Исследование моды на примере фильма А. Кончаловского «Глянец» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 26. Культурология

Опубликовано в

XI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2020)

Дата публикации: 31.05.2020

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Князева, Д. Д. Исследование моды на примере фильма А. Кончаловского «Глянец» / Д. Д. Князева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/374/15878/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной работе я бы хотела провести социально-антропологический анализ идеологии моды и выявить, как она влияет на трансформацию принятых в обществе культурных ролей и категорий, каким образом высшие и низшие слои населения влияют на изменение модных тенденций. Кроме того, интересно выяснить, какова роль глобализации в мире моды, а также проанализировать, как в мире моде человек может приобрести собственную идентичность. В качестве эмпирического материала был выбран фильм Андрея Кончаловского «Глянец», который был снят в 2007 году.

Ключевые слова: мода, культурные роли, глобализация, идентичность, социальная структура, ритуал, самоидентификация.

Основной сюжет фильма заключается в том, что обычная девушка Галя из провинциального города Ростова-на-Дону решает уехать жить в Москву и стать известной в сфере моды. Несмотря на множественные отказы в съемках в глянцевых журналах из-за вульгарной внешности, кривых ног и неподходящего возраст, она смогла проникнуть в мир моды, став сначала швеей, а потом и моделью у одного из самых известных модельеров Марка Шифера. Тем не менее, после ее фееричного падения во время показа новой коллекции одежды Галю увольняют. Затем она оказывается в агентстве знакомств для очень богатых людей. Благодаря своим провинциальным навыкам и небрезгливости она становится главной помощницей по хозяйству и бизнесу владельца представленной фирмы. Изучив весь мир моды и глянца изнутри, Галя продолжала верить, что она все еще сможет стать известной и реализовать себя как личность.

Как мы знаем, общество подразумевает под собой группу людей, проживающих на одной территории и разделяющих общую культуру. В процессе своей деятельности люди, связанные одними взглядами, убеждениями, языками и создают общее культурное пространство. Однако справедливо и обратное, что не всегда люди, составляющие общество, принадлежат к одним и тем же культурным слоям. Таким образом, культура оказывает значительное влияние на жизнь индивидов, в том числе и моду. С возникновением в XX веке культурного релятивизма, акцентирующего внимание на культурном значении вещей, антропологи стали связывать изменения в моде и господствующем стиле одежды с происходящими культурными трансформациями.

Галя, будучи девушкой из неблагополучной семьи с родителями, страдающими от алкоголизма, всегда мечтала о жизни как у девушек с глянцевых обложек журналов. Поэтому после того, как ее фотографию опубликовали в одной из местных газет в Ростове-на-Дону, она решила, что способна покорить Москву и добиться успехов в модельном бизнесе. Зрителям может показаться, что Галя решилась на переезд из-за появившейся уверенности в себе и в своей внешности после того, как она обрела некоторую популярность в своем провинциальном городке. Однако взглянув на эту ситуацию через призму антрополога, можно понять, что это не так. Известный американский антрополог Клиффорд Гирц [7] в своей теории изучил понятие ритуала — это пространство для воплощения в жизнь самих себя в идеальной версии с помощью специальных символических форм. В данном фильме Галя смогла достичь своего идеального образа на фотографии с помощью одежды: надела подделку колготок Dolce & Gabbana как в журнале Beautу. Иными словами, ритуал с помощью символического смысла одежды позволил Гале «смешать» повседневную и идеализированную реальность. Благодаря этому героиня смогла пережить иную, трансформированную, реальность, что поспособствовало началу изменений ее самосознания и побудило к действиям. То есть в процессе этого ритуала Галя смогла почувствовать себя в статусе модели, а не обычной швеи на заводе. Таким образом, сравнение обыденной и идеализированной реальности, достигаемой с помощью одежды, приводит к саморефлексии и способствует трансформации уже принятых индивидом культурных ролей и категорий. Более того, когда люди из повседневной жизни начинают сравнивать себя с идеальными образами и стремятся их достичь в своей реальности, тогда начинаются изменения в моде и происходит формирование еще больше новых стилей и образов.

Тем не менее, Галя смогла все-таки пройти через все унижения и попасть на подиум в качестве модели. В фильме было явно продемонстрировано, что эта девушка из провинции смогла на показе мод быть моделью, а не швеей только лишь из-за того, что ее бывший влиятельный парень попросил у организаторов шоу поставить ее на подиум. Однако, обратившись к антропологическим концепциям, можно увидеть совершенно иную причину такого исхода. Так, британский антрополог Мэри Дуглас [3], акцентируя особое внимание на пограничных ситуациях, отмечала, что всегда в определенный момент господствующая система категорий начинается подвергаться сомнению и разрушаться. В каждой культурной среде есть те люди, которые соответствуют принятым стандартам, благодаря чему пользуются уважением в обществе и воспринимаются остальными как очень успешные люди. Такие люди приобретают право носить яркую, дорогую одежду, подчеркивающую их статус. В фильме такая категория людей демонстрируется через профессиональных моделей, манекенщиц. Однако есть и те, кто не соответствует господствующим нормам своей референтной группы. К такой группе и принадлежит наша героиня. Попав к главному редактору одного из самых популярных в то время журнала «Beauty», Галя услышала критику в свой адрес: попы и груди нет, нос кривой, губы тонкие, одна нога короче другой. Поэтому такие люди всячески стараются подстроиться под принятые стандарты красоты или же, наоборот, бросают вызов господствующим правилам, благодаря чему появляются новые ритуалы. Недаром британский антрополог Реймонд Фёрт [6] писал, что каждый человек имеет свободу воли и может своими действиями изменять существующую социальную структуру. Галя, обладая большой силой воли, не захотела отказываться от своей уникальности, поэтому она сама сделала себе яркий, неуместный, по мнению профессиональных визажистов, макияж и прическу, а ее фееричное случайное падение во время выхода на сцену сделало ее главной звездой показа и иконой стиля и поведения для других. По мнению Мэри Дуглас, именно такие люди способствуют изменениям. Таким образом, трансформация моды и обновление культуры происходят благодаря изменениям, которые изначально появляются среди отвергнутых, маргинальных слоев населения, впоследствии получающие широкое распространение среди других людей.

Тем не менее, возвращаясь к теме самоидентификации, нужно отметить, что не всегда люди могут делать то, что они хотят, исходя только лишь из их свободы воли. В своей работе «Современность и самоидентификация» Энтони Гидденс отмечал, в обществе существует «двойственность структуры» [2], то есть социальные структуры могут нас наделять определенной силой, но при этом свобода ограничивается существующей структурой. Иными словами, человек больше не имеет уже готовую идентичность, основанную на поле, семье, классе или месте жительства. Для каждого индивида возникает новая задача определения собственной идентичности. Главным способом конструирования себя является потребление предметов определенных категорий. Так, когда в фильме один из олигархов Москвы заказал в одном из бюро знакомств найти ему жену, похожую на актрису Грейс Келли, только тогда Галя, подражая актрисе, смогла обрести свою идентичность, заменив свою первоначальную вульгарность на «буржуазный шик»: теперь она носила длинные шелковые платья, вместо дешевой бижутерии — благородный жемчуг. Таким образом, следование моде иногда приравнивается к подражанию. В своей теории моды Г. Зиммель [4] отмечал, что подражание освобождает человека от мучений, связанных с выбором той или иной идентичности, индивид становится частью творения группы. То есть мода предполагает подражание определенному эталону, что способствует удовлетворению потребностей населения в социальной поддержке и опоре. Более того, подражание кому-либо также подразумевает под собой демонстрацию определенного материального благополучия. В этом и заключается, по мнению Т. Веблена [1], главная функция моды, так как высшие слои общества стремятся показать всем уровень своего материального положения, а средние классы — скопировать поведение богатых людей и приблизить свой статус к более высокому. В целом, здесь также можно указать, что модная одежда может играть определенные роли в жизни человека. С одной стороны, одежда позволяет нам скрывать тело, удовлетворяя потребность в скромности, но в то же время, подчеркивая все достоинства фигуры, делая тело более уникальным и сексуальным. С другой стороны, одежда позволяет человеку соответствовать модным тенденциям той социальной группы, к которой он хочет принадлежать. То есть мода меняется для того, чтобы поддерживать сексуальный интерес, а также удовлетворять потребность в выражении собственной индивидуальности и в то же время в групповой принадлежности. Итак, несмотря на то, что действия индивида ограниваются обществом, он может легко обрести свою идентичность с помощью подражания более высокому слою населения; в какой-то степени, мода способствует расширению и объединению людей в сообщества с более высоким статусом и положением в существующей социальной структуре.

Следует также отметить, что подражание кому-то или же стремление одеваться так, как это делают люди в западных странах, подразумевают под собой такие процессы, как вестернизация и глобализация. В фильме демонстрируется, что любой человек, как из столицы, так и из других провинциальных городов хорошо разбирается в брендах (приезжая в Москву, Галя отмечает, что у дизайнера Стасиса часы фирмы «Габю» из белого золота, сапфирового стекла, а ремешок сделан из кожи луизианского крокодила). В целом, проблема глобализации позволяет устранить вопросы классовой или территориальной борьбы, в то же время усугубляя проблемы борьбы идентичностей. Джеймс Клиффорд также уточнял, что в современном мире различные культуры превращаются в «travelling cultures», то есть переживают феномен всеобщей мобильности. Следует также отметить, что процесс глобализации не выражается в смешивании культур и исчезновении различий между ними или же в противостоянии друг другу. Наоборот, этот феномен способствует дифференцированному производству культур. Тем не менее, это не означает, что раньше все культуры были изолированы друг от друга, феномены культурного взаимодействия между обществами существовали, но не были настолько интенсивными и ярко выраженными, как в современном мире. Все общества взаимодействовали друг с другом, но это не было широко известно только из-за установления в то время антропологической замкнутости. Это означает, что глобализация существовала и раньше. Так, довольно противоречиво рассматривать общество тробрианцев в работе Б. Малиновского [5] как пример примитивного общества. Хотя Б. Малиновский демонстрирует, что такой вид церемониальных обменов, как кула, происходит в закрытой системе, однако, в книге Ж. П. Сингха Уберои «Политика кольца кулы» [8] можно выяснить, что этот обмен доходил даже до Новой Гвинеи. В данной работе акцентируется внимание на том, что существование тробрианских сообществ было напрямую связано с международным характером обмена кулы. Благодаря такой интерпретации систему кулы можно воспринимать как некую торговую цепочку, феномен первичной или частичной глобализации. Таким образом, возвращаясь к фильму, следует также отметить, что локальность советской и постсоветской моды противопоставляется глобальности современного мира, отмечая, что созданные коллекции московским модельером должны быть похожи на западные образцы, а не на традиционную российскую одежду («.. это в прошлом веке можно было так шить, чтобы создать одежду для кого-нибудь в Кремле, и стать звездой»). Теперь же в мире ценится эпатажность, в мире массово начинает распространяться одежда, ассоциирующаяся с зоопарком, скандалом. Поэтому после создания новой коллекции одежды, которую критики описывают с помощью таких слов, как «fuck, shit, blowjob», японские и европейские компании проявляют активный интерес к ее модельеру и начинают сотрудничать с его компанией, чтобы в их странах люди также имели возможность одеваться в такую модную одежду. Теперь каждая вещь должна обладать символическими свойствами, а не простой функциональностью, чтобы быть востребованной на глобальном уровне в разных классах и в разных странах.

Подводя итог выше сказанному, можно сделать вывод, мода становится новым механизмом изменения и передачи социокультурного опыта (трансляция новых ценностей, норм, убеждений), а также способна подчинить себе все сферы жизнедеятельности человека. Несмотря на то, что мода специфична и социальные явления транслируется в ней в ценностно-ориентационной форме, отличной от реального бытия, основной ее целью является воспроизведение жизнедеятельности индивида в его отношении к той или иной группе. Через исследование моды мы можем узнать особенности той или иной эпохи, определить идентичности людей, их образцы жизни. Поэтому в связи с возросшим влиянием моды на идентификацию и репрезентацию индивидуальности человека мы должны изучать этот многогранный и противоречивый феномен.

Литература:

  1. Веблен Т. Теория праздного класса. М., 2011.
  2. Гидденс Э. Современность и самоидентификация: Личность и общество в эпоху поздней современности. М.: Академический Проект, 2002. 480 с.
  3. Дуглас М. Чистота и опасность: Анализ представлений об осквернении и табу / Пер. с англ. Р. Громовой под редакцией С. Баньковской; вст. ст. и комм. С. Баньковской. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле. М., 2000. 288 с
  4. Зиммель Г. Мода // Избранное. Т.2. М., 1996.
  5. Малиновский Б. Аргонавты западной части тихого океана. М.: Росспэн, 2004.
  6. Рэймонд Фёрт, Религия: гуманист Интерпретация, 1996.
  7. Clifford J. Routes, Travel and Translation in the late Twentieth Century. Cambridge: Harvard University Press, 1997.
  8. Uberoi J. P. S. Politics of the Kula Ring: An Analysis of the Findings of Bronislaw Malinowski. Manchester: Manchester University Press, 1962.
Основные термины (генерируются автоматически): мода, мир моды, Москва, общество, современный мир, британский антрополог, коллекция одежды, модная одежда, собственная идентичность, существующая социальная структура.

Похожие статьи

Тенденции влияния рекламы на формирование норм и гендерных стереотипов потребителей

Исследование посвящено выявлению противоречий, возникающих в сознании различных индивидов и социальных групп в процессе столкновения гендерных образов, транслируемых рекламой, со сформированными реальной жизнью образами, которые превратились в опреде...

Становление медиации в России

Статья посвящена исследования развития института медиации в российском правовом обществе. Автором в ретроспективе рассмотрены предпосылки становления института медиации, выделены основные этапы становления медиации в Российской Федерации. На основани...

Особенности социокультурного воздействия СМИ на ценности общества

В статье дается комплексный анализ особенностей социокультурного воздействия СМИ на ценности общества. При написании научной статьи были использованы издания периодической печати. В основу исследования положены такие методы, как обобщение, анализ, си...

Психологическая и социокультурная адаптация россиян в условиях обучения в южнокорейских вузах

В статье предоставлены результаты и анализ опроса, проведенного среди студентов, которые имели опыт обучения в южнокорейских вузах. Актуальность обуславливается растущим количеством студентов из России, желающих получить образование в активно развива...

Контент-анализ как метод социологического исследования рекламного дискурса: опыт применения

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и ж...

Вербальная репрезентация осознанности в медийном дискурсе (на примере российских и американских журналов)

В данной статье рассматривается вербальная репрезентация концепции осознанности в медийном дискурсе, особое внимание уделяется журналам в российской и американской культурах. Концепт осознанности, уходящий корнями в буддийские традиции, привлек значи...

Стратегии конструирования нелегальной миграции как социального явления в медийном дискурсе американских и британских СМИ

В статье в рамках лингвокогнитивного анализа на материале некоторых ведущих американских и британских изданий исследуется дискурс миграции как следствие политических изменений, происходящих в США в 2018–2019 гг., выявляются и анализируются дискурсивн...

Шангри-ла и Шамбала в западном массовом кинематографе рубежа ХХ–XXI веков

Исследование представления образа Шамбалы в современном массовом кинематографе проведено на материале популярных американских кинофильмов определённого жанра, снятых в период с 1994 по 2008 год. Цель исследования в описании и анализе визуальных и эмо...

Роль СМИ в трансформации социокультурных ценностей современной молодежи

В статье дается комплексный анализ роли СМИ в трансформации социокультурных ценностей современной молодежи. При написании научной статьи были использованы издания периодической печати. В основу исследования положены такие методы, как обобщение, анали...

Анализ российского и зарубежного опыта формирования имиджа региона

В данной статье автор подробно разбирает отечественный и зарубежный подход к термину «имидж». С помощью сравнительного анализа выделены основные тезисы современных исследователей в области регионального имиджмейкинга. Также указаны методы конструиров...

Похожие статьи

Тенденции влияния рекламы на формирование норм и гендерных стереотипов потребителей

Исследование посвящено выявлению противоречий, возникающих в сознании различных индивидов и социальных групп в процессе столкновения гендерных образов, транслируемых рекламой, со сформированными реальной жизнью образами, которые превратились в опреде...

Становление медиации в России

Статья посвящена исследования развития института медиации в российском правовом обществе. Автором в ретроспективе рассмотрены предпосылки становления института медиации, выделены основные этапы становления медиации в Российской Федерации. На основани...

Особенности социокультурного воздействия СМИ на ценности общества

В статье дается комплексный анализ особенностей социокультурного воздействия СМИ на ценности общества. При написании научной статьи были использованы издания периодической печати. В основу исследования положены такие методы, как обобщение, анализ, си...

Психологическая и социокультурная адаптация россиян в условиях обучения в южнокорейских вузах

В статье предоставлены результаты и анализ опроса, проведенного среди студентов, которые имели опыт обучения в южнокорейских вузах. Актуальность обуславливается растущим количеством студентов из России, желающих получить образование в активно развива...

Контент-анализ как метод социологического исследования рекламного дискурса: опыт применения

В статье изложены основные результаты контент-анализа рекламных сообщений в глянцевых журналах, проведенного с целью получения данных относительно влияния рекламы на трансформацию социальной идентичности индивидуума, существующие модели поведения и ж...

Вербальная репрезентация осознанности в медийном дискурсе (на примере российских и американских журналов)

В данной статье рассматривается вербальная репрезентация концепции осознанности в медийном дискурсе, особое внимание уделяется журналам в российской и американской культурах. Концепт осознанности, уходящий корнями в буддийские традиции, привлек значи...

Стратегии конструирования нелегальной миграции как социального явления в медийном дискурсе американских и британских СМИ

В статье в рамках лингвокогнитивного анализа на материале некоторых ведущих американских и британских изданий исследуется дискурс миграции как следствие политических изменений, происходящих в США в 2018–2019 гг., выявляются и анализируются дискурсивн...

Шангри-ла и Шамбала в западном массовом кинематографе рубежа ХХ–XXI веков

Исследование представления образа Шамбалы в современном массовом кинематографе проведено на материале популярных американских кинофильмов определённого жанра, снятых в период с 1994 по 2008 год. Цель исследования в описании и анализе визуальных и эмо...

Роль СМИ в трансформации социокультурных ценностей современной молодежи

В статье дается комплексный анализ роли СМИ в трансформации социокультурных ценностей современной молодежи. При написании научной статьи были использованы издания периодической печати. В основу исследования положены такие методы, как обобщение, анали...

Анализ российского и зарубежного опыта формирования имиджа региона

В данной статье автор подробно разбирает отечественный и зарубежный подход к термину «имидж». С помощью сравнительного анализа выделены основные тезисы современных исследователей в области регионального имиджмейкинга. Также указаны методы конструиров...