Применение тренинга, направленного на снижение уровня мотивации избегания неудач, как метода повышения устойчивости к эмоциональному выгоранию | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Штефаненко, И. И. Применение тренинга, направленного на снижение уровня мотивации избегания неудач, как метода повышения устойчивости к эмоциональному выгоранию / И. И. Штефаненко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 93-96. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3385/ (дата обращения: 16.11.2024).

Эмоциональное выгорание свойственно для профессиональной деятельности людей в различных сферах. Хотелось бы обратить внимание на спортивную деятельность. Специфика данного вида деятельности определяется высокими физическими и психическими перегрузками на уровне предельных возможностей человеческого организма, ориентация на достижение максимально высоких результатов, необходимость постоянного совершенствования спортивных достижений, отсутствием времени на восстановления в течение соревновательного сезона. Длительное воздействие вышеперечисленных факторов приводит к появлению хронического стресса, следствием чего является эмоциональное выгорание [2]. В спортивной психологии существуют данные, говорящих о том, что развитию эмоционального выгорания способствуют индивидуально-личностные свойства спортсменов, в число которых входит и мотивация достижения [4].

Цель нашего исследования: разработать и апробировать методику, направленную на снижение уровня эмоционального выгорания в спортивных командах, специализирующихся на гандболе. Перед нами стояли две задачи: определить, влияет ли мотивация достижений на развитие эмоционального выгорания и разработать методику, направленную на снижение последнего. Для решения поставленной задачи использовались следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, методы психодиагностики, методы математический статистики (t-критерий Стьюдента, однофакторный дисперсионный анализ, коэффициент корреляции Спирмена).

Исследование включало в себя констатирующий и формирующий этапы. Констатирующий этап проводился с мая 2010 г. по май 2011 г. на базе училища олимпийского резерва. Для проведения исследования было отобрано три команды: две женские и одна мужская. Выборка составила 49 человек. В первую женскую команду входили 23 девушки 1994–1995 г.г., во вторую женскую команду — 12 девушек 1995–1996 г. г. Мужская команда состояла из 14 юношей 1994–1995 г. г.

В исследовании нами были использованы следующие методики: методика Athlete Burnout Questionnaire в адаптации Е. И. Гринь для оценки эмоционального выгорания [1] и методика Т.Элерса «Диагностика мотивации к достижению успеха и избеганию неудач» [3]. Исследование эмоционального выгорания проводилось в течение одного года пять раз. Это связано с необходимостью отследить изменения эмоционального выгорания в различные периоды тренировочного цикла.

Для статистического анализа нами использовался коэффициент корреляции Спирмена. Данные, достоверность различий которых доказана статистически, приведены в табл. 1

Таблица 1

Интеркорреляция параметров эмоционального выгорания «девальвация достижений», «эмоциональное / физического истощение» и мотивации избегания неудач

Показатели эмоционального выгорания

Мотивация избегания неудач

Эмоционально/физическое истощение 1

0,728**

Эмоционально/физическое истощение 2

0,613**

Эмоционально/физическое истощение 3

0,667**

Эмоционально/физическое истощение 4

0,659**

Эмоционально/физическое истощение 5

0,612**

Девальвация достижений 1

0,327*

Девальвация достижений 2

0,179

Девальвация достижений 3

0,245

Девальвация достижений 4

0,291*

Девальвация достижений 5

0,336

Примечание: * Р<0,05; ** Р<0,01.


Показатель эмоционального выгорания «эмоциональное/физическое истощение» связан положительными корреляционными связями с показателем мотивации избегания неудач. Эти связи проявились устойчиво для всех случаев регистрации эмоционального выгорания. Установленные факты важны для прогнозирования проявлений эмоционального выгорания у отдельных спортсменов в зависимости от их личностных особенностей. В трех из пяти исследований была выявлена статистически достоверная положительная связь параметра эмоционального выгорания «девальвация достижений» и мотивации избегания неудач. Результаты согласуются с литературными данными о том, что мотивация избегания неудач повышает вероятность эмоционального выгорания. Статистически достоверная связь мотивации к достижению успеха и эмоционального выгорания не была установлена. Так же не была установлена связь мотивации к достижению успеха и мотивации избегания неудач, что подтверждает теоретические данные [5].

Для уточнения взаимосвязей мотивации избегания неудач и эмоционального выгорания, достоверная корреляционная связь между которыми была статистически доказана, нами использовался однофакторный дисперсионный анализ. Результаты представлены в табл. 2:

Таблица 2

Влияние мотивации избегания неудач на показатель эмоционального выгорания «эмоциональное/физическое истощение», подтвержденное дисперсионным анализом

Показатели эмоционального выгорания

Значения F ф

Эмоциональное/физическое истощение1

5,34**

Эмоциональное/физическое истощение2

4,22**

Эмоциональное/физическое истощение3

4,01**

Эмоциональное/физическое истощение4

4,46**

Эмоциональное/физическое истощение5

4,56**

Девальвация достижений 1

1,39

Девальвация достижений 2

2,08

Девальвация достижений 3

1,14

Девальвация достижений 4

1,11

Девальвация достижений 5

1,71

Примечание: * Р<0,05; ** Р<0,01.


Полученные данные говорят о том, что преимущественно на усиление «эмоционального/физического истощения» оказывает влияние мотивация избегания неудач (р<0,01). Мотивация избегания неудач не показала достоверного влияния на показатель «девальвации достижений» (p>0,05). Следовательно, спортсмены, мотивированные на избегание неудач, более выражено испытывают «эмоциональное/физическое истощение».

На результатах анализа данных констатирующего этапа исследования был основан формирующий этап: для повышения устойчивости спортсменов к эмоциональному выгоранию необходимо снижать уровень мотивации избегания неудач при помощи такой методики, как психологический тренинг. Нами было разработан и проведен тренинг: «Мотивация достижения успеха». Цель тренинга: снизить уровень мотивации избегания неудач. Задачи тренинга: развитие стойкого желания и умения в самостоятельной постановке адекватных целей деятельности; обучение регуляции собственной мотивации; обучение анализу мотивов и реализации поставленных целей.

В тренинге участвовала первая женская команда, куда входило 23 девушки. Контрольная группа состояла из второй женской команды — 12 девушек и мужской — 14 юношей. Тренинг и посттренинговое сопровождение проводились только в экспериментальной группе. Период проведения тренинга 05.2011–01.2012 г.г. Тренинг рассчитан на 3 часа, что обусловлено тренировочным циклом юных спортсменов. По окончанию тренинга спортсмены заполняли анкеты обратной связи, что необходимо для разработки посттренингового сопровождения, цель которого: закрепить и поддержать поведенческие изменения. Посттренинговое сопровождение проводилось спустя 4 недели после первичного тренинга, так как через этот период начинает угасать эффект от тренинга. Вторичный тренинг проводился через 2 недели после первого посттренингого сопровождения. Программы первичного и вторичного тренинга одинаковы. Второе посттренинговое сопровождение было проведено через 4 недели после вторичного тренинга.

Нами исследовался уровень эмоционального выгорания и мотивации избегания неудач в экспериментальной группе до и после проведения тренинга. Диагностика тех же показателей была проведена и в контрольной группе.

Результаты были проанализированы при помощи метода Стьюдента. Данные сравнительного анализа контрольной группы в начале и в конце исследования указаны в табл. 3:

Таблица 3

Средние показатели мотивации избегания неудач и «эмоционального/ физического истощения» в контрольной группе до и после формирующего эксперимента

Показатели

Средние значения (баллы)

Достоверность различий

До эксперимента

После эксперимента

Значение t

Уровень достоверности

Мотивация избегания неудач

15,96

16,15

1,3

P >0,05

Эмоциональное/физическое истощение

10,26

13,11

1,97

P >0,05


Исходя из данных таблицы, можно сделать такой вывод: изменения показателей мотивация избегание неудач и «эмоциональное/ физическое истощение» в контрольной группе статистически не достоверны (p>0,05).

Данные экспериментальной группы до и после проведения тренингов приведены в табл. 4:

Таблица 4

Средние показатели мотивации избегания неудач и «эмоционального/ физического истощения» в экспериментальной группе до и после формирующего эксперимента

Показатели

Средние значения (баллы)

Достоверность различий

До эксперимента

После эксперимента

Значение t

Уровень достоверности

Мотивация избегания неудач

19

13,8

5,29

P<0,05

Эмоциональное/физическое истощение

12,88

11,43

3,30

P<0,05


Статистически были доказаны различия до и после тренинга таких показателей как мотивация избегания неудач и «эмоциональное / физическое истощение» (p<0,05). Для сравнения показателей контрольной и экспериментальной групп нами был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Данные представлены в табл. 5:

Таблица 5

Средние показатели мотивации избегания неудач и «эмоционального/ физического истощения» в контрольной и экспериментальной группах после формирующего эксперимента

Показатели

Средние значения

Достоверность различий

Экспериментальная группа после эксперимента

Контрольная группа после эксперимента

Значение t

Уровень достоверности

Мотивация избегания неудач

13,8

16,15

2,45

P<0,05

Эмоциональное/физическое истощение

11,43

13,11

2,15

P<0,05


Из данных таблицы мы видим, что статистически были доказаны различия между контрольной и экспериментальной группой в таких показателях как мотивация избегания неудач и эмоциональное/физическое истощение (p<0,05).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что применение тренинга, направленного на снижение уровня мотивации избегания неудач, ведет к повышению устойчивости к эмоциональному выгоранию. Тренинг эффективен и может использоваться, как метод снижения уровня эмоционального выгорания.


Литература:

  1. Гринь Е. И. Личностные ресурсы преодоления психического выгорания у спортсменов: диссертация. Краснодар. 2009. 24 с.

  2. Качина А. А., Дайняк В. Н. Специфика профессионального стресса в деятельности тренера по фигурному катанию // Психология психических состояний: теория и практика: материалы Первой Всероссийской научно-практической конференции. — Ч.1. — Казань: ЗАО «Новое знание». 2008. 419–423 с.

  3. Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез»,1999. 352 с.

  4. Smith R. E. Toward a cognitive-affective model of athletic burnout // Journal of Sport Psychological. 1986. V 8.

  5. Sorrentino R. M., Short J.-A. The case of the mysterious moderates: Why motives sometimes fail to predict behavior. — N.Y., 1972.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, физическое истощение, девальвация достижений, мотивация избегания неудач, экспериментальная группа, контрольная группа, достоверность различий, женская команда, показатель мотивации избегания неудач, посттренинговое сопровождение.

Похожие статьи

Использование активных методов обучения в формировании готовности к оценочной деятельности

Повышение уровня эмоционального интеллекта в подростковом возрасте посредством психологического тренинга

Оптимизация линкбилдинга посредством применения маркетинговой модели, основанной на системном планировании бизнес-процессов

Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе

Конструирование педагогом психологических технологий вхождения в профессиональное пространство как фактор сохранения индивидуальных защитных барьеров личности, предупреждающих профессиональную деформацию

Развитие эмпатии у депривированных подростков в процессе психологического консультирования

Использование техники медитации для снижения уровня агрессии и стресса у детей и взрослых

Использование фольклора в преодолении недостатков эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации

Похожие статьи

Использование активных методов обучения в формировании готовности к оценочной деятельности

Повышение уровня эмоционального интеллекта в подростковом возрасте посредством психологического тренинга

Оптимизация линкбилдинга посредством применения маркетинговой модели, основанной на системном планировании бизнес-процессов

Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе

Конструирование педагогом психологических технологий вхождения в профессиональное пространство как фактор сохранения индивидуальных защитных барьеров личности, предупреждающих профессиональную деформацию

Развитие эмпатии у депривированных подростков в процессе психологического консультирования

Использование техники медитации для снижения уровня агрессии и стресса у детей и взрослых

Использование фольклора в преодолении недостатков эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

Формирование навыков сознательного безопасного поведения через применение ИКТ

Применение технологии критического мышления на уроках английского языка как способ повышения мотивации