Корпоративный лоббизм в России | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 21. Политология

Опубликовано в

международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2019)

Дата публикации: 17.05.2019

Статья просмотрена: 707 раз

Библиографическое описание:

Селифанов, Н. В. Корпоративный лоббизм в России / Н. В. Селифанов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/339/15079/ (дата обращения: 15.11.2024).



Лоббизм как понятие существует в России уже более десятка лет. Основной проблемой лоббизма в нашей стране является отсутствие правового урегулирования данной деятельности. Несмотря на восемь попыток урегулировать взаимоотношения власти и групп интересов, на 2019 год достигнуть консенсуса не удалось, но работы по созданию системы урегулирования ведутся по сей день.

В России лоббизм носит уникальный, самобытный характер. Однако в глазах общественности этот характер носит скорее негативный оттенок. «Лоббизм в России часто приравнивают к коррупции. Но, в отличие от коррупции, лоббизм — неотъемлемая часть политического процесса» (А. Б. Выборный). Мнение о нечестности и продажности системы лоббизма в России распространено настолько широко, что оппозиционные политические деятели активно настаивают на том, что лоббизм является «инструментом олигархата». Это происходит из-за того, что в нашей стране высокий уровень распространения получил так называемый теневой лоббизм. В виду того, что операции теневого лоббизма никак не возможно контролировать, в глазах большинства он тождественен коррупции. Негативное отношение к институту лоббизма я считаю крупной проблемой, сопряженной с рекордным падением уровня доверия к власти в России, по данным американской исследовательской компании Edelman.

C:\Users\User\Desktop\Учеба\Статья\1.jpg

По мнению народа, высоко «сидящие» экономические лидеры продвигают законопроекты исключительно в своих корпоративных интересах. И правда, если рассмотреть предоставленный «Независимой газетой» список ведущих лоббистов страны, мы увидим представителей крупнейших и влиятельнейших корпораций нашей страны. Подобное явление называется корпоративной моделью представительства интересов. Но, прежде чем давать негативную оценку данной ситуации, следует рассмотреть исторически сложившуюся ситуацию взаимоотношения политики и экономики. Мировые политические отношения сейчас продолжают переживать период своей трансформации. Различия между народами разных стран постепенно стираются, и как следствие большинство стран действуют на мировой арене отношений. Политические интересы государств все чаще сводятся к экономическим интересам. Существуют определенные площадки для лоббистской деятельности транснациональных корпораций. Корпорации и крупный бизнес обычно имеют своих неофициальных представителей в органах исполнительной власти. Главным аспектом деятельности является достижения для компании благоприятного режима деятельности. Мы можем обратить внимание на иностранный опыт взаимоотношений бизнеса и власти.

Вашингтон является своеобразной колыбелью лоббизма. По статистике, на данный момент там насчитывается более 300 корпораций, которые лично занимаются лоббистской деятельностью, не прибегая к услугам посредников. А общее количество зарегистрированных лоббистских организаций достигает 14 тысяч. Именно в Вашингтоне исторически развивался институт лоббизма, и строились его законы. Изначально ведущим инструментом действительно являлся подкуп, затем средства и методы совершенствовались, выстраиваясь в современную — косвенную структуру, лоббизм является плодом деятельности группы людей а не конкретных индивидов. Как следствие уровень коррупции значительно снижается. В Англии же, открытое лоббирование идет в разрез с принципами власти. Но это не мешает крупным компаниям вести лоббистскую деятельность, выделяя средства на благотворительность, соперничая в этом. В Германии совмещение поста в правительстве с высокой должностью в коммерческой организации невозможно, однако для депутатов парламента ограничений нет. Компании заручаются поддержкой конкретных депутатов, а те в свою очередь ведут деятельность по достижению интересов подопечной компании. Таким образом, лоббистская деятельность корпораций и крупного бизнеса в России не является чем-то необычным. Желания организовывать свою деятельность с максимальной эффективностью для любой фирмы естественны, поэтому речи о «диктатуре олигархата» идти не может.

Но для решения существующей проблемы лоббизма в нашей стране и не следует переубеждать население в непричастности экономических лидеров к бедам населения. Я вижу два необходимых пункта, на пути к оздоровлению системы лоббизма.

Первым, естественно, является законодательное закрепление лоббистской деятельности в России, в сторону освещения происходящих в ней процессов. Корпоративная модель представительства сложилась не только в Российской Федерации, но непрозрачность действий корпораций является тем камнем преткновения, который создает негативную окраску лоббирования в нашей стране и подрывает авторитет власти.

Вторым пунктом является создание структуры, в которой некорпоративные группы интересов могли бы лоббировать свои предложения. Ключевой проблемой в России является не только отсутствие контроля над лоббированием, но и недостаток возможности лоббировать свои интересы у групп интересов из простого народа. Поскольку в нашей стране суперпрезидентская система правления, правовой статус и полномочия главы государства приводят к тому, что «центр активности» лоббистов находится в администрации президента и правительстве. Оказывать влияние на Парламент или Правительство, не заручившись поддержкой Президента страны, не имеет смысла. Обратные же действия не только оправданы, но и являются наиболее результативными. В данном случае, при разработке законопроекта по контролю лоббирования в России следует учитывать этот пункт, и дать Парламенту больше полномочий по реализации интересов групп давления.

Если в нашей стране лоббистские процессы станут прозрачными и у некоммерческих групп интересов появятся инструменты по реализации своих идей, проблема недоверия к правительству и восприятия лоббизма как разновидности коррупции отпадет сама собой.

Литература:

  1. Фельдман Павел Яковлевич «Нужен ли в России закон о лоббизме?» КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/nuzhen-li-v-rossii-zakon-o-lobbizme
  2. Выборный А. Б. «Лоббизм. Время» КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/lobbizm-vremya
  3. Бинецкий А. Э. «Лоббизм в современном мире». М., 2013.
  4. Шохин Александр Николаевич «Лоббистская деятельность бизнеса в европейском Союзе: практика, возможности, технологии» КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/lobbistskaya-deyatelnost-biznesa-v-evropeyskom-soyuze-praktika-vozmozhnosti-tehnologii
  5. Колупаева Юлия Вячеславовна «Лоббирование интересов транснациональных корпораций в Евросоюзе» КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/lobbirovanie-interesov-transnatsionalnyh-korporatsiy-v-evrosoyuze
  6. Белоусов Александр Борисович «Современная практика лоббизма в США» КиберЛенинка: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-praktika-lobbizma-v-ssha
  7. Интернет ресурс: https://www.edelman.com/
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, лоббистская деятельность, Вашингтон, группа интересов, институт лоббизма, крупный бизнес, лоббизм.