспитании детей родители с неблагополучными взаимоотношениями с детьми не используют дружеские контакты. Им также сложнее организовывать досуг ребенка.
Большинство 36 (73.5%) родителей, которые оценивают свои взаимоотношения с ребенком как благополучные, указывают на отсутствие частых конфликтов. Остальные, напротив отмечают конфликты как частые или затрудняются ответить.
Единство требований в воспитании (51%) и соблюдение рекомендаций специалистов ДДИ (42,8%) также характерно для семей с благополучными взаимоотношениями с ребенком. Однако почти треть из них затрудняются ответить или жалуются на отсутствие единства требований в воспитании, несоблюдение рекомендаций. Эти родители, активно выражают запрос на работу с психологом. Лишь 7 (14.3%) заявляют, что не нуждаются в работе с психологом, в большинстве это родители, с которыми опрос проводился не в условиях консультирования, индивидуальной, заблаговременно назначенной встречи, а спонтанно, без специальных условий или заочно.
При выборе желаемых мероприятий и ДДИ родители чаще отмечали праздники, развлечения, досуговые мероприятия, наиболее приемлемыми формами работы с психологом и другими специалистами для них были индивидуальные консультации.
Такой приоритет в выборе, вероятно, стал неслучайным, находясь, длительное время в фрустрирующей ситуации родители ребенка-инвалида, зачастую исчерпывают ресурс для активных действий, участия в дидактических мероприятиях. Усталость, неверие в свои силы, отсутствие значительных успехов в развитии ребенка заставляет отказываться от участия в семинарах, лекциях, занятиях для родителей.
Немногие родители могли сформулировать тематику интересующей литературы, большинство из них сообщали, что уже все читали, знают или говорили, что все равно уже ничего не поможет. Вторая часть исследования была посвящена изучению профессиональной и личностной готовности специалистов ДДИ к работе с семьей ребенка-инвалида.
В исследовании приняли участие 59 специалистов ДДИ «Южное Бутово». Из них 52 (88%) женщины, 7 (12%) мужчин. Специалисты представлены, в основном средним возрастом: до 30 лет 13 (22%), от 30 до 45 лет – 21 (35%), от 45 до 55 лет 19 (32%), старше 55 лет 7 (12%).
Большинство специалистов имеют высшее образование 43 (73%) специалистов, неполное высшее – 3 (5%), средне-специальное – 14 (23%).
Значительная часть опрошенных сотрудников имеет стаж работы в данной должности более 5 лет. До 3-х лет – 9 (15%) от 3-х до 5лет – 10 (17%), от 5 до 10 лет – 21 (35%), более 10 лет – 4 (6%), более 20 лет - 16 (27%). Стаж работы в учреждении – до 3-х лет – 16 (27%), от 3 до 5 лет – 26 (44%), от 5 до 10 лет – 18 (30%). (Рис. 11)
Работа с инвалидами проводится по следующим направлениям: диагностика – 33 (56%), индивидуальные консультации – 10 (17%), индивидуальная коррекционно-развивающая работа – 42 (71%), групповая работа – 19 (32%), режимные моменты – 20 (34%), классно-урочная работа – 23 (39%).
Специалисты выделяют следующие направления работы: индивидуальная – 17 (28%), групповая – 3 (5%), проведение лекций – 1 (17%), проведение совместных досуговых мероприятий – 4 (6%), работа не проводится – 16 (27%), другое – 23 (39%).
В учреждении работает 3 педагога-психолога и 1 медицинский психолог, все они приняли участие в опросе. Специалисты-психологи отмечают в 13 случаях, что владеют знаниями и умениями, необходимыми для проведения психообразовательной деятельности с инвалидами и их родственниками, и в 3-х случаях, что эти знания и умения слабые. Знания по проблемам семьи инвалида отмечаются психологами как достаточные в 14 случаях, слабые – в 4, отсутствуют – в 2 случаях. Психологи указывают, что в полной мере владеют техниками групповой работы в 14 случаях, знания в этой области как слабые отмечают в 2 случаях.
В исследовании педагоги отмечали следующие критерии, как возможные для оценки деятельности специалиста социальной сферы: ценности, смыслы, жизненные стратегии; уровень образования; личностные качества; коммуникативная эффективность; удовлетворенность клиента оказанными услугами.
В блоке ценности, смыслы, жизненные стратегии отметили оптимизм как важное 44 (74%), выраженность данного критерия у себя 21 (35%); ролевую пластичность 52 (88%), выраженность у себя – 18 (30%); креативность в решении профессиональных проблем – 38 (64%), выраженность у себя – 10 (17%); понимание себя, как творца своей профессии 39 (66%), выраженность этого качества у себя 17 (28%); уважение к себе – 48 (81%), выраженность у себя – 19 (32%).
В блоке уровень образования отметили необходимые знания в области работы с семьей инвалида как важное 37 (62%), выраженность данного критерия у себя 8 (13%); владение практическим инструментарием для работы в социальной сфере 40 (68%), выраженность у себя – 14 (23%); опыт применения технологий – 36 (61%), выраженность у себя – 11 (18%); умение анализировать результаты своей работы 43 (73%), выраженность этого качества у себя 15 (25%); способность, стремление к профессиональному саморазвитию – 47 (79%), выраженность у себя – 25 (42%).
В блоке личностные качества отметили толерантность как важное 47 (79%), выраженность данного критерия у себя 23 (39%); эмпатийность 41 (69%), выраженность у себя – 19 (22%); внимательность – 49 (83%), выраженность у себя – 30 (51%); тактичность 52 (88%), выраженность этого качества у себя 34 (57%); ответственность – 53 (90%), выраженность у себя – 44 (74%), способность вызывать доверие как важное 50 (82%), выраженность данного критерия у себя 26 (44%); открытость 36 (61%), выраженность у себя – 27 (45%); интернальность – 45 (76%), выраженность у себя – 30 (51%); уверенность в себе 44 (74%), выраженность этого качества у себя 16 (27%); целеустремленность – 51 (86%), выраженность у себя – 29 (49%); стрессоустойчивость – 48 (81%), выраженность у себя – 17 (28%).
В блоке коммуникативная эффективность отметили профессиональную коммуникабельность как важное 48 (81%), выраженность данного критерия у себя 28 (47%); способность выдерживать сильные эмоции клиента 47 (79%), выраженность у себя – 16 (27%); активность в профессиональных контактах – 41 (69%), выраженность у себя – 18 (30%); умение понимать и прогнозировать поведение другого человека 44 (74%), выраженность этого качества у себя 20 (34%); способность работать в команде – 46 (78%), выраженность у себя – 30 (51%), умение находить общий язык с инвалидами разных категорий как важное 50 (82%), выраженность данного критерия у себя 23 (39%).
В блоке удовлетворенность клиента оказанными услугами отметили Отсутствие жалоб со стороны клиента как важное 26 (44%), выраженность данного критерия у себя 20 (34%); Объективное улучшение психосоматического самочувствия 33 (56%), выраженность у себя – 17 (28%); Выражение благодарности – 25 (42%), выраженность у себя – 17 (28%), и степень выраженности данного качества у него
Таким образом, семья ребенка-инвалида, имея различный состав, материальное положение испытывает схожие трудности в переживании стресса, при этом, заявляя о желании получать психологическую помощь, как правило, избегает активных действий, возлагая инициативу в исполнении на специалистов. Родителям сложно сформулировать запрос для психологической работы. В свою очередь, многие специалисты, работающие с детьми-инвалидами и их семьями, испытывают дефицит знаний в этой области, ощущают себя неуверенно, сами нуждаются в психологической поддержке. В силу разных причин, педагогам бывает сложно наладить продуктивный контакт с родителями, выбрать формы и содержание совместной работы. Они могут испытывать затруднения в определении стратегии выхода из конфликтных ситуаций. Ощущают неудовлетворенность результатами своей работы. Это свидетельствует о необходимости комплексного подхода в решении проблем социальной сферы в работе с семьей ребенка инвалида.
Литература:
Ахола Т., Фурман Б. Терапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение.— СПб., 2001.
Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций.— М., 2000 .
Витакер К., Бамбери В. Танцы с семьей.— М., 1997.
Игровая семейная психотерапия. Под ред. Шефера Ч., Лоис К.,— СПб., 2001.
Московкина А.Г. Изучение стереотипов отношения к умственно-отсталому ребенку учителей и родителей / А.Г.Московкина, Е.В.Пахомова, А.В.Абрамова // Дефектология. -2000. -№2.-С.38-41.
Русалова М.Н. Экспериментальные исследования эмоциональных реакций человека / М.Н.Русалова. М.: Наука, 1979. - 170 с.
Скворцов И.А. Психологические особенности родителей при неврологической инвалидности ребенка / И.А.Скворцов, Т.Н.Осипенко, Н.П.Дедов // Исцеление. М., - 1995. - Вып.2.1. C.397-423.
Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса/Н.В.Тарабрина.- СПб: Питер, 2001.
Ткачева В.В. Психологическая помощь семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.01 / В.В.Ткачева М., 1999.