Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению с особенностями воспитания родителей
Автор: Дорофеева Евгения Владимировна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2359 раз
Библиографическое описание:
Дорофеева, Е. В. Взаимосвязь психологической готовности детей дошкольного возраста к школьному обучению с особенностями воспитания родителей / Е. В. Дорофеева. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 82-90. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/82/3990/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время наши дети приступают к обучению в школе с 6–7 лет. И если у семилетнего ребенка готовность к школе в целом сформирована, то у шестилеток ее окончательное завершение осуществляется в первый год школьного обучения. Этому способствует соответствующий подход к детям. Важнейшая задача, стоящая перед системой дошкольного воспитания — всестороннее развитие личности ребенка и подготовка к школе. Однако, значительное количество детей несмотря на “паспортный” возраст и имеющиеся у них “школьные” навыки и умения, испытывают большие трудности в учении. Основной причиной их неуспеха является то, что они еще малы “психологически”, т. е. не готовы к школьному типу обучения. Сама логика жизни подсказывает, что необходимо разрабатывать критерии и показатели психологической готовности детей к школьному обучению, а не ориентироваться лишь на физический или паспортный возраст детей. Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе только один из аспектов этой задачи, правда, исключительно важный и значимый. Однако и внутри этого аспекта выделяют три основных подхода к этой проблеме. К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Этот подход получил в педагогике и психологии мощное развитие в связи с вопросом возможности обучения с более раннего возраста [1].
Формирование качеств необходимых будущему школьнику может обеспечить лишь система педагогических взаимодействий детского сада и семьи. Изучению особенностей влияния семьи на формирование школьной зрелости посвящено наше исследование. От того, каковы здесь традиции, какое место занимает в семье ребенок — будущий школьник, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Поэтому мы считаем необходимым изучить вопрос влияния семьи на формирование готовности ребенка к школьному обучению, а также зависимость развития ребенка от характера внутрисемейных отношений и от понимания родителями важности правильного воспитания в семье. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Поэтому нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению. [5] Умственное воспитание ребенка во многом определяется влиянием, которое повседневно оказывают на него родители, сама атмосфера интеллектуальной жизни семьи, а также целенаправленная деятельность взрослых членов семьи по удовлетворению познавательных интересов детей, формированию новых, расширению их кругозора. Умственное развитие ребенка зависит от того, как удовлетворяются в семье его духовные потребности, как организуется его деятельность, какая речевая среда в семье и др. Очень часто школьные неудачи детей, их трудное вхождение в коллектив, неумение и нежелание учиться — результат родительских просчетов и ошибок, тех отношений, которые царят в семье, тех жизненных ориентаций, которые в ней усваиваются. Поэтому с самого начала жизни ребенка вокруг него не должно быть суеты и разнобоя в предъявляемых ему требованиях. Прежде всего, не надо торопиться ни все запрещать, ни все разрешать. Чем старше ребенок, тем внимательней следит за постоянством и обоснованностью предъявляемых ему требований. И если отношение к ним складывается недостаточно уважительное, оно легко переносится и на требования, предъявляемые школой. Обучение в школе может быть успешным в том случае, когда семья с самых первых лет жизни ребенка заботится не только о его физическом развитии, но и о том, чтобы уметь воспитать в нем трудолюбие, дисциплинированность, организованность, самостоятельность, ответственное отношение к порученному делу. Многие родители не жалеют времени и сил, чтобы научить родителей читать, считать, писать, полагая, что это и есть подготовка к школе. Однако, для полноценного воспитания этого вовсе недостаточно. Для того, чтобы подготовить ребенка к школе не требуется дополнительного внимания — обучение практическим навыкам легко вписывается в бытовые дела семьи, а занятия, организованные родителями дают прекрасные результаты, даже если им отводится совсем немного времени. Важно не количество времени, уделяемого взрослыми для общения с детьми, а качество общения, смысловое содержание бесед между взрослыми членами семьи и детьми. Однако, без соответствующей работы необходимый уровень развития ребенка не будет достигнут [4].
Рассмотрим причины, по которым ребенок может быть неподготовлен к школе. Изучение практики воспитания показывает, что во многих семьях родители не уделяют должного внимания подготовке ребенка к школе. Чаще всего это происходит в результате недостаточности педагогического уровня родителей. Дети, не приученные к справедливой оценке своих поступков, долго не могут определить свое место в коллективе. Поэтому внимание к детям, заботу о них нужно проявлять в такой мере и формах, чтобы у них не возникала переоценка собственных сил и возможностей. У некоторых детей трудности вхождения в школьную жизнь связаны с неумением жить в коллективе, подчинять свои поступки и желания требованиям взрослых и интересам своих товарищей. По тому, какой ребенок среди других, можно многое узнать о его характере, привычках и о наших педагогических просчетах тоже. Поэтому взрослые должны заботится о должном эмоциональном уровне общения, о том, чтобы учить ребенка сопереживанию, взаимопониманию, справедливости, доброжелательности, щедрости. В общении с близкими ребенок впервые видит себя глазами других и на основе этого составляет представление о себе самом. Очень важно, чтобы оно соответствовало действительности, иначе, если это представление будет подвергнуто переоценке со стороны новых знакомых, это очень тяжело отразится на формировании личности ребенка и осложнит его вхождение в детский коллектив. В старшем дошкольном возрасте познавательная активность ребенка от мира вещей распространяется и на мир людей, рождается интерес к их поступкам, характерам, взаимоотношениям. Ребенок должен владеть также элементарными навыками самообслуживания и личной гигиены [3].
Готовность ребенка к школе определяется его общей, интеллектуальной и психолого-педагогической подготовкой. Психологическая готовность к школе не возникает у детей спонтанно, т. е. сама по себе. Она образуется постепенно и, самое главное, требует верного педагогического руководства, специально организованных занятий с ребенком в семье. Для дошкольника, который посещает детский сад, регулярные “домашние уроки” не будут новостью сами по себе, но характер их будет совсем иной. Ведь в детском саду воспитатель одновременно обучает коллектив ребят, дома же с ребенком занимаются индивидуально. Это позволяет лучше учесть его возможности, способности, характер. Кроме того, общение между ним и взрослым, даже если занятия происходят 1–2 раза в неделю, сближают ребенка с матерью или отцом, способствуют их деловому или эмоциональному взаимопониманию, позволяют добиться больших успехов в развитии. Такие занятия особенно необходимы для детей, которые в детский сад не ходят. Они не только дают новые знания, приобщают к разным видам деятельности, постепенно и планомерно совершенствуют восприятие и мышление, но и облегчают переход к роли школьника, планомерному и обязательному обучению. У дошкольника вырабатывается привычка заниматься в определенное время, содержать в порядке рабочее место, выполнять требования взрослых. Все это поможет ему правильно организовать и свою учебную деятельность. Таким образом, мы видим, что занятия с ребенком в семье несут не только обучающий и развивающий смысл, но имеют также важное воспитательное значение. Психологическая подготовка детей к школе в семье совершенно необходима [2].
Какие же условия полноценное психическое развитие ребенка и его подготовку к учебному труду? Первое и самое главное — постоянное сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Сотрудничество осуществляется в разных формах и не сводится к словесному общению. Возникновение желания сотрудничать со взрослыми, ориентировка на взрослого, на его пример, знания которые он передает, — необходимое условие полноценной подготовке к школе. Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Умственное развитие ребенка не может нормально осуществляться, если у него не выработано правильное отношение к трудностям, желание и умение их преодолевать. Не всегда у детей все получается сразу. В школе ребенку нередко приходится переделывать одно и тоже упражнение по несколько раз. Если ученик готов, он преодолеет трудности. Поэтому важно приучить детей любое начатое дело доводить до конца. Многие понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителях и, самое главное, о знаниях, которыми они овладеют в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе. Когда у ребенка появится стойкое желание учится, нужно его подготовить к неизбежным трудностям в учении. Сознание того, что эти трудности преодолимы помогает ребенку правильно отнестись к своим неудачам, возможным в начале занятий в школе. Еще одно необходимое условие подготовки к школе и всестороннего развития ребенка (физического, умственного, нравственного) — переживание успеха. Чтобы дошкольник хотел заниматься каким-либо видом деятельности, будь то спорт, рисование, конструирование, игра или учеба, она должна приносить ему удовлетворение. То же самое касается и сферы поведения, выполнения нравственных норм. Взрослым нужно создать ребенку такие условия деятельности, в которых он обязательно встретится с успехом. Особое значение в психологическом развитии школьника имеет обогащение эмоционально-волевой сферы, воспитание чувств, умение ориентироваться в своем поведении на окружающих. Если ребенок воспитан правильно, то к шестилетнему возрасту он не только усваивает основные нравственные нормы, но и приучается действовать в соответствии с этими нормами. Существенно изменяется поведение ребенка о самом себе, о своем “я”, он начинает более правильно представлять свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Рост самосознания ярче всего проявляется в самооценке, в том, как ребенок начинает оценивать свои достижения и неудачи, ориентируясь на то, как оценивают его поведение другие. Это является одним из показателей психологической готовности к школьному обучению. На основе правильной самооценки вырабатывается адекватная реакция на порицание и одобрение. К 6 годам у ребенка возникают и нравственные чувства (стыд, гордость), именно в этом возрасте у ребенка возникает потребность в общении. Существенно меняется не только содержание деятельности, но и мотивы, побуждающие к ней ребенка, они становятся более осмысленными и более постоянными. Ребенок уже не только действует, но и узнает почему и для чего он эти действия совершает. Нравственное воспитание становится основой для подготовки ребенка к жизни в коллективе сверстников [7].
Формирование познавательных интересов, обогащение деятельности и эмоционально-волевой сферы — предпосылки успешного овладения дошкольниками определенными знаниями, умениями, навыками. В свою очередь развитие восприятия, мышления, памяти зависит от того, как владеет ребенок способами получения знаний и ориентации деятельности, от направленности его интересов, от произвольности поведения, т. е. волевых усилий. При подготовке к школе родители учат ребенка сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Родители не должны забывать о том, что чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе. В формировании культуры речи детей пример родителей имеет большое значение. В результате общения с родителями к 6–7 годам обычно обладает значительным словарным запасом и в основном овладевает грамматическими формами родного языка. В этот период происходит интенсивное обогащение словарного запаса ребенка, в результате приобретения ребенком новых знаний о незнакомых предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта, что особенно важно для его будущего обучения. Родители должны помнить, что расширение словаря детей не осуществляется только механическим заучиванием слов. Нужно помочь ребенку понять смысл нового слова, научить его пользоваться словом в процессе повествования, в общении с окружающими. К старшему дошкольному возрасту фонематический слух достигает такого уровня развития, что ребенок может осуществлять звукобуквенный анализ слова, а значит готов к овладению чтением, письмом в школе. Готовность к школе подразумевает наличие определенных компонентов: развитие всех видов деятельности детей (предметной, игровой, трудовой, изобразительной, конструктивной), обеспечивающих в единстве развитие всех внутренних сил дошкольников — мышления, волевых качеств, чувств, творческих возможностей, речи, а также усвоение этических норм и выработку нравственного поведения. Поэтому первоочередной заботой родителей должно быть всестороннее развитие ребенка с помощью специальных занятий, т. е. обучение, которое организовывают в семье мамы и папы. Но такое обучение должно быть педагогически верно организовано, чтобы обеспечить подлинное развитие и надлежащий темп. Обучение должно быть развивающим, т. е. основываться на учете возрастных особенностей развития, на формировании и использовании присущих именно данному возрасту видов деятельности с опорой на познавательные возможности ребенка. Знания, умения, навыки, которыми необходимо владеть ребенку, должны даваться ему не в разрозненном виде, а в определенной системе. Сейчас существует большое количество литературы, помогающей родителям в этом вопросе. В дошкольном возрасте время проявления специальных способностей еще не наступило, и потому родители должны создавать предпосылки способствующие раскрытию этих способностей. А современные требования к детям, поступающим в школу подразумевают наличие у ребенка не только способностей, но и определенных знаний, умений, навыков. Прежде всего, у ребенка должен быть определенный запас сведений об окружающем мире, о явлениях природы, предметах и их свойствах, о людях и их природе, о нормах поведения. [6] Развитие образного мышления помогает ребенку выделять существенные закономерности в различных сферах жизни. Высшая форма этого мышления у старших дошкольников позволяет перейти от элементарных представлениях об окружающем мире к усвоению систематизированных научных знаний, которые дает школа. Эти знания носят несколько иной характер и отличаются от разрозненных представлений о разных сторонах действительности, которые обычно получает ребенок-дошкольник, не совпадают с его небольшим “житейским” опытом. И именно родители должны подготовить ребенка к переходу на новую, более высокую ступеньку обучения [8].
В нашем саду с 1 апреля по 1 мая 2013 проходили психолого-педагогическая диагностика детей подготовительных к школе групп. Была проведена диагностика психологической готовности к школе (использована стандартизированная диагностика готовности к школе), уровень тревожности (использован детский тест тревожности), агрессивности (использован детский тест руки Вагнера), личностной самооценки (использован методика «Лесенка») детей. Также были проанкетированы родители (были использованы анкеты «Коммуникативно-личностный опросник для родителей», «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», анкета по выявлению тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.), анкета для родителей по изучению социально-эмоциональной сферы личности ребенка (Автор Матвеева Л. Г.)).
Исходя из диагностики уровня готовности к школе детей выявились следующие результаты — у 4 детей выявлен высокий уровень психологической готовности к школе, что составляет 7 % от всех, у остальных 50 детей — средний уровень — 93 %. Исходя из диагностики уровня тревожности детей выявились следующие результаты — у 14 детей выявлен высокий уровень личностной тревожности, что составляет 26 % от всех, у 28 детей — средний уровень личностной тревожности, что составляет 52 %, у 12 детей низкий уровень личностной тревожности, что составляет 22 %. Исходя из диагностики уровня агрессивности детей выявились следующие результаты — у 12 детей выявлен высокий уровень личностной агрессивности, что составляет 22 % от всех, у 29 детей — средний уровень личностной агрессивности, что составляет 54 %, у 13 детей низкий уровень личностной агрессивности, что составляет 24 %. Исходя из диагностики уровня личностной самооценки детей выявились следующие результаты — у 12 детей выявлен высокий уровень личностной самооценки, что составляет 22 % у 30 детей завышенный уровень личностной самооценки, что составляет 55 % от всех, у 7 детей — средний уровень, что составляет 13 %, у 5 детей — заниженный уровень самооценки, что составляет 9 %.
Исходя из опроса родителей по анкете «Коммуникативно-личностный опросник для родителей» были получены следующие результаты — большинство родителей (38 родителей из 54, что составляет 70 %) оценивают своих детей с положительной стороны. Исходя из опроса родителей по анкете «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» были получены следующие результаты — большинство родителей ставят на первое место такое качество общительность (15 родителей, что составляет 28 %), затем доброта (11 родителей, что составляет 20 %), вежливость (6 родителей, что составляет 11 %), жизнерадостность (5 родителей, что составляет 9 %), ответственность (4 родителей, что составляет 7 %), щедрость (4 родителей, что составляет 7 %), справедливость (3 родителей, что составляет 5 %), общительность (3 родителей, что составляет 5 %), отзывчивость, готовность прийти на помощь (1 родителей, что составляет 2 %), внимательность к людям (1 родителей, что составляет 2 %), правдивость, честность (1 родителей, что составляет 2 %). Исходя из опроса родителей по анкете по выявлению тревожности (Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М.) и анкете для родителей по изучению социально-эмоциональной сферы личности ребенка (Автор Матвеева Л. Г.)) 40 родителей, что составляет 74 % считают, что у их детей адекватный уровень тревожности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы — большинство опрошенных родителей:
- у многих родителей «включается» так называется психологическая защита — отрицание плохого (в данном случае возможное наличие психоэмоциональных расстройств);
- еще одна веская причина таких выводов — родители считают, что им лучше знать своего ребенка, его поведение и уровень, готовности к школе, познавательной сферы;
- нежелание уделять внимание по каким-либо причинам (работа, личная жизнь) своим детям;
- незнание/неумение самостоятельно справится со сложившейся ситуацией.
Когда проводилась психолого-педагогическая диагностика детей параллельно проводились индивидуальные консультации родителей с целью повышения уровня взаимопонимания родителей и детей. Если родители по каким-то причинам не могут попасть на консультацию, то они передают индивидуальные носители (флешки) через воспитателей.
Также в каждой группе размещаются раздаточные материалы, направленные на повышение уровня психологической готовности к школьному обучению, возрастные особенности детей 6 -7 лет.
В каждой подготовительной к школе группе проводятся групповые занятия, на которых мы повышаем представления детей о школе, школьном обучении, повышаем познавательные процессы, которые во время диагностики были на низком уровне или уровне ниже среднего. В занятиях также учитываются личностные особенности детей — уровень агрессивности и тревожности, эмоциональное состояние.
Также с воспитателями проводилась работа — проведение педагогического совета по ознакомлению с результатами психолого-педагогической диагностики (готовность детей к школе, уровень личностной тревожности и агрессивности, самооценки), результаты опроса родителей. Еще выданы рекомендации для повышения уровня познавательной сферы, регулирования уровня психоэмоциональных расстройств (агрессивность, тревожность в норме должна быть среднего уровня), личностной самооценки (в норме должна быть завышенной у детей 6–7 лет). Также воспитателям групп были выданы упражнения для включения их в занятия.
Литература:
1. Популярная психология для родителей // Под Ред. А. А. Бодалева, М., Педагогика 1988 г.
2. Кулик Л. А., Берестов О. А. Семейное воспитание — М., Просвещение 1990 г.
3. Платонов К. К. Обобщение характеристик как метод социально-психологического изучения личности. М., 1988.
4. Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. М., 1990.
5. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. Л., 1988.
6. Басов М. Я.. Методика психологического наблюдения над детьми // Избранные психологические произведения, М., 1975.
7. Валлон А. Психическое развитие ребенка, М., 1968.
8. Запорожец А. В. Психологическое развитие ребенка // Избранные психологические труды в 2-х томах. — М., 1986 г.