История формирования государственных символов России
Автор: Косаткина Ольга Вячеславовна
Рубрика: 31. Прочее
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2019)
Дата публикации: 21.10.2019
Статья просмотрена: 12850 раз
Библиографическое описание:
Косаткина, О. В. История формирования государственных символов России / О. В. Косаткина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 61-65. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/350/15365/ (дата обращения: 16.11.2024).
Автор прослеживает историю развития государственных символов государства — герба, флага и гимна, определяя смысловые значения их элементов в разные периоды российской истории. Отмечается преемственность в изображении государственных символов, а также выявляются недостатки и несоответствие между современным изображением герба Российской Федерации и российской государственностью.
Ключевые слова: герб, флаг, гимн, власть, суверенитет, двуглавый орел, символика, самодержавие, империя.
The author traces the history of the development of state symbols of the state — the coat of arms, flag and anthem, determining the semantic meanings of their elements in different periods of Russian history. The continuity in the image of state symbols is noted, as well as shortcomings and inconsistencies between the modern image of the coat of arms of the Russian Federation and Russian statehood are identified.
Keywords: coat of arms, flag, anthem, power, sovereignty, two-headed eagle, symbolism, autocracy, empire.
Государственные символы — герб, флаг, гимн — являются неотъемлемой частью любого современного суверенного государства. Невозможно представить страну на мировой арене, которая не имела бы этих отличительных признаков. Значение государственных символов заключается не только и не столько в идентификации государства, сколько в реализации глубокого смысла, обусловленного историческим развитием страны, фактом многонациональности народа, проживающего на территории, культурным кодом, особенностями взаимодействия с другими странами. Государственные символы могут ярко выражать политические устремления государства, его территориальное устройство, военные традиции и многие другие аспекты, которые страна считает необходимым продемонстрировать. В исторической ретроспективе можно проследить как гимн, герб и флаг в концентрированной форме выражают уровень развития общества в конкретный исторический период, амбиции властных элит, положение страны на мировой арене [1, 2].
С учетом сказанного особый интерес представляет изучение развития и трансформации российских государственных символов, отражающих эволюцию российского общества, изменение государственного устройства и социально-экономического развития, отражение духовности и взаимодействия с участниками политического процесса.
Первоначально в период разрозненного существования княжеств единая государственная символика отсутствовала, а каждый из князей по своему усмотрению подбирал для выражения силы, власти и могущества устоявшиеся символы, львов, орлов, грифонов и других животных, изображаемых на флаге, монетах, печатях. Помимо реальных или мифологических животных на знаменах широко использовалась православная символика (крест, Богоматерь, Христос, различные святые), как символ сакрального характера власти, незыблемой поддержки божественным провидением народа.
Первый и, на наш взгляд, самый важный символ государства — герб, возникает в период формирования Российского централизованного государства в конце XV — начале XVI веков, в период правления Ивана III. Это обусловлено тем фактом, что возникновение нового государства следовало закрепить символически, необходимо было обозначить нового политического игрока на европейской карте. Гораздо позднее возникают остальные символы государственной власти — флаг и гимн.
Слово «герб» происходит от немецкого происхождение erbe, что означает «наследство». Таким образом, герб символизирует стабильность, преемственность, целостность и постоянство как с точки зрения родовых отношений, так и с позиции монаршей власти.
Изначально родовой герб имеет символическое значение, обозначая определенные качества, ценимые в роду, территориальные владения и т. д. Герб был не просто изображением, с помощью подобранных и взаимно расположенных фигур, их размера, используемых цветов могла быть рассказана история рода. Это свойство передается и государственным гербам, каждая фигура имела важное смысловое значение для государства и монарха [3].
Изображенный на российском гербе двуглавый орел в течение столетий менялся несущественно, к нему добавлялись фигуры, расположение элементов могло измениться, но общее изображение герба сохранялось. До сих пор ученые не пришли к выводу об источнике изображения. Существуют предположения о влиянии родовой эмблемы византийских императоров династии Палеологов, с которыми у России была тесная экономическая, религиозная и культурная связь. Существует также предположение о римском культурном влиянии, где образ орла имел мистическое значение. Изображение орла также было распространено на Балканах, откуда могло быть перенято российскими правителями. Кроме того, изображение орла было распространено в России до придания ему государственного статуса.
В числе сохранившихся исторических памятников, свидетельствующих об орле как государственном символе, мы находим великокняжескую печать Ивана III с изображением орла, олицетворяющего независимость и силу государства.
В конце 1530-х гг. двуглавый орел приобретает более воинственный вид, его клюв раскрыт, а язык высунут. Можно предположить, что это происходит в связи с нестабильностью в государстве и сложным отношением с ближайшими соседями.
Изменения в изображение орла на гербе вносятся с 1539 года. В период правления Ивана Грозного к орлу добавляется изображение всадника на коне, символа княжеской власти. Так называемый, «ездец» изображенный на щите, располагался в районе груди орла, при этом сам орел был коронован одной или двумя коронами, венчал все изображение крест. Изображение креста появилось при Федоре Ивановиче, как символ божественного происхождения власти, подтверждения связи государства и церкви. Появление на гербе креста может быть связано с возникновением патриаршества в России и утверждением ее церковной самостоятельности и религиозной независимости.
В связи с необходимостью использования нескольких печатей, скрепляющих документы различной степени важности и официальности, в XVI — XVII вв. в ходу были Большая и Малая государственные печати, на которых имелось различное изображение орла. Так, на Большой государственной печати на груди орла изображался всадник, тогда как на Малой печати эти изображения были самостоятельными.
Количество и расположение корон изменялось, так при Лжедмитрии над орлом изображалось две маленькие и одна большая короны, причем сам орел распускал крылья. Изображение орла при царе Михаиле Фёдоровиче было с опущенными крыльями, над головами орла размещались три короны. Короны олицетворяли покоренные при Иване Грозном Казанское, Астраханское и Сибирское ханства. Однако позднее смысл, вкладываемый в изображение корон, изменился, их стали считать олицетворением Святой Троицы, что подтвердило значение церкви и дополнительно укрепило визуальную связь государства и церкви [4].
Восшествие на престол новой монархической династии требовало сохранить и символически укрепить преемственность самодержавия, поэтому значительных изменений герб в это время не претерпел.
Значительные изменения изображение герба происходит при Петре I, что представляется вполне логичным, учитывая активную реформаторскую деятельность императора. Так, изображение орла становится черным, а не золотым, на его груди и крыльях изображаются гербы княжеств и царств, объединенных единым монархом. Важное изменение претерпевает корона, которая с признанием Петром I себя в качестве императора также меняется стилистически, теперь это не царская, а императорская корона, которая сохранится на гербе до конца существования монархии.
В последующие периоды к орлу на гербе прибавлялся мальтийский крест при Павле I, в связи с принятием в его в мальтийский орден.
До начала правления Александра I орел изображался с символами монархической власти в лапах, скипетром и жезлом, однако Александр I вкладывает в лапы орла громовые стрелы, лавровый венец, жезл или факел, однако данное изображение не прижилось и при Николае I вновь возвращаются символы царской власти.
В 1857 г. по указу Александра II появляется Большой государственный герб Российской империи. На гербе изображается уже известный нам орел с символами власти и коронами, а также гербы всех территорий, входящих в Российскую империю, всадник, символизирующий царя и Архангелы. Идея Большого государственного герба принадлежала Павлу I. В самом общем виде герб демонстрировал территориальную обширность российского государства, его силу и мощь. Изображение святого и архангелов демонстрировало определяющую роль православия в жизни государства.
24 июля 1882 г. Император Александр III утвердил видоизмененный рисунок Большого Герба Российской империи. 23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. Необходимость существования разных по смысловой нагрузке и величине гербов объяснялась необходимостью скреплять различные по юридической силе государственные документы [5].
После свержения самодержавия и установления большевистской власти, стала очевидна необходимость смены государственных символов, поэтому герб был изменен на отвечающий потребностям нового социалистического государства. Отметим только, что герб СССР и РСФСР отражал территориальный аспект государства, его связь с братскими странами, а также декларировал социально-экономический строй. Поскольку в конце XX века в стране произошел переворот и смена режима, то никакой связи современного российского герба с гербом страны Советов не имеется.
Современное изображение герба было утверждено Указом президента Российской Федерации 30 ноября 1993 года, а также урегулировано федеральным конституционным законом «О государственном гербе Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года. Отметим интересную деталь, в стране с республиканским строем и президентской формой правления на гербе изображены символы монархической власти, орел, на протяжении столетий бывший символом царской России, и царские символы власти — скипетр и держава. Хотя в современном гербе имеются также и отличия от дореволюционного герба, во-первых, орел изображен на красном фоне, во-вторых, всадник на груди орла изображает не царя, а победу зла над добром. Тем не менее, возникает множество вопросов относительно визуальной преемственности между современным государством и периодом самодержавия.
Вторым государственным символом, закрепившимся в XVI-XVII вв. является флаг, однако также как и герб, он использовался князьями для обозначения княжеской власти на официальных церемониях, а также на поле боя.
Первоначально флаг государства имел тесную связь с изображением на гербе, поэтому он был белого цвета с золотой каймой, на самом полотнище изображался золотого цвета орел. Впоследствии внешний вид флага изменялся и трансформировался.
Значительные изменения во внешний вид флага были внесены во времена правления Петра I, когда на флаге появилось изображение моря, парящего над ним орла, а также религиозные изображения, Христа, святых Павла и Петра, а также святого Духа. Кроме указанного флага, Петр I создал флаг царя Московского, где на фоне красного, синего и белого цвета был изображен двуглавый орел. Как видим, орел не теряет своего значения ни при каких обстоятельствах и продолжает оставаться символом мощи и независимости русского государства [1].
Появление флага на основе черного, белого и желтого цвета связано с Александром II. Однако в правление Александра III в 1883 г. устанавливается известный каждому россиянину триколор. Таким образом, произошло разделение двух флагов, один черно-бело-желтый, стал считаться флагом императорской фамилии, тогда как символом государства российского стал бело, красно-синий флаг. Данное положение закрепил 29 апреля 1896 г. Николай II.
Исследователи затрудняются указать, как изначально выглядел государственный флаг в исполнении трех цветов. Предполагается, что полотнище флага разделялось на четыре части синим крестом, в каждой части чередовались красный и белый цвета, а по кайме шел красный цвет. И если изначально данный флаг связывался с торговым флотом, то применение его на суше было обусловлено расширением географического присутствия Российской империи.
В настоящее время триколор с 300-летней историей является официальным государственным символом Российской Федерации, его правовое положение закреплено в Конституции РФ, а также в специальном президентском указе и впоследствии в Федеральном конституционном законе «О Государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года.
Отметим, что в отличие от герба, где каждое изображение и цвет имеют вполне определенный смысл и могут быть истолкованы, что делается наукой геральдикой, цвета российского флага не подразумевают какого-либо значения. Любительское толкование связывает красный цвет с трудом, народной силой, синий — с мудростью и знаниями, а белый с богом, однако данные толкования не являются официальными и не должны приниматься во внимание.
Третьим государственным символом является гимн и хотя он возник самым последним, именно он оказывает наиболее сильное эмоциональное воздействие на граждан страны.
Слово гимн происходит от греческого hymnos- торжественная песнь в честь божества) — хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера.
Возникновение предпосылок к появлению единого гимна также берет начало в период образования централизованного государства. Именно при Иване III создается хор, исполняющий торжественные хвалебные песни во время церковных праздников, официальным государственных мероприятий, символических царских обрядах.
Расширение в XVI-XVII вв. религиозного репертуара специальных хоров, исполнение ими «виватных», патриотических, светских хвалебных песен становится основой для будущего создания государственного гимна.
В период правления Петра I музыкальное произведение как государственный символ, как гимн закрепляет свой статус. В этот период смысловым значением хвалебных песен было прославление императора и молодой России [2].
Отметим, что в сравнении с западными странами, в России не было гимна в общепринятом понимании, поскольку текст гимна должен прославлять правителя, народ и страну, гимн должен быть патриотичным, а музыка торжественной и вдохновляющей, но при этом ее можно было бы легко воспроизвести и даже напеть.
Текст гимна, с которым связывают царскую Россию, написал поэт-романтик В. Жуковский, создавший в «Молитве русских» образ сильного и справедливого самодержца, заступника слабых и обездоленных. Изначально текст исполнялся на музыку, заимствованную из английского гимна, однако впоследствии широко известная нам музыка была написана композитором А. Львовым и исполненная только в 1833 г. В этом виде гимн исполняли полковые музыканты при встрече императора.
Таким образом, можно заключить, что все три символа государственной власти были полностью сформированы к середине XIX века.
В советский период российского государства гимн, также как и флаг и герб был заменен. Но между современным гимном и гимном РСФСР имеется непосредственная связь — музыка композитора А. В. Александрова.
В настоящее время гимн на слова С. Михалкова и музыку А. В. Александрова является официальным государственным символом Российской Федерации. Описание и порядок официального использования гимна установлены федеральным конституционным законом «О Государственном гимне Российской Федерации” от 25 декабря 2000 года.
Таким образом, современная государственная символика Российской Федерации имеет сложную преемственную связь с разными историческими периодами развития страны. С одной стороны, наблюдается преемственность между государственными символами царской России, гербом и флагом, с другой между музыкой гимна советского периода.
Отмеченная выше неоднозначность использования монархических символов в гербе государства, где законодательно установлен республиканский строй и президентская форма правления, может быть объяснена сложной ситуацией в момент коренного слома общественного устройства и создания новых государственных институтов в конце прошлого века. Новой власти было необходимо отгородиться от советского прошлого, от его символов и знаков, однако времени на создание новых государственных символов не было, а кроме того, не было исторической и смысловой основы для создания символов нового государства, вероятно, по этой причине было принято решение заимствовать двуглавого орла со скипетром и державой в лапах. В этом контексте следует положительно оценить отсутствие специально заложенного смысла в цветах российского флага.
Что касается гимна, то использование музыки гимна советского можно объяснить его значением для российского народа, ведь исполнение гимна происходит в знаковые для страны и народа моменты, например, на Олимпийских играх, различных официальных мероприятиях. Очевидно, по этой причине текст гимна был изменен, а музыка сохранена.
В заключение можно отметить, что государственные символы олицетворяют суверенитет и независимость государства, они демонстрируют историческую преемственность и традиции страны, достижения народа и его видение себя в этом мире. Государственные символы России прошли долгий путь изменений, обусловленных как личными предпочтениями правителей, так и важными историческими событиями. Тем не менее, на каждом историческом этапе государственные символы очень четко идентифицировались и связывались с Россией, российскими правителями и народом.
По этой причине изображение современного российского герба, по нашему мнению, следует пересмотреть как не отвечающее современным реалиям российского государства. Мы отнюдь не утверждаем, что необходимо при каждой смене власти изменять государственный символ, однако его глубокий смысл должен отражать действительность. Российская Федерация существует почти тридцать лет и за это время были заложены основы государственности, произошли знаковые события в социально-экономической, правовой и политической сфере, выросло новое поколение россиян, менталитет российского народа изменился. Герб как государственный символ, должен стать олицетворением новой страны, нового народа, тем символом, с которым страна сможет смотреть и двигаться вперед.
Литература:
- Бутромеев, В. П. Символ власти: флаги, гербы, правители, награды, деньги всех стран и времен: иллюстрированный энциклопедический справочник / В. П. Бутромеев. 2-е изд., уточн. и доп. — М.: Белый город, 2007. — 573 с.
- Государственность России: идеи, люди, символы: книга для чтения для школьников и учителей / сост. и науч. ред. Р. Г. Пихоя. — М.: РОССПЭН, 2008. — 444 с.
- Государственные символы и награды Российской Федерации / авт.-сост. Ю. Л. Кушер. — М.: Кн. палата, 1999. — 271 с.
- Символы и регалии России / под. ред. Н. Л. Волковского. — М.: АСТ, 2009. — 255 с.
- Соболева, Н. А. Очерки истории российской символики: от тамги до символов государственного суверенитета / Н. А. Соболева. — М.: Знак, 2006. — 487 с.
Ключевые слова
гимн, власть, символика, империя, самодержавие, суверенитет, герб, флаг, двуглавый орелПохожие статьи
Изучение истории официальных государственных символов РФ — герба РФ и флага РФ — как воспитание национального достоинства
В статье рассматриваются особенности проведения интеллектуальной игры-турнира «Овеяны славой флаг наш и герб», как средство патриотического воспитания обучающихся средней школы.
Русская идеология в наградах. Идеологические аспекты правового регулирования отечественной наградной системы большевистским правительством РСФСР в период гражданской войны 1917–1922 гг.
В силу значительной социальной роли наград в жизни общества, а также в деле защиты государства и построении внутренней и внешней политики, наградная система является важнейшим символьным атрибутом любой современной власти. Вместе с тем, любое действи...
Основы государственного суверенитета России. Основные признаки
Статья посвящена краткому анализу государственного суверенитета России с помощью основного закона Российской Федерации (конституции РФ). Описаны основные признаки государственного суверенитета, рассмотрены все формы правления, а также политические ре...
Становление и развитие российского федерализма
В статье рассматриваются вопросы становления и развития российского федерализма после распада СССР и до настоящего времени. Фактически выделено несколько особенностей развития российского федерализма. За чуть более тридцать лет был пройден период «па...
Исторические основы исполнительной власти в России
В статье авторы рассматривают историю становления и развития государственных органов исполнительной власти. Тема является актуальной, поскольку все процессы, происходящие в современном государстве, все проблемы, с которыми сталкиваются современные го...
Государственная идеология Византии
В данной статье рассказывается о проблемах влияния Византийской империи на формирование русской традиции государства. Рассматриваются идеологические, культурные и структурные заимствования. Сравниваются и анализируются византийские и российские идеол...
Национальная идея и конституционализм
В данной статье автор раскрывает сущность понятия «национальная идея», причины её возникновения и факторы, влияющие на это восприятие. Данная проблема является одной из главных на пути становления обновленного российского государства, поэтому с ней, ...
Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Прекрасны символы России»
В статье авторы предлагают сценарий интеллектуально-познавательной игры, посвященной изучению символики Российской Федерации.
Система государственного устройства России
Автор излагает широкую концепцию понимания государственного устройства Российской Федерации, в которой раскрываются сущность, содержание и форма этого феномена. Сущность образуют: ядро структурной организации государства в виде трёх статусных форм от...
Развитие государственно-правовых институтов в период Первой русской революции
В статье проведено исследование и изучение функционирования государственно-правовых институтов в период становления конституционной монархии.
Похожие статьи
Изучение истории официальных государственных символов РФ — герба РФ и флага РФ — как воспитание национального достоинства
В статье рассматриваются особенности проведения интеллектуальной игры-турнира «Овеяны славой флаг наш и герб», как средство патриотического воспитания обучающихся средней школы.
Русская идеология в наградах. Идеологические аспекты правового регулирования отечественной наградной системы большевистским правительством РСФСР в период гражданской войны 1917–1922 гг.
В силу значительной социальной роли наград в жизни общества, а также в деле защиты государства и построении внутренней и внешней политики, наградная система является важнейшим символьным атрибутом любой современной власти. Вместе с тем, любое действи...
Основы государственного суверенитета России. Основные признаки
Статья посвящена краткому анализу государственного суверенитета России с помощью основного закона Российской Федерации (конституции РФ). Описаны основные признаки государственного суверенитета, рассмотрены все формы правления, а также политические ре...
Становление и развитие российского федерализма
В статье рассматриваются вопросы становления и развития российского федерализма после распада СССР и до настоящего времени. Фактически выделено несколько особенностей развития российского федерализма. За чуть более тридцать лет был пройден период «па...
Исторические основы исполнительной власти в России
В статье авторы рассматривают историю становления и развития государственных органов исполнительной власти. Тема является актуальной, поскольку все процессы, происходящие в современном государстве, все проблемы, с которыми сталкиваются современные го...
Государственная идеология Византии
В данной статье рассказывается о проблемах влияния Византийской империи на формирование русской традиции государства. Рассматриваются идеологические, культурные и структурные заимствования. Сравниваются и анализируются византийские и российские идеол...
Национальная идея и конституционализм
В данной статье автор раскрывает сущность понятия «национальная идея», причины её возникновения и факторы, влияющие на это восприятие. Данная проблема является одной из главных на пути становления обновленного российского государства, поэтому с ней, ...
Сценарий интеллектуально-познавательной игры «Прекрасны символы России»
В статье авторы предлагают сценарий интеллектуально-познавательной игры, посвященной изучению символики Российской Федерации.
Система государственного устройства России
Автор излагает широкую концепцию понимания государственного устройства Российской Федерации, в которой раскрываются сущность, содержание и форма этого феномена. Сущность образуют: ядро структурной организации государства в виде трёх статусных форм от...
Развитие государственно-правовых институтов в период Первой русской революции
В статье проведено исследование и изучение функционирования государственно-правовых институтов в период становления конституционной монархии.