Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ
Автор: Жирнова Оксана Сергеевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
Статья просмотрена: 6228 раз
Библиографическое описание:
Жирнова, О. С. Использование современных образовательных технологий в работе педагога-психолога с родителями в ДОУ / О. С. Жирнова. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 91-96. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/82/3555/ (дата обращения: 16.11.2024).
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Происходящие в государстве, обществе, образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи.
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны ДОУ. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей и максимально полного использования воспитательного потенциала семьи можно успешно решать проблему развития личности дошкольника. Процесс взаимодействия семьи и детского сада должен быть направлен на активное включение родителей в досуговую деятельность, сотрудничество с педагогами.
Важным шагом на пути осмысления и повышения роли семьи как социально-образовательного института общества стало решение о развитии семейного образования. Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Семья — один из древнейших институтов, переживших целые эпохи. В ее позитивном развитии, сохранении, укреплении заинтересовано общество и государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек, независимо от возраста.
Сейчас уже не ведется спор о том, что важнее в воспитании ребенка: семья или детский сад. Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребенок получает всестороннее образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания — эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. Дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.
В законе «об образовании» говорится:
- «Закон обязывает педагогов и родителей стать не только неравнодушными, но и равноответственными участниками образовательного процесса».
В Федеральном законе «об утверждении федеральной программы развития образования от 2010 говориться следующее:
- «обязывать работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественно — образовательный спрос на реальные потребности образовательных услуг»
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования от 23. 11. 2009 года Приказом Министерства образования и науки РФ, были утверждены Минюстом России от 08. 02. 2010 года Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Ф. Г. Т.)
Документ ориентирует на взаимодействие с родителями, родители должны участвовать в реализации программы, чтоб не упускать важнейший период в развитии личности ребенка, а не просто наблюдателями.
Эффективно организованное сотрудничество между семьёй и ДОУ может дать импульс к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а осознание общих целей, доверительных отношение и стремление к взаимопониманию.
Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.
В наше время, когда большинство семей озабоченно решением проблем экономического, а порой физического воспитания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личности развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных индивидуальных особенностей развития ребенка, которой осуществляют воспитание вслепую, по старинке, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Любое воздействие считается наиболее эффективным, если оно осуществлено своевременно, еще в стенах дошкольного учреждения, и именно на родителей детей раннего возраста, когда закладываются основы личностного развития, когда родители впервые сталкиваются с общественным воспитанием.
Остановлюсь на тех активных формах взаимодействия, в которые мы используем, в своем детском саду. За эти годы активной формой взаимодействия стали кружки для родителей.
Опыт формировался в детском саду «Радуга» расположенном в с. Нижнее Санчелеево Самарской области Ставропольского района.
Наиболее эффективными, на мой взгляд, приемы при нетрадиционных формах работы с родителями являются:
1) когда сами родители высказывают свою точку зрения на рассматриваемую проблему, которая затем обсуждается;
2) когда обосновывается важность рассмотрения данного вопроса для развития ребенка;
3) активность при восприятии психологической информации, а следовательно и ее запоминание может вырастать, когда по мере изложения теоретического материала, обязательно включаются вопросы к родителям, идет обращение к их мнению, опыту по ходу разговора.
В этом году, работая над программой кружка «Моя солнечная семья» в детском саду «Радуга», я сразу продумали работу с родителями по новому, по современному, используя инновационные методы. В рамках кружка используются такие формы работы как дискуссия, тренинг, круглый стол, практикум, деловая игра, беседа и другие.
По результатам тестирования родителей, которые принимали участие в кружке, большее число процентов голосов было отдано такому методу как деловая игра. Родителям очень понравился такой вид работы.
Деловая игра в работе педагога-психолога является продуктивным источником, для получения диагностической информации и ключом для решения производственных, социальных и психологических задач.
Смысл феномена деловой игры в обобщенном виде зафиксирован в психологических словарях, например: «Деловая игра — форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики [3].
Деловая игра как одна из современных форм эффективного нетрадиционного способа взаимодействия с родителями.
Цели использования:
- формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов;
- воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
- передача целостного представления о профессиональной деятельности и её крупных фрагментах с учётом эмоционально-личностного восприятия;
- обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;
- воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом;
- обучение методам моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.
Признаки деловой игры.
Характерные признаки деловой игры можно представить следующим перечнем [1,с.304]:
- Моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.
- Реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т. д.
- Распределение ролей между участниками игры.
- Различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.
- Наличие управляемого эмоционального напряжения.
- Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
- Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
- Коллективная выработка решений участниками игры.
- Многоальтернативность решений.
- Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.
Деловая игра позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения, стимулирования творческой активности участников.
Сценарий проведения деловой игры имеет следующий вид.
Во вступительном слове перед участниками игры ставятся задачи, представляются руководители и организаторы игры, объявляется ее программа. В проблемной лекции дается установка участникам: преодолеть психологическую инерцию мышления, разрушить традиционную схему взглядов и представлений и, хотя бы на некоторое время, оторваться от традиционных условий, устоявшихся стереотипов мышления.
После лекции проводится несложная вступительная ролевая игра. Ее цель — активизировать участников игры, пробудить в них творческие силы, сблизить друг с другом, если ранее им не приходилось работать в таком составе, создать атмосферу доброжелательности и доверия, с одной стороны, соперничества и творческой дискуссии — с другой.
Далее все участники произвольно делятся на несколько равных групп, которые будут работать по заявленной проблеме. Каждая выдвигает кандидата, который готовит свою программную речь и выступает с ней. По результатам обсуждения проходит голосование. Ролевая игра идет в быстром темпе, развивая импровизационное мышление игроков.
После этого равные по количеству и представительству (функциональному и уровневому) группы, сформированные заранее, удаляются, каждая в свое помещение, для проведения мозговой атаки по одной из проблем. В каждой из таких групп имеется ведущий, задача которого сводится к умелой организации процесса.
В деловой игре при ее конструировании и применении реализуются следующие психолого-педагогические принципы: принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства; принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности; принцип совместной деятельности; принцип диалогического общения; принцип двуплановости; принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса его развертывания в игровой деятельности. [2, С. 129].
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру ДИ. [2, С. 143].
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью, что задает социальный контекст профессиональной деятельности специалиста. [2, С. 143].
Литература:
1. Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М. Деловые игры. — Рига: Авотс, 1989. — 304 c.
2. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.— М.: Высш. шк., 1991.— 207 с
3. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского.— 2-е изд., испр. и доп.— М.: Политиздат, 1990.— 494 с.