Доверие населения к власти как фактор развития государства | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Куреневский, А. С. Доверие населения к власти как фактор развития государства / А. С. Куреневский, М. Р. Дряев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 61-63. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/353/15502/ (дата обращения: 16.10.2024).



В настоящей статье рассматривается доверие как инструмент оценки деятельности органов власти, говорится о проблеме повышения доверия населения к власти и обозначаются пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: СМИ, доверие, власть, население, социально-политический процесс.

Прежде чем приступить к рассмотрению заявленной проблемы, следует понять, что представляет собой понятие «доверие». Итак, доверие — это историческая, социально-психологическая и экономическая категория, характеризующаяся высокой нравственностью, ответственностью и профессионализмом, способствующая формированию эффективных взаимоотношений между различными экономическими и политическими субъектами, основанными на балансе интересов. [1]

Важно отметить, что доверие в политике имеет ряд особенностей и отличий по сравнению с определениями этого понятия в других сферах. Так, например, в социологии и психологии доверие представляет собой уверенность в действиях другого человека, в его порядочности и доброжелательности. Доверие в экономике играет колоссальную роль. Без этой категории можно говорить об отсутствии инвестиций, об увеличении трансакционных издержек и, в конечном счете, о спаде экономического роста. В любом бизнесе присутствует риск, поэтому доверие здесь выступает важным и необходимым элементом.

В целях настоящей статьи под доверием мы будем понимать оценку соотношения ожиданий тех или иных действий(решений) группы людей(власти) с их реальными действиями. При этом необходимо выделить две составляющие доверия: объективную(рациональную) и эмоциональную. К рациональной относится реальная способность и возможность совершить то или иное ожидаемое действие, а к эмоциональной — оценка доброжелательности этих действий (решений).

Доверие к власти в социологии управления называют феноменом институционального доверия, в котором концентрируются элементы взаимодействия власти и населения, а уровень доверия к власти является первым показателем оценки эффективности деятельности высших должностных лиц органов исполнительной власти, который закреплён в приложении к соответствующему Указу Президента РФ. Так, в целях нашей статьи, под властью мы будем понимать должностных лиц органов власти (государственных служащих и лиц, занимающих государственные должности в органах власти).

Проблема доверия представляет глобальный интерес. Так, например, американская компания Ричарда Эдельмана — международное агентство по связям с общественностью и стратегическим коммуникациям — ежегодно анализирует институциональное доверие во многих странах, в том числе в России. Так, в 2018 году уровень доверия к власти в нашей стране составил 36 %. Это является самым низким показателем среди стран, принявших участие в проекте Edelman Trust Barometer. [2] Также существует международный рейтинг, который составляет исследовательская группа Всемирного экономического форума. Исследование уровня доверия к политикам в разных странах включается в большой отчет The Global Competitiveness Report. Данные для исследований берутся из опросов, проводимых для населения каждой страны, затем они анализируются, и в итоге страны получает оценку в виде индекса доверия до 0 до 7. По итогам 2018 года индекс доверия населения к политикам в России составил 3,4, что позволило занять нашей стране 51 место в рейтинге рядом с Израилем (50) и Ганой (52). Первую тройку составляют Сингапур, ОАЭ, Новая Зеландия соответственно. [3]

Проблема доверия населения к власти в последние годы всё больше и больше становится предметом международных исследований по причине того, что рост доверия населения или отдельных социальных групп потенциально может дать колоссальный эффект в виде увеличения патриотизма, работоспособности на благо своей страны, в эконмическом аспекте — увеличение валового внутреннего продукта.

Интерес к исследованию доверия к власти приобретает особые масштабы в современном обществе в условиях цифровизации, потому что вся современная система коммуникации предполагает открытость и прозрачность действий органов власти и наличие огромного количества информации об этих действиях. Проблема в том, что переизбыток информации (феномен информационного изобилия) породил такое явление как информационный шум — хаотичная смесь правдивой и ложной информации из так называемых фейковых источников (от англ. fake — поддельный, фальшивый), при этом потребитель перестаёт фильтровать информацию, в результате чего население утрачивает способность достоверно понимать происходящие социально-политические и экономические процессы, адекватно реагировать на них, и, в конечном счёте, принимать правильные решения. Попытка потребления всего этого информационного шума рождает псевдознание какого-либо процесса или явления, не применяемой в реальной практике. [4]

Информационный шум повсеместно использует и власть, чтобы создать необходимое ей понимание того или иного процесса или последствия решения.

В современном мире появляется всё больше и больше источников информации. Когда раньше это были лишь телевидение, газеты, сейчас же информация просочилась буквально везде через социальные сети и интернет. Причём доверие к старым источникам стремительно падает, так, по данным ФНИСЦ РАН за последние 4 года доверие Телевидению снизилось на 14 %, к печатным СМИ — на 11 %, и продолжает снижаться. А власть в своих целях использует в большинстве случаев именно эти источники, проверенные временем, однако и это в некоторой степени способствует падению доверия к власти, т. к. через Телевидение и Газеты всё чаще транслируется агитирующая и пропагандирующая информация, а не реальные факты.

Ещё одним аргументом в пользу интернет-источников является быстрое появление информации по любому вопросу. Образно говоря: один человек что-то увидел, написал об этом в своих социальных сетях, после это прочли несколько десятков его друзей и знакомых, рассказали своим друзьям или написали у себя на странице, и далее по цепочке. Телевидение здесь никак не конкурирует с его репортажами, которые нужно готовить заранее. Информация в современном мире теряет свою актуальность практически в день её появления, в том числе и информация, необходимая для принятия решений. Так, власть, которая привыкла «работать с телевидением», то есть «обдумывать сценарий, готовить репортаж и пускать в определённое время», проигрывает в области актуальности своих решений, что также подрывает доверие к ней.

Так, по данным ВЦИОМ за октябрь 2019 оценка внутренней политики нынешних властей показала, что 34 % опрошенных недовольны действиями политиков, этот показатель на 24 % выше, чем в тот же месяц 2014 года, но ниже на 8 %, чем в начале 2019 года. Причинами снижения оценки действий власти по данным ВЦИОМ стали продолжительное повышение цен, отсутствие актуальных мер по выходу из кризисной ситуации, фактическое пренебрежение мнением граждан и т. д. [5]

На данном этапе развития нашей страны можно выделить следующие пути повышения доверия населения к власти:

  1. Стабилизация правового регулирования социально-экономических процессов в обществе.
  2. Работа над таким явлением, как «открытость деятельности властей».
  3. Решение «кадрового вопроса», работа над повышением доверия к конкретным политикам и лицам, замещающим государственные должности.

Для повышения доверия населения, на наш взгляд, необходимо применить опыт корпоративного управления из бизнес-среды, где управление подразумевает не осуществление властных полномочий, а действия, направленные на развитие сотрудниками собственных умений и способностей, проявление о них заботы, создание условий для направления их энергии для достижения общей цели. В рамках государственного управления общая цель органов власти и граждан страны — социально-политическое и экономическое развития всех сфер жизни общества и государства в целом.

Литература:

  1. Легитимность государственной власти // Интернет-библиотека. URL: http://www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-7/224.htm (Дата обращения: 30.11.2019).
  2. The Global Competitiveness Report — Public trust in politicians, 2018 // URL: https://nonews.co/directory/lists/cou-ntries/public-trust-politicians (Дата обращения: 30.11.2019).
  3. Edelman Trust Barometer. Global Report, 2018 // URL: https://www.ede-lman.com/trust-barometer (Дата обращения: 30.11.2019
  4. Дугин Е. Я. Власть доверия и доверие Власти // Власть. — 2018. — № 8. — С. 60–66.
  5. См. рейтинг ВЦИОМ «Оценка властей» // URL: https://wciom.ru/news/rati-ngs/ocenka_vlastej/ (Дата обращения: 30.11.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): власть, доверие, информационный шум, уровень доверия, действие, институциональное доверие, конечный счет, орган власти, Россия, современный мир.

Ключевые слова

власть, население, СМИ, доверие, социально-политический процесс

Похожие статьи

Проблема доверия населения к органам власти в России

Статья посвящена рассмотрению важного феномена — доверия населения к власти. В работе также оценивается уровень доверия к органам власти в России и определяется проблематика в данной сфере.

Роль СМИ в формировании гражданского общества

В статье рассматриваются проблема значения свободных СМИ для развития гражданского общества. Целью статьи является отразить важность института СМИ для гармоничного функционирования общества, а также выявить современные тенденции доверия к СМИ.

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу, что главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграци...

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

В статье раскрывается значение СМИ в формировании политического сознания граждан. Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ...

Органы государственной региональной власти как открытая информационная система: тенденции и перспективы

Актуальность заявленной темы статьи вызвана тем, что органы государственной региональной власти в интересах своей стабильности и действенности нуждаются в отслеживании тенденций развития общественного сознания в условиях реформ, а также в выявлении д...

Слабое гражданское общество как ключевая проблема публичной власти в современной России

Данная научно-исследовательская работа посвящена анализу проблемы слабого гражданского общества и вытекающих из этого барьеров публичной власти в современной России. Основой для анализа выступают социологические исследования, касающиеся данной пробле...

Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России

В статье анализируются новые механизмы взаимодействия между гражданским обществом и властью, а также основные проблемы. Рассмотрены основные направления взаимодействия и возможности для конструктивного диалога гражданского общества и государства.

О некоторых тенденциях информационной политики Узбекистана до и после провозглашения независимости

В статье обосновывается важность информационной сферы в жизнедеятельности общества, которая требует, в свою очередь реформирования в контексте преобразований Узбекистана и перехода его к демократическому правовому государству. Затрагивается функциони...

Место и роль гражданского общества в процессе политической модернизации России

В статье рассматриваются вопросы, связанные с расширением социально-политических факторов модернизации в современной России. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с влиянием гражданского общества на политическую модернизацию страны.

Похожие статьи

Проблема доверия населения к органам власти в России

Статья посвящена рассмотрению важного феномена — доверия населения к власти. В работе также оценивается уровень доверия к органам власти в России и определяется проблематика в данной сфере.

Роль СМИ в формировании гражданского общества

В статье рассматриваются проблема значения свободных СМИ для развития гражданского общества. Целью статьи является отразить важность института СМИ для гармоничного функционирования общества, а также выявить современные тенденции доверия к СМИ.

Влияние региональных СМИ на формирование общественного мнения

Представленная статья направлена на выявление особенностей СМИ как канала взаимодействия власти и общества. Рассматриваются основные факторы эффективности влияния средств массовой информации на общественное мнение в регионе и менталитет местного насе...

Политические функции средств массовой информации

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу, что главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграци...

Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России

В статье раскрывается значение СМИ в формировании политического сознания граждан. Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ...

Органы государственной региональной власти как открытая информационная система: тенденции и перспективы

Актуальность заявленной темы статьи вызвана тем, что органы государственной региональной власти в интересах своей стабильности и действенности нуждаются в отслеживании тенденций развития общественного сознания в условиях реформ, а также в выявлении д...

Слабое гражданское общество как ключевая проблема публичной власти в современной России

Данная научно-исследовательская работа посвящена анализу проблемы слабого гражданского общества и вытекающих из этого барьеров публичной власти в современной России. Основой для анализа выступают социологические исследования, касающиеся данной пробле...

Трансформация системы взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества в современной России

В статье анализируются новые механизмы взаимодействия между гражданским обществом и властью, а также основные проблемы. Рассмотрены основные направления взаимодействия и возможности для конструктивного диалога гражданского общества и государства.

О некоторых тенденциях информационной политики Узбекистана до и после провозглашения независимости

В статье обосновывается важность информационной сферы в жизнедеятельности общества, которая требует, в свою очередь реформирования в контексте преобразований Узбекистана и перехода его к демократическому правовому государству. Затрагивается функциони...

Место и роль гражданского общества в процессе политической модернизации России

В статье рассматриваются вопросы, связанные с расширением социально-политических факторов модернизации в современной России. Особое внимание уделяется вопросам, связанным с влиянием гражданского общества на политическую модернизацию страны.