Гигиена питания студента медицинского вуза | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Медицина и фармакология

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2020)

Дата публикации: 20.05.2020

Статья просмотрена: 3090 раз

Библиографическое описание:

Развязнева, М. И. Гигиена питания студента медицинского вуза / М. И. Развязнева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/374/15830/ (дата обращения: 19.12.2024).



Статья посвящена одной из наиболее значимых проблем современного студенчества — проблеме совершенствования организации рационального питания. Авторы рассматривают теоретические аспекты одного из основополагающих критериев здорового образа жизни, выделяют принципы оптимального питания, необходимые правила питания, раскрывают сущность понятия гигиены питания. Выявлены основные отклонения в питании студентов.

Ключевые слова: гигиена питания, рациональное питание, студенты медицинского вуза.

Постановка проблемы. Как известно, рациональное питание является неотъемлемой частью благополучия человека, поскольку оно принимает значительное участие в развитии физического, психического и социального благополучия [2, с. 117]. «Пылая сам — свети другим» — девиз студентов-медиков — на самом деле имеет место в повседневной жизни. Поэтому врачу необходим большой запас энергии и здоровья, чтобы осветить жизненный путь пациента. Студенты-медики имеют одну из самых больших плотностей обучения. Из-за большой загруженности и отсутствия свободного времени они часто уделяют недостаточное внимание питанию, здоровому сну, физической активности и так далее. Как известно, питание — это одна из составляющих здоровья человека. Поэтому для студентов крайне важно проводить разъяснительную работу по основным принципам рационального питания.

Актуальность проблемы изучения качества и характера питания студентов и субъективной оценки состояния здоровья заключается в выявлении способности к самостоятельной оценке рациона питания, нарушений структуры питания. Для улучшения здоровья молодых людей важно мотивировать их к рациональному питанию и научить правильно формировать свой рацион питания.

Основная часть. Питание является одной из наиболее значимых форм взаимодействия организма с окружающей средой, которая обеспечивает поступление в организм с пищей сложных органических соединений (белков, жиров, углеводов, витаминов) и простых химических элементов, минералов и воды [1, с. 76]. Они необходимы организму для пластических целей (построения и обновления клеток и тканей), а также для восстановления энергетических затрат организма в основном за счет углеводов, жиров и в меньшей степени белков.

Рациональное питание — это одна из составляющих здорового образа жизни. Оно предупреждает заболевания, способствует выздоровлению, обеспечивает хорошую осанку и красоту. Характер питания человека определяет его благополучие, продолжительность и качество жизни. Как известно, мы едим, чтобы восполнить потребление энергии организмом, связанное с его деятельностью. Организм работает даже в состоянии покоя: сердце сокращается, легкие дышат, и обмен веществ происходит в каждой клетке. Здоровье, работоспособность и жизнерадостность человека зависят от правильного питания.

Рациональное питание студента-медика должно соответствовать следующим основным принципам [4, с. 88]:

− быть полным в количественном отношении, то есть по энергетической ценности (калорийности) суточного рациона, соответствовать энергетическим затратам организма с учетом неперевариваемой части рациона;

− обеспечить качественную полноту (сбалансированность) рациона, то есть содержание в нем всех пищевых веществ в оптимальных количествах и соотношениях белков, жиров (в том числе животных), углеводов (в том числе сахаров, клетчатки, пищевых волокон), витаминов, макро -, микроэлементов и вкусовых веществ;

− соблюдать рациональное питание: часы приема пищи должны соответствовать биологическим ритмам организма;

− количество приемов пищи должно быть 3–4 раза; интервалы между приемами пищи должны составлять 5–6 часов;

− распределение суточного рациона по индивидуальным приемам пищи должно отвечать физиологическим потребностям организма: в утреннее, обеденное время (при физической нагрузке) энергетическая ценность должна составлять 30–35 % и 45–50 %, после окончания активного периода дня вечером — 20–25 %;

− приготовленная пища должна соответствовать ферментативным возможностям пищеварительной системы. Для этого приготовление продуктов и их кулинарная обработка должны обеспечивать хороший вкус, высокую пищевую ценность, высокую усвояемость пищи;

− пища должна быть безвредна в токсическом отношении, то есть в продуктах, готовых блюдах не должно быть токсичных веществ во вредных для организма концентрациях;

− пища должна быть безопасной в эпидемическом плане: она должна быть свободна от возбудителей инфекционных заболеваний с алиментарным механизмом передачи бактерий, вирусов, грибков, простейших, зародышей гео- и биогельминтов.

Определение физиологических норм неразрывно связано с рациональным питанием. Это средние ориентировочные значения, которые отражают оптимальную потребность студентов в основных питательных веществах и энергии. В частности, согласно нормам физиологической потребности в энергии и пищевых веществах для студентов России — это 2000–2450 ккал в сутки [6, с. 16].

В результате проведенного исследования, основанного на данных по определению энергетической ценности суточного рациона студентов-медиков (очная форма обучения), было установлено, что энергетическая ценность суточного рациона у 26,7 % студентов соответствует нормам, у 53,3 % студентов она меньше нормы, а у 20 % студентов больше нормы.

Количество пищи должно соответствовать физиологическим потребностям и быть разным в разное время суток. Первый прием пищи должен обеспечивать 30–35 % суточной потребности организма в энергии, а также обеспечивать витаминами и микроэлементами, которые будут необходимы организму в течение всего дня [3, с. 29]. Такой завтрак позволит избежать чувства слабости, которое возникает у некоторых людей в середине дня из-за снижения содержания сахара в клетках организма. В утренние часы обмен веществ происходит наиболее интенсивно, а это значит, что риск жировых отложений в это время минимален. В течение дня обмен веществ замедляется, и около полуночи он достигает своей самой низкой точки.

Обед должен обеспечивать 45–50 % суточной потребности организма в энергии. Начинать его следует с большой порции салата. Затем — овощной суп или борщ. За ними может последовать белковое блюдо — рыба или мясо с овощами. Стоит отказаться от хлеба и привычных гарниров: макарон, картофеля, каши.

Ужин должен обеспечивать 20–25 % суточной потребности организма в энергии, он должен быть богат углеводами, которые наиболее легко усваиваются организмом (каши, вареники, картофель, молочные продукты, фрукты). От продуктов, богатых белком, лучше отказаться вечером. Ужин следует подавать не позднее, чем за 2 часа до сна.

Согласно результатам исследования, 42 % студентов-медиков не завтракают, 75 % студентов обедают, чтобы заменить отсутствующий завтрак, и только 11 % студентов имеют полный ужин.

Однако согласно принципам рационального питания, предложенным Институтом питания РАН, наиболее рациональным и полезным для здоровья признается режим питания 4–5 раз в день. Так, прием пищи менее 4 раз в день (например, 2 раза) может вызвать негативное воздействие на пищеварительную систему. В этом случае за один прием пищи в организм поступает слишком много пищи, что перегружает пищеварительный аппарат, ухудшает пищеварительные процессы, нарушает сон и ухудшает общее состояние организма [7, с. 56].

Многочисленные исследования показали, что оптимальное соотношение белков, жиров и углеводов в рационе здорового человека составляет 1:1:4 соответственно [5, с. 59]. Эта пропорция является наиболее благоприятной для поглощения продуктов. В результате наших исследований мы выяснили, что такого соотношения в рационе питания студентов дневной формы обучения медицинских вузов, к сожалению, не наблюдается вообще. И, как следствие, возникает несоответствие между фактической массой тела изучаемого возраста и нормами роста. Эти результаты весьма неутешительны, так как они угрожают здоровью молодых людей.

На здоровье человека особенно негативно влияет пища, содержащая много животных жиров, сахара, соли, а также белая мука высших сортов и рафинированные продукты. Нами установлено, что студенческая молодежь отдает предпочтение картофелю, макаронным изделиям, хлебопродуктам, сладким напиткам, то есть углеводам. Лишь 21 % исследуемых студентов регулярно употребляют мясо, яйца, рыбу, овощи и фрукты.

В то же время необходимо заметить, что овощи, фрукты и ягодные культуры являются поставщиками углеводов, витаминов и микроэлементов, органических кислот и пектиновых веществ. Овощи и фрукты должны быть обязательно в повседневном рационе студенческой молодежи, поскольку они повышают аппетит и способствуют усвоению другой пищи, выводят токсины, обладают бактерицидными свойствами, нормализуют деятельность центральной нервной системы и повышают работоспособность, что так необходимо во время обучения [2, c.118].

Вместе с тем, необходимо отметить, что студенты-медики, как правило, работают в условиях гиподинамии, недостаточной физической нагрузки, неблагоприятно действующей на состояние их здоровья и сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Поэтому с целью профилактики таких заболеваний рекомендуются постоянные занятия физической культурой, для чего требуется дополнительное время и субъективный волевой стимул, на что не все люди этой категории способны.

Вывод. Осуществленный анализ состояния питания студентов дневной формы обучения медицинского вуза позволил выявить несоблюдение принципов рационального питания, что неизбежно приведет к развитию заболеваний, которые сокращают человеческую жизнь, делают ее неполноценной, а порой и мучительной.

Неправильная организация питания связана с отсутствием должного уровня знаний по нутрициологии, необходимого для построения здорового питания, что выражается в необъективной оценке рационов и отсутствии навыков его коррекции.

Установлено, что повышение уровня образования студенческой молодежи по вопросам здорового питания является одной из приоритетных задач в мотивации к здоровому образу жизни.

Учитывая тенденции развития высшего образования в России, следует учитывать насущные потребности повышения уровня валеологического направления, и внедрения соответствующих тем, предметов и здоровьесберегающих технологий в учебный процесс медицинских учебных заведений.

Литература:

  1. Батурин А. К. Программы оценки фактического питания населения // Актуальные вопросы оптимизации питания населения ПФО: Матер. Науч.- практ. конф. — Н. Новгород, 2006. — С. 76–80.
  2. Кириленко, Н. П. Вопросы питания студентов медакадемии / Н. П. Кириленко / / Оптимальное питание — здоровье нации: материалы VIII Всерос. Конгресса, Москва, 26–28 окт. 2005 г. — М.: НИИП РАМН, 2005. — С. 117–118.
  3. Кузнецова, В. Н. Здоровье от природы: БАД, витамины, энзимы. Домашняя энциклопедия / В. Н. Кузнецова. — СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. — 204 с.
  4. Пономарева, С. Г. Особенности функционального состояния организма студентов медицинского ВУЗа / С. Г. Пономарева, Е. П. Щербинина // Сб. науч. трудов VIII межрегиональной научно-практической конференции молодых ученых-педиатров (Томск, 24–25 марта 2011 г.). — Томск: СибГМУ, 2011. — 88–90.
  5. Сетко, А. Г. Оценка организации питания студентов медицинского ВУЗа / А. Г. Сетко, С. Г. Пономарева, Е. П. Щербинина // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Мониторирование состояния здоровья, качества и образа жизни населения России. Влияние поведенческих факторов риска на здоровье населения» (Москва, 7–8 июня 2011 г.). — М., 2011. — с.59–61.
  6. Толстова, Т. И. Морфо-функциональное состояние студентов-медиков на пороге XXI века: Автореф. дис. канд. мед. наук. — Рязань, 2000. — 23 с.
  7. Ушаков, И. Б. Современные проблемы качества жизни студентов / И. Б. Ушаков, Н. В. Соколова // Гигиена и санитария. — 2007. — № 2. — С.56–58.
Основные термины (генерируются автоматически): рациональное питание, прием пищи, энергетическая ценность, здоровый образ жизни, обмен веществ, организм, студент, студенческая молодежь, суточная потребность организма, суточный рацион.

Похожие статьи

Некоторые психологические и физиологические особенности питания студентов-медиков разных факультетов

В статье представлены результаты исследования, направленные на определение взаимосвязи питания студентов и их успеваемости в университете.

Стратегии понимания здоровья студентами гуманитарного ВУЗа

Статья посвящена раскрытию стратегии понимания бакалаврами гуманитарного ВУЗа понятий «здоровье». Проведенный в свободной форме письменный опрос показал наличие у студентов рационального (адаптивного) подхода к жизнедеятельности, в том числе сдержанн...

Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня студента технического вуза

В статье авторы рассматривают и анализируют режимы учебного дня студентов технического вуза и разбирают один из основных методов повышения их работоспособности (занятия физической культурой).

Содержательный аспект понятия «физическая культура» в педагогической науке

Статья посвящена рассмотрению взглядов различных исследователей на понимание понятия «физическая культура» в педагогической науке. Осуществляется последовательный анализ предлагаемых подходов, демонстрируется авторская позиция.

Оценка рациональности питания студентов медицинской академии имени С. И. Георгиевского

В статье авторы пытаются разобраться в вопросах сбалансированного питания и с помощью социального опроса определить, насколько питание студентов медицинской академии им. С. И. Георгиевского рационально.

Организация здорового образа жизни студентов

В статье рассмотрены и проанализированы способы организации здорового образа жизни студентов. Актуальность статьи обусловлена снижением общего уровня здоровья у современных студентов, а также низкой активностью молодежи в поддержании здорового образа...

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда

В статье автор исследует необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе, а также влияние физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза

В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...

Похожие статьи

Некоторые психологические и физиологические особенности питания студентов-медиков разных факультетов

В статье представлены результаты исследования, направленные на определение взаимосвязи питания студентов и их успеваемости в университете.

Стратегии понимания здоровья студентами гуманитарного ВУЗа

Статья посвящена раскрытию стратегии понимания бакалаврами гуманитарного ВУЗа понятий «здоровье». Проведенный в свободной форме письменный опрос показал наличие у студентов рационального (адаптивного) подхода к жизнедеятельности, в том числе сдержанн...

Методы повышения работоспособности и режимы учебного дня студента технического вуза

В статье авторы рассматривают и анализируют режимы учебного дня студентов технического вуза и разбирают один из основных методов повышения их работоспособности (занятия физической культурой).

Содержательный аспект понятия «физическая культура» в педагогической науке

Статья посвящена рассмотрению взглядов различных исследователей на понимание понятия «физическая культура» в педагогической науке. Осуществляется последовательный анализ предлагаемых подходов, демонстрируется авторская позиция.

Оценка рациональности питания студентов медицинской академии имени С. И. Георгиевского

В статье авторы пытаются разобраться в вопросах сбалансированного питания и с помощью социального опроса определить, насколько питание студентов медицинской академии им. С. И. Георгиевского рационально.

Организация здорового образа жизни студентов

В статье рассмотрены и проанализированы способы организации здорового образа жизни студентов. Актуальность статьи обусловлена снижением общего уровня здоровья у современных студентов, а также низкой активностью молодежи в поддержании здорового образа...

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Использование средств и методов физической культуры для профилактики утомления и повышения эффективности учебного труда

В статье автор исследует необходимость использования методов физического воспитания в период обучения студентов в ВУЗе, а также влияние физического здоровья на психические функции человека, и наоборот.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Актуальность проблемы психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза

В статье поднимается проблема психологического сопровождения развития личности студента в условиях психологической службы вуза. Проанализировано понятие психологического сопровождения, выделены основные задачи, формы и направления его осуществления в...