Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков
Автор: Апанасенко Ольга Николаевна
Рубрика: 6. Социальная психология
Опубликовано в
Статья просмотрена: 3087 раз
Библиографическое описание:
Апанасенко, О. Н. Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков / О. Н. Апанасенко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3326/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема воспитания подрастающего поколения приобретает особую актуальность на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе.
В этих условиях парадоксален вопрос: почему на фоне растущих статистических показателей об уровне жизни и благосостоянии населения проблема увеличения количества дезадаптированных и десоциализированных детей остаётся одной из насущных и нерешенных задач нашего государства, почему социальная работа с подростками, имеющими отклонения в поведении приобретает особую остроту и актуальность. Проблема подростковой дезадаптации — проблема отнюдь не однодневная; на неё оказали влияние многие факторы, в некоторых случаях чрезвычайно усугубив и усложнив имеющуюся проблему. Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних зачастую действуют разрозненно и неэффективно. Отклонения в поведении ребёнка, сложности в его адаптации и социализации возникают в результате политической, социально — экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодёжи неблагоприятных семейно — бытовых отношений, отсутствия контроля за их поведением, чрезмерной занятостью родителей, роста разводов. Несмотря на то, что породить проблему может и одна причина, проявиться она может в многофакторных и многоплановых отклонений физической и психической сфер подростков, в разные моменты жизни и справиться с ней на этапе взрослой жизни весьма проблематично.
Проблема социальной дезадаптации изучается такими науками, как педагогика, психология, социология, дефектология, правоведение.
Проблеме социальной дезадаптации подростков посвящены работы В.А Балцевич, С. А. Белигевой, Г. П. Гавриловой, И. С. Кона, А. П. Краповского, В. А. Крутецкого, В. Ф. Лелюх, А. С. Макаренко, Л. Ф. Обуховой, Р. В. Овчаровой, А. М. Прихотан, Б. А. Титова, М. В. Цилуйко, Д. Б. Элькомина, М. Г. Ярошевского и многих других.
Причины подростковых проблем разнообразны. Это может быть неустойчивая самооценка, ориентация на оправдание ожиданий, одобрение, авторитет и определяет неустойчивость поведения подростков, их зависимость от внешних влияний, желание утвердиться и выделиться, сочетающееся с протестом против существующих в обществе норм и правил. Протест приводит некоторых подростков в особые неформальные группы, движения со своими знаками отличия, идеологией, к побегам из дома, бродяжничеству, стычкам с милицией и т. п. Появился новый вид преступности — рэкет. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов.
В основе же всех отклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурных потребностей, отчуждение, бедность духовного мира.
Процесс социальной дезадаптации подростков сопровождается желанием самоутвердиться, сформировать самооценку, стать личностью. Этот процесс является очень сложным для человека и в физиологическом и психологическом плане. Формы проявления нетипичного поведения у каждого подростка свои.
И. А. Невский ввел в науку понятие «механизм протекания отклонений в поведении», который включает в себя несколько последовательных этапов, характеризующих социально-психологическое состояние подростка и степень отклонения в его поведении.
Первый этап — дезориентация в непривычных для подростка социальных условиях; второй — дестабилизация, характеризующаяся неэффективными попытками восстановления личностно и эмоционально значимых контактов с окружающей средой; следующий этап — дезадаптация, которая характеризуется наличием психологически нетерпимой для ребенка ситуации и отсутствием знания, каким образом выйти из данной ситуации социально положительным способом. На данном этапе поведение ребенка теряет свою логичность, оно почти непредсказуемо, часто носит аффективный характер. И четвертый этап — деструктивное поведение, характеризующееся воспроизведением подростка негативных поведенческих реакций и образцов поведения с одновременным осознанием неправильности своего поведения.
Однозначно то, что социальная дезадаптация поддается социально-педагогической коррекции. Психологу (педагогу) необходимо начинать с определения психологических, педагогических, социальных причин факторов деформации личности, обусловливающих дальнейшую дезадаптацию. Для традиционной воспитательной и образовательной системы важна специальная помощь в области коррекции и восстановлении психических ресурсов и потенциальных возможностей ребенка.
В последнее время в системе такой работы сформировалась сеть учреждений: центр психолого-педагогической помощи семье и детям; территориальный центр социальной помощи семье и детям; социальный приют для детей и подростков; центр социальной реабилитации для несовершеннолетних; и др. Данные учреждения имеют функциональную модель, в которой реализуются (или должны) следующие принципы: партнерство, последовательность, разноплановость усилий, единство психосоциальных, педагогических воздействий.
Одна из важнейших функций педагога на поприще психолого-педагогической помощи с целью предупреждения негативных действий — объяснительная. Основное содержание работы с «трудными» подростками — это создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними. Педагог добьется успеха, если создаст своеобразный костяк своих единомышленников среди «трудных» подростков. Доверительные отношения с подростками исключают традиционные методы — поучение, тотальный контроль, мораль. Основным механизмом взаимодействия становится умение устанавливать контакт и способность принимать подростка таким, каков он есть, эмпатия. Новая технология основывается на положениях:
личностно ориентированный, индивидуальный подход с оценкой ключевых семейных проблем ребенка, обучения, общения, сферы интересов;
разработка дифференцированных программ помощи и поддержки, коррекционных программ, адекватных психологическим и возрастным особенностям подростков;
организация работы с ними в аспекте социальной педагогики, коррекционной деятельности;
разработка и создание целостной системы оказания помощи, исключающей изоляцию детей, в режиме комплексности.
Психолого-педагогические усилия должны быть скоординированными. Подростки нуждаются в длительном патронаже и особом обращении, хотя с возрастом задачи и средства социального воздействия будут в корне меняться. Важен поиск нестандартных методов ранней диагностики и коррекции нарушенного развития подростков. Наиболее адекватной технологией решения данных задач нужно считать аналитико-преобразующий метод, который представляет собой перевоспитывающую корректировку личности ребенка, которая осуществляется в определенной последовательности и реализуется в несколько этапов (мотивационный, ориентировочный, установочный, деятельностный).
В отечественной психологии существует большой опыт психокоррекционной работы. Следуя деятельностному принципу коррекции, предлагается выбор моделей деятельностей, ведущих развитие ребенка в том или ином возрасте: игра, общение со сверстниками, восприятие сказки и т. д. Предпочтение отдается методу групповой игротерапии, так как ролевая игра — игровые и реальные отношения детей. В творческой деятельности подростков необходимо использовать арттерапию, цель которой состоит в гармонизации развития личности через развитие способностей самовыражения и самопознания, а это облегчает процесс коммуникации с окружающими людьми. Метод арттерапии имеет свои преимущества (по сравнению с игротерапией) при тяжелых эмоциональных нарушениях, при низком уровне развития у ребенка игровой деятельности, несформированности коммуникативной компетентности.
Метод поведенческого тренинга направлен на обучение адекватным формам поведения в проблемных ситуациях, элементы данного метода применяются в организации научению новому, более эффективному, по сравнению со старым, поведению.
В работе психологов и педагогов важно использовать принцип демократичности, который является движущей силой развития личности подростка.
При организации тренинговой работы с детьми психологу необходимо побуждать их к проявлению отношений, установок поведения, эмоциональных реакций, к обсуждению и разбору предложенных тем. Эффективность проводимой работы зависит от создания в группе условий для полного раскрытия детьми своих проблем и эмоций в атмосфере поддержки, защиты, взаимного принятия.
К невербальным методам групповой психотерапии относится психогимнастика, в основе которой лежит использование двигательной экспрессии. Это курс специальных занятий, таких как игры, упражнения, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастику можно отнести к психолого-педагогическим психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение и предупреждение эмоциональных расстройств у детей.
Метод социальной терапии — это метод психологического воздействия, основанный на использовании социального принятия, признания, социального одобрения и положительной оценки ребенка значимым социальным окружением — как взрослыми, так и сверстниками. Метод социальной терапии обеспечивает удовлетворение потребности личности в социальном признании.
С целью профилактики девиантного поведения подростков нужно реализовать систему их психологической поддержки. Формы работы: психопрофилактические занятия, индивидуальное консультирование, проведение элективного учебного курса «Психология».
Большой эффект в данной работе дает социально-психологический тренинг по формированию конфликтной компетентности подростков, который предполагает решение следующих задач: обучение способам профилактики конфликтов и эффективным стратегиям поведения в них. Проводить занятия необходимо несколько раз в неделю, можно предложить следующие темы занятий: «Что такое конфликт?», «Искусство переговоров», «Стресс-менеджмент», «Стратегия поведения в конфликте» и др.
Выбор методов коррекции социальной дезадаптации достаточно широк и психологи или педагоги должны использовать их эффективно. В зависимости от целей выбирается адекватный и целесообразный метод коррекции.
Педагог или психолог при взаимодействии с подростками должен учитывать психологические особенности развития личности в данном периоде жизни. Вся работа должна строиться на принципе установления контакта между социальными работниками и подростком, создании доверительных отношений.
В предупреждении девиантного поведения у подростков значимым является первичная профилактика асоциальной направленности и вторичная профилактика, для которой в последние годы актуальной задачей стало определение так называемых «детей групп риска» — это подростки, склонные к формированию девиантного поведения.
Литература:
Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: учебно-методическое пособие / Под ред. М. И. Рожкова. — М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 240 с.
Социальная педагогика / Под ред. М. А. Галагузовой. — М., 2000. — 440 с.
Сирота, Н. А. Профилактика наркомании и алкоголизма: учебное пособие / Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский. — М.: Академия, 2003.-176 с.