Интерактивное обучение грамматике английского языка на основной ступени школьного образования
Автор: Тимофеева Полина Вадимовна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, июнь 2020)
Дата публикации: 30.05.2020
Статья просмотрена: 1021 раз
Библиографическое описание:
Тимофеева, П. В. Интерактивное обучение грамматике английского языка на основной ступени школьного образования / П. В. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, июнь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/374/15879/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье подчеркивается актуальность интерактивного обучения грамматике в методике преподавания иностранного языка, рассматриваются понятия «интерактивность» и «интерактивное обучение», описаны пути применения интерактивного обучения в школе. Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики интерактивных методов обучения грамматике английского языка на основе анализа методических и педагогических работ. В результате определено, что интерактивное обучение, целью которого является взаимодействие, способствует быстрому пониманию грамматических конструкций английского языка.
Ключевые слова: интерактивное обучение, интерактивность, грамматика, английский язык, методы обучения.
Интерактивное обучение набирает обороты в современном образовании РФ. Однако впервые ознакомившись с понятием «интерактивное обучение», многие воспринимают его как нечто «актуальное» и связанное с использованием ИКТ, игнорируя тот факт, что данное понятие является достаточно широким. В целях подробного рассмотрения понятия «интерактивное обучение», предлагаем, в первую очередь, ознакомиться с понятием «интерактивность».
Т. С. Панина и Л. Н. Вавилова понимают под интерактивностью «способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком)» [1, с. 32]. Исследователи также отражают историю появление понятия «интерактивность», происходящего от англ. to interaction — взаимодействовать, подчеркивая тот факт, что оно впервые возникло на базе социологии. «Интерактивность» подразумевает наличие взаимодействия в форме диалога или группы с кем-либо, если это люди, или с чем-либо, если мы имеем в виду компьютер или телефон. Подмечая понятие «социальная интеракция», Т. С. Панина и Л. Н. Вавилова подчеркивают в нем значимость ответных реакций, которые возникают в процессе коммуникации.
Итак, описывая процесс обучения грамматике английского языка на школьном уроке, мы подходим к понятию «интерактивное обучение», которое направлено на общение и сотрудничество участников. «Интерактивное обучение — это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия участников и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем» [1, с. 33]. Интерактивное обучение, безусловно, отличается от традиционного обучения, т. к. при использовании интерактивных методик обучения иностранному языку, преподаватель передает часть своих полномочий обучающимся. Так, обучающиеся приходят к закреплению полученных знаний через осмысление новой информации на основе опыта, избегая традиционный способ изучения материала «от теории к практике».
Рассматривая понятия «интерактивное обучение» и «интерактивность», Ю. Гавронская указывает на возникающую, на первый взгляд, тавтологию понятия «интерактивное взаимодействие», обращая внимание на перевод английского слова “to interact”. Однако автор указывает, что данные понятия «разрешаются смысловым значением закрепившихся в русском языке однокоренных слов: «ин-тер» (между) и «активность» (усиленная деятельность)», что помогает нам убедиться в отсутствии ненужных повторов [2, с. 102]. Исследователь рассматривает понятие «интерактивное обучение» как «обучение, погруженное в общение», что помогает нам рассуждать о том, что в данном виде обучения существенную роль играет групповое взаимодействие, направленное на развитие личностных качеств обучающихся [2, c.103].
Исследуя интерактивное образовательное взаимодействие подростков, И. В. Комарова утверждает, что данное понятие можно рассматривать как одну из «характеристик диалоговых форм процесса познания» и приходит к выводу, что взаимодействие является «главным звеном образовательного процесса, а обучение управлением взаимодействия» [3, с. 91]. Исследователь подчеркивает то, что словосочетание «интерактивное обучение» произошло от английского “interactive learning”. Примечательно также и то, что автор статьи преподносит не только английское слово «interactive» в качестве происхождения русского слова «интерактивность», но и указывает на латинское “interaction” в виде родоначальника данного понятия. Отметив социально-психологическую природу интерактивного вида обучения, И. В. Комарова считает, что данное понятие недостаточно описано в отечественной педагогической литературе, что помогает сделать вывод о том, что в зарубежной методике понятие «интерактивное обучение» является рассмотренным и широко используемым [3].
Подчеркивая значимость интерактивных методик обучения и опыт их применения за рубежом, мы можем убедиться в их эффективности: интерактивные методы обучения позволяют непосредственное применение полученных знаний, включение всего класса в учебный процесс и повышение его интереса к изучению предмета. Кроме того, интерактивное обучение способствует формированию умения «неординарно» мыслить, рассматривать ситуации с разных сторон и творчески подходить к решению проблем. Таким образом, мы можем говорить о том, что интерактивное обучение помогает обучающимся «регулировать межличностные конфликты, преодолевать свои комплексы и барьеры и, несомненно, получать удовольствие от процесса обучения» [1, с. 40].
Обращаясь к исследованиям различных ученых, в числе которых Д. А. Махотин и Н. А. Виноградова, И. В. Комарова выделяет несколько специфических черт, присущих интерактивному обучению: «живое» общение, равноправие участников общения, опыт как основной способ получения знаний, идея «взаимообучения» и «коллективной мыследеятельности» [3]. Перечисляя особенности интерактивного обучения, исследователь подчеркивает, что реализация данного обучения возможна только при соблюдении следующих условий:
- Отношения между преподавателем и классом должны носить доверительный и демократический характер;
- Взаимодействие должно осуществляться так и между обучающимися, так и между учителем и обучающимися;
- Темы обсуждения должны быть актуальны и интересны для обучающихся;
- Обучающиеся должны опираться на свой жизненный опыт, в учебный процесс могут быть включены факты и примеры [3].
Следовательно, интерактивное обучение способствует повышению активности обучающихся, их конкурентоспособности и умению работать в команде. Интерактивное обучение позволяет преподавателю решить одновременно образовательные, развивающие и социально-ориентированные задачи, что доказывает эффективность выбора этого вида обучения.
Возвращаясь к теме исследования, следует обратить внимание на понятие «грамматика», т. к. оно также является ключевым наряду с интерактивным обучением. Возрастающую значимость грамматики в изучении языка мы видим в работе Д. А. Разоренова, который, рассуждая о месте ощущения времени в грамматике языка, считает, что «…грамматика является программой и руководством мыслительной деятельности человека» [4, с. 329]. Так, грамматика будучи не только наукой, изучающей грамматическую систему языка и совокупностью правил, является главным звеном в мыслительной деятельности человека. Задача преподавателей, состоит в использовании различных методов для преодоления грамматических сложностей и поддержания интереса обучающихся. Несомненно, традиционные методы обучения грамматики постепенно заменяются новыми, где главным аспектом является взаимодействие обучающихся и преподавателя. Постепенно внедряясь в учебный процесс, интерактивное обучение демонстрирует свою эффективность и интерес со стороны обучающихся.
Исследуя проблему применения форм и методов интерактивного обучения, Е. М. Приезжева подчеркивает, что интерактивное обучение, как вид совместной деятельности, «позволяет студентам не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения» [5, с. 137]. Среди методов интерактивного обучения Е. М. Приезжева выделяет «мозговой штурм», «мини-лекция», ролевые игры, контрольные опросы «Квиз» совместный просмотр видеороликов и их обсуждение. В. А. Григоренко, исследуя способы повышения эффективности обучения грамматике иностранного языка, утверждает, что «…совершенствование грамматического навыка целесообразно проводить… 6) использования интерактивных технологии и средств ИКТ, активизирующих процесс обучения грамматике иностранного языка...» [6, с. 148]. Далее исследователь перечисляет возможные способы интерактивного обучения грамматике: использование CD и DVD (приложение к учебнику), показ презентаций на разных стадиях обучения грамматике (введение, закрепление, активизация), использование интернета, возможность объяснения грамматического материала при применении интерактивной доски.
Таким образом, возрастающая роль инновационной формы обучения вызвана, прежде всего, вступлением отечественного образования в мировое образовательное пространство. Так, следуя идеям международной школы, знания, полученные в условиях учебного процесса, должны носить практико-ориентированный характер. Рассмотрев понятия «интерактивное обучение» и «интерактивность», нами были определены интерактивные методы и подходы обучения, пользующихся высокой эффективностью в учебном процессе, среди которых необходимо выделить «мозговой штурм», просмотр видеоматериала, материалов презентации, проведение командных игр и применение интерактивной доски. Нами были выведены следующие условия реализации данного вида обучения:
- демократичный характер взаимодействия между преподавателем и классом;
- опыт как основной способ получения знаний;
- актуальность тем обсуждения.
Следует подчеркнуть, что интерактивное обучение является наиболее подходящим для обучающихся на основной ступени школьного образования, т. к. оно способствует развитию толерантности, творчества, преодолению комплексов и барьеров, повышению интереса к изучению предмета.
Литература:
- Панина Т. С. и Вавилова Л. Н. Интерактивное обучение / Образование и наука. — Екатеринбург: РГППУ, 2007. — Вып. 6. — С. 32–40.
- Гавронская Ю. «Интерактивность» и «Интерактивное обучение» / Высшее образование в России. — М.: Московский политех, 2008. — С. 101–104.
- Комарова И. В. Интерактивное образовательное взаимодействие подростков в процессе обучения / Вестник ОГУ. — Оренбург: ОГУ, 2012. — С. 90–95.
- Разоренов Д. А. Лингвокультурные особенности концепта «Время» в английском языке / Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. — Тула: ФГБОУ ВПО ТулГУ, 2010. — С. 329.
- Приезжева Е. М. Интерактивные формы и методы обучения студентов в туристском вузе // Вестник РМАТ. — Химки: РМАТ, 2011. — С. 137–140.
- Григоренко В. А. Способы повышения эффективности обучения грамматике иностранного языка // Вестник ВолГУ. — Волгоград: ВолГУ, 2012. — Вып. 10. — С. 147–148.
Ключевые слова
методы обучения, английский язык, интерактивное обучение, грамматика, интерактивностьПохожие статьи
Использование методов проблемного обучения иностранному языку в рамках языковой подготовки в неязыковом вузе
Статья затрагивает вопрос актуальности иностранного языка в современном обществе. В связи с этим иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин, требующая нестандартного подхода при обучении. Методы проблемного обучения предлага...
Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах
В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...
Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ
Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...
Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку
В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...
Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...
Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка
Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования речевых навыков и умений и пути преодоления трудностей, с которыми сталкиваются студенты при обучении навыку говорения на занятиях английского языка. Особое внимание уделяется применению диск...
Применение педагогических технологий на уроках русского языка в начальных классах национальных школ
В данной статье рассматриваются проблемы, встречающиеся при обучении русскому языку учащихся начальных классов национальных школ. Одним из эффективных методов повышения интереса к изучению русского языка в начальных классах является внедрение в учебн...
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы
В работе рассматриваются некоторые интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Они и являются предметом данного исследования. Тема актуальна по причине того, что уровень образования в общеобразовательных школах необходимо уве...
Методики интенсивного обучения иностранным языкам
В статье дается понятие «интенсивное обучение». Делается акцент на особенности, влияющие на выбор методики обучения. Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны и теоретически обоснован...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...
Похожие статьи
Использование методов проблемного обучения иностранному языку в рамках языковой подготовки в неязыковом вузе
Статья затрагивает вопрос актуальности иностранного языка в современном обществе. В связи с этим иностранный язык позиционируется, как одна из приоритетных дисциплин, требующая нестандартного подхода при обучении. Методы проблемного обучения предлага...
Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах
В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...
Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ
Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...
Подходы к эффективному использованию цифровых образовательных ресурсов в обучении английскому языку
В данной статье актуализируется проблема важности цифровизации образования и формирования профессионально значимых цифровых компетенций преподавателей для повышения эффективности образовательного процесса. Особое внимание уделяется особенностям эффек...
Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...
Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка
Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования речевых навыков и умений и пути преодоления трудностей, с которыми сталкиваются студенты при обучении навыку говорения на занятиях английского языка. Особое внимание уделяется применению диск...
Применение педагогических технологий на уроках русского языка в начальных классах национальных школ
В данной статье рассматриваются проблемы, встречающиеся при обучении русскому языку учащихся начальных классов национальных школ. Одним из эффективных методов повышения интереса к изучению русского языка в начальных классах является внедрение в учебн...
Интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы
В работе рассматриваются некоторые интерактивные методы обучения на уроках русского языка и литературы. Они и являются предметом данного исследования. Тема актуальна по причине того, что уровень образования в общеобразовательных школах необходимо уве...
Методики интенсивного обучения иностранным языкам
В статье дается понятие «интенсивное обучение». Делается акцент на особенности, влияющие на выбор методики обучения. Также рассмотрены основные научные методы интенсивного обучения иностранным языкам, которые были разработаны и теоретически обоснован...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...