Управление просоциальной активностью воспитателей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 24. Педагогика

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2020)

Дата публикации: 25.05.2020

Статья просмотрена: 46 раз

Библиографическое описание:

Хлебова, Ю. М. Управление просоциальной активностью воспитателей / Ю. М. Хлебова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/374/15865/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье раскрывается содержание понятия просоциальной активности воспитателей, изучается управление их просоциальной активностью с позиции социального, психологического, организационного, экономического и правового подходов.

Ключевые слова: просоциальная активность, просоциальное поведение, помогающее поведение, помогающие профессии, профессиональное развитие, воспитатель.

В цивилизованных обществах, отличающихся высокой степенью разделения труда, независимо от характерных особенностей, способов и средств службы, существуют специально направленные на оказание помощи нуждающимся людям профессии. Врач, учитель, спасатель, специалист социальной работы, социальный педагог, психолог, воспитатель — представители специальностей, которые принято называть просоциальными, или помогающими. Для специалистов просоциальной направленности помощь становится работой, и из разряда добродетелей она переходит в категорию профессий. Специалист-профессионал, в отличие от любителя, осуществляет свою работу регулярно, вырабатывает стандарты качества, поэтому появляется необходимость в обучении и систематическом развитии таких специалистов.

На сегодняшний день накоплен небольшой фонд источников и документов по направлению просоциальной активности личности в социально-профессиональной сфере. Примечательно, что он пополняется, поэтому нуждается в детальном изучении. Существуют научные труды, монографии и доклады в этой области. Тем не менее, в практике представлено единичное число научных исследований, посвященных проблеме изучения просоциальной активности воспитателей, практически отсутствуют научно-разработанные и обоснованные методики в области менеджмента просоциальной активности профессионалов, работающих с детьми.

Обозначенные акценты указывают на существование научно-исследовательской проблемной ситуации, состоящей в том, что изучение вопроса управления просоциальной активностью воспитателей является актуальной исследовательской задачей, которой, к сожалению, уделяется недостаточно внимания. Поэтому программный вопрос обозначенной темы связан с существованием научного интереса к вопросу управления процессом формирования и развития просоциальной активности специалистов педагогических специальностей, работающих в организациях, где происходит воспитание детей. Традиционно в данной проблеме выделяют социальный, психологический, организационный, экономический и правовой аспекты.

Социальный аспект. В своей книге «The Handbook of Social Psychology» С. Даниэль Бэтсон определяет просоциальное поведение как «широкий спектр действий, направленных на благо других людей — таких как помощь, утешение, разделение и сотрудничество» [1].

Просоциальное поведение, согласно З. Линденбергу, это наиболее общий термин для видов поведения, связанных с благополучием другого и с учетом собственных интересов, включающее в себя некоторые жертвы для субъекта просоциального поведения. Он выделяет пять видов просоциального поведения: сотрудничество, справедливость, альтруизм, надежность и уважительность к интересам других [2]. Все эти виды приносят благо другому человеку и воспринимаются как поведение, требующее от субъекта некой жертвенности.

Психологический аспект. Мотивация просоциального поведения личности обусловлена следующими основными причинами [4] (см. таблицу 1):

Таблица 1

Мотивация просоциального поведения

Мотив

Характеристика мотива

1. Ситуация

Очень важно, как субъект оценивает ту ситуацию, в которой он оказался, какую значимость ей придает. Правильное отношение к ситуации является первым шагом на пути решения проблемы. Человек должен определить сложность, характер помощи, стоит ли ему вмешиваться или пройти мимо. Есть ситуации, когда человек не теряет время на раздумья, а мгновенно принимает решение об оказании помощи, например, во время чрезвычайного происшествия

2. Внутренний мотив

Получение выгоды для себя, например, получение похвалы, одобрения со стороны окружающих, налаживание отношений и т. д.

3. Мотив заботы

Помощь старым, больным, инвалидам, детям, то есть тем, кто может вызвать жалость

4. Взаимовыгода

Человек, помогая другому индивиду, подсознательно надеется получить помощь в ответ, срабатывает принцип «ты мне, я тебе»

5. Страх

Многие действительно боятся отказать в помощи, это связано с пережитым негативным опытом

З. Линденберг утверждает, что на формирование и развитие просоциальной активности влияют два фактора (см. таблицу 2). Полагается, что именно эти составляющие необходимо развивать воспитателям, поскольку от сознательного управления просоциальной активности педагогов зависит их профессионализм и результаты воспитательно-образовательной деятельности с детьми.

Таблица 2

Факторы, оказывающие влияние на просоциальное поведение личности

Личностные составляющие

Социальные составляющие

– личностные черты — такие, как эмпатия, когнитивные навыки, особенности темперамента и т. д.;

– стабильные умения и навыки личности, например, развитость самоконтроля, самоанализа и пр.;

– особенности биографии, т. е. весь предшествующий личностный социальный опыт

– социальный статус, оказывающий значительное влияние на просоциальное поведение;

– институциональные элементы, раскрывающиеся как законодательные и нормативные ограничения и правила;

– культурные элементы, т. е. специфика культурного пространства, к которой принадлежит субъект

Таким образом, управление просоциальной активностью воспитателей с точки зрения формирования профессиональной позиции должно происходить в комплексном контексте двух подходов: личностного и социального. По нашему мнению, это должно обеспечить развитие следующих ключевых просоциальных характеристик воспитателей:

1) установки на позитивное принятие себя и ребенка;

2) ориентира на независимость в поступках и суждениях;

3) открытости окружающему опыту;

4) овладение приемов помогающего поведения, выражающихся в интеграции его индивидуально-личностного и ролевого потенциалов.

Важно, чтобы просоциальное поведение педагога стало индивидуальным стилем его профессионального поведения, направленного не только на поддержку ребенка в проблемной ситуации, но и на развитие глубинного общения с ним, на эффективную трансляцию общественных ценностей, на профилактику антисоциального поведения и др. [3].

Организационный аспект. В связи с тем, что социально-педагогическая деятельность связана с высокими рисками психологического и профессионального выгорания, в образовательной организации должна быть четко сформулирована система управления просоциальной активностью воспитателей. В решении данного вопроса ключевое значение имеет управленческая деятельность руководителя образовательной организации, который должен обеспечить условия для совершенствования их просоциальной позиции.

Экономический аспект тесно взаимосвязан с организационным элементом, поскольку предполагает материальное стимулирование воспитателей на непрерывное совершенствование просоциальной позиции. Есть два вида мотивации: нематериальная и материальная. Нематериальная мотивация представлена похвалой, статусными наградами и т. п. Материальная — денежными поощрениями, материальными ценностями и др. Обе мотивации должны присутствовать у воспитателя. Важно создавать условия, позволяющие стимулировать активность самообразования педагога посредством не только нематериальных методов, но и материальных. Ничто не может мотивировать больше, чем успешно подобранный мотивационный комплекс.

Правовой аспект предполагает нормативное обеспечение деятельности воспитателей, в основе чего лежит российское законодательство об образовании. В настоящее время в нем нет разработок, которые бы отдельно выделяли просоциальную активность воспитателей как значимый элемент его профессионального развития. В своих некоторых проявлениях просоциальные элементы представлены в виде требований к личностным характеристикам и компетентности воспитателей.

Таким образом, управление просоциальной активностью воспитателей представляет собой проблему в области менеджмента образовательной деятельности, решение которой на первоначальном этапе видится в ее обозначении в образовательных нормативах, а в дальнейшем — разработке теоретико-практического программного компонента комплексного управления развитием просоциальной активностью воспитателей.

Литература:

  1. Batson D. C. The Handbook of Social Psychology / D. C. Batson. — London: Thousand Oaks, 2013. — 133 p.
  2. Lindenberg S. Prosocial Behavior, Solidarity, and Framing Processes / S. Lindenberg // Solidarity and Prosocial Behavior An Integration of Sociological and Psychological Perspectives. Springer Science+Business Media, Inc, 2006. — Р.23–45.
  3. Ерохова М. В. Помогающее поведение учителя как источник социальной компетентности учащихся / М. В. Ерохова // Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде. — 2002. — № 9. — С.88–89.
  4. Луценко С. И. Мотивация и просоциальное поведение руководителя / С. И. Луценко // Кадровик. — 2018. — № 10. — С.80–86.
Основные термины (генерируются автоматически): активность воспитателей, поведение, область менеджмента, образовательная организация, оказание помощи, поведение личности, помогающее поведение, правовой аспект, профессиональное развитие, развитие.

Ключевые слова

профессиональное развитие, воспитатель, помогающие профессии, просоциальная активность, просоциальное поведение, помогающее поведение

Похожие статьи

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема

В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению, измерению и интерпретации результатов подготовительно–диагностического этапа исследования коммуникативной компетентности студентов в их учебно-профессиональной деятельности.

Теоретические аспекты рассмотрения социально-психологического климата в коллективе организации

В настоящей статье рассмотрены основные теоретические концепции понимания социально-психологического климата. Особое внимание уделяется структуре социально-психологического климата в коллективе организации, а также его факторам влияния и их элементам...

Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе

В статье анализируются вопросы влияния психологической совместимости работников на морально-психологический климат в коллективе. Рассматривается необходимость предварительного психологического обследования работников перед проведением кадровых расста...

Роль личности педагога в формировании нравственной культуры общества

В статье авторы пытаются определить влияние личности педагога на формирование нравственной культуры общества посредством воспитания подрастающего поколения.

Похожие статьи

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей

Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.

Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема

В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению, измерению и интерпретации результатов подготовительно–диагностического этапа исследования коммуникативной компетентности студентов в их учебно-профессиональной деятельности.

Теоретические аспекты рассмотрения социально-психологического климата в коллективе организации

В настоящей статье рассмотрены основные теоретические концепции понимания социально-психологического климата. Особое внимание уделяется структуре социально-психологического климата в коллективе организации, а также его факторам влияния и их элементам...

Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе

В статье анализируются вопросы влияния психологической совместимости работников на морально-психологический климат в коллективе. Рассматривается необходимость предварительного психологического обследования работников перед проведением кадровых расста...

Роль личности педагога в формировании нравственной культуры общества

В статье авторы пытаются определить влияние личности педагога на формирование нравственной культуры общества посредством воспитания подрастающего поколения.