Специфика работы с тревожными детьми разного возраста, подростками и юношами | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 23. Психология

Опубликовано в

II международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июль 2019)

Дата публикации: 12.06.2019

Статья просмотрена: 735 раз

Библиографическое описание:

Рассоха, В. С. Специфика работы с тревожными детьми разного возраста, подростками и юношами / В. С. Рассоха. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 44-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15185/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: тревожность, детский возраст, подросток, юноша, психологический тренинг, тревога.

В психологической литературе можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику. Ситуативная тревожность может как возрастать, так и снижаться в зависимости от актуальных ситуаций, в которых находится человек. Личностная тревожность выступает как относительно устойчивое свойство личности, которое определяет уровень тревожности субъекта в большинстве ситуаций.

Тревожность в настоящее время становится достаточно распространённым состоянием человека в любом возрасте. Это связано со многими факторами, в том числе с высоким темпом жизни, человеку приходится постоянно находиться в состоянии многозадачности. Все эти проблемы не проходят стороной и детей, подростков и юношей. При поступлении в школу от ребенка требуют уже большого количества знаний, сформированности основных навыков — письма, чтения, счета. Однако не все дети готовы к такой нагрузке, в связи с этим уровень тревожности может неуклонно расти. В подростковом возрасте к достаточно большой школьной нагрузке прибавляются факторы, которые могут значительно повышать уровень тревожности: гормональные изменения, возможные конфликты с родителя и сверстниками, неудовлетворенность своим внешним видом и многое другое.

В юношеском возрасте есть своя специфика, так как это возраст, когда меняется социальная ситуация развития, возможен переезд от родителей и начало самостоятельной жизни, начинается профессиональная деятельность либо обучение в вузе, колледже и пр. В условиях достаточно большой неопределённости, связанной с будущей профессиональной деятельностью, различными финансовыми трудностями, и тем, как сложится дальнейшая жизнь, уровень тревожности может достигать высоких значений.

В связи с вышеперечисленными особенностями психологического состояния детей разного возраста, подростков и юношей в современном обществе особенно остро встаёт вопрос о возможности психологической помощи, коррекции уровня тревожности. Изучением данного вопроса в разное время занимались Дж. Локк, М. Монтессори, В. Н. Астапов, Ф. Б. Березин, Л. И. Божович, В. Т. Дубровина, Т. А. Власова, Л. С. Выготский, B. C. Мухина, К. Роджерс и др.

Специфика психологической работы с людьми разного возраста своя, так как каждый возрастной этап характеризуется отличной от предыдущих социальной ситуацией развития, ведущей деятельностью, психологическими новообразованиями. Высокая тревожность может осложнять развитие человека, накладывая свой отпечаток и не позволяя решить задачи возраста.

Работа с детьми с высокой тревожностью сопряжена с трудностями, так как установление контакта с ребёнком может быть затруднено из-за его психологических особенностей и актуального состояния. Посещение психолога для индивидуальных занятий либо групповой работы для ребёнка непривычная ситуация и поэтому уровень ситуативной тревожности может помещать ребенку влиться в работу. Задача психолога состоит в том, чтобы снизить ситуативную тревожность на начальных этапах работы, чтобы ребенок чувствовал себя в безопасности и ему было комфортно. Коррекция высокого уровня тревожности может занимать достаточно продолжительное время в связи с тем, что это свойство личности и для его изменения нужна глубинная психологическая работа. В целом такая работа ведется в трех основных направлениях (вне зависимости от возраста человека): повышение уровня самооценки, формирование и развитие навыков управления своим состоянием в особо волнующих ситуациях, снятие мышечного напряжения.

Повышение самооценки складывается из развития и формирования отдельных её компонентов. Когнитивный компонент, который складывается из представлений человека о себе, из того, что он узнал о себе, в том числе и от других людей. Для формирования этого компонента обычно наиболее эффективными являются упражнения, направленные на получение комплементов, конструктивной критики, описание внешних и внутренних качеств и пр. Эмоциональный компонент самооценки отражает отношение человека к своим чертам личности, поведению, внешнему виду и внутреннему миру. Для развития этого компонента больше подходят различные упражнения с составлением своего словесного портрета, рисунок себя, описание своих положительных и отрицательных качеств и др. В зависимости от возраста эти упражнения имеют свою специфику: для детей более подходящей будет групповая работа в различных вариантах игровой деятельности, арт-терапии; для подростков — групповая работа в рамках различных коммуникативных тренингов либо индивидуальная работа; для юношеского возраста предпочтительной будет групповая работа с элементами рациональной терапии. Стоит отметить, что арт-терапия подходит для любого возраста, она позволяет бережно обходить сопротивление.

Еще одним немаловажным направлением работы является снятие мышечного напряжения, т. к. эмоциональное состояние в достаточно большой мере оказывает влияние и на физическое состояние и самочувствие, и наоборот — физическое, телесное расслабление способствует нормализации психологического состояния, в том числе снижению тревожности. Важным элементом здесь является телесно ориентированная терапия в различных вариациях. Для детей это могут быть игры на телесный контакт, взаимодействие с различными предметами и поверхностями и пр. Для подросткового и юношеского возрастов будут полезны упражнения на расслабление, принятие своего тела и физических особенностей, который будет способствовать в том числе и поднятию самооценки. Для любого возраста будут полезны упражнения на релаксацию, техники глубокого, ритмичного дыхания в совокупности с музыкотерапией и ароматерапией (при отсутствии противопоказаний).

Формирование и развитие навыков управления своим состоянием в особо волнующих ситуациях связано в первую очередь с их идентификацией и дифференциацией. Это можно сделать по средствам составления различных шкал и списков градации тревожных ситуаций. Для детей это можно сделать в форме сказкотерапии, когда ребёнку предоставляется возможность в безопасной форме рассказать о тех проблемных ситуациях, которые его тревожат. Для подросткового и юношеского возрастов будут актуальны упражнения с элементами систематической десенсибилизации, которые позволяют постепенно уменьшить чувствительность человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность и страхи.

Таким образом, в каждом возрасте существует своя специфика не только проявлений тревожности, но и ее психологической коррекции. Психологическая помощь, направленная на снижение тревожности, должна учитывать возрастные особенности человека: ведущую деятельность, социальную ситуацию развития и задачи возраста.

Литература:

  1. Илларионова И. В. Особенности проявления тревожности у детей 4–7 лет // Вестник ВятГУ. — 2009. — № 2. — С. 152–155.
  2. Астапов В. М. Тревога и тревожность. — М.: ПЕР СЭ, 2008. — 240 с.
  3. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
  4. Аракелов Н. Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, Сер.14 Психология. — 2001 — № 1 — С. 18.
Основные термины (генерируются автоматически): групповая работа, юношеский возраст, возраст, ребенок, ситуативная тревожность, социальная ситуация развития, уровень тревожности, внешний вид, высокая тревожность, мышечное напряжение.

Похожие статьи

Снижение тревожности младших подростков посредством арт-терапии

Особенности тревожности подростков с задержкой психического развития

В статье представлены теоретические и практические исследования ученых о тревожности подростков с задержкой психического развития, возможности ее коррекции.

Исследование тревожности в старшем дошкольном возрасте

В статье представлены результаты исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста, а именно возможности выявления уровня тревожности и его понижения в случае высокой тревожности.

Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста

Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников

В статье рассматриваются детские страхи и причины их возникновения. Предложены основные способы коррекционной работы детских страхов у дошкольников.

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Коррекция тревожности младших школьников

В статье представлены результаты исследования проявлений тревожности младших школьников. Установлена структура страхов младших школьников, которые в основном связаны с учебной деятельностью, стилем общения учителя с учениками и в меньшей степени опре...

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет

Похожие статьи

Снижение тревожности младших подростков посредством арт-терапии

Особенности тревожности подростков с задержкой психического развития

В статье представлены теоретические и практические исследования ученых о тревожности подростков с задержкой психического развития, возможности ее коррекции.

Исследование тревожности в старшем дошкольном возрасте

В статье представлены результаты исследования тревожности детей старшего дошкольного возраста, а именно возможности выявления уровня тревожности и его понижения в случае высокой тревожности.

Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста

Коррекция тревожности младших школьников с задержкой психического развития методами арт-терапии

В статье описана экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности младших школьников с задержкой психического развития (ЗПР) методами арт-терапии.

Сказкотерапия как средство работы с детскими страхами у дошкольников

В статье рассматриваются детские страхи и причины их возникновения. Предложены основные способы коррекционной работы детских страхов у дошкольников.

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

О формировании коммуникативных компетенций у умственно отсталых подростков как условие профилактики виктимного поведения

Подростковый возраст признается более восприимчивым в отношении эмоциональных расстройств и нарушения поведения не только у детей нормы, но и подростков с умственной отсталостью.

Коррекция тревожности младших школьников

В статье представлены результаты исследования проявлений тревожности младших школьников. Установлена структура страхов младших школьников, которые в основном связаны с учебной деятельностью, стилем общения учителя с учениками и в меньшей степени опре...

Анализ эффективности использования релаксационных упражнений для снижения уровня личностной и ситуативной тревожности у детей 6–12 лет