Почему заказчики прибегают к дроблению закупок | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 19. Государство и право

Опубликовано в

X международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2020)

Дата публикации: 02.05.2020

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Попов, И. Г. Почему заказчики прибегают к дроблению закупок / И. Г. Попов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/370/15821/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, малые закупки, дробление закупок.

Термин «дробление закупок» появился для привлечения к ответственности государственных заказчиков при осуществлении ими закупок согласно пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — закон о контрактной системе). Это так называемые «малые закупки». С момента вступления в силу закона о контрактной системе предельная сумма одного договора малых закупок была ограничена размером в сто тысяч рублей, с 1 июля 2019 года — размеров в триста тысяч рублей, а с 24 апреля 2020 года — размером в шестьсот тысяч рублей. Когда заказчик заключает несколько договоров на однородные товары [3] в течение короткого периода времени (хрестоматийным считается случай заключения трех договоров на поставку оргтехники в один день, каждый договор на сто тысяч рублей), проверяющие органы выносят вердикт «дробление закупок» и привлекают заказчика к административной ответственности. [3]

Заказчики вовсе не прибегают к «дроблению закупок», они стараются по максимуму использовать лимит[1], отпущенный на малые закупки. Отчего заказчики предпочитают по максимуму использовать этот лимит? Они экономят время и усилия.

Заключение контракта по результатам проведения конкурентной процедуры занимает существенно больше времени. С внедрением в действие региональных информационных систем закупок этот срок ещё увеличивается сверх предусмотренного Законом о контрактной системе.[2]

При проведении конкурентной процедуры заказчик просто лишён права прямо указать желаемый товар к закупке. [1] Этот запрет прямо прописан в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции». В результате заказчик составляет некую шараду, официально именуемую «описание объекта закупки», прописыванием параметров и характеристик закупаемого товара в техническом задании. После чего наступает очередь поставщика. Поставщик по опубликованному в извещении описанию объекта закупки должен шараду разгадать и определить, что именно желает приобрести заказчик. Далее поставщик в своём предложении на поставку обязан каким-либо образом уведомить поставщика что именно он собирается поставить. Этот момент Законодателем время от времени меняется, в результате чего возникают споры, многие из которых заканчиваются обращениями обеих сторон в ФАС и в суды. На сегодняшний день поставщику разрешено либо конкретно указать предлагаемый к поставке товар, либо задекларировать, что поставленный товар будет соответствовать параметрам, указанным в закупочной документации. В первом случае заказчик на этапе рассмотрения заявок на основании технической документации производителя товара может отклонить заявку по причине несоответствия в случае выявления таковых, но во втором придётся ждать поставки и уже в процессе приемки товара определять соответствует ли он указанным в извещении о закупке параметрам. В случае выявления несоответствия товар принимать нельзя. Далее у заказчика образуется дополнительная незапланированная работа. Контракт подлежит расторжению, а товар следует вернуть поставщику и за его счёт. А как быть в случае, если поставщик, будучи из другого региона, использовал службы доставки? Далее многое зависит от квалификации заказчика. Хотя на сегодняшний день по требованиям закона все контрактные управляющие и работники контрактных служб, государственные заказчики, должны иметь высшее образование в сфере закупок, на сегодня это «специалист в сфере закупок» и «эксперт в сфере закупок», но маловероятно, что в этой сфере настолько глубоко и подробно изучают Гражданский кодекс РФ. Квалификации для разрешения проблемной ситуации юридически грамотно и в установленные законом сроки может оказаться недостаточно, потому заказчики по возможности стремятся подобных ситуаций избегать.

Ещё одним эффектом составления и разгадывания шарад при описании объекта закупки является возможность получить не совсем то, а иногда и совсем не то, что планировалось, но подпало под описание. Например, несколько лет назад процессоры производителя Intel в младшей линейке Celeron по максимальной тактовой частоте все были менее 3 ГГц. Для упрощения технического задания параметр был выставлен заказчиком именно по этой границе «процессор тактовой частотой не менее 3 ГГц». Этому параметру удовлетворяли процессоры только более старшей линейки Intel Core Duo. При проведении срочной закупки было использовано техническое задание с прошлых торгов. Но за это время корпорация Intel обновила свои линейки процессоров, и младшая линейка Intel Celeron пополнилась экземплярами, работающими на тактовой частоте 3 ГГц. В результате заказчик получил технику, укомплектованную процессорами Intel Celeron, по цене более производительной линейки Intel Core Duo.

Качество товара, поставленного в результате проведения конкурентных процедур, может оказаться достаточно низким. Основным, а в большинстве конкурентных способов и единственным критерием является цена. Победитель зачастую настолько снижает цену, что для исполнения контракта вынужден работать на грани рентабельности, а иногда и в убыток, бывали случаи, когда цена поставки предлагалась ниже цены производителя. Ни один здравомыслящий предприниматель в убыток работать не будет, так что тут либо контрафакт, либо качество продукции классом ниже. Защитой от низкого качества могут послужить соответствующие пункты контракта, детально прописывающие условия приемки поставляемого товара, его экспертизы, выявления некачественного товара при приемке и в процессе эксплуатации, замена некачественного товара или его ремонт, но это тоже требует определенной квалификации и опыта.

Заказчик, закупающийся у единственного поставщика почему-то выглядит в глазах противников этого способа злоумышленником, имеющим намерение закупить низкокачественные товары по завышенной цене с целью растранжирить бюджетные деньги и ограничить конкуренцию. Зачастую это просто желание с минимальными усилиями закупить товары (работы, услуги) с достаточным качеством по приемлемым ценам.

Литература:

  1. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 31 (часть I) ст. 3434.
  2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. N 14 ст. 1652.
  3. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть I) ст. 3105.

[1]На сегодня это или два миллиона рублей или десять процентов от совокупного годового объема закупок, но не более пятидесяти миллионов рублей.

[2]Региональным системам требуется время для обмена информацией с Единой информационной системой, что не учитывается законом о контрактной системе/

Основные термины (генерируются автоматически): заказчик, контрактная система, закупка, техническое задание, время, конкурентная процедура, младшая линейка, некачественный товар, результат проведения, тактовая частота.

Похожие статьи

Кратко о малых закупках

Государственные закупки: понятие, проблемы, пути решения

Сравнение государственных закупок в РФ и США

В статье автор разбирает международный опыт осуществления государственных закупок.

Тенденция к объединению законодательства в сфере закупок и контрактной системы

Методы формирования цены государственного оборонного заказа и проблемы контроля рентабельности

В статье авторы пытаются выделить тенденции финансового контроля государственного оборонного заказа, а также обобщить нарушения в данной сфере.

Анализ практики организации закупок в Республике Башкортостан

Антидемпинговые меры как механизм защиты от недобросовестных поставщиков при осуществлении государственных закупок

В данной статье рассматривается вопрос применения антидемпинговых мер в контрактной системе.

Некоторые особенности создания комиссий по осуществлению закупок

В статье автор раскрывает особенности создания единых комиссий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и комиссий для отдельный видов закупок.

Особенности планирования государственных закупок

В статье рассмотрены основные изменения в сфере государственных закупок в части планирования, проведен обзор практики планирования заказчиками потребностей.

Способы мошенничества при участии в государственных (муниципальных) закупках

Автор статьи поднимает вопрос об усовершенствовании мошеннических схем при проведении государственных (муниципальных) закупок, отмечая, что осведомленность участников процедуры об особенностях контрактной системы, об ограничениях и требованиях, препя...

Похожие статьи

Кратко о малых закупках

Государственные закупки: понятие, проблемы, пути решения

Сравнение государственных закупок в РФ и США

В статье автор разбирает международный опыт осуществления государственных закупок.

Тенденция к объединению законодательства в сфере закупок и контрактной системы

Методы формирования цены государственного оборонного заказа и проблемы контроля рентабельности

В статье авторы пытаются выделить тенденции финансового контроля государственного оборонного заказа, а также обобщить нарушения в данной сфере.

Анализ практики организации закупок в Республике Башкортостан

Антидемпинговые меры как механизм защиты от недобросовестных поставщиков при осуществлении государственных закупок

В данной статье рассматривается вопрос применения антидемпинговых мер в контрактной системе.

Некоторые особенности создания комиссий по осуществлению закупок

В статье автор раскрывает особенности создания единых комиссий по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и комиссий для отдельный видов закупок.

Особенности планирования государственных закупок

В статье рассмотрены основные изменения в сфере государственных закупок в части планирования, проведен обзор практики планирования заказчиками потребностей.

Способы мошенничества при участии в государственных (муниципальных) закупках

Автор статьи поднимает вопрос об усовершенствовании мошеннических схем при проведении государственных (муниципальных) закупок, отмечая, что осведомленность участников процедуры об особенностях контрактной системы, об ограничениях и требованиях, препя...