Правовой регламент деятельности полиции
Автор: Лещева Мария Сергеевна
Рубрика: 19. Государство и право
Опубликовано в
V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 16.11.2019
Статья просмотрена: 537 раз
Библиографическое описание:
Лещева, М. С. Правовой регламент деятельности полиции / М. С. Лещева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 50-52. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15422/ (дата обращения: 15.11.2024).
Социальное демократическое правовое государство должно иметь мощный правоохранительный потенциал. Это вызвано острой необходимостью выдвижения адекватных ответов как внешним угрозам, так и внутренним вызовам. Бесконечные рассуждения о том, что армия государству не нужна, так же как правоохранительные органы и органы безопасности являются утопией, и несет достаточно серьезную социальную опасность и даже может привести к потере государственности. 28 марта 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, во время выступления на «круглом столе» в Московском университете МВД России «Духовность. Нравственность. Закон», заметил: «Совершенно очевидно, что идет скрытая необъявленная война с нашим обществом тех, кто не желает жить по закону. Очень легко демонтировать полицию и другие правоохранительные органы; легче всего это сделать, если существуют изъяны в их деятельности, точно так же, как достаточно легко демонтировать Вооруженные силы. Но совершенно очевидно, что результат будет трагическим для всей страны. Страна потеряет самое себя» [1]. В рамках настоящей работы хотелось подробно остановиться на правовой регламентации деятельности полиции, и обратить внимание на порядок реализации ее отдельных функций, которые закреплены в соответствующих регламентах. Они утверждены приказами МВД России. Административный регламент по предоставлению некоторых услуг МВД России, конечно, необходимо отнести к одному из самых перспективных направлений в правосистематизирующей деятельности [4]. Только за последние пять лет приказами МВД России принято около 60 административных регламентов. При этом также постоянно ведется работа по изменению и дополнению регламентов, принятых ранее. Рассуждая о качестве правовых нормативных актов, которые образуют юридическую основу для деятельности полиции, хотелось бы, обратиться к ее (основе) технико-юридической составляющей. Многие технико-юридические ошибки нормативных правовых актов, которые действую сегодня в России, регламентирующих деятельность полиции, уже выявлены в литературе, а также предложены пути их устранения, в связи с чем хочется остановиться только на некоторых моментах, которые являются весьма типичными, и следовательно достаточно распространенными дефектами формирования технико-юридического характера и реализации нормативной правовой основы для деятельности полиции. Так, известно, что абсолютно на всех уровнях правотворчества основное большинство будучи принятых актов является результатом изменения подготовленных ранее документов. Технико-юридические формы изменения последних весьма разнообразны, однако законодатели, к сожалению, по необъяснимым причинам часто выбирают самые плохие из них, в том числе и в области деятельности полиции. Так, 29 января 2014 года в «Российской газете» был опубликован Приказ Министерства внутренних дел России от 10.10.2013 года за № 832 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России» [1], которым были внесены изменения одновременно в двадцать три подзаконных акта. С одной стороны, это — необходимое требование, которое придает легальность любому нормативному правовому акту МВД РФ. С другой стороны, появляется проблема их реального восприятия (а точнее — невосприятия) и не только рядовым гражданином, но также и профессиональным юристом, и конечно, в том числе сотрудником полиции. Все опубликованные изменения в правовые нормативные документы МВД РФ расположены на 7 газетных листах, и, соответственно, требуется огромная и кропотливая (хотя и исключительно техническая) работа по внесению их в тексты документов.
Встает проблема по изучению и восприятию принятых многочисленных изменений сотрудниками полиции, так сделать это с ходу, «на память» является мягко говоря затруднительным, без наличия такого нормативного акта, который охватывал бы все изменения в общем, целиком. Все нововведения в сети интернет появляются с некоторой задержкой, в связи с чем у сотрудников полиции какое-то время нет возможности воспринимать все изменения целиком, сложенные в единую картину и соответственно своевременно реагировать согласно внесенным поправкам. Таким образом, не ради удобства нормотворческого органа, а для того, чтобы облегчить работу непосредственно правоприменителям целесообразно публиковать нормативно правовой акт целиком вместе с внесенными туда изменениями, чтобы сотрудник полиции мог с легкостью уточнить не сразу запомнившиеся внесенные поправки. При осуществлении нормотворчества в системе МВД в настоящий момент отсутствует единообразие при применении конкретных, даже устоявшихся, ставших cо временем традиционными, приемов юридической техники.
Часто в нормативных правовых актах при осуществлении нормотворчества используются различные примечания, но применяются они по «вкусовому принципу»: их можно встретить как в самом тексте, либо в качестве типа заключения. Конечно, в этом нормотворческие органы не виноваты. Это, скорее, недоработка юридической науки, которая до настоящего времени не разработала критериев, по которым можно было бы использовать примечания. Нет ссылки ни на количество их, ни на объем, в связи с чем количество в разных нормативных правовых актах примечаний ощутимо разнится. Причем, хотелось бы отметить, что в данном случае целесообразно соблюдать меру и не делать количество примечаний громоздким.
То же самое касается и приложений к нормативным правовым актам МВД России. Иногда в приложения вынесены полноценные юридические нормы, а иногда, наоборот, второстепенные детали оформлены в виде юридических норм вместо того, чтобы занять свое законное место в приложении.
Конечно, не все так печально, и «правовая основа деятельности органов внутренних дел, в том числе и полиции, имеет и удачные, на наш взгляд, образцы «точечной конкретизации», если можно так выразиться, по вертикали и с использованием приложений и перечней» [4, c. 74]. Это как раз те ситуации, когда нормативный правовой акт достаточно высокого уровня и ранга устанавливает «иерархически нижестоящим документом детальный механизм его реализации». Например, Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 20 декабря 2013 года за № 997 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 29 июня 2013 года № 550» [2] все содержание сконцентрировано всего в двух приложениях («Квалификационные требования к должностным лицам военной автомобильной инспекции внутренних войск МВД России, допущенным к проведению технического диагностирования транспортных средств» и «Перечень средств технического диагностирования, используемых при проведении технического осмотра транспортных средств воинских частей внутренних войск МВД России»).
Таким образом, можно сделать вывод, что технико-юридической практике полиции необходимо как расширение, так и процедурно- технологическое улучшении по всем основным направлениям ее деятельности. В связи c чем юристы — правоведы в своих новейших разработках предпринимают попытки повысить содержательное и технико-юридическое значение преамбул нормативных правовых актов, а также ими предложен существенно расширенный «элементный состав этой части юридического документа» [3]. Естественно, на базе этих разработок целесообразно попробовать подготовить преамбулы к некоторым видам нормативных правовых актов, которые образуют в деятельности полиции непосредственно юридическую основу. Считаем, что если в приказе и тем более в федеральном законе говорится о безопасности полицейского, его социальной защите, формах общения с различными кругами населением, то весьма желательно подробно раскрыть демократическую и профессиональную ценность этих предписаний, что уместно сделать в его преамбуле.
В заключении хотелось бы отметить, что необходима систематизация правовых основ деятельности полиции, которая должна идти по следующим основным направлениям. Во-первых, исключить подзаконное нормативное правовое регулирование в максимальной степени, на сколько это возможно. Во-вторых, в действующие базовые федеральные законы, которые регулируют деятельность полиции, ввести мораторий на внесение каких — бы то ни было изменений и дополнений. В-третьих, необходимо в кратчайшие сроки провести существенную работу по подготовке Полицейского кодекса. В-четвертых, прежде чем проводить реформу правовых основ деятельности полиции, необходимо максимальной мере изучить практическую сторону вопроса с целью учета результатов проведенного мониторинга применения полицейского законодательства.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1468 О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2009 года № 1468 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 52. Ст. 6536.
- Баранов В. М., Кузнецов А. П., Маршакова Н. Н. Классификация в российском законодательстве (теоретико-прикладное исследование) // Российская газета. 2014. 5 февраля.
- Губина А. М., Омельченко О. Ю. Документ как материальный объект // Научный вестник (специальный выпуск) № 6/2015 — Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития науки, экономики, образования России в современном мире» — Пятигорск.,2015.– С.10–18.
- Омельченко О. Ю. //Частное образовательное учреждение высшего образования «Ессентукский институт управления, бизнеса и права». 2018. № 11. С. 73.
- Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриарха. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/2111750.html Русская Православная Церковь. Официальный сайт Московского Патриарха. URL: http: //www. patriarchia. ru/db / text/2111750.html