Развивающие игры с помощью счётных палочек Кюизенера с детьми старшего дошкольного возраста
Авторы: Бондяева Елизавета Викторовна, Барышкина Ольга Викторовна, Сурикова Олеся Витальевна, Серова Марина Николаевна, Савченко Евгения Владимировна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
III международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2019)
Дата публикации: 29.09.2019
Статья просмотрена: 2368 раз
Библиографическое описание:
Развивающие игры с помощью счётных палочек Кюизенера с детьми старшего дошкольного возраста / Е. В. Бондяева, О. В. Барышкина, О. В. Сурикова [и др.]. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/349/15329/ (дата обращения: 15.11.2024).
Игра — это самая важная составляющая жизни каждого ребенка. Через игру дети получают основную часть знаний и умений. Для развития логического мышления и интеллекта ребенка педагоги нашего детского сада используют в своей работе разнообразные методики и педагогические разработки. Как правило, все методики построены на игре, т.к. именно игра позволяет детям без труда, самостоятельно и с большим интересом, познавать что-то новое, ранее неизвестное. Одну из очень занимательных методик обучения, построенных на игре, разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер (1891–1976). Его методика включает в себя дидактический материал для развития у детей математических способностей. Палочки Кюизенера — это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками». Комплект состоит из 116 пластмассовых палочек, 10 разных цветов и разной длины. Цифры от 1 до 10, знаки действий, знаки отношений. Наименьшая палочка имеет длину 1 см, являясь по сути кубиком. Палочки друг от друга отличаются цветом и размером.
Основными дидактическими задачами данного пособия являются:
- Сенсорное восприятие цвета и размера: На начальных этапах обучения дети занимаются раскладыванием палочек в коробочки, мешочки, свободно манипулируют ими. Познакомившись с цветами и размерами палочек, переходят к строительству разноцветных дорожек, домиков, мебели для кукол. Существует множество вариантов усложнения заданий, например, выкладывание из палочек по рисункам и цветным схемам различные коврики.
- Сравнение по величине, длине, ширине, высоте, форме. Данная задача включает в себя игры конструирования по разнообразным числовым схемам и контурам, например, кошечки, герои сказок, лесенки. Выкладывание цифр по схемам из палочек, а также букв, слов. Составление различных ковриков по цифровым схемам. Кодирование схем в играх типа: «Расшифровка старинных рукописей». Поезда с вагончиками.
Возможно использование в сюжетных играх. С помощью палочек Кьюзинера можно составлять загадки и разнообразные задания, такие например, как «Сколько всего ручек у троих ребят?». Необходимо показать соответствующей палочкой. «Сколько лапок у Божьей коровки?», «Сколько колёс у 2-х машин?» и т. п.
- Развитие количественных представлений, порядковый счет, ориентировка в пространстве. Сравнение чисел: >, <. Примерными заданиями для достижения этих задач являются создание лесенок путем накладывания палочек одну на другую или рядом друг с другом (Сосчитай, сколько лесенок?, Сколько лесенок до заданной и после? и т. п.); конструирование поезда с вагончиками (Сколько вагонов получилось?, Сколько останется, если убрать один вагон, либо добавить? Какой по порядку вагон стоит между желтым и синим?) и т. п.
Задание «Говорящие числа» включает в себя такие задания, как озвучивание «Я больше тебя, он меньше меня». Состав числа из единиц, из 2-х меньших, формирование данных понятий «Как растут дома?» — многоэтажные: где жильцы единицы, где жильцы 2 меньших числа. «Кто в домике живет?». «Рассели числа» «Расставь номера домов». «Как зверята играли в числа». Понятия четных и нечётных чисел. Строительство лесенок из четных и нечетных чисел. Дети, «прыгая» по ступеням, называют ряд четных и нечетных чисел. Использование палочек, как мерки. Сказочные ситуации различной мотивации.
В декабре 2018 года проходил педагогический марафон «Развитие технологий дошкольного образования: познавательное развитие старших дошкольников». Старший воспитатель Бондяева Е. В. и воспитатель старшей группы № 6 Савченко Е. В. приняли участие в педагогическом марафоне. Евгения Владимировна представила коллегам опыт своей работы по использованию развивающих счетных палочек Кюизенера с детьми старшего дошкольного возраста. Воспитатели с большим удовольствием участвовали в мастер-классе: по следам любимой сказки «Три медведя» и поставили театральную постановку по произведению с декорациями (лес, стол, стулья, кровати, чашки) из палочек, мероприятие было приурочено к году Театра.
Рис. 1, 2. Мастер-класс: По следам любимой сказки «Три медведя»
Самым важным результатом является повышение интереса детей к занятиям математикой. Мы используем данное пособие в учебно-образовательной деятельности, так как оно совершенствует процесс формирования элементарных математических представлений у детей, а также способствует развитию умственных способностей дошкольников.
Существует два этапа работы с палочками Кюизенера с детьми дошкольного возраста:
Первый этап: работа с детьми 2–4 лет
Детям предоставляются разнообразные образцы простейших изображений: стол, стул, дом. Каждый ребёнок самостоятельно, либо в команде пытается их выложить. Сравнение палочек по длине, высоте, количеству (одна, много). Выкладывание квадратов, прямоугольников, ориентировка на листе бумаги (в середине, слева, справа). Задания по теме «продолжи ряд».
Второй этап: работа с детьми 4–7 лет.
Задания во втором этапе усложняются соответственно возрасту. Работа заключается в плоскостном и объемном моделировании. Дети выкладывают из палочек объекты, сюжетные картины. Используют палочки для освоения количественного и порядкового счета. Сравнивают по длине и высоте.
К палочкам Кюизенера разработаны специализированные альбомы для детей 2–3-х лет «Волшебные дорожки» и «Вместе весело играть» для детей 3-х–7-ми лет, которые мы используем непосредственно в образовательной деятельности.
А такие игровые упражнения с палочками Кюизенера как: «Цветные коврики», «Играем с цветом», «Измерение с помощью палочки-мерки», «Дополни», «Подбери цифру», «Цветные числа» хорошо брать во время режимных моментов и в свободной деятельности с воспитанниками.
Картотека игр с использование палочек Кюзинера:
«Найди палочки одного цвета и построй из них домик» Цель: формировать умение детей моделировать предмет из палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте. Упражнять в счете; в различении количественного и порядкового счета, умении отвечать на вопросы: «Сколько? Который по счету?»
Найди все короче фиолетовой» Цель: Упражнять детей в определении длины предмета; закреплять умение пользоваться словами: длиннее — короче, самая короткая; развивать представления об эталонах цвета.
«От самой короткой до самой длинной и наоборот» Цель: совершенствовать умение детей классифицировать предметы по высоте, в сравнении называть, какой «выше», «ниже», «одинаковые по высоте». Развивать мелкую моторику.
«Из каких палочек можно составить оранжевую». Цель: совершенствовать умение детей делить целое на части; показывать и называть части: одна вторая, одна четвертая, две четверти, половина. Закреплять понятия: «часть меньше целого», «целое больше части».
«Составление из палочек геометрических фигур» Цель: Закреплять умение детей составлять геометрические фигуры из палочек; названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырехугольник); различать количественный и порядковый счет, правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету?
Игра — книги на полке. Цель: Упражнять детей в счете в пределах 10.Увеличивать число на один, сравнивать предметы по толщине, сопровождая словами результат сравнения: «толще — тоньше»
Игровое упражнение «Изменение конструкции дома» Цель: развивать способность преобразовывать заданную конструкцию; находить признаки сходства и различия. Закреплять умение измерять разными мерками.
Игра «Полосатая салфетка» Цель: Закреплять умение детей составлять узор согласно словесной инструкции взрослого, закреплять названия геометрических фигур; умение составлять число 6 из двух меньших чисел.
Игра «Стулья для семьи» Цель: Формировать умение сравнивать предметы по величине; обозначать словами результат сравнения (выше- ниже, шире- уже, больше- меньше). Закреплять умение различать порядковый и количественный счет,правильно отвечать на вопросы: сколько, который по счету; составлять числа из единиц (один, еще один,еще один).
Игра «Журавушка» Цель: Формировать умение моделировать предмет из заданного количества деталей; определять направление движения, называть и видеть пары предметов в воображаемом предмете. Упражнять в счете.
Литература:
- Непомнящая Р. А., Михайлова З. А. Палочки Х. Кюизенера как средство предматематической подготовки дошкольников // Методические рекомендации по совершенствованию подготовки детей к школе в детском саду. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена. — 2003..
- Носова Е. А., Непомнящая Р. Л. Логика и математика для дошкольников. СПб, «Детство — Пресс», 2004.
- Статья «Картотека игр и упражнений с палочками Дж. Кюизенера». Автор: Васильева Светлана Васильевна, опубликовано 16.07.2015–9:58 –на сайте https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2015/07/16/kartoteka-igr-i-uprazhneniy-s-palochkami-dzh-kyuizenera