Образ российской семьи в средствах массовой информации
Автор: Абдурахманова Елизавета Александровна
Рубрика: 22. Социология
Опубликовано в
XV международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, декабрь 2020)
Дата публикации: 10.11.2020
Статья просмотрена: 2161 раз
Библиографическое описание:
Абдурахманова, Е. А. Образ российской семьи в средствах массовой информации / Е. А. Абдурахманова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XV Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С. 94-95. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/384/16157/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматривается деятельность современных СМИ по пропаганде семейных норм и ценностей. Автор считает, что с помощью средств массовых коммуникаций происходит манипулирование общественным сознанием, что негативно сказывается прежде всего на стиле поведения молодежи.
Ключевые слова: институт семьи и брака, семейные ценности, СМИ, семья.
Средства массовой информации все больше и чаще внедряются в современные социальные институты. Исключением не стал институт семьи и брака. Улучшение и распространение новых информационных технологий ведет к вытеснению многих обычных для нас способов продвижения информации, уничтожению информационных границ и освоению, и применению новейших способов коммуникативного влияния. Также СМИ чаще всего далеки от объективности и в основном прибегают к техникам манипулирования общественным сознанием. Они имеют большие запасы средств, с помощью которых можно представить одну и ту же информацию обществу с разных ракурсов, тем самым нарушив нормальное психологическое состояние людей, подвергая их информационному влиянию.
Испокон веков именно семья выполняла основные требования и функции социализации, а именно социальное отождествление, формирование взглядов и ценностных ориентиров. С развитием информационной эпохи их трансляция и распространение среди нового поколения молодых людей уже осуществляются не только благодаря институту семьи, но и видоизменяются через воздействие информационного поля и очень часто посредством средств массовой информации (СМИ), которые нередко сравниваются с «четвертой властью». [2]
В связи с социальными последствиями, изменения в экономической, политической и социально-культурной сфере жизнедеятельности российского общества внесли новые основания для определения места семьи в информационном поле России. Были обнаружены не только положительные, но и отрицательные предпосылки к ослаблению социальной интеграции российского общества. Это главным образом связано с тем, что у населения минимальное представление о главной традиционной роли семьи в СМИ.
Сейчас, как никогда раньше, формирование и становление идеального «образа семьи» напрямую зависит от масс-медиа, которая хаотично определяет основные гражданские ориентиры, правила и нормы восприятия семейных взаимоотношений. Современные российская читательская и зрительская аудитория пытается присоединиться к потоку информационного обмена, стремиться взаимодействовать с информацией, чтобы ее содержание соответствовало требованиям и пожеланиям россиян. [1, с. 7] Однако то, что предлагает нам СМИ не всегда соответствует интересам и потребностям людей, не подходит для современного общества и современного мышления.
Но несмотря на изменения в культуре, на наличие увеличения отрицательных явлений в области семьи и брака, по сравнению с прошлыми десятилетиями, к счастью, россиянами не было утрачено социального доверия к обычным семейным ценностям, которые в свою очередь и составляют ту самую базу представления традиционной российской семьи.
Образ семьи, в том числе и традиционный, не носит постоянный характер, он всегда видоизменяется, в него вкладывают новые смыслы и понятия. Особенно, в информационное время образ семьи преобразовывается, находясь под напряженным влиянием всевозрастающей власти, традиционных средств массовой информации и электронного информационного потока. [4]
В наши дни можно заметить увеличение различных отрицательных проявлений в институте семьи и брака — таких как рост разводов, уменьшение количества брачных союзов, падение рождаемости, распространение идеи однодетной семьи, неполное, а иногда и абсолютное невыполнение семьей своих основных функций, ослабление родственных связей, распространение разных форм девиантного поведения в кругу семьи.
Основной причиной депопуляции можно назвать кризис семьи, который проявился прежде всего, как кризис системы ценностей. В современном мире семья как ячейка общества перестает являться нечто ценным для людей, перестают существовать мотивы, которые побуждают вступить в брак, рожать и воспитывать детей. За несколько десятилетий материальные условия в России улучшились, но это вовсе не повлияло на существенное увеличение числа детей в семье, поэтому можно сделать вывод, что экономический фактор не играет основной роли. Если сравнивать с Западом, где материальные условия в основном выше, чем в России, там также распространен идеал однодетной семьи. Поэтому решение проблемы современной российской семьи стоит искать именно в сфере социально-нравственных установок.
Каждый индивид ориентируется на определенную группу (или даже несколько групп), членом которой он может и не являться, но их нормы, ценности он воспринимает как образец, как правильную модель поведения. Людям свойственно присоединение именно к тем моделям поведения, которые позиционируют себя как благополучные.
Для большинства людей «образцы подражания» — это их кумиры: актеры, певцы, спортсмены, т. е. люди, которые популярны и находятся в центре внимания СМИ. Соответственно модели поведения, которые они демонстрируют в средствах массовой информации, для общества становятся образцами их собственных действий.
Но в современном мире существует еще одна проблема, с которой сталкивается общество — это кризис социальной идентичности. Люди не прикрепляются крепко к определенным культурным образцам и традициям, они достаточно свободно их меняют в зависимости от конкретной сложившейся ситуации. Тем самым весь процесс может привести к непредвиденным обстоятельствам и приобрести непредсказуемый характер. [3, с. 3]
Семейные устои, которые пропагандирует СМИ, получают признание и становятся нормами поведения. Полное сознание общества на данный момент является объектом пристального внимания ученых в разных областях, фокусирует в себе многочисленные острые проблемы современного мира. Одна из основных таких проблем — это неправильное формирование социальных ценностей молодежи и стиля их поведения. Модель семьи под влиянием СМИ сильно изменилась, и это, в первую очередь, отразилось на формирование семейных норм, установок и выборе семейного поведения молодых людей.
Подводя итог, можно сказать, что с одной стороны, средства массовой информации отражают действительно сформировавшийся в современном обществе отрицательный образ семьи, а с другой — делают акцент на семейных ценностях и нормах, которые показываются в неправдоподобных сюжетах рекламы и сериалов.
Литература:
- Адилова Л. Ф. Механизм трансформации имиджа России // ПОЛИТЭКС. 2007. № 3. С. 6–7
- Ишмуратова И. Р. Влияние средств массовой информации на формирование культурной идентичности // Путь Востока. Материалы VII молодежной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия “SYMPOSIUM”. Вып. 33. СПб., 2004. С. 12
- Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях // Сост. Мизулина Е. Б. Часть 1. М., 2013. С. 2–5
- Пантин В. И., Лапкин В. В. Проблемы и перспективы трансформации национально-цивилизационной идентичности современного российского общества // Общественные науки и современность. 2004. № 1. С. 16
Похожие статьи
Семейные ценности россиян. Роль СМИ в формировании семейных ценностей
В статье рассматриваются определения понятий «семья» и «семейные ценности» в социологическом аспекте. На основании результатов исследований определены ценности современных российских семей. Дана оценка роли средств массовой информации в формировании ...
Влияние средств массовой информации на формирование психики подростка
В статье раскрывается понятие СМИ в качестве одного из формирующий аспектов психики подростка на регулярной основе. Делается вывод, что отсутствие «фильтрации» СМИ может привести к пагубным последствиям и расшатанной психике ребёнка.
Предпосылки и рекомендации к формированию семейных ценностей у студенческой молодёжи
В данной статье рассмотрены результаты социологического опроса, направленного на изучение семейных ценностей и установок молодёжи, приведены рекомендации к форме проведения мероприятий, посвящённых изучению брачных, семейных, сексуальных отношений.
Реклама в жизни детей
В статье автор исследует влияние рекламы на детей, ее восприятие современным ребенком. Воздействие рекламы на детей зависит от особенностей развития детей, открытости доступа их к медиаресурсам, ограничений со стороны законодательства и родителей.
Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России
В статье раскрывается значение СМИ в формировании политического сознания граждан. Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ...
Изучение представлений о гендерных стереотипах в физической культуре и спорте у современной молодёжи
Данная статья создана с целью формирования у людей представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.
Изучение представлений о гендерных стереотипах в физической культуре и спорте у современной молодёжи
Научная статья создана с целью анализа и формирования представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.
Использование рекламных образов при работе над темой «Семья» на уроках английского языка
В статье авторы пытаются определить роль образа семьи в рекламе как один из способов развития духовного, нравственного, интеллектуального и творческого потенциала на уроках английского языка.
Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы
Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...
Роль научных коммуникаций в поднятии престижа профессии учёного в России
В статье рассматривается деятельность государства, связанная с поднятием престижа профессии учёного в России посредством научных коммуникаций и взаимодействия со средствами массовой информации. Анализируется феномен понятий «престиж профессии» и «нау...
Похожие статьи
Семейные ценности россиян. Роль СМИ в формировании семейных ценностей
В статье рассматриваются определения понятий «семья» и «семейные ценности» в социологическом аспекте. На основании результатов исследований определены ценности современных российских семей. Дана оценка роли средств массовой информации в формировании ...
Влияние средств массовой информации на формирование психики подростка
В статье раскрывается понятие СМИ в качестве одного из формирующий аспектов психики подростка на регулярной основе. Делается вывод, что отсутствие «фильтрации» СМИ может привести к пагубным последствиям и расшатанной психике ребёнка.
Предпосылки и рекомендации к формированию семейных ценностей у студенческой молодёжи
В данной статье рассмотрены результаты социологического опроса, направленного на изучение семейных ценностей и установок молодёжи, приведены рекомендации к форме проведения мероприятий, посвящённых изучению брачных, семейных, сексуальных отношений.
Реклама в жизни детей
В статье автор исследует влияние рекламы на детей, ее восприятие современным ребенком. Воздействие рекламы на детей зависит от особенностей развития детей, открытости доступа их к медиаресурсам, ограничений со стороны законодательства и родителей.
Роль СМИ в политическом сознании граждан современной России
В статье раскрывается значение СМИ в формировании политического сознания граждан. Описываются функции и особенности средств массовой информации в современном обществе, а также на основе данных опросов автор анализируют уровень доверия населения к СМИ...
Изучение представлений о гендерных стереотипах в физической культуре и спорте у современной молодёжи
Данная статья создана с целью формирования у людей представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.
Изучение представлений о гендерных стереотипах в физической культуре и спорте у современной молодёжи
Научная статья создана с целью анализа и формирования представления о роли гендерных стереотипов в молодёжной среде.
Использование рекламных образов при работе над темой «Семья» на уроках английского языка
В статье авторы пытаются определить роль образа семьи в рекламе как один из способов развития духовного, нравственного, интеллектуального и творческого потенциала на уроках английского языка.
Взаимоотношение родителей и детей в семье: философско-психологические, социальные и педагогические аспекты проблемы
Статья посвящена проблеме взаимоотношений между родителями и детьми. Авторами рассматриваются основные философские и психологические подходы к вопросу отношений ребенка и родителей в семье, проводится анализ специфики взаимоотношений между родителями...
Роль научных коммуникаций в поднятии престижа профессии учёного в России
В статье рассматривается деятельность государства, связанная с поднятием престижа профессии учёного в России посредством научных коммуникаций и взаимодействия со средствами массовой информации. Анализируется феномен понятий «престиж профессии» и «нау...