Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецова, Л. Э. Психологические особенности проявления виктимного поведения у современной молодежи / Л. Э. Кузнецова, А. Н. Ерошенко. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3404/ (дата обращения: 16.11.2024).

Актуальность исследования психологических особенностей проявления виктимного поведения у современной молодежи определяется социальной и практической значимостью вопросов гуманизации общества, необходимостью решения задач формирования социально адаптированной личности, а так же возросшей потребностью виктимологической профилактики и коррекции.

Ритм и стиль жизни, нормы и правила, которые диктует современное общество, все большая необходимость в самореализации молодежи приводит к различным проявлениям виктимности в их поведении. Молодые люди хотят реализовать себя в полной мере и захватывать все больше сфер для самоактуализации. Стремясь быть первыми во всем и всегда, они жертвуют своими потребностями, положительными эмоциями, отношениями со значимыми людьми, неосознанно порождая виктимность по отношению к себе.

В российской психологии крайне мало экспериментальных исследований по теме виктимного поведения личности, имеются лишь единичные работы, изучающие психологические особенности детей и подростков на судебно-психиатрическом материале (Бурелов Э.А., 1991; Морозова И.Г., 1992; Кузнецов И.В., 1994; Догадина М.А., Пережогин Л. О; Кудрявцев И.А., 1988 и др.). Однако необходимость в таких исследованиях все более возрастает в практическом отношении (Гурьева В.А., 1991).

До настоящего времени малоизученными оказались проблемы генезиса виктимного поведения, системы факторов, детерминирующих его возникновение, особенности проявления этих паттернов поведения у молодежи. Практически нет хоть сколько-нибудь удовлетворительного диагностического материала, позволяющего выявлять потенциальную виктимность человека. Также отсутствует разработанная система превентивных мероприятий, направленных на предотвращение реализации виктимного потенциала [1].

Сегодня виктимность и виктимное поведение лица становится предметом пристального внимания социальной психологии (Мудрик А.В., Хартман С., Анлауф К., Туляков В.А., Холыст Б., Эминов В.Е., Еникеев М.И), психологии личности (Васильев В.Л., Мамайчук И.И., Догадина М.А., Пережогин Л.О., Прозументов Л.М., Франк Л.В.), психопатологии (Асанова Н.К., Рыбальская В.Я.).

Виктимность рассматривается нами как психологическое отклонение, закрепленное в привычных формах человеческой активности (поведении), обуславливающих потенциальную или реальную предрасположенность субъекта становиться жертвой [3].

Виктимность определяется совокупностью эмоционально-личностных особенностей, способствующих дезадаптивному стилю реагирования субъекта, приводящему к ущербу для его физического или эмоционально - психического здоровья [2]. При этом возможность реализации данных качеств во многом зависит от наличия конкретной ситуации. Поэтому изучение психологических аспектов виктимного поведения должно проводиться на двух основных уровнях: как следствие социального процесса и как индивидуальная девиация. Несомненно, уровень виктимности может быть в пределах нормы, а может выходить за рамки нормы, проявляться как дезадаптация личности или нарушение паттернов его взаимодействия со средой.

Многочисленные исследования показали, что дети, особенно подросткового возраста, наиболее склонны к проявлению виктимного поведения. Скорее всего, полученные результаты обусловлены особым внимание исследователей к криминальному поведению личности и рассмотрению виктимной личности как жертве преступления.

Но, если рассматривать виктимность по Л.В. Франку как повышенную способность человека в силу его социальной роли и ряда физических и духовных качеств при определенных обстоятельствах становиться потерпевшим [4], то к группе «риска» можно отнести людей с низким социально-экономическим статусом: молодежь (студентов), стариков, инвалидов. Учитывая требования современных российских работодателей к нанимаемому персоналу, к «жертвам» можно отнести женщин старше 40-45 лет и мужчин старше 45-50 лет. В связи с чем, в категорию людей, склонных к виктимному поведению, в российском обществе попадает значительная часть зрелых самостоятельных личностей, желающих работать, зарабатывать и самореализовываться в жизни.

Таким образом, у многих людей имеется потенциальный «психологический комплекс виктимности», у кого-то больше обусловленный личностными особенностями, а у кого-то социальной ситуацией развития современного общества. В любом случае он сказывается на поведение людей и провоцирует агрессивное поведение по отношению к ним.

Японский виктимолог Коити Миядзава выделял как общую виктимность, зависящую от социальных, ролевых и гендерных характеристик жертвы, так и специальную, реализующуюся в установках, свойствах и атрибуциях личности. Причем, по утверждению К. Миядзавы, при наслоении этих двух типов друг на друга виктимность увеличивается [3].

Холыст Б. вводит понятие виктимогенного потенциала, включающего в себя состояние индивидуальной и групповой виктимизации в конкретный исторический момент. Несомненно, качества личности, составляющие виктимогенный потенциал, относительны, и объективизируются лишь как элементы системы «человек – среда» в контексте адаптационной реакции [3]. К сожалению, социально-экономические условия развития современного общества представляют благоприятную среду для развития виктимогенного потенциала личности молодого человека, пытающегося максимально адаптироваться и самореализоваться.

Целью нашего исследования стало изучение особенностей проявления виктимного поведения у современной молодежи. Мы предполагаем, что разновидность проявление виктимного поведения у молодежи обусловлена их адаптационным потенциалом и особенностями психоэмоционального состояния личности.

Исследование проходило на базе ЮРГУЭС г. Шахты Ростовской области. В исследовании приняли участие студенты в возрасте 17-25 лет: юноши (80 человек) и девушки (70 человек). На первом этапе исследования было обследовано 150 студентов с целью выявления юношей и девушек, склонных к виктимному поведению и особенностей проявления у них виктимного поведения (разновидностей виктимности). Использовалась методика «Склонность к виктимному поведению» О.О. Андроникова. На втором этапе были изучены психологические факторы виктимного поведения молодежи с использованием методики «САН» В.А. Доскина, Н. А. Лаврентьевой, методики диагностики социально-психологической адаптации личности К. Роджерса и Р. Даймонда.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.

Из 150 студентов было выявлено 60 человек, склонных к виктимному поведению, что составляет 40% от общего числа студентов, принявших участие в исследование. Из них (рис. 1):

- 45% студентов склонны к гиперсоциальному виктимному поведению. Гиперсоциальное поведение – жертвенное поведение, социально одобряемое и зачастую ожидаемое. Это люди активные, самоуверенные, нетерпимые к поведению, нарушающему общественный порядок. Именно такое положительное поведение навлекает на них действия агрессора.

- 35% студентов склонны к некритичному виктимному поведению. Студенты демонстрируют неосторожность, неосмотрительность, неумение правильно оценивать жизненные ситуации в результате каких-либо личностных или ситуативных факторов. Некритичность может проявиться как на базе негативных личностных черт (алчность, корыстолюбие и др.), так и положительных (щедрость, доброта, отзывчивость, смелость и др.).

- 20% студентов склонны к самоповреждающему виктимному поведению. Самоповреждающее и саморазрушающее поведение - жертвенность, связанная с активным поведением человека, провоцирующим ситуацию виктимности своей просьбой или обращением. По существу для активных потерпевших характерно поведение двух видов: провоцирующее, если для причинения вреда привлекается другое лицо, и самопричиняющее, которое характеризуются склонностью к риску, необдуманному поведению, зачастую опасному для самого человека и окружающих. Они могут не осознавать последствий своих действий или не придавать им значения, надеясь, что все обойдется.

Рис. 1. Студенты, склонные к различным видам виктимного поведения

Изучение адаптационного потенциала и особенностей психоэмоционального состояния молодежи, склонной к проявлению различных видов виктимного поведения, показало:

- молодежь с гиперсоциальным видом виктимного поведения характеризуется высоким уровнем адаптации, который происходит за счет позитивного отношения к себе и к другим людям. Наблюдается уверенность в себе, оптимизм, активность, социальная нормативность, ответственность, отзывчивость, высокая коммуникабельность. Психоэмоциональное состояние характеризуется высоким уровнем активности и настроения, эмоциональным комфортом.

- молодежь с некритичным видом виктимного поведения характеризуется средним уровнем адаптации, который поддерживается в основном за счет высокого позитивного отношения к другим людям. Однако наблюдается пониженное принятие себя, что приводит к высокой отзывчивости и неспособности отказа другим людям. Психоэмоциональное состояние характеризуется снижением самочувствия и эмоционального комфорта.

- молодежь с самоповреждающим видом виктимного поведения характеризуется средним уровнем адаптации, который поддерживается за счет высокой уверенности в себе, принятия себя и других людей. Психоэмоциональное состояние характеризуется сниженным эмоциональным комфортом, самочувствием и настроением.

Таким образом, 40% современной молодежи проявляет склонность к виктимному поведению. Доминирующими видами виктимного поведения у студентов стали: гиперсоциальное, некритическое и самоповреждающее поведение. Разновидность проявление виктимного поведения у молодежи обусловлена их адаптационным потенциалом и особенностями психоэмоционального состояния личности.

Гиперсоциальный вид виктимного поведения характеризуется высоким уровнем адаптации. Снижение адаптации при некритичном виде виктимного поведения происходит по причине недостаточного принятия себя, что приводит к высокой отзывчивости и неспособности отказа другим людям, а в дальнейшем к снижению самочувствия и эмоционального комфорта. Снижение адаптации при самоповреждающем виде виктимного поведения происходит по причине самоуверенности, приводящей к снижению эмоционального комфорта, самочувствия и настроения.

Обнадеживает, что в выявленных группах студентов, склонных к виктимному поведению, не наблюдается значительного снижения адаптации. Это свидетельствует о том, что современная молодежь способна приспособиться ко многим жизненным ситуациям и реализовать себя в полной мере. Однако, в зависимости от вида виктимного поведения, проявляющегося у молодежи, студенты нуждаются в психологической помощи с использованием соответствующих техник психологического воздействия.

Социально-педагогический аспект профилактики виктимного поведения включает широкий круг мер, направленных на обеспечение нормального и гармоничного развития личности, создание безопасной и благоприятной микросоциальной среды. Следует больше внимания придавать организации молодежных клубов для проведения безопасного досуга, развития интересов и коммуникативных способностей, формирование морально-нравственных принципов об общественно приемлемых формах и безопасных стереотипах поведения в различных ситуациях. Литература:

1. Малкина-Пых И.С. Психология поведения жертвы / И.С. Малкина-Пых. - М.: Наука, 2009. – 329 с.

2. Мудрик А.В. Виктимология / А.В. Мудрик. - М.: Магистр, 2002. – 524 с.

3. Ривман Д.В., Устинов В.С. Виктимология / Д.В. Ривман, В.С. Устинов. - СПб.: Гардарика, 2000. – 320 с.

4. Франк Л.В. Виктимология и виктимность / Л.В. Франк. - Душанбе, 2002. – 342 с.

Основные термины (генерируются автоматически): поведение, современная молодежь, эмоциональный комфорт, адаптационный потенциал, вид, молодежь, психоэмоциональное состояние, современное общество, студент, высокая отзывчивость.

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Особенности межличностного общения среди подростков

Феномен внушаемости в аспекте личностных особенностей подростков-аддиктов

Особенности формирования личности в подростковый период

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Психологические особенности формирования мотивационного компонента в структуре самоорганизованности младшего школьника

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних

Проблема коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста в современном обществе

Похожие статьи

Социально-психологические аспекты профилактики девиантного поведения подростков

Особенности межличностного общения среди подростков

Феномен внушаемости в аспекте личностных особенностей подростков-аддиктов

Особенности формирования личности в подростковый период

Взаимосвязь механизмов психологической защиты личности и стиля поведения подростков в конфликтной ситуации

Гендерные аспекты социально-психологической адаптации старшеклассников

Психологические особенности формирования мотивационного компонента в структуре самоорганизованности младшего школьника

Психологические особенности формирования нравственной ответственности подростков в семьях учителей

Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних

Проблема коммуникативно-речевого развития детей раннего возраста в современном обществе