Оценка влияния недооснащенности современных аэропортов на качество обслуживания инвалидов и меры по ее устранению | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Жук, А. И. Оценка влияния недооснащенности современных аэропортов на качество обслуживания инвалидов и меры по ее устранению / А. И. Жук, Р. Р. Саляхов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, июль 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 10-14. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/340/15190/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ключевые слова: надежность, подъемник, амбулифт, пассажиры с ограниченными возможностями, наземное облуживание, аэропорт.

Основным предназначением технической эксплуатации является обеспечение надежности, исправности и своевременной готовности воздушных судов (ВС) к полетам, а также экономичности при проведении работ по техническому обслуживанию (ТО) и ремонту авиационной техники (АТ). Ответственность за своевременную подготовку ВС к полетам и обеспечение правильной технической эксплуатации принадлежит аэродромно-технической базе (АТБ), в которых выполняются работы по выполнению оперативного ТО АТ, периодического ТО АТ, ремонта АТ, а также по проверке состояния АТ и текущему ремонту оборудования [1].

Всю работу и операции, связанные с послеполетным обслуживанием и подготовкой к вылету ВС принято называть «наземным обслуживанием». Наземное обслуживание воздушных судов начинается с момента постановки самолета на оперативную стоянку с целью подготовки его к вылету и заканчивается отправлением ВС в виде начала его движения, связанного с вылетом. Операции наземного обслуживания направлены на повышение качества самого обслуживания, обеспечение безопасности, своевременное обслуживание ВС, выполнение требований нормативных актов, регламентирующих стандарты и нормы при наземном обслуживании ВС. При эксплуатации ЛА любого вида используются различные виды наземного оборудования, применяемые в аэропортах. При наземном техническом обслуживании самолёта должны использоваться только исправные, работоспособные, проходящие регулярное техническое обслуживание и соответствующие типу ЛА оборудование и спецтехника.

В современных условиях сложно представить, сколько времени бы уходило на транспортировку багажа без автоматизированных систем управления грузом, контейнерных погрузчиков, багажных тягачей и тележек. Современные технологии и спецмашины позволяют значительно снизить затраты на персонал благодаря системам обработки багажа, которые максимально быстро распределяют груз, сортируют его и не могут ошибиться.

Помимо автоматизированных систем управления грузом, аэропорту требуется еще оборудование для полноценного функционирования:

– тягачи для буксировки ВС (буксировка ЛА по аэродрому);

– водило буксировочное (соединение ЛА с тягачом для последующего за этим перемещения по аэродрому);

– специализированные машины «деайсеры» (противообледенительная обработка ВС);

– топливозаправщики ВС (обеспечение процесса заправки ВС, автомобильной и другой наземной техники горюче-смазочными материалами);

– водозаправочные машины (снабжение пассажиров и экипажа ВС питьевой водой);

– другие.

На сегодняшний день качество сервиса в аэропорту — залог успеха многих авиакомпаний. В связи с этим, время до посадки на самолет должно проходить в условиях максимального комфорта, поэтому при организации обслуживания пассажиров в аэропорту нужно учитывать множество факторов. Например: обслуживание пассажиров в аэропорту включающее обеспечение питанием, предоставление номера в гостинице в случае задержки рейса, и информационное обеспечение и др. Одним из основных факторов, влияющих на качество обслуживания, являются условия, в которых осуществляется посадка и высадка пассажиров в аэропорту. Для этого, как правило, в аэропортах используются:

– прицепные пассажирские трапы (предназначены для посадки авиапассажиров в воздушное судно абсолютно любого типа);

– самоходные пассажирские трапы (используются для обеспечения посадки и высадки пассажиров на борту воздушного судна);

Поскольку воздушным транспортом пользуются не только обычные пассажиры, но и люди с ограниченными физическими возможностями (инвалиды), то в аэропортах должна быть предусмотрена спецтехника, а именно амбулаторный автомобильный лифт (амбулифт). Амбулифт — это специальная техника, предназначенная для подъема пассажиров с ограниченными возможностями прямо ко входу в самолет, минуя ступени трапа (рис. 1). Кабина оборудована задней и передней перегрузочной платформой, которая поднимается и опускается до уровня загрузки ВС при помощи ножничного гидравлического подъемника.

C:\Users\GRIZLI\Desktop\ЖУК пикчи\825d466e7fbbc7dd0dc8b98d480dac8b_lg7a91c1.bmp

Рис. 1. Амбулифт для посадки/высадки инвалидов

Данная спецтхника имеет следующие особенности: улучшенная функциональность; надежная и долговечная конструкция; оперативность стыковки с бортом самолета; хорошая грузоподъемность; возможность использования в любых погодных условиях; высокий уровень безопасности пассажиров.

Основным требованием, предъявляемым ко всякой транспортировке (перевозке) пассажиров с ОВЗ, является обеспечение удобного размещения, погрузки и выгрузки пассажиров на инвалидных колясках, обеспечение им наиболее спокойных условий транспортировки.

Однако, на практике выполнение этих требований осуществляется не во всех аэропортах РФ. Так 28 февраля 2017 года паралимпийцу, чемпиону России по легкой атлетике Замиру Шкахову, в чебоксарском аэропорту пришлось спускаться с самолета на руках из-за отсутствия в аэропорту специального оборудования для пассажиров с ограниченными возможностями. Так же на борту самолета находилось четверо паралимпийцев, которые из-за отсутствия специального трапа, были перенесены из самолета работниками на руках, но Шкахов отказался [2].

Еще один подобный случай произошел 25 мая 2016 года. Егору Озерцову нужно было совершить перелет из Москвы в Ульяновск. За неделю он заранее обратился с письменным обращением к руководству аэропорта с просьбой оказать содействие в его транспортировке из ВС специализированной службой сопровождения маломобильных граждан. В случае отсутствия в аэропорту бортовой коляски, ульяновец попросил взять такую в аэропорте имени Карамзина. На обращение Озерцова письменно ответил начальник службы организации пассажирских перевозок (СОПП) международного аэропорта «Ульяновск-Восточный», который уверил мужчину в том, что с транспортировкой из самолета проблем не будет, коляска у них есть [3]. Однако, на деле все вышло иначе. Когда очередь дошла до инвалида-колясочника, выяснилось, что узкой бортовой коляски для Егора нет. Так же «вдруг» стало понятно, что высаживать его будут обычные грузчики, которые в результате чуть не покалечили инвалида.

На рисунке 2 представлен подъем тяжелобольных пассажиров на борт без специального наземного оборудования.

C:\Users\GRIZLI\Desktop\ЖУК пикчи\готовое\2\дополнение 2.bmp

Рис. 2. Подъем тяжелобольных пассажиров на борт без специального оборудования

Современная Россия не подготовлена к жизни людей с ограниченными возможностями. По сравнению с периодом 1990–2014 годами ситуация несколько улучшилась, в целом — забота об инвалидах в сфере государственных и частных услуг чаще бывает скорее исключением, чем правилом. В связи с этим с марта 2017 года в рамках государственной программы «Доступная среда» все жители РФ, имеющие ограниченные возможности здоровья, для посадки и высадки на борт самолета имеют право воспользоваться специальным оборудованием в аэропорту. Самым реальным и современным вариантом представляет собой специальный аэродромный автомобиль с гидравлическим механизмом — амбулифт. Кабина амбулифта рассчитана на одновременную транспортировку нескольких маломобильных пассажиров, сопровождающих лиц и реабилитационного оборудования [4]. Стоимость такого оборудования составляет в среднем от 14,5 миллионов рублей. В связи с высокой стоимостью такого оборудования не каждый региональный аэропорт может его приобрести, а с учетом малого пассажиропотока окупить такую дорогостоящую технику не удастся. По данным на 2017 год около 58 федеральных аэропортов РФ из 91 не имеют специального оборудования для подъема на борт лиц с ОВЗ.

Диаграмма наличия спецоборудования (амбулифтов) в аэропортах федерального значения РФ приведена на рисунке 3.

дополнение 3

Рис. 3. Диаграмма наличия спецоборудования (амбулифт)

Использование такого вида техники как амбулифт приводит к появлению таких проблем, как:

– наличие персонала, отвечающего за его работу, который должен пройти соответствующую подготовку;

– наличие свободного места для стоянки;

– периодическое обслуживание техники;

– получение сертификатов и разрешений на использование.

К тому же наличие амбулифта не сможет до конца решить проблему, поскольку такое оборудование позволяет поднимать (спускать) пассажиров только с (на) большие воздушные суда. Для небольших же самолетов, таких как, например, АТР-72, на котором прибыл в город Чебоксары Замир Шкахов, амбулифт технически не подходит. Следовательно, понадобится дополнительное оборудование. Кроме того, не все ВС в силу своих конструктивных особенностей приспособлены для пассажиров-колясочников. К примеру, все тот же АТР-72. В связи с чем для помощи пассажирам в аэропортах приходится прибегать к разного рода ухищрениям, действующим не всегда в рамках основного свода правил по обслуживанию пассажиров. И в этом случае всегда существует вероятность, что предложенный вариант может по тем или иным причинам не устроить пассажира [5].

На сегодняшний день доля пассажиров из числа маломобильных групп составляет в среднем по РФ от 0,1 % до 0,2 %, но этот показатель растет. При этом приобретение дорогостоящего оборудования для их транспортировки повысит стоимость обслуживания одного пассажира многократно, поскольку расходы на его приобретение необходимо заложить в тарифы.

Поскольку стандарт, введённый Всероссийским обществом инвалидов (ВОИ) требует наличия в каждом аэропорту специального автотранспорта или оборудования для безопасного подъема инвалидов на борт самолета, а стоимость амбулифтов слишком высока для региональных аэропортов, то предлагается следующая схема транспортабельного бортового подъемника (рис.4).

Рис. 4. Бортовой подъемник для пассажиров с ограниченными возможностями

Оборудование для подъема (подъемник) состоит из наклонно устанавливаемой гидроцилиндром в рабочее положение несущей рамы. Несущая рама состоит из двух направляющих рельсов (швеллеров), поперечин и стопорных устройств. Несущая рама снабжена платформой, соединенной и опирающейся четырьмя регулируемыми тягами на каретку и горизонтально поднимающейся по раме лебедкой с помощью гибкого тягового элемента. Опорой несущей рамы является основание, предназначенное для размещения силового оборудования, аккумуляторной батареи, для крепления гидроцилиндра, колес, стопорных устройств и пульта управления.

Грузовая платформа оснащена раскладывающейся шарнирно закрепленной рампой, которая предназначена для безопасного заезда на платформу и для исключения скатывания коляски в сложенном положении. Платформа оснащена функцией выдвижения вперед с фиксацией в четырех положениях для безопасного и простого перемещения коляски в салон самолета, а также креплениями для надежной фиксации коляски во время движения платформы. По бокам грузовой платформы расположены заградительные поручни для повышения безопасности во время подъема или спуска пассажиров [6].

Данный подъемник обеспечивает снижение веса, повышение надежности, компактность, простоту использования и обслуживания, снижение материальных затрат. Всё это позволит использовать подъемник в региональных аэропортах РФ и обеспечить качественное и безопасное обслуживание маломобильных групп.

Литература:

  1. Смирнов Н. Н. «Техническая эксплуатация летательных аппаратов». Учебник для вузов. — Москва: Транспорт, 1990. — 423 с.
  2. https://lenta.ru/news/2017/03/02/paralimpcheb/ — Новостное интернет-издание. Случай в аэропорту.
  3. http://73online.ru/readnews/42662 — Интернет-издание. Аэропорт Восточный в городе Ульяновск.
  4. http://www.aftproject.ru/catalogue/aircraft_handling/ — Наземное оборудование для обслуживания воздушных судов. Аэродромная и аэропортовая спецтехника и оборудование.
  5. http://www.ato.ru/content/obzor-sostoyaniya-nazemnogo-obsluzhivaniya-vozdushnyh-sudov-v-aeroportah-rf — Авиапортал. Организация наземного обслуживания в аэропортах России и СНГ.
  6. Патент 2 602 269 C2. Заявка 241131791, 10.11.2016 г. Транспортабельный бортовой подъемник. Автор: Ахмадеев Эмиль Эдгарович.
Основные термины (генерируются автоматически): аэропорт, борт самолета, несущая рама, пассажир, специальное оборудование, высадок пассажиров, грузовая платформа, диаграмма наличия спецоборудования, наземное обслуживание, обслуживание пассажиров.

Ключевые слова

надежность, аэропорт, подъемник, амбулифт, пассажиры с ограниченными возможностями, наземное облуживание

Похожие статьи

Анализ качества услуг аэровокзалов, предоставляемых авиапассажирам и посетителям

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты процесса оказания услуг в аэровокзалах, предоставляемых пассажирам и посетителям.

Внедрение линейной диспетчеризации с целью повышения качества перевозочного процесса пассажиров

К вопросу о влиянии потенциально опасных пассажиров на обеспечение безопасности аэровокзальных комплексов

В статье раскрывается возможности применения психологических знаний сотрудниками служб безопасности аэропорта при выявлении потенциально опасных пассажиров и предупреждения актов незаконного вмешательства.

Управление вантовой конструкцией светопрозрачного навеса на примере международного аэропорта Красноярск — Емельяново

В статье рассмотрена вантовая светопрозрачная конструкция, выполнен ее расчет и выяснено ее поведение при ветровых нагрузках.

Автоматизированные системы самообслуживания для пожилых людей и инвалидов

Целью представленного в статье исследования было изучение современного состояния автоматизированных систем обслуживания пассажиров.

О технологическом графике обслуживания воздушного судна авиакомпании

В статье рассмотрена необходимость разработки технологического графика обслуживания ВС авиакомпанией, актуальность внедрения автоматизированного контроля за его соблюдением и дальнейшие перспективы использования.

Надежность и ответственность проверенной транспортной компании

Ответственное хранение и полный комплекс логистических услуг на высоком профессиональном уровне. Надежно, быстро, удобно. Для предпринимателей и организаций.

Общий анализ надежности автомобильных трансмиссий

Проведен обзор наиболее характерных неисправностей элементов автомобильных трансмиссий на основании опыта работы предприятий автосервиса. Выполнен анализ внешних факторов, влияющих на показатели надежности трансмиссии. Детально рассмотрены особенност...

Обеспечение безопасной работы в путевом хозяйстве с учетом внедрения риск-ориентированного подхода

К вопросу о целесообразности применения автоцистерн различного класса для пожаротушения в условиях городской застройки (на примере Курской области)

В статье проведен сравнительный подход к выбору автоцистерн среднего и тяжелого класса при оснащении пожарно-спасательных подразделений на примере Курской области.

Похожие статьи

Анализ качества услуг аэровокзалов, предоставляемых авиапассажирам и посетителям

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты процесса оказания услуг в аэровокзалах, предоставляемых пассажирам и посетителям.

Внедрение линейной диспетчеризации с целью повышения качества перевозочного процесса пассажиров

К вопросу о влиянии потенциально опасных пассажиров на обеспечение безопасности аэровокзальных комплексов

В статье раскрывается возможности применения психологических знаний сотрудниками служб безопасности аэропорта при выявлении потенциально опасных пассажиров и предупреждения актов незаконного вмешательства.

Управление вантовой конструкцией светопрозрачного навеса на примере международного аэропорта Красноярск — Емельяново

В статье рассмотрена вантовая светопрозрачная конструкция, выполнен ее расчет и выяснено ее поведение при ветровых нагрузках.

Автоматизированные системы самообслуживания для пожилых людей и инвалидов

Целью представленного в статье исследования было изучение современного состояния автоматизированных систем обслуживания пассажиров.

О технологическом графике обслуживания воздушного судна авиакомпании

В статье рассмотрена необходимость разработки технологического графика обслуживания ВС авиакомпанией, актуальность внедрения автоматизированного контроля за его соблюдением и дальнейшие перспективы использования.

Надежность и ответственность проверенной транспортной компании

Ответственное хранение и полный комплекс логистических услуг на высоком профессиональном уровне. Надежно, быстро, удобно. Для предпринимателей и организаций.

Общий анализ надежности автомобильных трансмиссий

Проведен обзор наиболее характерных неисправностей элементов автомобильных трансмиссий на основании опыта работы предприятий автосервиса. Выполнен анализ внешних факторов, влияющих на показатели надежности трансмиссии. Детально рассмотрены особенност...

Обеспечение безопасной работы в путевом хозяйстве с учетом внедрения риск-ориентированного подхода

К вопросу о целесообразности применения автоцистерн различного класса для пожаротушения в условиях городской застройки (на примере Курской области)

В статье проведен сравнительный подход к выбору автоцистерн среднего и тяжелого класса при оснащении пожарно-спасательных подразделений на примере Курской области.