Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: с чем приходится сталкиваться органам государственной (муниципальной) власти | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 22. Социология

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, март 2020)

Дата публикации: 02.03.2020

Статья просмотрена: 133 раза

Библиографическое описание:

Герасимов, С. М. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: с чем приходится сталкиваться органам государственной (муниципальной) власти / С. М. Герасимов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/363/15690/ (дата обращения: 18.12.2024).



С внесением изменений в законодательство с 2013 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилых помещений, постоянно увеличивается. Софинансирование расходных полномочий субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) за счет субсидий из федерального бюджета не может существенно сократить очередность. Ситуация осложняется практикой принудительного обеспечения детей-сирот жилыми помещениями.

Ключевые слова: государственная семейная политика, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, договор специализированного найма жилых помещений, социальное сиротство.

Реализация права на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляет собой важнейшую задачу в социальной, семейной политике государства. Правовой базой гарантии социальных прав выступают конституционные нормы, определяющие необходимость создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, предоставление государственной поддержки семьи, материнства и детства. Очень часто у детей-сирот, покидающих детские учреждения или приемные семьи по достижению совершеннолетия, отсутствуют закрепленные за ними жилые помещения. В связи с тем, что проблемы в социально-экономической сфере неминуемо приводят к увеличению сиротства, в том числе социального (согласно официальной статистики до 80 % [5] сирот в России — социальные), когда ребенок изымается из семьи вследствие злоупотребления родителями алкоголем или наркотиками, их аморального образа жизни и других причин, количество детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий также неукоснительно растет. Гарантированное Конституцией РФ право на жилище реализуется в случаях, предусмотренных законом, бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Реализация права ребенка-сироты на жилое помещение на практике сталкивается с рядом проблем, к числу которых можно отнести трудности экономического характера, обусловленные недостаточным финансированием жилищных программ для сирот, а также организационного, связанного с перераспределением полномочий в данной сфере между различными органами публичной власти при отсутствии устойчивого и эффективного механизма реализации законодательных положений с учетом публичного характера реализуемых данными органами полномочий.

В Российской Федерации права на обеспечение жильем детей, лишившихся родительского попечения, регулируются нормами различных нормативных правовых актов. В частности, данные права закреплены в Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, отдельных статьях Жилищного кодекса Российской Федерации. К специальным нормативным актам в рассматриваемой сфере относятся Федеральные законы «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Об опеке и попечительстве», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Отдельный пласт законодательства до данному вопросу сформирован в субъектах Российской Федерации. Некоторые нормативные правовые акты органов местного самоуправления также посвящены проблемам обеспечения жильем детей, оставшихся без попечения родителей.

Реализовать свое право на обеспечение жилым помещением дети-сироты могут по достижении возраста 18 лет, а при обретении полной дееспособности — до достижения совершеннолетия и ранее этого возраста. Возможность получить жилье детьми-сиротами до наступления совершеннолетия может быть предусмотрена законодательством субъектов Российской Федерации. Предоставление жилых помещений детям-сиротам осуществляется по договорам найма специализированных жилых помещений.

При этом объем бюджетных средств, выделяемый для приобретения жилого помещения на одного ребенка-сироту, рассчитывается исходя из нормы 33 кв. м [1] и средней стоимости жилья в определенном муниципальном образовании.

Вопрос обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, был осложнен с 01.01.2013 изменениями порядка обеспечения жильём детей-сирот [2]. Теперь законодательно расширен круг оснований предоставления жилых помещений детям-сиротам. В том числе право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Так, если по состоянию на 31.12.2012 в Свердловской области численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих и не реализовавших своевременно право на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, составляла 2913 человек, то по состоянию на 31.12.2019 этот показатель вырос в 2 раза и равен 5888 человек [3].

Ежегодно в Свердловской области на решение вопроса по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделяется порядка 1 млрд. рублей областного бюджета, что позволяет обеспечить 800–900 человек благоустроенными квартирами. Однако, к примеру, в 2020 году возникает право на получение жилья у 1273 детей-сирот, что значительно превышает ежегодные плановые показатели по обеспечению жильём детей-сирот [3]. В таблице 1 видно, что доля детей-сирот, реализовавших свое право на улучшение жилищных условий, в общей численности детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за 2012–2018 годы в Свердловской области выше, чем в среднем по России, но значительно ниже, чем среднее значение по Уральскому Федеральному округу.

Таблица 1

Доля детей-сирот, реализовавших свое право на улучшение жилищных условий, вобщей численности детей-сирот, нуждающихся вулучшении жилищных условий

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

Российская Федерация

10,0

9,0

14,2

12,5

10,9

11,0

9,7

Уральский федеральный округ

9,2

7,7

18,2

15,0

13,8

14,4

15,3

Свердловская область

6,1

7,6

18,8

11,5

9,3

9,7

11,2

*Источник — официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (форма 7.20) — https://www.gks.ru/folder/13807

Средства федерального бюджета кардинально ситуацию также не меняют. Объем субсидии из федерального бюджета бюджету Свердловской области в 2017–2020 годах на предоставление благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, представлен в таблице 2.

Таблица 2

Объем средств федерального бюджета, тыс. рублей

2017

2018

2019

2020

202 651,9

234 694,8

241 795,9

256 140,0

*Источник — государственная программа Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» (постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП)

Кроме того, с 2021 года критерии предоставления субсидии из федерального бюджета изменятся. Так, субъектам Российской Федерации, у которых уровень расчетной бюджетной обеспеченности, определенный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2004 № 670 «О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации», более 1, субсидия на предоставление благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется не будет [4].

Соответственно, с 2021 года средства федерального бюджета на улучшение жилищных условий детей-сирот в бюджет Свердловской области поступать не будут.

Принимая во внимание законодательно закрепленную необходимость органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации представить благоустроенное жилое помещение детям-сиротам, достигшим возраста 18 лет, по окончании срока пребывания в образовательных (социальных) организациях, а также по завершении получения профессионального образования, окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, существующую на данный момент очередность, а также ограниченный объем финансирования, перед органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации встает на сегодняшний момент не решаемая проблема по своевременному представлению жилых помещений детям-сиротам.

Например, для обеспечения в Свердловской области жилыми помещениями всех детей-сирот, у которых право на жилое помещение возникло и не реализовано по итогам 2020 года, а таких 6161 человек, необходимы бюджетные средства в сумме 10,5 млрд. рублей[1].

Соответственно в Свердловской области, как и в иных субъектах Российской Федерации, перед органами исполнительной власти на текущий момент стоит задача по сокращению существующей очередности. Чтобы добиться сокращения очереди детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем, в 2020 году необходимо приобрести дополнительно к существующим целевым показателям еще не менее 540 жилых помещений (с учетом 1273 детей-сирот, у которых возникнет право на обеспечение жильем в 2020 году). Для этого необходимо предусмотреть выделение дополнительно 918,4 млн. рублей средств областного бюджета (по состоянию на 25.02.2020 в бюджете области запланировано 811,9 млн. рублей)[2].

Другая проблема, с которой сталкиваются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, — исполнение судебных решений о предоставлении жилых помещений детям-сиротам. Отсутствие сформированного свободного специализированного жилищного фонда, а также ограниченность финансирования не позволяет исполнять судебные решения в 2-месячный срок.

До 2018 года формировалась очередь детей-сирот, имеющих на руках решения суда и, соответственно, внеочередное право на получение жилого помещения. Принимая во внимание созданную юридическую коллизию (очередь из людей, имеющих внеочередное право) а также ущемление прав детей-сирот, вставших на учет нуждающихся в жилом помещении ранее, но не имевших судебного решения, в Свердловской области было принято решение ведения единой очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих и не реализовавших своевременно право на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда, в соответствии с датой постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах социальной защиты.

Таким образом можно сделать вывод, что сокращение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих и не реализовавших своевременно право на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда, без увеличения финансирования и проведения совместной комплексной работы органами государственной и муниципальной власти субъектов Российской Федерации по предотвращению социального сиротства, по сохранению за ребенком-сиротой имеющегося у родителей жилого помещения, невозможно.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Электронный ресурс «Консультант Плюс» (дата обращения 25.02.2020)
  2. Федеральный закон от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Электронный ресурс «Консультант Плюс» (дата обращения 25.02.2020)
  3. «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года» Постановление Правительства Свердловской области от 24.10.2013 № 1296-ПП. // Электронный ресурс «Консультант Плюс» (дата обращения 25.02.2020)
  4. Письмо Минпросвещения России от 20.11.2019 № ТС-2925/07 «О подготовке к заключению соглашений в рамках государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» / Электронный ресурс «Консультант Плюс» (дата обращения 25.02.2020)
  5. Статистическая форма 7.20 Доля детей-сирот, реализовавших свое право на улучшение жилищных условий, в общей численности детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий // официальный сайт Федеральной службы государственной статистики — Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/13807 (дата обращения 25.02.2020)

[1] Собственные расчеты, основанные на данных [3]

[2] Собственные расчеты, основанные на данных [3]

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, попечение родителей, Свердловская область, жилое помещение, помещение, федеральный бюджет, ребенок, государственный специализированный жилищный фонд, жилье детей-сирот, исполнительная власть субъектов.

Похожие статьи

Участие Следственного комитета Российской Федерации в устранении проблем реализации права на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье авторы рассматривают участие Следственного комитета в реализации и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилых помещений.

Проблемы механизма предоставления жилья детям-сиротам в Хабаровском крае

В статье автор рассматривает противоречия в законодательстве, регулирующем предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 л...

Реализация права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемные аспекты на примере Красноярского края

В статье автор раскрывает содержание права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исследует проблемы.

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья посвящена вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности в вопросе, касающемся обеспечения этой категории лиц жилыми помещениями.

Практическая реализация имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ: анализ судебной практики

В данной статье проанализирована судебная практика по спорам, возникающим между администрациями муниципальных образований и лицами из числа детей-сирот по поводу реализации ими прав на жилье. Рассмотрены судебные решения, позволяющие сделать вывод о ...

Реализация в РФ жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы теории и практики

В статье приводятся результаты анализа государственных гарантий жилищных прав детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных статьями Федерального закона от 21.12.1996 № 159 — ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной под...

Реализация жилищных программ государственной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге

Вопрос обеспечения жилыми помещениями граждан является достаточно острой и актуальной проблемой. В данной статье исследуются пути улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге. Так, проанализированы основные механизмы и ус...

К вопросу о государственной поддержке многодетных семей в России

В данной статье авторы исследуют проблемы многодетных семей и роль государства в их решении. Рассматривается и анализируется понятие «многодетная семья»; региональное и федеральное законодательство, в части регулирования права на социальную защиту мн...

Проблемные аспекты защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовая основа обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями

Похожие статьи

Участие Следственного комитета Российской Федерации в устранении проблем реализации права на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В статье авторы рассматривают участие Следственного комитета в реализации и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилых помещений.

Проблемы механизма предоставления жилья детям-сиротам в Хабаровском крае

В статье автор рассматривает противоречия в законодательстве, регулирующем предоставления жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 л...

Реализация права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемные аспекты на примере Красноярского края

В статье автор раскрывает содержание права на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исследует проблемы.

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья посвящена вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности в вопросе, касающемся обеспечения этой категории лиц жилыми помещениями.

Практическая реализация имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в РФ: анализ судебной практики

В данной статье проанализирована судебная практика по спорам, возникающим между администрациями муниципальных образований и лицами из числа детей-сирот по поводу реализации ими прав на жилье. Рассмотрены судебные решения, позволяющие сделать вывод о ...

Реализация в РФ жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: проблемы теории и практики

В статье приводятся результаты анализа государственных гарантий жилищных прав детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленных статьями Федерального закона от 21.12.1996 № 159 — ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной под...

Реализация жилищных программ государственной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге

Вопрос обеспечения жилыми помещениями граждан является достаточно острой и актуальной проблемой. В данной статье исследуются пути улучшения жилищных условий отдельных категорий граждан в Санкт-Петербурге. Так, проанализированы основные механизмы и ус...

К вопросу о государственной поддержке многодетных семей в России

В данной статье авторы исследуют проблемы многодетных семей и роль государства в их решении. Рассматривается и анализируется понятие «многодетная семья»; региональное и федеральное законодательство, в части регулирования права на социальную защиту мн...

Проблемные аспекты защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Правовая основа обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями