Управление просоциальной активностью воспитателей
Автор: Хлебова Юлия Михайловна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2020)
Дата публикации: 25.05.2020
Статья просмотрена: 46 раз
Библиографическое описание:
Хлебова, Ю. М. Управление просоциальной активностью воспитателей / Ю. М. Хлебова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 60-63. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/374/15865/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье раскрывается содержание понятия просоциальной активности воспитателей, изучается управление их просоциальной активностью с позиции социального, психологического, организационного, экономического и правового подходов.
Ключевые слова: просоциальная активность, просоциальное поведение, помогающее поведение, помогающие профессии, профессиональное развитие, воспитатель.
В цивилизованных обществах, отличающихся высокой степенью разделения труда, независимо от характерных особенностей, способов и средств службы, существуют специально направленные на оказание помощи нуждающимся людям профессии. Врач, учитель, спасатель, специалист социальной работы, социальный педагог, психолог, воспитатель — представители специальностей, которые принято называть просоциальными, или помогающими. Для специалистов просоциальной направленности помощь становится работой, и из разряда добродетелей она переходит в категорию профессий. Специалист-профессионал, в отличие от любителя, осуществляет свою работу регулярно, вырабатывает стандарты качества, поэтому появляется необходимость в обучении и систематическом развитии таких специалистов.
На сегодняшний день накоплен небольшой фонд источников и документов по направлению просоциальной активности личности в социально-профессиональной сфере. Примечательно, что он пополняется, поэтому нуждается в детальном изучении. Существуют научные труды, монографии и доклады в этой области. Тем не менее, в практике представлено единичное число научных исследований, посвященных проблеме изучения просоциальной активности воспитателей, практически отсутствуют научно-разработанные и обоснованные методики в области менеджмента просоциальной активности профессионалов, работающих с детьми.
Обозначенные акценты указывают на существование научно-исследовательской проблемной ситуации, состоящей в том, что изучение вопроса управления просоциальной активностью воспитателей является актуальной исследовательской задачей, которой, к сожалению, уделяется недостаточно внимания. Поэтому программный вопрос обозначенной темы связан с существованием научного интереса к вопросу управления процессом формирования и развития просоциальной активности специалистов педагогических специальностей, работающих в организациях, где происходит воспитание детей. Традиционно в данной проблеме выделяют социальный, психологический, организационный, экономический и правовой аспекты.
Социальный аспект. В своей книге «The Handbook of Social Psychology» С. Даниэль Бэтсон определяет просоциальное поведение как «широкий спектр действий, направленных на благо других людей — таких как помощь, утешение, разделение и сотрудничество» [1].
Просоциальное поведение, согласно З. Линденбергу, это наиболее общий термин для видов поведения, связанных с благополучием другого и с учетом собственных интересов, включающее в себя некоторые жертвы для субъекта просоциального поведения. Он выделяет пять видов просоциального поведения: сотрудничество, справедливость, альтруизм, надежность и уважительность к интересам других [2]. Все эти виды приносят благо другому человеку и воспринимаются как поведение, требующее от субъекта некой жертвенности.
Психологический аспект. Мотивация просоциального поведения личности обусловлена следующими основными причинами [4] (см. таблицу 1):
Таблица 1
Мотивация просоциального поведения
Мотив |
Характеристика мотива |
1. Ситуация |
Очень важно, как субъект оценивает ту ситуацию, в которой он оказался, какую значимость ей придает. Правильное отношение к ситуации является первым шагом на пути решения проблемы. Человек должен определить сложность, характер помощи, стоит ли ему вмешиваться или пройти мимо. Есть ситуации, когда человек не теряет время на раздумья, а мгновенно принимает решение об оказании помощи, например, во время чрезвычайного происшествия |
2. Внутренний мотив |
Получение выгоды для себя, например, получение похвалы, одобрения со стороны окружающих, налаживание отношений и т. д. |
3. Мотив заботы |
Помощь старым, больным, инвалидам, детям, то есть тем, кто может вызвать жалость |
4. Взаимовыгода |
Человек, помогая другому индивиду, подсознательно надеется получить помощь в ответ, срабатывает принцип «ты мне, я тебе» |
5. Страх |
Многие действительно боятся отказать в помощи, это связано с пережитым негативным опытом |
З. Линденберг утверждает, что на формирование и развитие просоциальной активности влияют два фактора (см. таблицу 2). Полагается, что именно эти составляющие необходимо развивать воспитателям, поскольку от сознательного управления просоциальной активности педагогов зависит их профессионализм и результаты воспитательно-образовательной деятельности с детьми.
Таблица 2
Факторы, оказывающие влияние на просоциальное поведение личности
Личностные составляющие |
Социальные составляющие |
– личностные черты — такие, как эмпатия, когнитивные навыки, особенности темперамента и т. д.; – стабильные умения и навыки личности, например, развитость самоконтроля, самоанализа и пр.; – особенности биографии, т. е. весь предшествующий личностный социальный опыт |
– социальный статус, оказывающий значительное влияние на просоциальное поведение; – институциональные элементы, раскрывающиеся как законодательные и нормативные ограничения и правила; – культурные элементы, т. е. специфика культурного пространства, к которой принадлежит субъект |
Таким образом, управление просоциальной активностью воспитателей с точки зрения формирования профессиональной позиции должно происходить в комплексном контексте двух подходов: личностного и социального. По нашему мнению, это должно обеспечить развитие следующих ключевых просоциальных характеристик воспитателей:
1) установки на позитивное принятие себя и ребенка;
2) ориентира на независимость в поступках и суждениях;
3) открытости окружающему опыту;
4) овладение приемов помогающего поведения, выражающихся в интеграции его индивидуально-личностного и ролевого потенциалов.
Важно, чтобы просоциальное поведение педагога стало индивидуальным стилем его профессионального поведения, направленного не только на поддержку ребенка в проблемной ситуации, но и на развитие глубинного общения с ним, на эффективную трансляцию общественных ценностей, на профилактику антисоциального поведения и др. [3].
Организационный аспект. В связи с тем, что социально-педагогическая деятельность связана с высокими рисками психологического и профессионального выгорания, в образовательной организации должна быть четко сформулирована система управления просоциальной активностью воспитателей. В решении данного вопроса ключевое значение имеет управленческая деятельность руководителя образовательной организации, который должен обеспечить условия для совершенствования их просоциальной позиции.
Экономический аспект тесно взаимосвязан с организационным элементом, поскольку предполагает материальное стимулирование воспитателей на непрерывное совершенствование просоциальной позиции. Есть два вида мотивации: нематериальная и материальная. Нематериальная мотивация представлена похвалой, статусными наградами и т. п. Материальная — денежными поощрениями, материальными ценностями и др. Обе мотивации должны присутствовать у воспитателя. Важно создавать условия, позволяющие стимулировать активность самообразования педагога посредством не только нематериальных методов, но и материальных. Ничто не может мотивировать больше, чем успешно подобранный мотивационный комплекс.
Правовой аспект предполагает нормативное обеспечение деятельности воспитателей, в основе чего лежит российское законодательство об образовании. В настоящее время в нем нет разработок, которые бы отдельно выделяли просоциальную активность воспитателей как значимый элемент его профессионального развития. В своих некоторых проявлениях просоциальные элементы представлены в виде требований к личностным характеристикам и компетентности воспитателей.
Таким образом, управление просоциальной активностью воспитателей представляет собой проблему в области менеджмента образовательной деятельности, решение которой на первоначальном этапе видится в ее обозначении в образовательных нормативах, а в дальнейшем — разработке теоретико-практического программного компонента комплексного управления развитием просоциальной активностью воспитателей.
Литература:
- Batson D. C. The Handbook of Social Psychology / D. C. Batson. — London: Thousand Oaks, 2013. — 133 p.
- Lindenberg S. Prosocial Behavior, Solidarity, and Framing Processes / S. Lindenberg // Solidarity and Prosocial Behavior An Integration of Sociological and Psychological Perspectives. Springer Science+Business Media, Inc, 2006. — Р.23–45.
- Ерохова М. В. Помогающее поведение учителя как источник социальной компетентности учащихся / М. В. Ерохова // Развитие социальной компетентности школьников в образовательной среде. — 2002. — № 9. — С.88–89.
- Луценко С. И. Мотивация и просоциальное поведение руководителя / С. И. Луценко // Кадровик. — 2018. — № 10. — С.80–86.
Ключевые слова
профессиональное развитие, воспитатель, помогающие профессии, просоциальная активность, просоциальное поведение, помогающее поведениеПохожие статьи
Психолого-педагогические основы методики обучения
В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.
Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации
В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.
Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе
В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.
Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей
Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.
Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема
В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема
В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.
Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников
Данная статья посвящена изучению, измерению и интерпретации результатов подготовительно–диагностического этапа исследования коммуникативной компетентности студентов в их учебно-профессиональной деятельности.
Теоретические аспекты рассмотрения социально-психологического климата в коллективе организации
В настоящей статье рассмотрены основные теоретические концепции понимания социально-психологического климата. Особое внимание уделяется структуре социально-психологического климата в коллективе организации, а также его факторам влияния и их элементам...
Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе
В статье анализируются вопросы влияния психологической совместимости работников на морально-психологический климат в коллективе. Рассматривается необходимость предварительного психологического обследования работников перед проведением кадровых расста...
Роль личности педагога в формировании нравственной культуры общества
В статье авторы пытаются определить влияние личности педагога на формирование нравственной культуры общества посредством воспитания подрастающего поколения.
Похожие статьи
Психолого-педагогические основы методики обучения
В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.
Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации
В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.
Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе
В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.
Мотивация как личностно-регулятивный механизм познавательных способностей
Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.
Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема
В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема
В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.
Анализ коммуникативной компетентности студентов — будущих социальных работников
Данная статья посвящена изучению, измерению и интерпретации результатов подготовительно–диагностического этапа исследования коммуникативной компетентности студентов в их учебно-профессиональной деятельности.
Теоретические аспекты рассмотрения социально-психологического климата в коллективе организации
В настоящей статье рассмотрены основные теоретические концепции понимания социально-психологического климата. Особое внимание уделяется структуре социально-психологического климата в коллективе организации, а также его факторам влияния и их элементам...
Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в коллективе
В статье анализируются вопросы влияния психологической совместимости работников на морально-психологический климат в коллективе. Рассматривается необходимость предварительного психологического обследования работников перед проведением кадровых расста...
Роль личности педагога в формировании нравственной культуры общества
В статье авторы пытаются определить влияние личности педагога на формирование нравственной культуры общества посредством воспитания подрастающего поколения.