Инновационные методы эффективного использования таксономии Блума в формулировании целей обучения
Автор: Шукуров Ёркин Алиджанович
Рубрика: 28. Филология и лингвистика
Опубликовано в
XIV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, ноябрь 2020)
Дата публикации: 31.10.2020
Статья просмотрена: 635 раз
Библиографическое описание:
Шукуров, Ё. А. Инновационные методы эффективного использования таксономии Блума в формулировании целей обучения / Ё. А. Шукуров. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIV Междунар. науч. конф. (г. Казань, ноябрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 67-70. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/382/16133/ (дата обращения: 17.11.2024).
В основе осуществляемых в последние годы широкомасштабных реформ в системе образования нашей страны лежат такие важные задачи, как обновление содержания системы высшего образования, модернизация организации учебно-воспитательного процесса профессорско-преподавательского состава, осуществляющего педагогическую деятельность в системе образования, внедрение в этот процесс инновационных технологий, эффективное использование зарубежного опыта. Одним из актуальных вопросов при реализации этих задач на сегодняшний день является выбор педагогом инновационных образовательных технологий, связанных с учебно-воспитательным содержанием, разработка учебных разработок и технологических карт, практическое применение установленных в них учебных целей, организация образования, ориентированного на личность студента, исходя из возрастных, психологических и эргономических особенностей студентов [1].
Как известно, при проектировании любого учебного процесса большое значение имеет цель обучения. Следовательно, постановка целей является ключевым фактором в технологии, с чего начинается проектирование, формирование и организация учебного процесса педагогической технологии.
Известно, что цель является результатом важного направления в виде модели, которая, как ожидается, будет достигнута субъектами образования в конце деятельности. А результат, в свою очередь, — это, прежде всего, результат учебной деятельности, предшествующий сдвиг в развитии обучаемого, который отражается в той или иной деятельности. Во-вторых, он демонстрирует эффективность учебного процесса, характеризует уровень достижения цели, а процесс преподавания и обучения заканчивается только тогда, когда результат соответствует цели. Следовательно, важно, чтобы цели обучения полностью соответствовали заранее запланированным результатам.
Сегодня, последовательно анализируя имеющиеся проблемы в процессе обучения, особенно в преподавании иностранных языков, мы видим, что беспечно выдвигаются следующие обоснованные вопросы: почему педагогические технологии, внедряемые в образовательный процесс, не дают полномерных результатов? Как решить трудности в развитии таких навыков, как чтение, письмо, устная речь и аудирование на иностранном языке? Что нужно сделать, чтобы изменить уровень пассивности в использовании учащимся запоминающихся грамматических правил, слов, сочетаний в устной речи к активности? Существуют ли технологии, направленные на вывод студента с позиции «отвечающего» на позицию «задающего вопрос» в процессе общения на иностранном языке?
Конечно, возникновение этих проблем связано с определенными причинами. Одно из них — непоследовательность применения учителем педагогических и воспитательных технологий в образовательном процессе, а также отсутствие преемственности и использовании ключевых компонентов обучения (форм, средств и методов обучения). Отсутствие внимания к систематизации в использовании технологий обучения и другие подобные причины лишний раз доказывают, насколько важно правильно ставить цели обучения.
В этой связи мы хотели бы подчеркнуть важность и роль «Таксономии Блума» в развитии теоретических знаний студентов наряду с практическими навыками. Действительно, исходя из содержания учебных занятий по иностранным языкам, определение учебных целей на основе таксономии Блума и организация обучения на этой основе — мы не ошибаемся, говоря уже о том, что студенты, исходя из тематической цели, эффективно обеспечивают полное достижение запланированного результата. Потому что определение учебных целей в соответствии с дидактическими целями обучения подготавливает почву для определения эффективности обучения и устранения имеющихся недостатков.
На основе таксономии, разработанной американским педагогом-психологом Бенджамином Сэмюэлем Блумом в 1956 году, лежит способ классификации навыков мышления по степени критического мышления и рассуждений. Эта таксономия включает в себя знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценку [2, c.242].
Именно применение таксономии Блума можно разделить на два возможных достижения в обучении: первое — четкое и ориентированное на результат определение целей обучения; второй — добиться формирования и развития практических навыков в теоретических знаниях, приобретаемых студентами.
Мы считаем, что при применении таксономии Блума педагог должен учитывать следующие факторы:
— исходя из содержания темы при постановке целей обучения;
— последовательное и системное использование определенных методов обучения для эффективной организации процессов на каждом этапе Блума;
— учет факторов, направленных на обеспечение достижения каждого этапа таксономии Блума;
Конечно, для того, чтобы объективно и достоверно определить и оценить усвоение студентами знаний по предмету, необходимо использовать определенные задания. На этом пути целесообразно эффективно использовать нестандартные тестовые задания для контроля и оценки уровня осведомленности по таксономии Блума.
Важно определить степень усвоения ими информации по конкретному предмету, контролируя, достигнута ли учебная цель по таксономии Блума у студентов. Для этого студенту необходимо будет идентифицировать объекты по теме, описывать их, обрабатывать данные, высказать свое мнение, выделить особенности конкретного процесса, объекта и события. Эти идеи не могут быть реализованы с помощью стандартных учебных и тестовых заданий, рекомендуется использовать графические и нестандартные тесты с несколькими ответами для определения уровня достижения цели обучения.
Ниже мы рекомендуем наш личный опыт в этом отношении:
1) Знание. На этом этапе основная цель обучения будет сосредоточена на овладении информацией студентами. При этом студент обязан определить предмет, описать его, переработать, рассказать его содержание, объяснить суть, выделить её. Тестовые задания, устный ответ, составление кластера — предлог, продуктивный, частичный поиск, важны для обеспечения креативного уровня.
2) Понимание. На этом этапе основная цель обучения — понять важность темы, выделить главную идею. Это требует от студента обобщения, обработки, переработки основной идеи, самостоятельных примеров, отстаивания своей точки зрения. Создание кластера, диаграммы Венна, перевод с иностранного языка на родной язык — служат для обеспечения продуктивного, частичного поиска и креативного уровня.
3) Использование. На этом этапе основная цель обучения будет сосредоточена на использовании информации в новых неожиданных ситуациях. При этом студент участвует в процессе адаптации, переработки, проектирования, моделирования, пересказе содержания темы. Кластерное построение, мозговой штурм, устный ответ, органайзеры рисования, методы доски объявлений, метод вставки служат для обеспечения репродуктивного, продуктивного, частичного исследования, креативного уровня.
4) Анализ. На данном этапе цель обучения должна быть направлена на разделение информации или объекта на части. При этом учащийся должен выполнять такие задачи, как сравнение тематической информации, разбивка ее на части, разделение определенных типов и сравнение. Диаграмма Венна, FSMU, таблица «Т», таблица «Классификация» служат для обеспечения частичного поиска, креативного уровня.
5) Синтез. На этом этапе основная цель обучения — интегрировать идеи. Это требует от студента сгруппировать информацию по теме, обобщить ее, обработать (реконструировать). Это кластер с частичным исследованием, обеспечивающим креативный уровень, органайзеры с рисунками («Почему», «Рыбий скелет», «Концептуальная таблица» и т. д.) дает свою эффективность в обеспечении частично исследуемого, креативного уровня.
6) Оценка. На этом этапе основная цель обучения — сделать выводы по изучаемой теме. При этом студент должен оценивать содержание темы, критически мыслить по ней, высказывать свое мнение, поддерживать определенные мнения, при необходимости отрицать их. В обеспечении этого креативного уровня в основном важны устные ответы.
Выявление учебных целей в соответствии с таксономией Блума в процессе обучения, использование нестандартных тестовых заданий для контроля и оценки уровня достижения учащимися учебных целей не только обеспечивает достоверность контроля, но и его обширность [3].
Литература:
- Matibaeva Raziya. (2019) Teoreticheskie osnovi interaktivnix metodov obucheniya. Materials of International scientific-practical conference on the theme Women’s achievements in science, culture and innovational technologies. Jizzakh Polytechnical Institute, 17/05/2019.
- Блум Б. С. Справочник по формирующей и суммативной оценке обучения студентов. N-Y., McGraw-Hill, 2014. с. 232.
- https://www.zagorskaya.info/taksonomia-bluma/
- Golish L. V., Fayzullayeva D. M. Innovatsion ta’lim texnologiyalari. “Iqtisodiyot” nashriyoti, 2011.
- Garry G. Azgaldov Alexander V. Kostin Alvaro E. Padilla Omiste The ABC of Qualimetry Fonts kindly provided by ParaType Inc Redero 2015.
- Федюкин В. К. Основы квалиметрии. — М.: Изд-во «ФИЛИНЪ», 2004.
- Фомин В. Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация. — М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во «ЭКМОС»,2002.
- Бекоева М. И. Педагогическая квалиметрия в управлении качеством образования студентов современного вуза // Nauka-rastudent.ru. — 2015. No. 06 (18)