Медиация в гражданском и хозяйственном судопроизводстве Республики Беларусь
Автор: Бодакова Ольга Витальевна
Рубрика: 19. Государство и право
Опубликовано в
III международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, октябрь 2019)
Дата публикации: 04.10.2019
Статья просмотрена: 745 раз
Библиографическое описание:
Бодакова, О. В. Медиация в гражданском и хозяйственном судопроизводстве Республики Беларусь / О. В. Бодакова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 21-22. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/349/15336/ (дата обращения: 16.11.2024).
Последние годы характеризуются существенным возрастанием количества обращений белорусских граждан и юридических лиц в суды. Учитывая негативные последствия перегрузки судебной системы, законодатель обратился к изучению возможностей снижения нагрузки на судебные органы посредством использования альтернативных путей урегулирования споров. Значимым событием для нашей страны в части развития института медиации стало принятие Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года «О медиации» (далее — Закон о медиации) [1].
В Республике Беларусь к кандидатуре медиатора установлен ряд требований. Одним из них является наличие высшего образования. При этом юридическим образованием возможность стать медиатором Законом о медиации не ограничена. В Законе о медиации определен допуск к осуществлению функций медиатора лиц с различной базовой профессией, для которых установлены единые квалификационные требования. Основным квалификационным требованием к медиатору выступает необходимость прохождения специального обучения. На наш взгляд, подготовка медиаторов исключительно на базе юридической специальности является наиболее эффективным и рациональным вариантом. Это объяснятся следующим.
Несмотря на то, что институт медиации закреплен как в Гражданском процессуальном Кодексе Республики Беларусь (далее — ГПК РБ) [2], так и в Хозяйственном процессуальном Кодексе Республики Беларусь (далее — ХПК РБ) [3], имеют место существенные различия в его правовой регламентации, что обусловливает актуальность и практическую значимость проведения исследования в этой сфере. Учитывая единство целевой направленности медиации, а также то, что медиация представляет собой альтернативный способ урегулирования споров в обоих процессах, считаем важным и необходимым устранить некоторые различия, существующие в гражданском и хозяйственном судопроизводствах.
В настоящее время в гражданском процессе у сторон есть возможность прибегнуть только к внесудебной медиации. Суд лишь разъясняет сторонам право на обращение к данной процедуре и определяет срок для ее проведения. Таким образом, процедура медиации может быть инициирована исключительно сторонами и проходит за рамками гражданского судопроизводства. В хозяйственном процессе стороны могут использовать как внесудебную, так и судебную медиацию. В качестве последней выступает примирительная процедура, регламентированная гл. 17 ХПК РБ. Считаем, что введение внутрисудебной медиации в гражданский процесс будет содействовать развитию данного института, а также позволит существенно снизить нагрузку на судей и сократить расходы сторон.
Согласно ст. 40–1 ХПК РБ по письменному соглашению сторон хозяйственный (экономический) спор, возникающий из гражданских правоотношений и подведомственный экономическому суду, до начала рассмотрения дела по существу может быть передан для урегулирования сторонами с участием медиатора (медиаторов). В случае передачи спора для урегулирования сторонами с участием медиатора (медиаторов) экономический суд выносит определение об оставлении искового заявления (заявления, жалобы) без рассмотрения согласно правилам, установленным абз. 17 ч. 1 ст. 151 ХПК РБ.
В свою очередь, в гражданском процессе медиация может быть проведена на любой стадии судебного разбирательства (п. 3 ч. 1 ст. 262 ГПК РБ). В этом случае суд обязан приостановить производство по делу (п. 4–1 ч. 1 ст. 160 ГПК РБ). В случае заключения сторонами соглашения о применении медиации суд устанавливает срок проведения медиации (ч. 3 ст. 285 ГПК РБ).
Полагаем, что применение медиации на любой стадии судебного разбирательства в большей мере соответствует интересам участников процесса, позволяя сторонам эффективно разрешить спор на основе взаимной выгоды и компромисса, а также сохранить доброжелательные личные и деловые отношения в будущем.
В гражданском процессе принудительному исполнению в соответствии с разд. IX ГПК РБ подлежит лишь то медиативное соглашение, которое было утверждено судом в качестве мирового соглашения по спору, находившемуся на его рассмотрении. В хозяйственном судопроизводстве медиативное соглашение может быть исполнено в полном объеме, если отвечает требованиям ХПК РБ о мировом соглашении (ст.ст. 262–1–262–3 ХПК РБ). В связи этим возникает вопрос: сможет ли медиатор, не имеющий высшего юридического образования, грамотно составить медиативное соглашение, которое будет в полной мере соответствовать требованиям ГПК РБ и ХПК РБ, предусмотренным для мирового соглашения.
По нашему мнению, подход, закрепленный в ГПК РБ, препятствует развитию медиации, поскольку не освобождает сторон от необходимости обращения в суд в связи с урегулированием спора с участием медиатора.
Также необходимо отметить, что в настоящее время услуги внесудебного медиатора весьма дорогостоящие. В результате этого стороны спора не видят материальной выгоды в обращении к медиатору за урегулированием спора, поскольку размер государственной пошлины за подачу иска в суд в ряде случаев может быть меньше, а при этом гарантии и оперативность исполнения судебного решения по сравнению с медиативным соглашением выше.
Таким образом, с целью обеспечения единого подхода в правовом регулировании института медиации в условиях унификации процессуального законодательства, реализации принципа процессуальной экономии и снижения нагрузки на судебную систему в целом считаем необходимым:
- Ввести внутрисудебную медиацию в гражданский процесс, что будет содействовать развитию данного института, а также позволит существенно снизить нагрузку на судей и сократить расходы сторон;
- Предусмотреть возможность передачи спора для урегулирования с участием внесудебного медиатора на любой стадии хозяйственного судопроизводства;
- Обеспечить возможность исполнения медиативного соглашения в полном объеме без обращения к судебному разбирательству в гражданском процессе, если оно соответствует требованиям законодательства, как это закреплено в ХПК РБ.
- Закрепить необходимость наличия высшего юридического образования в качестве обязательного требования для получения удостоверения медиатора в Республике Беларусь.
Подводя итог вышеизложенному, следует сказать, что та модель внесудебной медиации, которая существует в настоящее время в Республике Беларусь, не представляется в полной мере эффективной и требует существенного законодательного совершенствования.
Литература:
- О медиации [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 12 июля 2013 г., № 58-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2016 г. // Консультант Плюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019.
- Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Кодекс Республики Беларусь, 11 янв. 1999 г. № 238-З: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.08.2018 г. // Консультант Плюс. Беларусь Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019.
- Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219-З: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобрен Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2019.