Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением
Автор: Коробкова Валентина Евгеньевна
Рубрика: 8. Педагогическая психология
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2782 раза
Библиографическое описание:
Коробкова, В. Е. Изучение возможностей развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением / В. Е. Коробкова. — Текст : непосредственный // Психология: проблемы практического применения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 96-102. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/82/4015/ (дата обращения: 16.11.2024).
Проблема детской агрессивности последние десятилетия вызывает значительную тревогу. Опыт психолого-педагогической работы показывает, что жалобы на проявления детской агрессивности одно из наиболее распространенных явлений у педагогов и родителей.
Агрессивное поведение детей позволяет выделить в качестве важнейшего фактора, контролирующего агрессию — формирование эмпатии. Эмпатия понимается, как способность ребенка эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально вставать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Развитие эмпатии представляет собой важную часть формирования личности, воспитания культуры межличностных отношений.
Воспитателям свойственно оценивать поведение детей как агрессивное, они склонны навешивать ярлыки «агрессивности», а родителям свойственно менее объективное представление о своем ребенке, большинстве родителей оценивает своего ребенка как неагрессивного или умеренно агрессивного. Решением выхода из этой ситуации является работа в 3х направлениях: дети, педагоги, родители, где приоритетным направлением является целенаправленное эмоционально-нравственное воспитание личности ребенка, основы которой закладываются в дошкольном возрасте. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности являются неотъемлемой частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказать помощь другому человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
При проявлении агрессивности любой ребенок нуждается в поддержке.
В существующей практике эмоционально-нравственного воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях практически отсутствует целостная система создания педагогических условий по развитию навыков эмпатии и коррекции агрессивного поведения.
Эмоционально — нравственное воспитание детей осуществляется во многом стихийно, несмотря на существование различных методик. Поэтому механизм этого воспитания детей остается во многом скрытым для эффективного контроля, своевременной коррекции.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, учить его осознавать свои эмоции, распознавать и произвольно проявлять их должны не только специалисты-психологи, но и педагоги, воспитатели, родители. Знакомство детей с эмоциями осуществляется как в ходе всего учебно-воспитательного процесса, так и на специальных занятиях, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с литературой, живописью, музыкой. Такие мероприятия во многом помогают профилактике нарушений поведения детей, в частности, проявлению агрессивности. Ценность таких занятий состоит в том, что у детей расширяется круг осознаваемых эмоций, они начинают глубже понимать себя и других, у них чаще возникает эмпатия по отношению к взрослым и детям. С помощью сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игровых упражнений, элементов психогимнастики, техники выразительных движений, этюдов, тренингов, психомышечной тренировки, мимики и пантомимики, литературных произведений и сказок (игр-драматизаций) можно способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, развивать все стороны эмпатии.
У детей агрессия зачастую становится защитным механизмом, что объясняется эмоциональной неустойчивостью. Одним из способов оказания психолого-педагогической помощи детям по преодолению агрессивных тенденций в условиях дошкольного учреждения является индивидуальные занятия с детьми, проводимые воспитателем.
Однако следует отметить, что в современном детском саду в настоящее время сохраняется тенденция превалирования интеллектуального развития над эмоциональным. Данная особенность еще в большей степени проявляется в семейном воспитании. Таким образом, в таких важных институтах, как семья и дошкольные образовательные учреждения, совершенно забывают о том, что в эмоциональном плане дошкольное детство невосполнимо, а коррекция эмоциональной сферы — процесс достаточно сложный и трудоемкий, который как показывает практика, зачастую не дает положительного эффекта.
И поскольку, дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения, отношения. Поэтому, роль взрослого как «социального проводника», очень важна и ответственна. Задача взрослого — определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и прошла безболезненно.
Индивидуальную работу с агрессивными детьми можно начать с приемов саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях полезно начинать с релаксационных упражнений, например, «Медуза», «Брыкание», «Снеговики», «Черепахи», «Солнечный зайчик», и психогимнастических упражнений на тактильный контакт и выражение эмоций.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача — научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемым способом. С этой целью могут применяться обсуждения конфликтных ситуаций в кругу, ролевая игра.
Игра является универсальным средством коррекции и профилактики отклонений и трудностей в развитии ребенка дошкольного возраста. Именно через игру, работая в вышеперечисленных направлениях, можно пытаться решить некоторые проблемы агрессивного поведения. В целях коррекции агрессивности следует использовать и индивидуальную и групповую формы игровой коррекции. Несмотря на очевидные различия, групповая и индивидуальная игротерапии едины в том, что фокусом психологического воздействия в том и другом случае является каждый ребенок, а не группа в целом. По мнению подавляющего большинства специалистов в области игровой терапии, групповая игротерапия, безусловно, обладает большей эффективностью, однако само наличие широкой практики индивидуальной игротерапии свидетельствует о том, что в ряде случаев именно индивидуальной работе с ребенком отдается предпочтение.
Полезной формой работы с агрессивными детьми является проигрывание различных ситуаций. После каждого проигрывания ролей следует задавать четкие вопросы для анализа ситуаций. Такая форма работы помогает научиться понимать не только свои чувства, но и чувства других, хотя поначалу она бывает очень сложна, т. к. дети должны приобрести умение проигрывать ситуацию.
Для снижения эмоционального напряжения можно использовать игры — драматизации. Их преимущество состоит в том, что персонажами игр становятся сами дети. В ходе игры дети не только получают удовольствие от познания окружающего мира, но и при этом учатся управлять собой. В сюжет игр-драматизаций включаются творческие идеи и предложения самих детей.
Дети очень любят слушать сказки, и в этом смысле дети, проявляющие агрессию, ничем не отличаются от своих сверстников. Поэтому сказка или предлагаемая ребенку история — это замечательный материал для работы с эмоционально-волевыми нарушениями. Сказка помогает сформировать адекватную Я-концепцию ребенка с проблемами, систематизировать хаос, который находится внутри ребенка. Сказкотерапия может проводиться индивидуально и в группе с использованием разнообразных форм сказкотерапии (песочницы, куклы, волшебные краски, костюмы и пр.).
Одна из форм естественной деятельности ребенка — игры с песком. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим специалисты-парапсихологи утверждают, что он поглощает «негативную» психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Наблюдения показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает его прекрасным средством для профилактики и коррекции агрессивных проявлений ребенка. И называется этот метод песочная терапия.
Снятию агрессивных состояний способствует и работа с мягкими, податливыми материалами: тестом, пластилином, глиной. Как правило, ребенок знает сам, что ему делать: лепить, или мять, стучать по глине кулачком, рвать только что вылепленные фигурки. Все это пойдет ему на пользу и поможет избавиться от излишнего напряжения. Работа с пластилином бывает для детей привычной и обыденной, поэтому желательно давать детям для работы и другой материал. А работа с тестом доставит удовольствие не только от процесса, но и от результата, который может оказаться довольно вкусным.
В целях снятия агрессивности и излишнего напряжения у детей можно использовать воду. Используя воду как успокоительное средство, надо помнить, что не на всех вода действует успокаивающе. Один ребенок, купаясь в ванне перед сном, действительно успокаивается и снимает напряжение, накопившееся за день, а вот другого вода вполне может возбуждать. В таком случае вместо ожидаемой спокойной ночи можно получить ночь бессонную. Для того чтобы не случалось подобных ситуаций, важно понаблюдать и выяснить, как же вода действует на малыша.
Агрессивных детей необходимо обучать понимать свои чувства. Это можно делать как при помощи игр, а также в процессе беседы с небольшой группой детей. В процессе беседы на чувстве гнева можно заострить особое внимание, поговорив с детьми о физических ощущениях, связанных с ним. Взрослому, проводящему беседу, следует направлять детей и задавать им вопросы типа: «Что чувствует твое лицо, когда ты злишься?», «Какое оно в этот момент?», «Что делают и чувствуют твои руки, спина?».., «Какого цвета твоя злость?».
Чаще всего дети описывают свое агрессивное состояние так: «У меня горячие щеки, колет в животе и т. д».. В результате такой работы дети научаются понимать свои чувства, эмоциональные состояния. Подобную работу следует практиковать в понимании, ощущении ребенком и других своих чувств, как позитивных, так и негативных.
В работе с агрессивными детьми дошкольного возраста очень хорошо использовать терапию посредством рисунка. Она направлена на снижение эмоционального напряжения, развитие способности понимать и адекватно выражать свое эмоциональное состояние.
Для снижения эмоционального напряжения возможно рисование пальцами, ладошками, локтями и даже пятками. Подобная деятельность расслабляет детей, дает им положительный эмоциональный заряд. Важным моментом в воплощении данного метода работы является готовность взрослого. Необходимо создать такие условия, чтобы ребенок мог творить свободно, несмотря на то, что он запачкается. Все необходимые ограничения, а их должно быть минимум, следует ввести заранее.
Для обучения детей понимать собственные чувства, а также эмоциональные состояния другого человека ребенку предлагают нарисовать себя счастливым, гневным и др. Можно заранее подготовить листы с фигурками детей с непрорисованными деталями лица. Взрослый может попросить ребенка изобразить на листе этой фигурки то чувство, которое он испытывает в этот момент. Причем следует не только нарисовать чувство, но и назвать его.
Развитию эмпатии как свойству личности агрессивного ребенка способствует использование музыкального, фольклорного материала, который позволяет делать занятие с детьми интересными, содержательными и познавательными. В устном народном творчестве заложена этика, мудрость, которую мы называем житейской мудростью.
Таким образом, развитие эмпатии у детей реализуется посредством:
- расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;
- развитие способности к эмоциональному сопереживанию;
- развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;
- формирование ценностного отношения к моральной стороне поступков;
- воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.
- обучение конструктивным способом управления собственным поведением (снимать напряжение, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации и др.).
Проводя целенаправленную работу по снятию агрессивности у детей, не следует забывать, что определяющим фактором в формировании способности к сочувствию, пониманию эмоций других людей является пример взрослых, и в первую очередь родителей. Именно они являются моделью для подражания и закладывают основу формирования эмпатии личности ребенка.
С родителями, дети которых имеют явно выраженные признаки агрессии, наличие которых они отрицают, необходимо проводить индивидуальную работу, направленную на адекватное восприятие ребенка и формирование способов воздействия, таких как — контроль просмотра телевизора компьютерных игр, обсуждение ситуаций желаемого поведения, проявление родителей эмпатии в своем поведении. Просвещение родителей в вопросах эмоционального развития детей происходит через родительские собрания, где демонстрируется ведущая роль семьи в развитии эмоциональной сферы и воспитание сострадательных чувств, проведение диагностики с целью выявления стиля семейного воспитания и путей коррекции, стендовая информация, тренинги, индивидуальные беседы. На сегодняшний день наиболее актуальным является демонстрация в средствах массовой информации сцен насилия. Дети становятся нечувствительными к боли другого человека. Учитывая эмоциональную впечатлительность дошкольников, усилия педагогов и родителей должны быть, направлены на формирование осознанного противостояния злу и проявления радости за другого.
Подводя итог вышесказанному, становится понятно, что развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у ребенка культуры межличностных отношений. Воспитание сочувствия, отзывчивости, гуманности является важной частью нравственного воспитания. Ребенок, понимающий чувства другого, активно откликающийся на переживания окружающих людей, стремящийся оказывать помощь человеку, попавшему в трудную ситуацию, не будет проявлять враждебность и агрессивность.
Литература:
1. Заостровцева М. Н., Перешеина Н. В. Агрессивность дошкольников: коррекция поведения. — М. — ТЦ Сфера, 2006.
2. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. — М: АРКТИ, 2000.
3. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. — М.: ЛИНКА — ПРЕСС, 2007
4. Уроки доброты: Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. — Изд-во «Ранок», 2007.
5. Формирование нравственного здоровья дошкольников/ Под ред. Л. В. Кузнецовой, М. А. Панфиловой. — М.: ТЦ Сфера, 2002.