Совершенствование системы подготовки судей по пожарно-спасательному спорту | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чудиновских, О. В. Совершенствование системы подготовки судей по пожарно-спасательному спорту / О. В. Чудиновских, П. В. Чудиновских. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 73-76. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/370/15790/ (дата обращения: 19.12.2024).



В последние годы законодательство, регулирующее сферу образования в спорте, существенно изменилось. В России повсеместно внедряются новые образовательные технологии. Необходимость совершенствования системы обучения работников физической культуры и спорта, во многом соотносится с законодательными инициативами государства. Своеобразный толчок к внедрению информационных технологий в образовательный процесс вносит Приказ Минспорта России № 914 от 30 сентября 2015 г. «Об утверждении порядка осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта» [3].

Информатизация общества ставит перед системой подготовки спортивных судей новые задачи, связанные с широким внедрением средств современных информационных и коммуникативных технологий для эффективного контроля и самообразования [5, с. 22]. Приказом Минтруда РФ № 193н от 28 марта 2019 г. утвержден новый профессиональный стандарт «Спортивный судья» [2]. Нормативный акт содержит функциональную карту вида профессиональной деятельности, дает характеристику обобщенных трудовых функций спортивного судьи. К основной цели деятельности спортивного судьи документ относит обеспечение соблюдения правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании при его проведении.

Внедрение нового подхода к подготовке спортивных судей отвечает современным тенденциям развития пожарно-спасательного спорта. Совершенствование методов обучения стало следствием необходимости освоения спортивными судьями новых знаний, в связи с принятием 28 января 2020 года Правил служебно-прикладного спорта «пожарно-спасательный спорт», которые были утверждены Приказом Минспорта России № 35 (далее: Правила) [1]. Правила были приняты взамен Правил служебно-прикладного вида спорта «пожарно-прикладной спорт» 2011 года (далее: Правила 2011 г.) [4].

Для реализации цели деятельности, спортивный судья должен обладать соответствующей профессиональной компетенцией. Профессиональная компетентность выступает узловым понятием ценностей, цели и результата образования [7, с. 113]. Под компетентностью спортивного судьи следует понимать «профессиональную компетентность, включающую систему знаний правил соревнований по соответствующему виду спорта, способность оценивать результаты спортсмена и быстро принимать решения в различных ситуациях спортивного соревнования» [6, с. 59].

Судья в современном пожарно-спасательном спорте должен быть не только квалифицированным специалистом в области организации, подготовки, проведения и судейства соревнований, но и быть педагогом-воспитателем по отношению к спортсменам и зрителям. Все члены судейской коллегии обязаны знать и точно выполнять требования правил и положения о соревнованиях, создавать всем участникам соревнований равные условия, в спорных ситуациях принимать решения, основанные на принципах честной спортивной борьбы (п. 20.8. Правил).

Учитывая нормативные изменения в системе организации судейства соревнований по пожарно-спасательному спорту и современные тенденции по информатизации образования, требуется существенная переработка методических материалов для обучения судей данного вида спорта. При этом контроль их знаний целесообразно производить с помощью применения специальной мультимедийной программы, что позволит систематизировать процесс аттестации и использовать возможности дистанционных технологий. В компьютерной программе для формирования судейской компетенции важное значение имеют педагогические возможности, к которым современные авторы относят: повышение наглядности, осуществление дифференцированного и индивидуального подходов, применение контроля и самоконтроля успешности усвоения учебного материала [7, с. 114].

Разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка уровня знаний и умений судей по пожарно-спасательному спорту включают в себя следующие этапы:

  1. Анализ изменений в правилах пожарно-спасательного спорта и подготовка методических, контрольных материалов;
  2. Разработка мультимедийной контролирующей электронной программы;
  3. Проведение педагогического эксперимента;
  4. Оценка эффективности методики обучения судей пожарно-спасательного спорта.

В рамках настоящей статьи будет реализован первый этап предстоящего исследования, связанный с теоретической подготовкой к проведению педагогического эксперимента. Для разработки методики электронной аттестации и контроля знаний судей необходим анализ положений Правил, касающихся организации судейства соревнований по пожарно-спасательному спорту. Рассмотрим основные нововведения в Правилах, которые подлежат обязательному включению в лекционный материал и тестовые задания разрабатываемой мультимедийной программы.

  1. Руководство развитием пожарно-спасательного спорта в настоящее время осуществляется не только таким федеральным органом исполнительной власти, как МЧС России, но и Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия).
  2. В Правилах закреплены положения о поле и возрасте участников. В соревнованиях по пожарно-спасательному спорту наряду с юношами и мужчинами, как было ранее, могут теперь соревноваться девушки и женщины. Юноши и девушки соревнуются в возрастных категориях 15–16 лет и 17–18 лет, мужчины и женщины — 19 лет и старше. Спортсмен должен достичь установленного возраста на 31 декабря текущего года.
  3. Ранее, в случае необходимости перестановки заявленных участников, представитель (руководитель) команды имел право подать заявление о перезаявке спортсмена только за один час до начала соревнований. По новым Правилам, при проведении соревнований по спортивным дисциплинам «боевое развертывание» и «пожарная эстафета», это можно сделать не позднее вызова команды на регистрацию. Решение по заявкам и перезаявкам теперь вправе вынести старший судья на виде, а не судейская коллегия (п. 5.7. Правил).
  4. Статья 6.1. Правил установила, что спортсмены могут быть допущены к участию в соревнованиях, только если они прошли инструктаж по соблюдению требований безопасности по результатам которого должна быть оформлена ведомость (приложение № 7 Правил). Ранее предъявление такой ведомости в комиссию по допуску не требовалось.
  5. Новыми Правилами дополнены и расширены обязанности спортсменов, представителей и тренеров. Изменения и дополнения касаются поведения спортсмена в период соревнований, дисциплины участников, безопасного проведения соревнований.
  6. Правилами разъяснены случаи, при которых спортсмен или команда может быть дисквалифицированы. Ранее дисквалификация была предусмотрена: за неспортивное поведение, техническую неподготовленность, в связи с заболеванием или травмой (п. 5.3.3. Правил 2011 г.), за применение допинга (п. 5.3.4. Правил 2011 г.), при не выходе на старт (п. 5.3.7. Правил 2011 г.). Новыми Правилами случаи дисквалификации расширены и более подробно описаны. В частности, участник или команда подлежит дисквалификации, за следующие нарушения:

– противоправное влияние на результаты соревнований (п. 6.6. Правил);

– за неспортивное поведение. При этом в ст. 6.5 Правил дано определение «неспортивного поведения»;

– спортсмен дисквалифицируется в данном виде программы за неявку без письменного уведомления на финальный или полуфинальный забег (п. 9.3.3. Правил);

– спортсмен дисквалифицируется на текущую попытку (забег): за задержку старта более 2-х минут (п. 9.3.3 Правил), за задержку более 5 минут в виде «боевое развертывание» (п. 40.3. Правил), за повторную преднамеренную задержку старта (п. 40.6. Правил), за повторное оказание помощи участнику в процессе выполнения упражнения (п. 9.5.2. Правил), за внесение изменений в спортивный инвентарь (п. 9.5.1 Правил);

Правила прямо предусматривают и иные случаи дисквалификации (например, п.-п. 41.3.1–41.3.4.; п.-п. 46.10.1–46.10.5 Правил).

  1. Новыми Правилами изменены количество и состав Главой судейской коллегии (далее: ГСК). В состав ГСК входят шесть человек: инспектор соревнований, главный судья, три заместителя главного судьи и главный секретарь (п. 20.1 Правил). Ранее ГСК включала главного судью, его заместителей в неопределенном количестве, старших судей по количеству видов программы и врача соревнований (п. 4.3.1. Правил 2011 г.).
  2. Новые правила, в отличие от Правил 2011 г., определили названия судейских должностей (п. 20.2. Правил) и количество судей в зависимости от статуса соревнований и количества одновременно стартующих команд (приложение № 5,6 к Правилам).
  3. Правилами введены новые судейские должности. В отдельных разделах нормативного акта описаны обязанности заместителя главного секретаря, старшего судьи секретаря, судьи секретаря, судьи на старте, судьи на фотофинише, старшего судьи на финише (гл.,гл. 26–28, 30, 33, 35 Правил).
  4. Существенно изменен статус главного врача соревнований. Правилами такая должность отнесена к вспомогательному персоналу (гл. 38.1 Правил), с указанием на то, что его решения, принятые по вопросам, входящим в его компетенцию, являются обязательными для участников и членов судейской коллегии (п. 38.1.5. Правил). Ранее главный врач входил в состав ГСК и имел «максимальные полномочия во всех вопросах медицинского характера» (п. 2.4.1. Правил 2011 г.), следовательно, его решения не были обязательными к исполнению.

Выше описаны только некоторые существенные изменения, предусмотренные действующими Правилами, которые следует учитывать при формировании контрольных заданий для аттестации судей по пожарно-спасательному спорту.

Таким образом, Правила существенно меняют систему судейства соревнований по пожарно-спасательному спорту, систематизируют состав ГСК и судейских должностей, подробно описывают перечень их прав и обязанностей, изменяют порядок подчинения, схемы судейства и др. Нововведения, регулирующие порядок судейства соревнований по пожарно-спасательному спорту, закрепленные в Правилах, послужат основой для формирования контрольных заданий при организации работы с электронной контролирующей программой. Внедрение компьютерных технологий в процесс подготовки судей по пожарно-спасательному спорту позволит повысить качество их обучения, существенно сократить время на проверку знаний, предоставить обучающимся возможность выполнять практические задания в дистанционном режиме. Преподаватель сможет в оперативном режиме готовить лекционный материал, осуществлять контроль знаний и проводить профессиональную аттестацию кандидатов на присвоение и подтверждение судейских категорий. Проведение педагогического эксперимента по внедрению электронной программы станет предметом дальнейшего исследования.

Литература:

  1. Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении правил служебно-прикладного вида спорта «Пожарно-спасательный спорт» от 28.01.2020 № 35 // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_346723/ (дата обращения: 14.04.2020).
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Спортивный судья» от 28 марта 2019 г. № 193н // Гарант. URL: http://base.garant.ru/72232876/ (дата обращения: 14.04.2020).
  3. Приказ Министерства спорта РФ «Об утверждении порядка осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта» от 30 сентября 2015 г. № 914 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.– 08.02.2016. — № 6.
  4. Правила служебно-прикладного вида спорта «пожарно-прикладной спорт. Утв. Приказом Минспорттуризма России от 21.01.2011 № 32 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_256398/ (дата обращения: 20.04.2020).
  5. Байков В. П., Рябов М. Е. К вопросу подготовки молодых судей по волейболу в условиях использования современных информационных технологий // Сборник материалов Международной НПК «Образование, инновации, исследования как ресурс развития сообщества». — Чебоксары: изд. дом «Среда», 2017. — С. 20–22.
  6. Петров П. К. Современные цифровые образовательные технологии в реализации профессионального стандарта «Спортивный судья» / П. К. Петров, Э. Р. Ахмедзянов // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2020. — Т. 5. — № 1. — С. 58–67.
  7. Федотова Г. А., Чистякова Е. Г. Компетентностный подход к подготовке спортивных судей и судейских бригад по реализации комплекса «Готов к труду и обороне» // Вестник НовГУ. — 2017. — № 4 (102). — С. 113–116.
Основные термины (генерируются автоматически): Правило, пожарно-спасательный спорт, спортивный судья, главный судья, педагогический эксперимент, Россия, судейская коллегия, лекционный материал, неспортивное поведение, нормативный акт.

Похожие статьи

Совершенствование системы управленческого учета на предприятиях железнодорожного транспорта

Совершенствование деятельности по обеспечению пожарной безопасности промышленных объектов

Совершенствование курса огневой подготовки в рамках первоначальной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы

Совершенствование методики преподавания математики в средней школе на основе информационных технологий

Совершенствование механизмов управления качеством медицинских услуг

Совершенствование качества сестринской помощи в родильном комплексе

Совершенствование управления кадрами в микрофинансовых организациях

Совершенствование деятельности ФССП России по обеспечению собственной безопасности и противодействию коррупции

Совершенствование физической подготовки курсантов в системе ФСИН России

Совершенствование таможенно-логистических систем

Похожие статьи

Совершенствование системы управленческого учета на предприятиях железнодорожного транспорта

Совершенствование деятельности по обеспечению пожарной безопасности промышленных объектов

Совершенствование курса огневой подготовки в рамках первоначальной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы

Совершенствование методики преподавания математики в средней школе на основе информационных технологий

Совершенствование механизмов управления качеством медицинских услуг

Совершенствование качества сестринской помощи в родильном комплексе

Совершенствование управления кадрами в микрофинансовых организациях

Совершенствование деятельности ФССП России по обеспечению собственной безопасности и противодействию коррупции

Совершенствование физической подготовки курсантов в системе ФСИН России

Совершенствование таможенно-логистических систем