Типология корпоративной культуры и применение ее в деятельности компании | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Трусова, А. В. Типология корпоративной культуры и применение ее в деятельности компании / А. В. Трусова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15423/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются вопросы, касающиеся типологии корпоративной культуры организации; освещается самый известный тип организационной культуры, помогающий определить достоинства и недостатки компании; выявлено значение типологии корпоративной культуры деятельности организаций.

Ключевые слова: корпоративная культура, типология корпоративной культуры, клан, адхократия¸ бюрократия, рынок, организация.

Типология корпоративной культуры имеет множество разных вариаций, однако наиболее известные типы были рассмотрены К. Камероном и Р. Куинном. Они выявили четыре типа, которые основываются на конкурирующих ценностях (рисунок 3).[4]

http://ekonomika.snauka.ru/wp-content/uploads/2014/02/ris31.png

Рис. 3. Четыре типа корпоративных культур

Первый тип — клановая культура. Это обозначает место работы, где сотрудники взаимодействуют по типу «семья». У них достаточно крепкие дружеские отношения между собой. Руководители ассоциируются как воспитатели, либо родителями, а сотрудники в качестве детей. В данном типе взаимоотношений особую роль играют традиции и преданность организации. Поощряется командная работа, участие сотрудников в принятии важных для бизнеса решений и достижение согласия между сотрудниками.

Второй тип — адхократическая культура. Сотрудники компании такого типа готовы к риску и переменам. Они должны быть направлены на создание чего-то качественного нового, универсального и обладать навыком прогнозирования. Таким образом, руководитель организации является в своем роде экспериментатором. Главным в адхократической культуре можно назвать рост и приобретение новых навыков. Такие всемирные компании как Apple, Google, Microsoft являются носителями данного типа корпоративной культуры.

Третий тип — иерархическая культура. В ней работа воспринимается как структурированная и формализованная. Основным критерием данного типа можно назвать рациональность и системный подход. Главное в организации — это стабильность. Управление персоналом ставит перед собой задачу гарантировать занятость и обеспечить долгосрочную предсказуемость. Среди примеров можно выделить банковские сферы, тяжелая промышленность.

Четвертый тип — рыночная культура. Компания ориентируется на выполнение задач для достижения результата. Сотрудники компании должны обладать целеустремленностью и быть готовыми конкурировать.

Следующая типология, которую выделяют исследователи, разработана Ф. Р. Манфредом, Ке де Ври и Денни Миллером. Они попытались выявить классификацию организаций, согласно которой следует различать такие организации, как параноидальные, принудительные, драматические, депрессивные, шизоидные.

Необходимо охарактеризовать каждые из них. Первая организация из них параноидальная. Она представляет собой компанию, в которой отсутствуют доверительные отношения между членами организации. За ними постоянно ведется контроль и пристальное наблюдение. В таких компаниях отсутствует теплая и благоприятная атмосфера внутри коллектива. Организация носит в себе консервативный характер и бюрократический стиль управления.

В принудительных организациях не поощряется инициативность и свобода слова. В таких компаниях достаточно жестко регламентируются правила и нормы поведения, весь трудовой процесс структурирован и формализован. Ошибки сотрудников являются недопустимой роскошью. Минусом такого типа служит то, что такие компании редко готовы к резким изменениям в трудовой деятельности и на риск. Такой тип корпоративной культуры носит патриархальный стиль управления.

Драматические организации называют демонстративными. Они представляют собой производственные процессы, которые превращаются в драматический сценарий. Типу организации характерны риск и самостоятельность, стремительный рост и отсутствие системы. Присутствует кооперативный стиль управления. Контроль за выполнение обязанностей сотрудников и других не менее важных систем осуществляется не в полной мере. Таким образом, драматический тип организации в большинстве случаев обречен на банкротство.

Депрессивные организации нуждаются в стабильности, они не терпят конкуренции, так как в ней не способны существовать. Данный тип корпоративной культуры обладает консервативной установкой, рутинными порядками, бессмысленностью инициативы. Такие компании, скорее, выживают, чем функционируют. Они обладают простым механизмом трудовой деятельности. Стиль управления в таких компаниях является авторитарно — бюрократическим.

Шизоидные организации характеризуются властными руководителями. Руководителям данного типа организаций не нужна инициативность от членов компании. Это является утопией, так как сотрудники играют важные функции в организации и способны привнести недостающие компоненты в успешном построении бизнеса. Стиль управления таких организаций попустительский. Карьеру в компаниях делают, в основном, «любимчики» руководителей. Существенный минус шизоидных организаций состоит в том, что шаги к развитию у них минимальны, а, следовательно, нет роста у компании.

Было проведено социологическое исследование с помощью анализа различных источников для получения максимально точной информации. На примере банка ПАО «Сбербанк России» можно увидеть, что компания относится ко второму типу корпоративной культуры — адхократия. В долгосрочной перспективе организация делает акцент на росте и обретении новых ресурсов. Успех означает предоставление уникальных и новых товаров или услуг, лидерство в этом смысле на рынке. К примеру, банк проводит различные конкурсы стартапов, где выигрышем является грант на реализацию проекта. Кроме этого, компания постоянно организует стажировки талантливых студентов и предоставляет возможность стать членом команды ПАО «Сбербанк России». Компания находится в непрерывном совершенствовании и движении, благодаря чему выходит на лидирующие позиции.

Литература:

  1. Исопескуль, О. Ю. К вопросу об определении категории «Культура предприятия»: учебник / О.Ю Исопескуль — Пермь: Государственный университет — ВШЭ — Пермский филиал, 2014. — с.35
  2. Литвинюк, А. А. Организационное поведение: учебник / А. А. Литвинюк. — М.: Юрайт, 2014. — 527 c.
  3. Спивак В. А. Корпоративная культура: теория и практика: монография / В. А. Спивак — СПб.: Питер, 2001. — с.322
  4. Шумейко М. В. Типология корпоративной культуры [Электронный ресурс]: сборник статей / М. В. Шумейко — Москва с.8 — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tipologiya-korporativnoy-kultury
Основные термины (генерируются автоматически): корпоративная культура, тип, компания, сотрудник компании, стиль управления, трудовая деятельность.

Ключевые слова

корпоративная культура, рынок, организация, типология корпоративной культуры, клан, адхократия¸ бюрократия

Похожие статьи

Корпоративная культура организации

В статье рассмотрено значение корпоративной культуры организации с позиции укрепления лояльности персонала и повышения эффективности достижения общеорганизационных целей; проанализирована специфика формирования корпоративной культуры для повышения ин...

Стиль управления как неотъемлемая часть успешной деятельности организации

В данной статье автор раскрывает понятие термина «стиль управления» и его появление, также определяется значимость места, которое занимает стиль управления в деятельности организации.

Методология оценки корпоративной культуры, предоставляющая возможность проведения полноценной диагностики культуры организации

В статье рассмотрены методы оценки корпоративной культуры. Выявлены преимущества и недостатки исследуемых методов оценки корпоративной культуры.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Пути совершенствования корпоративной культуры организации

В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия корпоративная культура. Сформулированы и предложены современные способы совершенствования корпоративной культуры организации, которые повышают как общие показатели эффективности деятельност...

Конкурентоспособность молодых специалистов в организационных культурах разного типа

В статье выделены основные параметры конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда. Рассмотрены типы организационных культур, их основные преимущества и недостатки. В результате исследования выделено значение типов организационной культур...

Социокультурный подход в социальной политике организации

В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.

Взаимосвязь адаптации, мотивации и организационной культуры компании

В статье рассматриваются теоретические аспекты адаптации и мотивации персонала, а также особенности взаимосвязи данных кадровых процессов и организационной культуры.

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Особенности формирования организационной культуры в компании

В данной статье анализируется понятие организационной культуры, под влиянием каких факторов формируется сама культура. Описаны факторы, влияющие на развитие организационной культуры, которые сгруппированы в четыре группы. Также в статье показываются ...

Похожие статьи

Корпоративная культура организации

В статье рассмотрено значение корпоративной культуры организации с позиции укрепления лояльности персонала и повышения эффективности достижения общеорганизационных целей; проанализирована специфика формирования корпоративной культуры для повышения ин...

Стиль управления как неотъемлемая часть успешной деятельности организации

В данной статье автор раскрывает понятие термина «стиль управления» и его появление, также определяется значимость места, которое занимает стиль управления в деятельности организации.

Методология оценки корпоративной культуры, предоставляющая возможность проведения полноценной диагностики культуры организации

В статье рассмотрены методы оценки корпоративной культуры. Выявлены преимущества и недостатки исследуемых методов оценки корпоративной культуры.

Роль и место организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента

В статье рассмотрены вопросы роли и места организационной культуры в концепции трансформационного менеджмента. Представлены основные модели управления трансформационного менеджмента, характеристика организационной культуры. С помощью анализа корпорат...

Пути совершенствования корпоративной культуры организации

В статье рассмотрены различные подходы к определению понятия корпоративная культура. Сформулированы и предложены современные способы совершенствования корпоративной культуры организации, которые повышают как общие показатели эффективности деятельност...

Конкурентоспособность молодых специалистов в организационных культурах разного типа

В статье выделены основные параметры конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда. Рассмотрены типы организационных культур, их основные преимущества и недостатки. В результате исследования выделено значение типов организационной культур...

Социокультурный подход в социальной политике организации

В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.

Взаимосвязь адаптации, мотивации и организационной культуры компании

В статье рассматриваются теоретические аспекты адаптации и мотивации персонала, а также особенности взаимосвязи данных кадровых процессов и организационной культуры.

Стратегический потенциал организации: российский и зарубежный подходы

Статья носит обзорный характер и раскрывает теоретические аспекты определения сущности стратегического потенциала организации. Авторами предпринята попытка систематизировать подходы российских и зарубежных исследователей к определению и классификации...

Особенности формирования организационной культуры в компании

В данной статье анализируется понятие организационной культуры, под влиянием каких факторов формируется сама культура. Описаны факторы, влияющие на развитие организационной культуры, которые сгруппированы в четыре группы. Также в статье показываются ...