Использование конструктора Bunchems (Банчемс) как инновационный подход в работе учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Нестерня, Н. И. Использование конструктора Bunchems (Банчемс) как инновационный подход в работе учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра / Н. И. Нестерня, Е. В. Бреславцева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/350/15401/ (дата обращения: 16.11.2024).



На сегодняшний день нет единой точки зрения на коррекционную работу с детьми, имеющими РАС. Подходы к развитию речи у таких детей различны. В современной системе образования особое место отводится инклюзивному образованию, а именно коррекционно-развивающей помощи детям с ОВЗ, в том числе и детям, имеющим РАС. У детей с расстройствами аутистического спектра являются нарушения социального взаимодействия, коммуникативной функции речи, а также неспособностью воображения и восприятие мира, речевое развитие достаточно вариативно, зависит от глубины и тяжести аутистических расстройств, а также соответствующей степени адаптации ребенка к окружающему миру.

Взаимодействие с особенными воспитанниками подразумевает особенно тщательный подход педагога к подбору методов и приёмов логопедической работы. Известно, что восприятие мира для ребёнка идёт через игру, так как игра является основным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Дети с РАС предпочитают игры, основанные на чистом (буквальном) восприятии. У аутичного ребенка обязательно должно быть пособие, доступное ему в любое время, чтобы он мог его разглядывать, когда захочет. Реальные предметы, картинки, напечатанные слова применяются на всех этапах работы.

В процессе логопедической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра пришла идея дополнить и разнообразить работу играми с использованием конструктивно-игровых технологий — конструктора Bunchems (Банчемс) (его ещё называют конструктор-репейник, конструктор-липучка), наделяя коррекционной составляющей. Иными словами, каждая игра имеет определённую коррекционно-развивающую направленность.

Играя в игры с применением конструктора — липучки, ребёнок не только всесторонне развивается, но и стимулируют речевое развитие, развивает мелкую моторику, творческие способности, логику, мышление и усидчивость, а также что не мало важно для детей с расстройствами аутистического спектра к концу дошкольного возраста гармонично подготовить к взаимодействию с обществом, обучению в общеобразовательных учреждениях.

Частая погруженность ребенка в оральные аутостимуляции служит серьезным препятствием для формирования звуков речи. Чтобы уменьшить количество оральных аутостимуляций, снизить их напряженность и подготовить органы артикуляции к произвольному произнесению звуков подбираем игры для постановки произвольного речевого выдоха, комментируя «Вдохни через нос» (вместо «понюхай»). Одновременно мы закрепляем представления об органах чувств.

Так как у детей с РАС часто нарушена сенсорная сфера, им необходимо предлагать сенсорные игры — набор ощущений, которые, с одной стороны, восполнял бы нехватку, а с другой — понемногу помогал бы привыкнуть к слишком интенсивным сенсорным переживаниям: «Ванна с крупой — фасолью или рисом» — ребёнок погружает в нее руки, закапывает и выкапывает конструктор Bunchems (Банчемс).

Большую сложность для этой категории детей так же представляют понятия, касающиеся признаков предметов (цвет, форма, размер). Для этого используются следующие виды игр с использованием конструктора Bunchems (Банчемс):

  1. «Угости белочек». Цель: Учить группировать предметы по величине. Предлагаем ребёнку угостить белочек орехами, объясняя, что большой орех для большой белочки, а маленький — для маленькой белочки. При этом орехи необходимо заполнить конструктором Bunchems (Банчемс).
  2. Дидактические игры на различие формы: «Заштопай штанишки». Цель: Учить накладывать конструктор Bunchems (Банчемс) на соответствующие отверстия, вырисовывая тем самым геометрическую фигуру. Логопед показывает зайчишку и сообщает о том, что у зайчишки дырявые штанишки. Затем показывает конструктор Bunchems (Банчемс) и предлагает помочь зайчишке зашить штанишки.
  3. «Спрячь матрёшку». Цель: Учить группировать предметы по форме. Показываем ребёнку геометрические фигуры, в центре которой — матрёшка. Предлагаем ребёнку спрятать матрёшку в окошке, заполнив геометрическую фигуру конструктором Bunchems (Банчемс).
  4. Дидактические игры на различие цвета: «Подбери по цвету». Цель: Закрепление знания основных цветов, умение соотносить предметы по цвету. Обращаем внимание ребёнка на карточки с изображением цветных предметов основных цветов (красный, жёлтый, синий) с пустым окошком посередине. Предлагаем ребенку заполнить окошко определенного цвета (красного, синего, жёлтого) конструктором Bunchems (Банчемс).

Очень часто у детей с РАС речь скандированная, толчкообразная из-за нарушений темпа, ритмической организации речи. В этом случае страдает не только коммуникативная функция речи, но и моторное звено реализации речи. Проведение игр с ритмами дает новые возможности для развития ребенка с расстройствами аутистического спектра. Использование интереса ребенка к ритму способно помочь «растормозить» его речь, развить подражание, вызвать двигательную активность. Игры, с применением конструктора Bunchems (Банчемс) поможет успешнее сформировать слоговую структуру слова у ребёнка с расстройствами аутистического спектра, а также закрепить образ буквы, цифры через зрительный и тактильный анализаторы, формирование умения соотносить количество предметов с числом. Применяя конструктор Bunchems (Банчемс), мы тем самым провоцируем интерес ребенка к освоению навыков чтения, счёта, письма, и это помогает избежать в дальнейшем проявлений негативизма по отношению к обучению.

Подводя итог, следует отметить, что в ходе работы важно сформировать умения не только узнавать и называть, писать буквы отдельно и в словах, запоминать числа, но и взаимодействовать с окружающими. Нужно учитывать, что отработанные формы речевого взаимодействия будут для ребенка набором стереотипов на протяжении довольно длительного времени.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, конструктор, восприятие мира, геометрическая фигура, дошкольный возраст, коммуникативная функция речи, логопедическая работа, РАСА, речевое развитие.

Похожие статьи

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.

Использование компьютерной программы Advanced grapher как средство реализации принципа наглядности в процессе обучения математике

Использование невербальных (альтернативных) средств общения в работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития (из опыта работы)

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Компьютерная программа My test как средство осуществления тестового контроля сформированности лексических навыков на уроках английского языка (средняя ступень общеобразовательной школы)

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи

Похожие статьи

Использование авторского дидактического пособия «Фетровый конструктор — развивашка» в работе с детьми дошкольного возраста по формированию сенсомоторных навыков

Использование массажера Су-джок в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи

Использование альтернативных средств обучения в формировании коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра

В статье освещается проблема обучения детей с расстройством аутистического спектра. Рассматриваются аспекты применения средств альтернативной коммуникации в коррекционной работе с детьми-аутистами.

Использование компьютерной программы Advanced grapher как средство реализации принципа наглядности в процессе обучения математике

Использование невербальных (альтернативных) средств общения в работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития (из опыта работы)

Использование приемов поведенческой терапии в работе по развитию речи у детей с аутизмом

Использование метода Монтессори в формировании жизненных компетенций у детей с ОВЗ

Использование камешков марблс в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Компьютерная программа My test как средство осуществления тестового контроля сформированности лексических навыков на уроках английского языка (средняя ступень общеобразовательной школы)

Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи