Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе
Автор: Царев Евгений Александрович
Научный руководитель: Симканич Ольга Михайловна
Рубрика: 19. Государство и право
Опубликовано в
V международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 05.12.2019
Статья просмотрена: 1051 раз
Библиографическое описание:
Царев, Е. А. Принцип равного доступа граждан к муниципальной службе / Е. А. Царев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 59-61. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15494/ (дата обращения: 15.11.2024).
Данная статья посвящена актуальным вопросам муниципального права, связанных с реализацией права граждан на равный доступ к муниципальной службе. Также в статье рассматривается правовое закрепление данного принципа и его возможные ограничения. Автор статьи приводит к выводу о важности принципа равного доступа граждан к муниципальной службе и приводит свои предложения по внесению дополнений в нормативную базу данного принципа.
Ключевые слова: муниципальное право, принцип муниципальной службы, муниципальная служба.
This article is devoted to topical issues of municipal law related to the implementation of the right of citizens to equal access to municipal service. The article also discusses the legal consolidation of this principle and its possible limitations. The author of the article comes to the conclusion about the importance of the principle of equal access of citizens to municipal service and gives his proposals for amendments to the regulatory framework of this principle.
Keywords: municipal law, principle of municipal service, municipal service.
Прежде чем раскрывать принцип равного доступа граждан к муниципальной службе, необходимо указать, что такое принцип муниципальной службы. Это отправные и основные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования и функционирования муниципальной службы. Они являются правовыми и закрепляются в законодательстве, нормативных правовых актах, а также, что немаловажно, выводятся из общего смысла законов путем толкования отдельных правовых норм [3].
В Конституции РФ в статье 32 части 4 Конституции РФ закреплен принцип равного доступ к государственной службе, а в связи со статьей 12 частью 1 Конституции РФ, органы муниципальной власти не относятся к государственным органам. Таким образом, закрепления принципа равного доступа граждан к муниципальной службе в Конституции РФ нет.
Вопрос о рассмотрении данного принципа в области муниципального права может быть спроецирован в соответствии с положениями законодательства о взаимосвязи государственной гражданской и муниципальной службы [5].
Свое прямое закрепление данный принцип нашел в статье 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ, в которой прописано: «равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего».
В статье 16 части 2 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 N 25-ФЗ указывается, что при поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. В этой же статье устанавливаются требования к кандидатам на замещение муниципальной должности:
− наличие у кандидата гражданства РФ
− достижение кандидатом возраста 18 лет
− владение кандидатом государственного языка
− обладать необходимыми квалификационными требованиями, которые установлены законом субъекта в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации»
При более детальном рассмотрении вышеперечисленных требований появляется немало дискуссионных вопросов, которые до сих пор в юридической науке не решены.
Во-первых, установление кандидатом минимального порога вступления на муниципальную должность в 18 лет. В РФ возможно получение полной дееспособности в 16 лет. Однако законодатель определил иной минимальный возраст из-за повышенной ответственности к деятельности муниципальных служащих.
Дискуссию вызывает установление предельного возраста пребывания на службе, который равняется 65 годам.
По мнению А. М. Насташкина, установление предельного возраста пребывания именно на государственной и муниципальной службе не соответствует Конституции РФ и общепризнанным нормам международного права [4].
В статье 19 части 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации»установлено, что по достижению предельного возраста муниципального служащего, допускается продление срока назначение не более чем на один год за однократное применение. Количество возможных продлений законодательством не установлено и осуществляется на усмотрение работодателя.
Во-вторых, владение государственным языком, которым в соответствии со статьей 68 Конституции РФ является русский язык. С одной стороны, данное требование не вызывает вопросов, так как плохое знание русского языка будет препятствовать осуществлению муниципальной службы, но с другой стороны это требование образует множество вопросов: в каком порядке осуществляется проверка знания русского языка; какой язык имеет преобладающее значение на определенных территориях субъектов РФ.
Кроме перечня требований для поступления на должность, ФЗ содержит условия, препятствующие замещению муниципальной должности.
Такие ограничения содержатся в статье 13 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации»
Проанализировав федеральное законодательство, можно сделать вывод, что ограничения по приему на государственную службу, находят свое отражение и в законах субъектов РФ о муниципальной службе.
В.Ю. Войтович также предлагает такое ограничение:
7) отказ от предоставления сведений о доходах и имуществе, находящемся в его собственности [3].
Некоторые ограничения прописаны в нормативно-правовых актах субъектов РФ. Например, в законе Нижегородской области от 3 августа 2007 года № 99-З «О муниципальной службе в Нижегородской области» в 12 статье предусмотрено ограничение, связанное с признанием гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Также в Законе Республики Коми от 21.12.2007 № 133-РЗ «О некоторых вопросах муниципальной службы в Республике Коми» в статье 4 указаны некоторые дополнительные ограничения для поступающих на муниципальную службу. Они связаны со сроком стажа работы
Таким образом, правовую основу данного принципа составляют: ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации»изаконы о муниципальной службе субъектов РФ.
В Российской Федерации реализация права на равный доступ граждан к муниципальной службе, осуществляется по средствам проведения конкурса, положения о котором закреплены в статье 17 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Порядок проведения конкурса утверждается представительным органом субъекта. Так, например, в Нижнем Новгороде Городской Думой принят Нормативно-правовой акт: Постановление от 30 января 2008 года № 13 «Об утверждении Положения о конкурсе на замещение должности муниципальной службы в органах местного самоуправления города Нижнего Новгорода», который детально прописывает порядок проведения конкурса и требования к участникам.
Анализируя закон Архангельской области от 27.09.2006 № 222–12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» в статье 13 можно найти способы проведения конкурсов. В нормативно-правовом акте выделяется 3 формы проведения: тестирование, собеседование или экзамен. Также данный закон делает отсылку к другому нормативно-правовому акту, который регулирует проведение конкурса для кандидатов.
Таким образом, подводя итог вышесказанному необходимо:
1) Дополнить норму в статье 19 части 2 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О муниципальной службе в Российской Федерации», связанной с ограничением количества раз продления срока службы на муниципальной должности.
2) Закрепить на законодательном уровне порядок проверки знания государственного языка, при поступлении на муниципальную службу.
Литература:
- Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12.12.1993 г.
2. Федеральный закон 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»
- В. Ю. Войтович. Государственная и муниципальная служба. Учебное пособие. Ижевск, 2013. С.190–191
- Насташкин А. М. Государственные служащие: без вины виноватые. О неконституционности возрастных ограничений// Правозащитник. 2003. № 2.
5. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
Похожие статьи
Проблемы реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе
Статья посвящена раскрытию конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе. Автор акцентирует внимание на основных проблемах, которые выступают препятствием при реализации указанного права. При этом особое внимание уделяется ...
Правовые проблемы реализации муниципального контроля в области земельных отношений
В данной статье рассматриваются правовые проблемы реализации муниципального контроля в области земельных отношений. Отмечается, что в последние годы различные аспекты правового регулирования стали предметом серьезного и пристального внимания со сторо...
Особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности
Данная статья рассматривает особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности в рамках закона Российской Федерации и положений Конституции. В работе раскрывается сущность административной ответственности, а также упоминается...
Сущность и содержание права на равный доступ граждан к государственной службе
В статье рассматривается сущность и содержание права граждан на доступ к государственной службе. Важно отметить, что данный институт является одним из ключевых для правового государства, так как именно равный доступ на государственную службу призван ...
Проблемы правового регулирования в законодательстве о специальных видах хранения
В настоящее время сфера применения договора хранения достаточно широка. Целью заключения данного договора является обеспечение сохранности вещи, которую поклажедатель сдает хранителю на хранение. Правовое регулирования договора хранения осуществляет...
Уголовно-правовая охрана неприкосновенности частной жизни: историко-правовой анализ
В статье исследуются вопросы становления и правового закрепления уголовно-правовой охраны конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, которое включает в себя тайну семейной и личной жизни. Проводится историко-правовой анализ р...
Роль принципа законности в системе принципов уголовного права
В статье исследуется система принципов отечественного уголовного законодательства, рассмотрена роль принципа законности в системе принципов уголовного права. Выявлены проблемы реализации принципа равенства граждан перед законом при конструировании са...
Актуальные проблемы определения объекта преступления в механизме уголовно-правовой охраны жизни и здоровья пациентов
В статье предлагается рассмотреть проблемы определения объекта преступления в механизме уголовно-правовой охраны жизни и здоровья пациентов, что является весьма актуальным в связи со сложившейся ситуацией мировой пандемии коронавируса. Автору видится...
Отдельные аспекты правового регулирования возмездного прекращения права собственности в РФ
В статье рассмотрены отдельные аспекты регулирования возмездного прекращения права собственности в России, а также исследована сущность юридических фактов, имеющих неоспоримое значение для прекращения права собственности. Итоги статьи позволяют утвер...
Основные изменения в правовом регулировании института гражданства в Российской Федерации
Статья посвящена исследованию правового регулирования института гражданства в Российской Федерации в контексте изменений, внесенных в 2023 году в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федераци...
Похожие статьи
Проблемы реализации конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе
Статья посвящена раскрытию конституционного права граждан на равный доступ к государственной службе. Автор акцентирует внимание на основных проблемах, которые выступают препятствием при реализации указанного права. При этом особое внимание уделяется ...
Правовые проблемы реализации муниципального контроля в области земельных отношений
В данной статье рассматриваются правовые проблемы реализации муниципального контроля в области земельных отношений. Отмечается, что в последние годы различные аспекты правового регулирования стали предметом серьезного и пристального внимания со сторо...
Особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности
Данная статья рассматривает особенности привлечения юридических лиц к административной ответственности в рамках закона Российской Федерации и положений Конституции. В работе раскрывается сущность административной ответственности, а также упоминается...
Сущность и содержание права на равный доступ граждан к государственной службе
В статье рассматривается сущность и содержание права граждан на доступ к государственной службе. Важно отметить, что данный институт является одним из ключевых для правового государства, так как именно равный доступ на государственную службу призван ...
Проблемы правового регулирования в законодательстве о специальных видах хранения
В настоящее время сфера применения договора хранения достаточно широка. Целью заключения данного договора является обеспечение сохранности вещи, которую поклажедатель сдает хранителю на хранение. Правовое регулирования договора хранения осуществляет...
Уголовно-правовая охрана неприкосновенности частной жизни: историко-правовой анализ
В статье исследуются вопросы становления и правового закрепления уголовно-правовой охраны конституционного права граждан на неприкосновенность частной жизни, которое включает в себя тайну семейной и личной жизни. Проводится историко-правовой анализ р...
Роль принципа законности в системе принципов уголовного права
В статье исследуется система принципов отечественного уголовного законодательства, рассмотрена роль принципа законности в системе принципов уголовного права. Выявлены проблемы реализации принципа равенства граждан перед законом при конструировании са...
Актуальные проблемы определения объекта преступления в механизме уголовно-правовой охраны жизни и здоровья пациентов
В статье предлагается рассмотреть проблемы определения объекта преступления в механизме уголовно-правовой охраны жизни и здоровья пациентов, что является весьма актуальным в связи со сложившейся ситуацией мировой пандемии коронавируса. Автору видится...
Отдельные аспекты правового регулирования возмездного прекращения права собственности в РФ
В статье рассмотрены отдельные аспекты регулирования возмездного прекращения права собственности в России, а также исследована сущность юридических фактов, имеющих неоспоримое значение для прекращения права собственности. Итоги статьи позволяют утвер...
Основные изменения в правовом регулировании института гражданства в Российской Федерации
Статья посвящена исследованию правового регулирования института гражданства в Российской Федерации в контексте изменений, внесенных в 2023 году в связи с принятием Федерального закона от 28 апреля 2023 года № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федераци...