Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Есиленок, Т. А. Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Есиленок. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/2854/ (дата обращения: 16.11.2024).

Опираясь на накопленный опыт демократизации и гуманизации общества и человека, защиты его прав, Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Декларацию прав ребёнка. В декларации прав ребёнка провозглашает (принцип 8) «Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь». [1] Этот принцип особенно важен для реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья. В Декларации говориться (принцип 5) «Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния». [1]

Данный принцип требует обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья гарантированного права на:

  • специальный охранительный режим;

  • образование;

  • заботу.

По сути данного принципа детям с отклонениями в развитии должны быть обеспечены специально организованные условия их обучения и воспитания, дифференцированно, с учётом глубины и характера дефекта. Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в специальной педагогики и специальной психологии. Успех обучения и воспитания умственно отсталых детей зависит от того, в какой мере педагог знает их психофизические возможности, умеет устанавливать особенности развития и выявлять причины имеющихся отклонений в умственном развитии и поведении. Необходимо знать общие закономерности развития психических процессов и личности в целом, а также знать те специфические закономерности развития, которые присущи детям с разными патологиями развития. Для того что правильно диагностировать состояние детей, надо чётко представлять, какие причины могут привести к ней. На психологическое развитие ребёнка влияют биологические и социальные факторы.

Среди биологических факторов, влияющих на развитие и приводящих к умственной отсталости, выделяются следующие:

- генетическое поражение, генные мутации, хромосомные аберрации, наследственные дефекты;

- внутриутробные нарушения;

- родовые травмы;

- заболевание перенесённые в раннем детском возрасте;

- посттравматическая, эпилептическая, шизофреническая и другая деменция.

Среди социальных факторов, отрицательно влияющих на развитие ребёнка, выделяются:

- неблагоприятные социальные условия;

- длительная депривация, приводящая к дефициту информации, обеднению жизненного опыта;

- неблагополучная экологическая обстановка;

- отсутствие своевременной коррекционно – развивающей работы с ребёнком.

При этом следует знать, что не всегда наличие органических поражений приводит к умственно отсталости и в то же время умственное отставание может быть результатом ранней, тяжёлой и длительной депривации ребёнка. Л.С. Выготский указывает, что надо отличать ядерные признаки умственно отсталости от вторичных и третичных наслоений. [2]

Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, С.Я. Рубинштейн, С.Д. Забрамная, О.Н. Усанова и др.).[3]

Принцип гуманности. Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребёнку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развивать свои способности. Необходимо глубоко изучать ребёнка, искать пути преодоления трудностей возникающих у него, соблюдать интересы ребёнка. Только в том случае, если все необходимые меры помощи, оказанные детям в условиях образовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные коррекционные учреждения.

Обязательным принципом является комплексность в изучении детей. Этот принцип обязывает учитывать данные, полученные при обследовании ребёнка всеми специалистами. Соблюдение указанного принципа при изучении детей позволит точнее определить их состояние, выявить причины имеющих отклонений в развитии. Так педагог может первым обратить внимание на такие изменения в ребёнке, как усиливающую рассеянность, утомляемость, плаксивость. В свою очередь врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.

Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребёнка. Он предусматривает исследование как познавательной деятельности, так и эмоционально – волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребёнка не представляет собой простой суммы развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о ребёнке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоции, воли, поведения и физического состояния.

Самым специфическим для дефектологии является принцип динамичного изучения детей. Этот принцип означает, что при изучении важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л.С. Выготского об изучении «зоны ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностей в обучении.

Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребёнка. Он предусматривает исследование как познавательной деятельности, так и эмоционально – волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может влиять на формирование их умственных способностей. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребёнке. Всестороннее, целостное изучение ребёнка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой, игровой.

Важно учитывать принцип качественно-количественного подхода при оценке выполненного ребёнком задания. Учитывать не только конкретный результат, но и способ решения задачи. Качественный анализ результатов деятельности ребёнка позволяет оценить своеобразие его психического развития. При этом для дифференцированной диагностики очень важна будет и количественная оценка, показывающая степень выраженности выявленных качественных показателей.

Системная психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья даёт основание рассматривать развитие как сложный структурный, разноуровневый процесс, отражающий как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности и возможные отклонения в становлении личности ребёнка. Современная система психологического диагностирования предполагает комплексное обследование психического состояния и выявления индивидуальных особенностей интеллектуальной, мнестической, мотивационной, волевой, речевой сфер ребёнка, сформированности волевой регуляции и межличностного взаимодействия, определение трудностей в овладении учебными программами. [4]

Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень ребёнка. Психологическая диагностика построена на основе следующих принципов:

  1. Целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, взаимообусловленности, взаимозависимостей проявлений психической организации ребёнка.

  2. Структурно-динамическое диагностирование: выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в развитии.

  3. Конкретность диагностирования: определение соответствия состояния психического развития ребёнка требованиям конкретной ситуации.

  4. Единство психического развития и ведущей деятельности: учитываются индивидуальное своеобразие психического развития и успешность игровой и учебной деятельности.

  5. Комплексность диагностирования: при проведении психодиагностики необходимо учитывать результаты медико-педагогического обследования и социальной ситуации развития ребёнка.

Психологическое диагностирование включает:

  • Изучение общих сведений о ребёнке.

  • Исследование психического, индивидуально-личностного развития ребёнка в структуре ведущей деятельности.

  • Особенности развития мышления. Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления. Индивидуальные качества мышления: логичность, критичность, доказательность, избирательность, активность. Затруднения в мыслительных операциях, в умозаключениях, в построении выводов, суждений.

  • Особенности развития памяти. Развитие произвольной и непроизвольной памяти. Особенности запоминания, сохранения и воспроизведения, соотношение образной и словесной памяти. Затруднения в кратковременном запоминании, сохранении и воспроизведении.

  • Особенности развития внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, врабатываемость, истощаемость, отвлекаемость, рассеянность.

  • Особенности развития мотивации. Ведущий мотив учения. Осознанность, обоснованность, устойчивость мотивов. Отсутствие устойчивого мотива учения.

  • Особенности развития межличностных отношений. Индивидуальная потребность личности в общении, степень популярности в межличностных отношениях в учебной и внеурочной деятельности. Сложности общения с одноклассниками, отсутствие потребности в общении.

  • Особенности развития системы отношений личности. Отношение ребёнка к семье, к друзьям, к себе, окружающим.

  • Затруднения, неопределённость отношений. Проблемные зоны в системе отношений личности.

  • Особенности развития речи. Связность, логичность, развёрнутость, эмоциональность речевых высказываний, бедность, разбросанность, затруднения в речевой деятельности. Общее недоразвитие речи.

  • Состояние успеваемости и поведения. Успеваемость школьника по основным предметам, избирательное отношение к учебным дисциплинам, неуспеваемость, затруднения в овладении учебным материалом, соответствие поведения ребёнка требованиям детского учреждения.

  • Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребёнка. В заключении необходимо выделить: актуальный и потенциальный уровень психического развития, проблемные зоны в системе отношений личности, отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении, трудности в овладении учебным материалом, индивидуальные особенности школьника. Также определяются ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития познавательных функций, возможностей индивидуального коррекционно-развивающего обучения ученика, перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и интеграции ребёнка.


Литература:

  1. Права ребёнка: основные международные документы. – М.: Дом. 1992.

  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. — М., Педагогика, 1985. — Т. 5.

  3. Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  4. И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. – М.: Коррекционная педагогика, 2005.

Основные термины (генерируются автоматически): принцип, психическое развитие, ограниченная возможность здоровья, познавательная деятельность, развитие, ребенок, целостность изучения, волевая сфера, обязательное сопоставление, психологическое диагностирование.

Похожие статьи

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями

Методы психокоррекции детей с ограниченными возможностями

Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями

К вопросу о логоритмической диагностике детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Современные методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях отделения социальной реабилитации несовершеннолетних

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Комплексный подход к диагностике и лечению статических деформаций скелета у детей

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Похожие статьи

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями

Методы психокоррекции детей с ограниченными возможностями

Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями

К вопросу о логоритмической диагностике детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Оценка физического развития и применение физиотерапевтических методов лечения у детей с врожденным диспластическим синдромом

Современные методы работы с детьми дошкольного возраста в условиях отделения социальной реабилитации несовершеннолетних

Особенности логопедической работы с детьми раннего возраста с задержкой психического развития в условиях реабилитационного центра

Комплексный подход к диагностике и лечению статических деформаций скелета у детей

Особенности применения дидактических игр в работе с детьми с задержкой психического развития

Нейропсихологический подход в коррекционной работе педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья