Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки
Автор: Белоусова Земфира Юрьевна
Научный руководитель: Скоробогатова Анна Ильдаровна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2019)
Дата публикации: 15.10.2019
Статья просмотрена: 302 раза
Библиографическое описание:
Белоусова, З. Ю. Нравственное воспитание дошкольников средствами народной сказки / З. Ю. Белоусова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 46-47. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/350/15361/ (дата обращения: 16.11.2024).
В смену общественной эволюции нарушается наследование поколений в воспитании детей и, прежде всего, в сфере передачи нравственного опыта, важных жизненных ценностей и установок. Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности. По настоящему ответственной и самостоятельной, когда можно создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Сегодня, как никогда, мы понимаем, что мы ответственны за воспитание подрастающего поколения.
Во все времена народная сказка имела большое значение в формировании личностных качеств ребенка, в приобщении его к духовным ценностям русского народа. Благодаря сказкам происходит духовно-нравственное, трудовое, эстетическое, умственное воспитание детей, формируются нормы поведения в обществе и ценностное отношение к окружающей жизни.
Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные.
Основу нравственного воспитания подрастающего поколения, по мнению татарских просветителей, составили: народная педагогика, этнопедагогика семьи, семейное и общественное воспитание. Здесь процесс воспитания осуществлялся через труд и опыт семейного воспитания, игрушки и игры, народные традиции, систему поощрений и наказаний и т. д.
Если во все времена признавали огромную роль нравственности в развитии и формировании личности, тем больше значение имеет эта проблема в системе современного воспитания.
На нравственное формирование личности влияют многие социальные условия и биологические факторы, но главную роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений, эталоны, которыми регулируются поступки и желания детей.
Народные сказки помогают возникновению у детей эмоционального отношения к достойным действиям героев, а затем и окружающих людей, своими собственными достойными действиями и поступками.
Таким образом, беседы по содержанию произведений не только русских народных сказок, но также и татарских народных сказок, которые способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках.
Народная сказка — одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности детей. Чтение народных сказок помогает формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций дошкольников. Дети получают представление о чувстве справедливости, взаимопомощи, а также об отрицательных чертах характера.
Однако анализ работы ДОУ и периодической печати показывает, что в массовой воспитательной практике народная сказка как основной метод воспитания недооценивается и в должной мере, к сожалению, не используется.
Для исследования данной проблемы мы изучили педагогический потенциал семьи, через опрос. В результате опроса выяснилось, что только 50 % родителей знают народные сказки и читают их со своими детьми. Из этого мы можем сделать вывод, что надо работать и с родителями, проводить родительские собрания, показывать мастер-классы, на тему «Нравственное воспитание и народные сказки». Можно попросить родителей сделать лэпбуки на эту же тему и играть с ними дома.
Работа в ДОУ с народными сказками может проводиться с использованием разнообразных стратегий и организационных форм. Кроме занятий, это могут быть разнообразные творческие задания и упражнения, рисование и конструирование, лепка и игры.
Также можно использовать отдельные методы и приемы работы со сказкой, моделирование сказок, которые кроме нравственного развития, развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств, т. е. также и здоровьесберегающие технологии.
Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий.
Проблемные ситуации— это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации — это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации, параллельно нравственной, активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения.
Также в своей работе мы предлагаем использовать творческие задания, которые могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки).
Приведем примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке:
– Рассказать знакомую сказку по кругу.
– Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
– Придумывание своей сказки (по аналогии).
– Оформление лэпбука «Полезные сказки» (обложка, иллюстрации).
– Разыгрывание придуманных сказок.
Могут быть и другие творческие задания:
Сказки, но по-новому — Дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами.
Итак, процесс формирования нравственных ценностей — это длительный процесс. Быстрого результата быть не может, но если разработать программу, в основу которой положить сказки разных народов, то они помогут «зародить» ценное зерно в душах наших детей.
Литература:
- Лаврова Л. Н., Чеботарева И. В. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО: Издательство Сфера, 2017.
- Малова, В. В. Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры / В. В. Малова. — М.: Владос, 2013. — 351 c.
- Мухатдинова С. С., Реунова О. Б., Черкасов В. А. Устное народное творчество как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — № 45. — С. 244–246. — URL https://moluch.ru/archive/179/46317/
- Симонович А. С., Симонович Я. М., Русаков А. С. Детский сад. Прошлое в настоящем. Статьи из первого российского дошкольного журнала. Выпуск 6, Издательство: Сфера, 2014.- 128 с.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М.: Просвещение, 1995.