Изменения в законодательстве в отношении водоохранной зоны от Водного кодекса РСФСР до Водного кодекса РФ | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 7. Технические науки

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2020)

Дата публикации: 24.12.2019

Статья просмотрена: 1303 раза

Библиографическое описание:

Марушина, Д. А. Изменения в законодательстве в отношении водоохранной зоны от Водного кодекса РСФСР до Водного кодекса РФ / Д. А. Марушина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/357/15546/ (дата обращения: 19.12.2024).



Человека всегда тянуло к воде, и особенно сейчас, в современном обществе, наличие земельного участка рядом с водой является показателем статуса и мечтой огромного числа людей. Но невозможно просто захотеть купить земельный участок у водоема и построить там дом — существуют ограничения на территории, прилегающие к водоемам, и со временем и с изменением законодательства эти ограничения изменялись. Рассмотрим ход этих изменений, начиная с появления первого Водного кодекса РСФСР в 1972 году.

Именно в Водном кодексе РСФСР в статье 91 впервые упоминается водоохранная зона как полоса, созданная для защиты водного объекта от загрязнения, засорения и истощения, а также других неблагоприятных явлений, вызванных изменениями физических, химических, биологических свойств вод, снижение их способности к естественному очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режима вод. Порядок создания и использования водоохранных зон был определен Советом Министров РСФСР [1].

Согласно Постановлению [2] минимальная ширина воды водоохранной зоны устанавливаются в размерах:

Таблица 1

Ширина водоохранных зон, согласно прошлому законодательству

Вид водного объекта

Расстояние от среднемноголетнего уреза воды влетний период по длине реки от истока

Минимальная ширина

Река

до 10 км

15 м

до 50 км

100 м

от 51 до 100 км

200 м

от 101 до 200 км

З00 м

от 201 до 500 км

400 м

свыше 500 км

500 м

Вид водного объекта

от среднемноголетнего уреза воды в летний период и для водохранилищ от уреза воды при нормальном подпорном уровне при площади акватории

Минимальная ширина

Озеро

до 2 кв. км

300 м

более 2 кв. км

500 м

Для рек и озёр минимальная ширина прибрежных полос устанавливается в зависимости от среднего многолетнего уровня воды в летний период; для водохранилищ — от уровня воды на нормальном удерживающемся уровне с учетом прогноза переработки берегов на протяжении десятилетнего периода в следующих размерах:

Таблица 2

Виды угодий, прилегающих креке, озеру, водохранилищу

Ширина прибрежной полосы (м) при крутизне прилегающих склонов

Обратный инулевой уклон

Уклон до 3 градусов

Уклон более 3 градусов

Пашня

15–30

35–55

55–100

Луга и сенокосы

15–25

25–35

35–50

Лес, кустарник

35

35–50

55–100

Для рек до 10 км от истока ширина прибрежной полосы совпадала с водоохранной зоной. Размеры прибрежных полос рек, озер и водохранилищ внутри населенных пунктов были определены на основе конкретных условий планирования и застройки в соответствии с утвержденным генеральным планом, а при его отсутствии — органами исполнительной власти субъектов РФ при согласовании с бассейновыми водными объединениями Комитета РФ по водному хозяйству, органами государственного санитарного надзора и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ [2].

Указанные в Положении размеры ширины зон определялись на основе физических, географических, почвенных, гидрологических и других условий, а также интересов всех водопользователей, и эти размеры были утверждены органами исполнительной власти субъектов РФ по предложениям от бассейновых водохозяйственных объединений и органов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, и согласовывались со службой землеустройства Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, при участии органов государственного санитарного надзора, а также объединений, которые выполняли функции государственного управления и контроля за использованием, сохранением и защитой лесов [2]. То есть, имея информацию о среднем многолетнем уровне воды в летний период, размеры водоохранных зон были установлены на основании экспертной оценки данных ведомостей.

В границах водоохранных зон были запрещены следующие виды деятельности:

− проведение работ, направленных на борьбу с вредителями и болезнями растений путем использования авиационных химических технологий и пестицидов, а также минеральных удобрений;

− размещение захоронений, хранение навоза, мусора и промышленных отходов;

− вырубка лесов (кроме рубок ухода, санитарных рубок);

− парковка, ремонт и заправка автомобилей;

− проведение промывки пойменных озер, строительство новых и расширение существующих промышленных объектов и социальной сферы без предварительного согласования с органами Государственного комитета по охране природы.

Также в список были добавлены следующие ограничения для прибрежных полос:

− запрещена распашка земли;

− выпас и организация летних скотоводческих лагерей;

− использование удобрений;

− установка палаточных городков.

Введением Постановления Правительства Российской Федерации [3] было признано недействительными Постановление [2].

В 1995 году был принят новый Водный кодекс Российской Федерации, согласно которому водоохранная зона была территорией, прилегающей к водному объекту, на которой устанавливался специальный режим использования и охраны природных ресурсов, а также защиты при ведении хозяйственной деятельности. На этой территории также была создана зона с особыми условиями использования, которая теперь стала называться прибрежной защитной полосой [4].

Процедура установления размеров и границ водоохранных зон и их прибрежных защитных полос, а также режим их использования теперь определялись Постановлением [3] Правительства Российской Федерации. По сравнению с предыдущим, Постановление [3] претерпело незначительные изменения. Размеры и границы водоохранных зон так же определялись физическими, географическими, почвенными, гидрологическими и другими условиями, но теперь также учитывался прогноз изменений береговой линии водоемов. Список водоемов, для которых была создана водоохранная зона, также был расширен — добавлены моря и болота. Минимальная ширина водоохранных зон реки претерпела минимальные изменения (изменилась ширина водоохранных зон рек длиной до 10 км — с 15 до 50 м), водоохранные зоны озер остались без изменений.

В дополнение к запретам [2] были добавлены следующие:

− в отношении водоохранной зоны: запрет на размещение дачных и садовых участков в зонах с шириной водоохранных зон менее 100 метров и крутизной склонов прилегающих территорий более 3 градусов;

− в отношении прибрежных полос: запрет на складирование вымываемых отвалов и движение автомобилей и тракторов (за исключением транспортных средств особого значения).

В целом положения, изложенные в [3], в значительной степени совпадают с [2].

В 2006 году вступил в силу новый Водный кодекс [5], положения которого действуют и сегодня. Существенные изменения, которые пришли с новым Кодексом, включают следующие пункты:

− к перечню водных объектов добавились каналы и ручьи;

− сократилось число градаций рек;

− водоохранные зоны выделяются без учёта физико-географических, почвенных, гидрологических и другим условий;

− изменилась ширина выделяемых водоохранных зон (таблица 3):

Таблица 3

Ширина водоохранных зон, согласно нынешнему законодательству

Вид водного объекта

Расстояние от среднемноголетнего уреза воды влетний период по длине реки от истока

Минимальная ширина

Река или ручей

до 10 км

50 м

до 50 км

100 м

более 50 км

200 м

Озеро, водохранилище (акватория не менее 0,5 км2)

-

50 м

Также произошли изменения в отношении размера прибрежной полосы: ее ширина устанавливается только в зависимости от уклона побережья, без разделения по угодьям (30 м для обратного и нулевого склона, 40 м — уклоны до 3 градусов, 50 м — 3 градуса и более).

Таким образом, в Водном кодексе 2006 года режим водоохранных и прибрежных охранных зон был смягчен, их максимальный размер был уменьшен, а в прибрежных защитных зонах при соблюдении требований к охране водных объектов от таких негативных воздействий, как загрязнение, засоление и истощение, было разрешено строительство. Введение таких послаблений во многом укрепило реальную ситуацию на берегах водоемов и водотоков и тем самым поддержало частные интересы граждан, чья недвижимость находилась на этих территориях.

Хотя с введением последующих редакций Водного кодекса 2006 года количество запрещенных видов деятельности в границах водоохранных и прибрежных зон увеличилось по сравнению с первым изданием, ещё существуют предложения по дополнению Кодекса положениями, устанавливающими запреты на строительство в границах защитных прибрежных полос объектов промышленности, а также о запрете свалок снега с урбанизированных и промышленных территорий [7]. Предложения также включают идеи по созданию водоохранных зон и прибрежных защитных полос различного размера в зависимости от численности и плотности населения, что должно способствовать рациональному использованию этой территории, и в то же время обеспечивать ее экологическую безопасность.

Литература:

  1. «Водный кодекс РСФСР» (утв. ВС РСФСР 30.06.1972) (ред. от 12.03.1980, с изм. от 18.01.1985);
  2. Постановление Совета Министров РСФСР от 17.03.1989 N 91 (ред. от 27.12.1994) «Об утверждении Положения о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в Российской Федерации»;
  3. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1404 «Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах»;
  4. «Водный кодекс Российской Федерации» от 16 ноября 1995 г. N 167-ФЗ // «Собрание Законодательства РФ», 20.11.1995, № 47, ст. 4471;
  5. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // «Собрание Законодательства РФ», 5.06.2006, № 23, ст. 2381;
  6. Сатдаров А. З. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы в законодательных системах России и мира // Вестник Удмуртского университета. Серия биология. Науки о земле. — 2015. — № 4. — С. 35–44.;
  7. Сиваков Д. О. Водное право России и зарубежных государств. — М.: Юстицинформ, 2010. — 470 с.
Основные термины (генерируются автоматически): водоохранная зона, зона, минимальная ширина, Водный кодекс, летний период, прибрежная полоса, Российская Федерация, среднемноголетний урез воды, государственный санитарный надзор, земельный участок.

Похожие статьи

Изменения в правовом регулировании самовольных построек в свете принятия Федерального закона от 03.08.2018 № 339-ФЗ

Нормативно-правовые акты, регулирующие негативное воздействие авиационного транспорта на воздух и почву в РФ

Общеправовые принципы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Порядок установления границ охранных зон в отношении линейных объектов

О порядке применения норм международного частного права и положений законодательств иных государств при разрешении трудовых споров с участием иностранного элемента

Сравнительная характеристика видов наказания в Уголовных кодексах России, Украины и Республики Беларусь

Нормативно-правовые акты, регулирующие трудовую деятельность научных работников в РФ

Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ в сфере управления государственной собственностью

Законодательные основы реализации экологических мероприятий в России и Ростовской области (Году экологии посвящается)

Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу межнациональных отношений в России с 1991 г.

Похожие статьи

Изменения в правовом регулировании самовольных построек в свете принятия Федерального закона от 03.08.2018 № 339-ФЗ

Нормативно-правовые акты, регулирующие негативное воздействие авиационного транспорта на воздух и почву в РФ

Общеправовые принципы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Порядок установления границ охранных зон в отношении линейных объектов

О порядке применения норм международного частного права и положений законодательств иных государств при разрешении трудовых споров с участием иностранного элемента

Сравнительная характеристика видов наказания в Уголовных кодексах России, Украины и Республики Беларусь

Нормативно-правовые акты, регулирующие трудовую деятельность научных работников в РФ

Разграничение полномочий между органами государственной власти РФ и субъектами РФ в сфере управления государственной собственностью

Законодательные основы реализации экологических мероприятий в России и Ростовской области (Году экологии посвящается)

Нормативно-правовые акты, регулирующие сферу межнациональных отношений в России с 1991 г.