Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью к саморегуляции поведения в условиях соревновательного стресса на примере игровых видов спорта | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пирожкова, В. О. Связь уровня эмоционального интеллекта со способностью к саморегуляции поведения в условиях соревновательного стресса на примере игровых видов спорта / В. О. Пирожкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 91-93. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3451/ (дата обращения: 16.11.2024).

Проблема преодоления спортсменами соревновательного стресса является одной из важнейших задач современной прикладной психологии. В сфере психологии спорта имеются многочисленные разработки эффективной подготовки спортсменов к соревнованиям, включающие формирование состояния оптимальной боевой готовности [2, 3, 4]. Данные исследования подтверждают эффективность применения таких техник как психомышечная тренировка, самовнушение, идеомоторная тренировка. Соревновательная деятельность требует от спортсмена высокого уровня мотивации, технико-тактической подготовки, способности к саморегуляции эмоционального состояния [1]. В ситуационных видах спорта, таких как игровые (в данном исследовании — волейбол, баскетбол) большое значение имеет способность спортсменов быстро реагировать на изменяющиеся условия, тактические новинки соперника, по ходу игры менять тактику [6]. Сильное психоэмоциональное напряжение, возникающее у спортсмена во время соревнований, может значительно снижать результативность выступления. В данном контексте эмоциональный интеллект может рассматриваться как способность спортсмена управлять эмоциями, сознательно вызывать у себя необходимое состояние перед соревновательной борьбой. С целью выяснения характера взаимосвязи эмоционального интеллекта с соревновательной надежностью спортсменов, стилем саморегуляции поведения и копинг-стратегиями нами было проведено данное исследование.

В исследовании приняли участие юноши и девушки, занимающиеся волейболом и баскетболом. Всего 80 человек: 39 юношей и 41 девушка. Возраст испытуемых от 17 до 20 лет. Квалификация спортсменов: 1 взрослый, КМС, МС. Исследование проводилось с помощью следующих методик: методика определения уровня эмоционального интеллекта Н. Холла, методика диагностики психической надежности спортсмена В. Э. Мильмана, копинг-тест Р. Лазаруса, опросник определения стиля саморегуляции поведения Моросановой (ССП-98). Математическая обработка данных проводилась с помощью вычисления среднего арифметического значения, t — критерия Стьюдента, корреляционного анализа Пирсона.

В результате диагностики уровня эмоционального интеллекта у юношей был выявлен низкий уровень выраженности всех показателей кроме «самомотивации», который имеет среднее значение (рис.1). Таким образом, из всех компонентов эмоционального интеллекта у юношей более развита способность к эмоциональной настройке на деятельность, созданию у себя необходимого настроя для эффективного выполнения деятельности. При этом спортсмены могут недостаточно хорошо ориентироваться в вербальных и невербальных проявлениях эмоций. В группе девушек низкие значения имеют показатели «эмоциональная осведомленность» и «управление своими эмоциями». Умеренно выражены такие показатели как «самомотивация», «эмпатия» и «распознавание эмоций других людей». Показатель эмоциональной осведомленности свидетельствует о том, насколько девушки грамотны в эмоциональной сфере, знают ли они, как правильно называются и проявляются те или иные эмоции. Показатель управления своими эмоциями характеризует скорее способность спортсменок быстро «отходить» от неприятных переживаний, не зацикливаться на отрицательных эмоциях, быстро восстанавливать эмоциональное состояние. Как видно из полученных результатов данные компоненты эмоционального интеллекта у девушек развиты слабо.


Рис. 1. Особенности проявления эмоционального интеллекта у юношей и девушек, занимающихся игровыми видами спорта


Анализ достоверности различий в проявлении эмоционального интеллекта выявил у юношей более высокие значения показателя «управление своими эмоциями» по сравнению с девушками (Таблица 1). Это свидетельствует о том, что юноши лучше контролируют свое эмоциональное состояние, сдерживают эмоции, которые могут снизить эффективность деятельности, быстрее справляются с неприятными эмоциональными переживаниями, более эмоционально отходчивы, чем девушки.

Таблица 1

Средние значения показателей эмоционального интеллекта у юношей и девушек, занимающихся игровыми видами спорта


Юноши

Девушки

Достоверность различий

Эмоциональная осведомленность

6,4±1,34

7,3±2,23

-

Управление своими эмоциями

6,5±2,1

4,0±1,56

р<0,05

Самомотивация

8,9±1,79

9,2±1,78

-

Эмпатия

7,6±2,35

9,5±2,21

-

Распознавание эмоций

6,6±1,8

8,4±2,67

-


Изучение связи показателей эмоционального интеллекта с уровнем соревновательной надежности в группе юношей показало, что чем выше способность спортсменов контролировать свои эмоции, создавать у себя необходимый настрой для игры, быстро восстанавливаться после поражений, тем слабее интенсивность переживаний, связанных с возможным проигрышем, неизвестностью обстановки соревнований, страхом подвести команду и тренера, не оправдать ожиданий окружающих людей. Способность понимать эмоциональные проявления окружающих людей связана с повышением соревновательной эмоциональной устойчивости и мотивации. То есть, чем лучше юноши способны понимать невербальные проявления различных эмоциональных переживаний окружающих людей, тем выше их стремление добиваться успехов в ходе соревновательной борьбы, тем лучше они контролируют свое эмоциональное состояние в напряженных условиях игры.

В группе девушек эмоциональный интеллект связан с соревновательной эмоциональной устойчивостью и переживанием стрессоров внешней неопределенности. Чем лучше развита у спортсменок способность контролировать свои эмоции и управлять ими, тем более ровный эмоциональный фон они сохраняют во время игры, оценивают ситуацию трезво и рационально, энергетические затраты адекватны ситуации соревнований.

Эмоциональный интеллект так же связан со способностью к саморегуляции поведения. Так, в группе юношей способность управлять своими эмоциями позволяет выделять значимые условия достижения цели и учитывать их в деятельности, адекватно реагировать в быстро меняющихся условиях (что характерно для игровых видов спорта) и перестраивать свое поведение в соответствии с ними. Со способностью направлять свои эмоции на эффективное выполнение деятельности у юношей связан контрольно-оценочный компонент саморегуляции, позволяющий адекватно оценивать результаты своей деятельности, находить причины рассогласования полученных результатов с намеченной целью. Важно отметить, что показатели эмоционального интеллекта связаны прямыми корреляционными связями с общим уровнем саморегуляции поведения спортсменов. Высокая осведомленность в области проявления эмоций, способность направить их в пользу достижения поставленных спортивных целей может способствовать адекватности оценивания условий деятельности, быстрой ориентации в изменяющихся условиях, гибкости стратегий поведения.

В группе девушек с повышением способности управлять своим эмоциональным состоянием, направлять эмоции для достижения поставленной цели улучшается способность выделять, детализировать и учитывать значимые условия деятельности.

Анализ взаимосвязей эмоционального интеллекта со стратегиями преодоления стресса в группе юношей-спортсменов показал прямую связь компонентов эмоционального интеллекта с проблемно-ориентированным копингом и обратную с стратегией «бегство-избегание». Чем лучше спортсмены ориентируются во внешних проявлениях эмоций, способны распознавать их у себя и окружающих людей, управлять своим эмоциональным состоянием, тем чаще они будут применять стратегии поведения, ориентированные на решение проблемы и реже — уход от проблемной ситуации.

В группе спортсменок с планированием возможного решения проблемы в ситуации стресса связана только способность к управлению своими эмоциями. Интересно то, что с улучшением способности ориентироваться в проявлениях различных эмоций, распознавать эмоции окружающих людей, сочувствовать другим учащается применение конфронтативного копинга. Чем лучше девушки осведомлены в области проявления эмоций, тем чаще они прибегают к поиску помощи со стороны окружающих людей в проблемной ситуации и способны проследить собственную роль в сложившейся проблемной ситуации. Важно отметить, что в группе девушек эмоциональный интеллект связан преимущественно со стратегиями преодоления стресса, а в группе юношей — непосредственно с соревновательной надежностью. Это позволяет предположить, что спортсменки в стрессовой ситуации соревнований стремятся скорее не к регуляции и контролю своего состояния, а к преодолению неприятных переживаний, связанных со стрессом. В то время как юноши направляют все силы на решение задачи, повышение эффективности выступления. Здесь поднимается вопрос о различиях в реагировании на стресс мужчин и женщин. Как известно женщины в стрессовой ситуации больше сфокусированы на эмоциях, мужчины — на проблеме.

Таким образом, повышение уровня эмоционального интеллекта связано с одной стороны с повышением эмоциональной устойчивости спортсменов во время соревнований, а с другой — со снижением интенсивности негативных переживаний, связанных с соревновательной борьбой. Так же эмоциональный интеллект связан с улучшением процессов саморегуляции поведения как у юношей так и у девушек, занимающихся спортом. В группе юношей-спортсменов с повышением уровня эмоционального интеллекта учащается применение проблемно-ориентированного копинга. У девушек дело обстоит иначе: повышение эмоционального интеллекта больше связано с эмоционально-ориентированным копингом. Исходя из выше изложенного, эмоциональный интеллект может рассматриваться как ресурс повышения конструктивного реагирования на соревновательный стресс.


Литература:

  1. Горская Г. Б. Психологическое обеспечение многолетней подготовки спортсменов: Учеб. пособие. Краснодар: КГУФКСТ, 2008, 220с.

  2. Камалиева, Г. А. Формирование психической готовности юных волейболистов к преодолению соревновательных препятствий и трудностей / Г. А. Камалиева // дис.соиск. канд. пед.н., Набережные Челны, 2012, 120 с.

  3. Находкин, В. В. Концепция психолого-педагогического сопровождения процесса подготовки юных спортсменов / В. В. Находкин // Вестник МГОУ. Серия «Педагогика», № 2, 2011, с. 175–179.

  4. Находкин, В. В. Роль психорегулирующей тренировки в реализации индивидуальной программы подготовки стрелка к соревнованиям / В. В. Находкин // Научно-теоретический журнал «Ученые записки», № 4(62), 2012, с. 71–77.

  5. Сивицкий, В. Г. Эффективная система управления психическими состояниями в спорте / В. Г. Сивицкий // Системная психология и социология, № 4, том 2, 2011, с. 115–122.

  6. Смоленцева В. Н. Влияние соревновательной ситуации на характер поведения спортсменов ситуационных видов спорта / В. Н. Смоленцева // Омский научный вестник, № 1 (63), 2008, с.144–147.


Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, эмоциональное состояние, эмоция, группа девушек, девушка, юноша, группа юношей, игровой вид спорта, соревновательная борьба, эмоциональная осведомленность.

Похожие статьи

Гендерные особенности эмоционального интеллекта как ресурса преодоления соревновательного стресса спортсменами игровых видов спорта

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков

Значение стрессоустойчивости в процессе осуществления педагогической деятельности

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Психологические особенности формирования мотивационного компонента в структуре самоорганизованности младшего школьника

Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта

Похожие статьи

Гендерные особенности эмоционального интеллекта как ресурса преодоления соревновательного стресса спортсменами игровых видов спорта

Взаимосвязь самооценки личности и стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся

Особенности межличностного общения у людей с разным уровнем рефлексии и субъективного контроля

Связь эмоционального интеллекта и коммуникативной компетентности у старших подростков

Значение стрессоустойчивости в процессе осуществления педагогической деятельности

Технология развития критического мышления в формировании коммуникативной компетенции при обучении иностранному языку

Психологические особенности формирования мотивационного компонента в структуре самоорганизованности младшего школьника

Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика

Психологические особенности общения студентов с разным уровнем социального интеллекта