Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр
Автор: Жирова Марина Владимировна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2019)
Дата публикации: 30.10.2019
Статья просмотрена: 578 раз
Библиографическое описание:
Жирова, М. В. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр / М. В. Жирова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/350/15383/ (дата обращения: 16.11.2024).
Охрана и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, улучшение их физического и психического состояния, повышение умственной и физической работоспособности, информирование родителей (законных представителей) по данному направлению деятельности являются главными задачами физического воспитания и образования в дошкольной образовательной организации. Важно при этом учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: пол, биологический, психологический, социальный возраст, состояние систем организма, степень двигательной активности.
В последние годы увеличивается количество дошкольников, которые имеют различные степени недоразвития речи. Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются недостаточная устойчивость внимания. В связи с тем, что у дошкольников недостаточно развит активный словарь, дети с нарушением речи не всегда понимают требования педагогов: воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, педагога-психолога, учителя-логопеда. Различные речевые расстройства сопровождаются некоторыми отставаниями в развитии двигательной сферы, нарушениями общей и мелкой моторики, у детей наблюдается расторможенность, неточность в выполнении действий, замедленность в действиях.
Развитие у воспитанников детских садов грамотной, правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования. Однако, ежегодно происходит увеличение количества дошкольников с речевыми нарушениями. В настоящее время монологическая или диалогическая образная, богатая синонимами, дополнениями, распространениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста встречается, к сожалению, очень редко. Поэтому уже с раннего возраста необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности употребления слов и выражений, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.
В работе с дошкольниками необходимо ставить задачи познавательного и речевого развития: обогащать познавательную сферу детей информацией на непосредственно организованной деятельности, во время наблюдений, экспериментальной деятельности; в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями обогащать эмоционально–чувственный опыт; систематизировать сведения об окружающем мире, формировать представления о целостности мира; формировать бережное отношение к окружающему миру; развивать у детей наглядно-образное мышление посредством использования дидактического материала; учить проявлять самостоятельность в познавательно–речевой деятельности; поддерживать условия для развития познавательно-речевых процессов в различных видах детской деятельности.
Всем известно, что подвижные игры занимают особое место в развитии, оздоровлении и реабилитации детей дошкольного возраста. Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Использование педагогами в своей работе подвижных игр способствует совершенствованию двигательных умений и навыков, закреплению достигнутых результатов коррекционной работы, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.
При систематическом использовании воспитателем в работе с детьми с недоразвитием речи разнообразных подвижных игр положительно сказывается и происходит коррекция нарушений речи детей. С целью улучшения речи, систематизации знаний детей мною на практике применяются такие подвижные игры на развитие общей моторики, такие как: «Ловишка», «Зарядка на грядке», «Огород без забот», «Мы увидели ромашку», «Зайчик на зарядке», «Ветер северный подул», «Паутинки», «Жук ползет…». «Солнышко игривое», «Листочки (Снежинки) кружатся».
Очень эффективны подвижные игры с речевым сопровождением, подвижные игры на развитие у детей внимания, поскольку оно является одним из важных познавательных процессов, направленных на отражение психических свойств, состояний объекта, что обеспечивает сосредоточенность сознания [4].
Подвижные игры способствуют тренировке более быстрой и правильной реакции на различного вида команд, например, подвижные игры на развитие звукопроизношения, на развитие ориентировки в пространстве, на развитие коммуникативных функций, нацеливая детей на совместные двигательные действия, воспитывая культуру поведения и положительные взаимоотношения, обучая детей навыкам сотрудничества.
Поскольку дети с речевым нарушением отличаются эмоциональной нестабильностью, повышенным уровнем тревожности, необходимо после подвижных игр давать детям успокоиться и расслабиться, используя игры малой подвижности, релаксационные паузы.
Очень эффективно реализовать работу в данном направлении позволит технология «Рефлексивный круг» Гришаевой Н. П. позволяющая стимулировать речевую активность детей, особенно с речевыми нарушениями, их мыслительные возможности [3].
Цель вышеуказанной технологии состоит в развитии связной речи детей, раскрытии своего «я», а именно: познанию его себя, своих мыслей, собственных действий и состояний. Педагогическая технология «Рефлексивный круг» помогает решать следующие задачи:
– сплотить детский коллектив;
– развивать умение выражать свои чувства и переживания публично;
– формировать умение слушать и понимать друг друга, решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи;
– учить обсуждать планы на день (на неделю, месяц), передавать свое отношение к событиям дня, недели и частично планировать свою деятельность на будущее.
Как известно, круг, по наблюдению психологов, — гарантия защищенности, потому что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют общую атмосферу жизни детей группы. Во время работы в кругу происходит обмен опытом детей, обдумываются различные точки зрения, то есть каждого ребенка, активизируется творческий потенциал ребенка, у детей формируется навык общения друг с другом и со взрослым.
«Рефлексивный круг» целесообразно проводить каждый день, например, перед завтраком, обедом, полдником, особенно это важно, когда в группе назревает или происходит конфликтная ситуация. Например, утром обсуждается всеми вместе, какой сегодня день, что интересного ребенок увидел на улице, когда шел в детский сад, с каким настроением пришел ребенок в группу, о чем хочется рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, если кто-то именинник, то каждый ребенок произносит свои пожелания ему. Все это настраивает каждого ребенка только на положительные эмоции, желание ежедневно приходить в дошкольное учреждение, где его любят, ценят и ждут.
Рекомендуется воспитателю запланировать темы «Рефлексивного круга». Для этого нужно использовать разделы календарно-тематического планирования, проектной деятельности или ситуации, например, в группе между детьми произошли ссора, конфликт. Например, «Мои интересы, увлечения», «Зачем заниматься спортом», «Мои любимые игры (игрушки)», «Мальчики и девочки», «Чем отличается мальчик от девочки», «Мое настроение», «Для чего мы питаемся», «Мои добрые поступки», «За что я люблю свою семью», «Традиции моей семьи», «Хобби моей семьи».
Существует несколько видов рефлексивных кругов:
– личностные: способствовать познанию самого себя, своих мыслей, чувств, своего духовного мира, оценка себя в обществе других сверстников и взрослых, развитие речи как средства общения;
– событийные: осмысление собственных действий и состояний (учатся анализировать и передавать своё отношение к событиям прошедшей недели, дня и частично планировать свою деятельность на будущее);
– творческие: развитие творческого потенциала (дети учатся фантазировать, сочинять), релаксация, этюды и представления о музыке, красоте, рассказы по воображению и т. п.;
– понятийные: способствовать осмысленному пониманию и восприятию духовной действительности человека, формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи [3].
Благодаря вышеуказанной технологии «Рефлексивный круг» развивающая предметно-пространственная среда в группе пополняется, поскольку в работе по данному направлению воспитатель использует (может сам изготовить или совместно с родителями и детьми) необходимые атрибуты, предметы, например, планшет для самонаблюдения «Зеркало» (для фиксации своего состояние и настроения: веселое — грустное); «Скамья» примирения», на котором дети учатся решать конфликтные ситуации и мириться в начале при помощи взрослого, а затем самостоятельно; «Стул для размышления» (кто нарушил правила поведения в группе); «Волшебный телефон» (дети звонят и рассказывают о своих радостях, впечатлениях, мечтах, огорчениях); картотека подвижных игр и упражнений на формирование эмоционального интеллекта, умения выражать эмоции, на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения.
Регулярное использование воспитателем в своей работе технологии «Рефлексивный круг» положительно влияет на развитие детей. Дети усваивают социальные нормы, характерные для их дошкольного возраста, ребята всегда активны, не остаются равнодушными к происходящему в группе, принимают участие в жизни группы, умеют вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.
Кроме того, дети учатся вести диалог, внимательно слушать сверстника и взрослого. Дети могут понять причины проявления положительных и отрицательных эмоций сверстников, способны разобраться в своих чувствах и рассказать о собственном состоянии. Стеснительные, пассивные, малоговорящие дети стали активными, более раскрепощенными, что положительно повлияло на их общее развитие и состояние.
Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение сложных задач: научить способам доброжелательного общения со сверстником, научить задавать вопросы взрослому и ровеснику в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в рассказ, учить способам презентации составленного текста. Применяя в работе «добрые приветствия», дети знакомятся с разнообразными формами приветствия: «Я очень рада тебя видеть», «Мы по тебе соскучились», «Бесконечно счастлива видеть тебя», «Как хорошо, что есть друзья», «Здорово, что ты пришел после выходных»).
Так, например, Ельцова О. М. отмечает, что для развития игрового общения используется игровая обучающая ситуация, знания формирует конкретное содержание, которое специально вносится педагогом. Видами игровых обучающих ситуаций могут быть: ситуация-иллюстрация, ситуация-оценка.
Арушанова А. Г. предлагает как форму речевого развития детей — сценарии активизирующего общения — обучение игровому (диалогическому) общению. Такая форма включает разговоры с детьми, дидактические, подвижные, народные игры; инсценировки, драматизации, обследование предметов. Ситуация общения — это специально проектируемая педагогом или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. Ситуации общения могут разными, в зависимости от поставленной речевой задачи. При их организации чаще всего педагог «идет от детей», то есть находит эти ситуации в детской деятельности и использует их для развития речи ребенка [1].
На развитие речи детей дошкольного возраста и формирование активного словаря, наряду с использованием различных видов детской деятельности, влияет систематическое применение воспитателем в работе подвижных игр различной степени подвижности.
Литература:
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. —М.: Мозаика-Синтез, 2015. — с. 272
- Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н. Ф. Голованова. — М.: Речь, 2004.
- Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. — М.: Вентана — Граф, 2015.
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. — СПб.: Детство-пресс, 2004.
- Работягова Т. «Игра — средство обучения и воспитания. Для детей старшего дошкольного возраста», «Дошкольное воспитание» 2012 год № 10, стр. 84–93.
- Развитие игры детей 5–7 лет/Под ред. Е. В. Трифоновой. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 3с. (Истоки).
- Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебник -методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.