Жизнь педагога через призму времени | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Николаев, В. И. Жизнь педагога через призму времени / В. И. Николаев. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 42-46. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/368/15752/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена освещению малоизвестных фактов из жизни и деятельности известного якутского педагога-новатора, писателя, ветерана войны Николая Ивановича Афанасьева. В контексте времени показаны грани его неординарной личности, влияние на современников как руководителя и писателя.

Ключевые слова: учитель, время, личность, новаторство в образовании, экспедиции, стихи, публицистика.

The article is devoted to the coverage of little-known facts from the life and work of the famous Yakut teacher-innovator, writer, war veteran Nikolai Ivanovich Afanasyev. In the context of time the sides of his extraordinary personality, influence on contemporaries as a leader and writer are shown.

Keywords: teacher, time, personality, innovation in education, expeditions, po-ems, journalism.

Как показывает практика, значимость исторических процессов и событий большинством людей, особенно молодыми, осознается только с течением времени. Для понимания сути явлений, верной оценки происходящего необходимы ориентиры на примере жизни известных людей, которые выступают связующей нитью поколений, через их деятельность утверждаются подлинные ценности. Чем ярче личность, тем важнее их дела в преобразовании окружающего мира и сильнее влияние на современников. Одним из таких людей является заслуженный учитель школ Российской Федерации и Якутской АССР, народный учитель Республики Саха (Якутия) Николай Иванович Афанасьев. Российскому обществу это имя широко не известно, так же, как и многих других, но дело в том, что именно эти люди являют собою, как Рахметов Н. Г. Чернышевского, «двигатель двигателей, соль соли земли». И, чтобы восполнить этот пробел, мы попытались рассмотреть его жизнь и деятельность сквозь призму времени. Актуальность работы видим в изучении фактов отражения особенностей исторического времени в судьбах людей, раскрытии образа Учителя, его роли в развитии образования в суровых условиях севера.

Цель статьи состоит в том, чтобы исследовать наиболее важные стороны деятельности Н. И. Афанасьева как пример служения Родине и делу народного образования, раскрыть личностные качества, способствующие достижению высоких целей.

Статья построена на изучении литературы, анализе источников (архивных документов [1], книг, статей и воспоминаний Н. И. Афанасьева [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8], его стихотворений [9]), а также на обработке данных, полученных в ходе интервьюирования.

Обнародование ранее неизвестных фактов о богатом педагогическом опыте и жизни замечательного педагога могут быть использованы в гражданском, патриотическом воспитании юного поколения, а также в профессиональном образовании будущих педагогов.

Н.И.Афанасьев: грани личности

Интерес к жизни и деятельности Николая Ивановича Афанасьева был у нас всегда, но особенно усилился, когда мы узнали, что он учился в нашем педагогическом колледже. И с тех пор личность педагога предстает с новой стороны, всегда неожиданной и увлекательной.

У народа саха есть поговорка: «Киһи гиэнэ аҕыс кырыылааҕа» («У лучшего из людей восемь граней»), отдающая дань уважения

многогранной деятельности личности, причем число восемь означает все направления света, на которые распространяется деятельность человека.

Прежде всего, Николай Иванович — труженик, патриот.

Родился он в 1925 г. в Балагаччинском наслеге Вилюйского района в многодетной семье. Это были годы коренного перелома традиционного уклада жизни. В своих воспоминаниях он пишет, как живописная красота родных мест сформировала его любовь к природе на всю жизнь; как повседневные дела, суровые будни якутян научили преодолевать трудности и лишения. Биография его вначале ничем не отличалась от других: как и все дети, он учился в школе, где был в числе лучших. Потом поступил в Вилюйское педучилище1940 году.

Николай Иванович — воин, разведчик. В 1943 г. был призван в ряды Красной (Советской) Армии. Война для него началась на восточной границе Родины. Учился в пехотном училище и в школе военных переводчиков с восточных языков. Способный молодой человек, самостоятельно освоивший иностранные языки, в том числе английский, немецкий, японский, китайский, стал служить в секретных подразделениях переводчиком. Допрашивали пленных Квантунской армии, добывали ценные сведения. Военные годы отмечены многими наградами, в числе которых и орден Отечественной войны II степени.

Николай Иванович — учитель, краевед. Демобилизовавшись, решил продолжить учебу в педагогическом направлении, так как будущую жизнь связывал с воспитанием подрастающего поколения. В Якутском учительском институте получил диплом учителя русского языка и литературы, в последующем окончил Ленинградский педагогический институт имени А. И. Герцена. Николай Иванович известен как краевед, исследователь с энциклопедическими знаниями, который участвовал в научных экспедициях по изучению бассейна реки Вилюй. Внес личный вклад в геологию, историю и археологию края.

Николай Иванович — педагог-новатор, руководитель. В 1952 г. начинается трудовая жизнь длиной в 46 лет на должности директора Борогонской школы Вилюйского района, об этом более подробно рассказано ниже.

Наконец, Николай Иванович — глава большой семьи, поэт, публицист. Вместе с супругой Евдокией Прокопьевной вырастили 10 детей, которые получили высшее образование, стали достойными людьми и хорошими специалистами. Среди них есть врачи, инженеры, авиатор, агроном, историк, педагоги.

Главным увлечением Николая Ивановича можно назвать поэзию, без которой он не может представить всю полноту жизни. Является автором 15 книг — сборников стихов и научно-популярных статей. Восхищает то, что, несмотря на солидный возраст, он активно участвует в общественной жизни республики, его подвижническая деятельность продолжается.

Полвека на посту руководителя

В трудное послевоенное время, когда страна переживала период восстановления народного хозяйства, предстояло решить и задачи реформирования системы образования, осуществить переход с семилетнего образования на восьмилетнее, затем — всеобщее среднее.

Молодой директор начал с создания материально-технической базы школы в новом поселке, сумел сплотить коллектив и нацелить на внедрение нововведений в деятельность школы. Вскоре Борогонская школа стала известна всей республике и за ее пределами своим краеведческим музеем с уникальными экспонатами и опытно-экспериментальным пришкольным участком, где сами ребята выращивали разные сорта плодоовощных культур. Как это было интересно: впервые на вечной мерзлоте на открытом грунте плодоносят карликовые яблони — мечта всех детей севера, а в «живом уголке» удивляют зрителей разные экзотические птицы и животные: от индюков и пекинских гусей до сибирского соболя и медвежонка. Юные натуралисты и краеведы под руководством биолога Иннокентия Афанасьевич Борисова и Николая Ивановича Афанасьева сами ухаживают за животными, а свои наблюдения записывают как настоящие экспериментаторы.

Материалы ежегодных краеведческих экспедиций и проведенных опытно-экспериментальных работ, а также творческие поделки ребят составляли основной фонд школьного музея. Ребята чувствовали причастность к большому делу, непомерно гордились тем, что результат их труда выставлен в музее. Среди экспонатов были находки самих участников походов — редкие коллекции минералов, драгоценных и полудрагоценных камней, а также кости и бивни мамонтов, овцебыков, носорогов, которые когда-то обитали в нашем крае, наконечники стрел, другие орудия труда людей каменного века.

В 1961 г. школьники под руководством Н. И. Афанасьева совершили настоящее археологическое открытие — нашли стоянку эпохи неолита. Эти стоянки были исследованы специалистами по древней истории Якутии — докторами исторических наук С. А. Федосеевой и Н. Д. Архиповым. Такое сотрудничество научных работников и учащихся, начатое еще в 1960-х — 1970-х гг., продолжилось и впоследствии, когда Николай Иванович вместе с дочерью, директором Вилюйского краеведческого музея, Татьяной Николаевной открыли одно из первых поселений казаков — «Танарейское зимовье», где побывали Семен Дежнев и основатель города Вилюйска в1634г.Воин Шахов.

В 2019 году Борогонской школе присвоено имя Николая Ивановича Афанасьева.

Н.И.Афанасьев как поэт ипублицист

Педагог считает, что надо щедро делиться тем, чем наделила человека природа. Его увлечение поэзией с юношеских лет осталось с ним и в зрелые годы. Поэтический мир Николая Сен Кичяра (псевдоним)–тема отдельного исследования, тем более, что есть у автора стихи, которые стали народной песней. Песня «Учителю» на слова Н. И. Афанасьева поется как неофициальный гимн учителей. Тематика стихотворных произведений разнообразна, но преобладает тема любви к родной земле, природе, людям. Выделяется особый стиль автора: как будто он ведет задушевный разговор с читателем.

Стихотворение-письмо, присланное матери с фронта, поражает искренностью чувств, умением передавать простыми понятным языка сложные переживания юного бойца. Это стихотворение тоже стало песней.

Николай Иванович, будучи по профессии учителем-словесником, одинаково талантливо пишет на родном и русском языках. Вот как он передает причудливый мир Вилюйских тукуланов, где «песчаные дюны похожи на волны»:

Миражи знойные

Жаркий воздух трясут,

Волны песчаные

Будто тихо плывут.

Море песчаное,

Небо лазурное....

Непривычно тихо,

Пустынно и дико...

Наши тукуланы

Загадочны, странны...

Все они хороши

Для отдыха души [9, с. 76].

За годом катится год

За годом быстро катится год,

Время летит и летит вперёд.

Нашу жизнь освящала любовь,

Рады всё вспоминать вновь и вновь.

Как много было прекрасных дней

Для нас радостных, счастливейших!

Взрастили сыновей и дочерей,

Видим внуков, правнуков наших.

Рады: жили, трудились в стране,

Богатой, мощной, необъятной.

Благодарны счастливой судьбе –

Выполнен долг перед Родиной [2, с. 92].

А как увлекательно он пишет публицистику, будь то описание походов или серьезные статьи на общественно-политические темы. Глубокое понимание сути проблем, владение в совершенстве языками, эмоционально окрашенная художественная речь — всё это не оставляет равнодушным читателей.

«На вершине обрыва сидели два птенца соколов. Они еще полностью не оперились и местами покрыты белым, на ощупь очень мягким, нежным пухом. Особенно один из них. Видимо, проклюнулся из яйца позднее. Оказывается, соколы не строят гнездо, а выводят птенцов просто на земле, они так и сидели на земле возле трухлявой кокоры» [2, с. 48].

Или вот: «Замысловатым узором вилось русло Мунхаарымы — её меандры. Всюду, насколько хватает глаз, лес и лес — бескрайний урман» [2, с. 48].

«Ветерок красиво разукрасил поверхность воды серебристой, сверкающей на солнце зыбью» [2, с. 43].

Поражает богатый язык автора, его знание значений редко употребляемых слов и выражений русского языка: «веретейки», «комли», «удочки-кормаки», «хляби небесные», «таскать на закорках» и др.

Несмотря на солидный возраст, Учитель и сегодня в строю, встречается с молодежью, активистами общественных организаций, выступает по телевизору, издает новые книги. Эти встречи несут такой заряд положительной энергии, что после них мир кажется добрее и мудрее, а всё негативное становится преходящим, несущественным.

Накануне Дня учителя, 3 октября 2019 года Николаю Ивановичу Афанасьеву была присуждена высокая государственная награда «Народный учитель Республики Саха (Якутия)».

В заключение следует сказать, что человек — не пассивный участник исторических событий, а активный созидатель будущего. Каким будет мир, зависит и от деятельности отдельных людей — творцов хода истории.

Жизнь и деятельность педагога Н. И. Афанасьева — яркий пример того, что может совершить один человек, который видит свой долг в служении Родине. Неутомимый труженик, воин-разведчик, полиглот, педагог-исследователь, руководитель-новатор, поэт и публицист, глава большой семьи, общественник — в каждой из этих ипостасей он достиг таких высот, которые доступны не всем, но служат всему народу.

Перефразируя слова Т. Карнейля «История мира — это биография великих людей», хочется сказать: «Мы познаем историю и жизнь благодаря людям, которыми гордимся». Это о Николае Ивановиче Афанасьеве.

Литература:

  1. Фото и другие иллюстрации из семейного архива Афанасьевых.
  2. Афанасьев Н. И. По чудесным достопримечательным местам. Вилюйск, 2016. –160 с.
  3. Афанасьев Н. И. В ногу с жизнью. Вилюйск, 2007. — 88 с.
  4. Афанасьев Н. И. По родной тайге. Вилюйск, 2006. — 44 с.
  5. Афанасьев Н. И. Заметки директора сельской школы. Вилюйск, 2008. — 168 с.
  6. Афанасьев Н. И. 44 дня по родной тайге. Якутск, 2006. — 40 с.
  7. Афанасьев Н. И. На лоне родной природы-матери. Якутск, 2003. — 96 с.
  8. Афанасьев Н. И. В далекой сельской школе. Вилюйск, 2006. — 220 с.
  9. Николай Сен Кичяр. Дойдум барахсан: стихи на якутском и русском языках. Вилюйск, 2016. — 96 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Афанасьево, Борогонская школа, жизнь, русский язык, Вилюйский район, дело, деятельность, Народный учитель Республики Саха, солидный возраст, Якутия.

Ключевые слова

время, стихи, личность, учитель, публицистика, новаторство в образовании, экспедиции

Похожие статьи

Литературное наследие эвенков Китая: роль писателя Ужээрту в сохранении и развитии культуры

В статье рассмотрена роль китайского писателя эвенкийского происхождения Ужээрту, чье творчество имеет большое значение в сохранении и развитии традиционных культурных ценностей эвенков.

Пространство пейзажного мышления в прозе русскоязычного писателя (на примере повести А. Н. Сергеева «Звездное небо Талгата»)

В общем контексте исследования мировоззрения русскоязычных казахстанских авторов настоящая статья поднимает проблему хронотопической организации художественного произведения, как способа отражения национального мировидения автора.

Художественное воплощение национального характера в творчестве В. С. Яковлева-Далана

В статье уделяется внимание авторской концепции в изображении национального характера народа саха в романах В. С. Яковлева-Далана, а также делается попытка раскрыть основные черты, представляющие национальную самобытность якутского народа.

Труд как личностный выбор в культуре шестидесятников (на примере пьес В. С. Розова «Страница жизни» и «В добрый час»)

Статья посвящена мотивам выбора личности и познания бытия путем физического труда в творчестве советского писателя и драматурга Виктора Сергеевича Розова. Предметом исследования является анализ двух пьес В. С. Розова: «Страница жизни» и «В добрый час...

И. А. Ильин — философ и эссеист

Статья посвящена публицистической стороне творчества великого русского фи-лософа И. А. Ильина. В статье рассматриваются наиболее значимые произведения Ильи-на, в которых автор пытается выразить свое отношение к проблемам и событиям свое-го времени и ...

Образ учителя в школьной литературе и его актуальность в современном мире

Рассмотрены образы трех типов учителей, описанных в произведениях, изучаемых в школе на уроках литературы и влияние прочтенных литературных произведений на учебный процесс школьников.

Поэзия Ю. Друниной как зеркало исторических событий

В настоящей статье показано, что высокий духовный потенциал явился одним из ключевых факторов победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Тема любви в творчестве чеченских поэтов

В данной статье раскрывается, главным образом, литературное знание биографии и творчества выдающихся чеченских поэтов и поэтесс. Ядром изучения стала любовная лирика. Обдуманно представлена воспитательная и нравственная роль выбранных стихотворений. ...

Философия творчества Александра Кушнера: лирика как способ познания жизни

В своей статье автор анализирует главные темы произведений Александра Кушнера, оценивает его вклад в развитие русской поэзии и рассматривает его произведения как важный элемент образовательного процесса.

Похожие статьи

Литературное наследие эвенков Китая: роль писателя Ужээрту в сохранении и развитии культуры

В статье рассмотрена роль китайского писателя эвенкийского происхождения Ужээрту, чье творчество имеет большое значение в сохранении и развитии традиционных культурных ценностей эвенков.

Пространство пейзажного мышления в прозе русскоязычного писателя (на примере повести А. Н. Сергеева «Звездное небо Талгата»)

В общем контексте исследования мировоззрения русскоязычных казахстанских авторов настоящая статья поднимает проблему хронотопической организации художественного произведения, как способа отражения национального мировидения автора.

Художественное воплощение национального характера в творчестве В. С. Яковлева-Далана

В статье уделяется внимание авторской концепции в изображении национального характера народа саха в романах В. С. Яковлева-Далана, а также делается попытка раскрыть основные черты, представляющие национальную самобытность якутского народа.

Труд как личностный выбор в культуре шестидесятников (на примере пьес В. С. Розова «Страница жизни» и «В добрый час»)

Статья посвящена мотивам выбора личности и познания бытия путем физического труда в творчестве советского писателя и драматурга Виктора Сергеевича Розова. Предметом исследования является анализ двух пьес В. С. Розова: «Страница жизни» и «В добрый час...

И. А. Ильин — философ и эссеист

Статья посвящена публицистической стороне творчества великого русского фи-лософа И. А. Ильина. В статье рассматриваются наиболее значимые произведения Ильи-на, в которых автор пытается выразить свое отношение к проблемам и событиям свое-го времени и ...

Образ учителя в школьной литературе и его актуальность в современном мире

Рассмотрены образы трех типов учителей, описанных в произведениях, изучаемых в школе на уроках литературы и влияние прочтенных литературных произведений на учебный процесс школьников.

Поэзия Ю. Друниной как зеркало исторических событий

В настоящей статье показано, что высокий духовный потенциал явился одним из ключевых факторов победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Контекст стихотворения А. Ахматовой «Лотова жена»

В статье используются новые подходы в контекстном анализе стихотворения А. Ахматовой, делается попытка более детально проследить мировоззренческую позицию поэта в один из самых сложных периодов ее жизни, что позволяет более широко трактовать поэтичес...

Тема любви в творчестве чеченских поэтов

В данной статье раскрывается, главным образом, литературное знание биографии и творчества выдающихся чеченских поэтов и поэтесс. Ядром изучения стала любовная лирика. Обдуманно представлена воспитательная и нравственная роль выбранных стихотворений. ...

Философия творчества Александра Кушнера: лирика как способ познания жизни

В своей статье автор анализирует главные темы произведений Александра Кушнера, оценивает его вклад в развитие русской поэзии и рассматривает его произведения как важный элемент образовательного процесса.