Религиозные аспекты повседневной жизни в европейском средневековье.
Автор: Шувалов Егор Геннадьевич
Рубрика: 20. История
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2020)
Дата публикации: 04.04.2020
Статья просмотрена: 1336 раз
Библиографическое описание:
Шувалов, Е. Г. Религиозные аспекты повседневной жизни в европейском средневековье. / Е. Г. Шувалов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/368/15771/ (дата обращения: 20.12.2024).
В данной статье рассматривается поверхностно и обзорно религиозный аспекты повседневной жизни в эпоху Средневековья, попытка проследить эволюционный процесс мировоззрение человека эпохи, через призму обыденного сознания, христианства, традиций и обычаи
После падения Западной Римской империи церковь с особым усилием распространяет свое влияние на все сферы жизни. Именно христианство становится основной устойчивой системой знаний [3, с. 12–13].
Христианская мораль и этика внедряет в сознание общества нравственные ценности, которые стали фундаментом европейской цивилизации и общечеловеческой культуры. Наравне с христианством продолжает существовать языческие традиции и обычаи, и они также влияют на мировоззрения человека. Структура языческих обычаев и традиций устойчиво закрепилась среди простых, незнатных людей, в основном крестьян. Это были различного рода приметы, ритуалы, которые имели в основном аграрное происхождение [8, с. 128–129]. В этой социальной среде природа и катаклизмы продолжает отождествляться с языческими богами и сверхъестественными явлениями.
Религиозный аспект является ключевым в формировании мировоззрения личности. Образ мысли, и вся жизнь средневекового человека проходит параллельно с христианскими традициями, обычаями и доктринами. В этом мире постоянно происходит борьба неба, ангелов, херувимов и архангелов против сил зла: бесов, демонов и дьявола. На «арене» вечного конфликта выступает третья сила. Это обыденное сознание, и то языческое представление о мире, которое также воздействует на мышление людей. Русалки, домовые, лешие, вервольфы, единороги и другие существа имеют в глазах народа как положительную, так и отрицательную окраску. Вера в мифические создания остается на протяжении многих веков. Одни должны помогать по дому и защищать его, другие могут наслать чары и проклятия [6, с.7–8].
Средневековье сложно и противоречиво относилось к цивилизованному наследию древнего мира. В некоторых регионах Европы развитие общества складывалась в условиях разрыва культурно-исторических традиций античности. Влияние древности преобладало на Юге Европы, особенно в Италии. Здесь античная культура никогда не умирала. Она проявляется через латынь, которая в народном разговорном обиходе превращается в итальянский язык. На юге Италии, благодаря Византийскому влиянию сохраняется греческий язык [11, с.25–30]. В Центральной и Западной Европе влияние античного прошлого было минимально. Жизнью средневекового человека управляли традиции и обычаи. Они передавались из поколения в поколения: фиксировались в письменных памятниках, но чаще оставались в устной форме. Для решения споров обращались к Отцам церкви, Священному писанию, древним свиткам и свидетельствам. Важная роль отводилась старожилам, народным мудростям, фольклору и обычаям. Даже для элитарного сословия, кроме знатности и славы, было важно происхождения рода. Нововведения воспринимались с трудом.
Искусство является зеркалом человеческого менталитета во все времена и Средневековье не исключение. Здесь человек лишен личных качеств, тем самым создаются и укрепляются в умах определенные образы. Крестьянин безобразен и звероподобен, а благородней сеньор имеет ухоженный вид, золотистые волосы и голубые глаза. Особую роль играет религиозное изобразительно искусов, как некий образовательный и назидательный источник информации [10, с. 125–127,207].
Человек, живший в эту эпоху, беспрекословно верил в Господа. Он знал, что после смерти он окажется либо в раю, либо в аду или чистилище [13, с. 50–52]. Вся его жизнь проходила вокруг религиозных событий. День, неделя, месяц и год — это не что иное, как отрезок времени, который проецируется через призму Священного писания. Заходя в храм, он видел изображение жизни Христа, Дева Марию, апостолов. Выходя из храма, на портиках и арках он мог заметить образ дьявола, фрески чистилища, ада. Через искусство малограмотному человеку дают понять, что вне церкви спасения нет.
Изобразительное искусство — это в первую очередь символы. В средние века они играли одну из важнейших ролей в становлении мировоззрения человека. Абстрактное и философское видение мира — отображается через литературу, искусство, праздники [8, с. 57]. Картины отражают религиозное видение мира, на праздниках смешивается в символическом синтезе христианское и языческое. Быт человека построен по некоторым правилам: религиозным догматам и обыденности сознания.
Symbolum — имеет догматический и религиозный смысл. Здесь закладываются совокупность основных догматов христианской веры (Symbolum Apostolicum) [13, с. 185–187]. Emblem — встречается реже, чаще всего в контексте украшений в архитектуре [13, с. 210]. В средние века, то что мы подразумеваем под смыслом символ и эмблема, выражали с помощью других слов. На латыни использовали слово signum [13, с. 210].
Символ всегда весомее и подлиннее реального человека или вещи, которых он должен представлять. Истина в Средневековье всегда находится вне реальности, в мире высшего порядка. Истинное, тем самым не всегда есть реальное. Символы, бывают разные, одни могут лишь подсказывать, где искать информацию, другие напрямую задают вектор восприятий. а третьи могут вообще нечего не означать. Именно поэтому, к расшифровке значений, надо подходить крайне осторожно.
Особенности аспекта повседневной жизни неразрывно связаны с религиозными представлениями. Средние века, можно предположить, по сути, закладывают «фундамент» в мировоззрение человека. Со временем, под воздействием новых идей, открытий эти взгляды не меняются, а лишь искажаются или даже дополняются. Особенности религиозного представления человека в разный период времени ослабевали, усиливались, давали положительные результаты, такие как особый взгляд на Священное Писание и его преобразование в картины и литературные произведения эпохи Возрождения, так и отрицательные: религиозные войны и гонения на церковь.
В эпоху Возрождения человек начинает все чаще задавать вопросы. Почему же у одних есть власть, а у других нет? Почему король является помазанником Господа, но не способен разумно и справедливо руководить государством? Почему у венецианского торговца, который никак не связан с Господом, есть деньги, он популярен, его все любят и уважают? Почему же Папа Римский, являющейся наместником Христа, живет в роскоши? Это всего лишь примерные вопросы, которые появляются в умах людей. Возможно ли с уверенностью сказать, что было именно так? Образ мысли, мировоззрения человека, живущего несколько веков назад очень трудно восстановить. Но на основе понимания непрерывности исторического процесса, возможно совсем поверхностного реконструировать, приблизится к пониманию и видению мира людей того времени [1. с, 25–30].
Эпоха Возрождения, пришедшая на смену Средневековью, сыграла крайне положительную роль в мировой истории. Это время высочайшего расцвета во всех областях культуры стран Западной и Центральной Европы. Жажда знаний стала великой страстью эпохи. Энергия людей, раскрепощенных социально и духовно, обратилась на создание нового. В отличие от Средневековья, где в центре всего стоит коллективизм и Господь, здесь главную роль занимает человек, со всеми страстями, желаниями и привычками.
Подводя итог, необходимо понимать, что повседневность человека, складывается из нескольких аспектов. Религиозный, эконмический, географический, климатический и социальный. Средневековое мышление зависит от религиозного аспекта. Вся жизни человека проходит через христианские праздники и учения. Символами и знаками насыщена его жизнь. Слово, растение, цвет, материал, число, жест, мимика могут иметь символическое значение. Система наших современных знаний и способов восприятия отличается и тем самым мешает восстановить логику и смысл тех или иных символов. Попытка понять человека прошлого, прожить, понять образ мысли, приблизится к его идеям, на мой взгляд является одной из самых важных, и противоречивых вопросов современности.
Литература:
- Амбрамсон М. Л. Человек итальянского Возрождения частная жизнь и культу. — М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2013. — 254 с.
- Андреев М. Л. Инновация или реставрация: казус Возрождения. — М.: Наука, 2005. — 350 с.
- Брагина Л. М. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. — М.: Высшая школа, 1999. — 473 с.
- Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм XV-XVII вв. — 2003: Весь мир, 2003. — 420 с.
- Гинзбург К. Г. Сыр и черви. Картина мира одного мельника, жившего в XVI в. — М.: РОССПЭН, 200. — 476 с.
- Григоренко А. Ю. Магия как социальный институт // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. — 2013. — № 4. — С. 2–13.
- Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура большинства. — М.: Искусство, 1990. — 376 с.
- Даркевич В. П. Светская праздничная жизнь Средневековья, IX—XVI вв. — М.: Индрик, 2006. — 432 с.с.
- Зотов С., Майзулин М., Харман. Д. Страдающее Средневековье. — М.: АСТ, 2018. — 432 с.
- Йохан Хейзинга. Осень Средневековья. — М.: Иван Лимбах, 2013. — 768 с. с.
- Ле Гофф Жак. Цивилизация средневекового Запада. — М.: У-Фактория, 2005. — 350 с.
- Пастура М. Символическая история Европейского Средневековья. — СПБ: Alexfndria, 2017. — 447 с.