Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Автор: Агаркова Алла Борисовна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2021)
Дата публикации: 31.12.2020
Статья просмотрена: 110 раз
Библиографическое описание:
Агаркова, А. Б. Специфика работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / А. Б. Агаркова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16299/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье представлен авторский взгляд на особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с детьми, имеющими особые возможности здоровья. Дано описание основных этапов проведения работы, а также раскрыты основные методики по предъявлению коррекционного материала.
Ключевые слова: адаптация, психические процессы, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекция.
The article presents the authors view on the features of corrective work of a defectologist teacher with children with limited health opportunities. A description of the main stages of the work is given. As well as the main methods for presenting the correction material are disclosed.
Keywords: adaptation, mental processes, children with disabilities, correction.
В настоящее время накоплен конструктивный практический опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в центре «Планета Я» г. Красноармейска, Московской области, где они проявляют и реализовывают себя, посредством занятий с педагогами и дефектологами, психологами и другими специалистами. Основной целью занятий, проводимых в центре, является коррекция, развитие возможностей, адаптация в коллективе и раскрепощение детей, формирование у них уверенности в своих силах [3].
Работа учителя-дефектолога в центре Планета Я ведется со следующими категориями детей: с детьми, имеющими задержку психического развития, школьниками, у которых диагностированы дислексические и дисграфические нарушения и детьми с расстройствами аутистического спектра. В нашей педагогической практике также встречались дети с сочетанными нарушениями, с нарушениями слуха, зрения, детским церебральным параличом, тяжелыми нарушениями речи и другими категориями детей.
Перед началом обучения у специалиста центра, каждый ребенок проходит медико-психолого-педагогическое обследование, на котором выявляется вид и степень нарушения, уточняется состояние основных психических функций, особенности познавательных процессов, степень развития основных мыслительных операций, уровень речевого развития. Специалист, который будет работать непосредственно с ребенком проводит более развернутую входящую диагностику, заполняет диагностические карты, составляет индивидуальную программу развития, заполняет необходимую документацию.
Одной из основных целей коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ являются формирование и развитие социальных представлений. Такого ребенка, прежде всего, необходимо социализировать как среди сверстников, так и среди взрослых. К сожалению, часто эти дети не посещают дошкольных образовательных учреждений, поэтому к школьному возрасту испытывают еще большие затруднения при адаптации. Сфера общения практически выпадает из их развития, потому что в силу особенностей ребенка, родители обычно стесняются выходить с ними на детские площадки или приглашать в гости других детей. Следовательно, такие дети не имеют даже элементарных навыков общения. Специалисту необходимо доносить до родителей степень важности данного аспекта, а также обучать ребенка различным формам и приемам общения и взаимодействия [2].
Основу дефекта при задержке психического развития составляет недоразвитие всех сторон познавательной деятельности. Такте дети в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия мира малоактивен.
Особенности их памяти вызывают значительные трудности при изучении нового материала, появляется необходимость многократного повторения пройденного материала. Незначительные детали и второстепенные признаки предметов и явлений фиксируются плохо или совсем проходят мимо внимания таких детей.
Основная коррекционная работа ведется по развитию высших психических функций, формированию познавательного интереса и познавательной активности, развитию речи, формированию пространственно-временных, величинных и количественных представлений и много другое. Эта работа объемная и долгосрочная, обычно дети с особенными возможностями здоровья требуют сопровождающей помощи специалиста на протяжении всего периода школьного обучения.
Еще одно направление работы — коррекция проявлений дислексии и дисграфии. Применительно к младшим школьникам правильнее говорить не о расстройстве, а о трудностях овладения письменной речью. В сложных психофизических процессах, которые представляют из себя чтение и письмо, участвуют и зрительный, и речедвигательный, и речеслуховой анализаторы. В процессе чтения и письма у детей с нормой устанавливается тесная связь и взаимообусловленность между этими анализаторами, а при особенностях в развитии она нарушена.
Дислексия у детей с относительно сохранным интеллектом представляет собой парциальную задержку развития, для которой характерным я являются ряд особенностей: сочетание с психическим инфантилизмом, выраженная неравномерность психического развития, определенные особенности структуры интеллекта.
Работа с детьми, имеющими нарушения письменной речи ведется по программе И. Н. Садовниковой «Нарушения письменной речи у младших школьников», которая включает в себя несколько этапов работы: коррекционная работа на фонетическом уровне, которая заключается в развитии звукового анализа слов, развитии фонематического восприятия (дифференциации фонем, имеющих сходные характеристики). В основе формирования звукового анализа положена постоянная опора на цифровой ряд, в которой ребенок соотносит по очереди буквы слова с цифрами; коррекционная работа на лексическом уровне, основными задачами которой являются: количественный рост словаря, качественное обогащение словаря, а также очищение словаря от искаженных, просторечных и жаргонных слов; коррекционная работа на синтаксическом уровне, где отрабатывается осознанное построение предложений, усвоение детьми сочетаемости слов, обогащение фразовой речи путем ознакомление детей с явлениями многозначности, синонимами, антонимами, омонимами [5, С.49].
На протяжении первых двух лет школьники упражняются в различных видах письма, каждый из которых имеет определенное значение для формирования навыков полноценной письменной речи (списывании как с рукописных, так и с печатных текстов, слуховых и графических диктантах). Во всех видах письма чтение выполняет функцию контроля. Вся работа не преследует цели обучить детей правописанию, а является одним из средств устранения аграмматизмов как в устной, так и в письменной речи учащихся.
Специфика обучения в ПМПС центре «Планета Я» детей с расстройствами аутистического спектра зависит от того, что дети проводят на занятиях короткий период времени. Но даже в таком сокращенном варианте необходимо создать условия для адаптации ребенка в среде, для его социализации и обеспечения развития по разным направлениям. Поэтому принципиально важно правильно распределить это время. Вся система образовательной работы выстраивается в соответствии с адаптированной индивидуальной программой и зависит от уровня тяжести расстройств аутистического спектра, так как без существенной развернутой поддержки взрослого организовать свою деятельность ребенок с РАС не в состоянии. По PEP диагностике (Psychoeducational Profile) определяется общий уровень развития ребенка, а также уровень дезадаптивных проявлений по шкале Вайнленда [4, С. 53].
Цель программ: коррекция дезадаптивного поведения, формирование социально — бытовых навыков и развитие навыков общения.
Постепенно вводится отработка полученных навыков в подгруппе, но основные элементы деятельности формируются индивидуально.
Методика организации занятий состоит из нескольких этапов. На начальном этапе специалист находится напротив ребенка. Для создания комфортной среды детям с РАС необходима обедненность окружающего пространства, отсутствие отвлекающих предметов. Все игрушки убраны, стоит ширма, пространство ограничено. Прежде всего, определяем возможности ребенка и уровень сформированности знаний, умений, навыков. Затем находим направление совместной деятельности, которая проходит без провокативно-деструктивных действий (рисование, штриховка, пение, манипулятивная деятельность с каким-то предметом). Эта деятельность и послужит началом процесса взаимодействия с педагогом и усвоения новых знаний, умений, навыков [1, С. 46]. Здесь все настолько индивидуально, что педагогу предстоит сложная задача. На начальных этапах работы с такими ребятами главное — научиться понимать их чувства, найти способы их выражения, научить этому детей. Карточки, написанные слова, при последующих этапах и более высоких уровнях развития детей — произносимые слова. Параллельно ведется работа над обогащением словаря детей.
Со всеми детьми ведется работа по нормализации поведения, устранению проявлений негативизма и агрессии, коррекции нежелательного поведения и формированию самоконтроля в различных видах деятельности.
Литература:
- Аршатская О. С. Психологическая помощь ребенку раннего возраста при формирующемся детском аутизме//Дефектология.2005. № 2. — с.46
- Бабаева Е. В., Ганьшина Г. В., Муравьева Ж. В. Организация досуга детей с ограниченными возможностями здоровья средствами социально-культурной анимации // Современные проблемы науки и образования. 2016.№ 6; URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=25544
- Ганьшина Г. В., Агаркова А. Б., Муравьева Ж. В. Формирование навыков технического творчества у детей с задержкой психического развития. Перспективы развития современной культурно-образовательной среды столичного мегаполиса: Материалы научно-практической конференции института культуры и искусств Московского городского педагогического университета. Под общей редакцией С. М. Низамутдиновой, 2018
- Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: начальные проявления. -М.: Просвещение, 2004. — с.53
- Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. — М., 1995
Ключевые слова
адаптация, дети с ограниченными возможностями здоровья, коррекция, психические процессыПохожие статьи
Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями
В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...
Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития
В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ
В данной статье описываются психолого-педагогические возможности применения арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье рассматриваются различные техники арт-терапии, особенности их применения, их влияние на ...
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Повышение педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями как главное условие успеха коррекционного воздействия
В статье кратко освещено состояние проблемы необходимости повышения педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями, раскрыта ее актуальность. Приведен краткий анализ программ и моделей, применимых в работе по повышению педагоги...
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии
В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.
Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...
Похожие статьи
Диагностика социальной адаптации младших школьников с интеллектуальными нарушениями
В статье раскрывается понятие «социальная адаптация». Описываются факторы, влияющие на социальную адаптацию младших школьников с интеллектуальными нарушениями. Рассматриваются этапы диагностики социальной адаптации младших школьников с интеллектуальн...
Речевая диагностика ребенка как значимый компонент его общего развития
В данной статье рассказывается о целесообразности и актуальности ранней речевой диагностики детей, начиная с раннего возраста, о важности и эффективности просветительской работы с родителями этой категории детей.
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ
В данной статье описываются психолого-педагогические возможности применения арт-терапии в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В данной статье рассматриваются различные техники арт-терапии, особенности их применения, их влияние на ...
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Повышение педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями как главное условие успеха коррекционного воздействия
В статье кратко освещено состояние проблемы необходимости повышения педагогической компетентности родителей детей с особыми потребностями, раскрыта ее актуальность. Приведен краткий анализ программ и моделей, применимых в работе по повышению педагоги...
Специфика взаимодействия логопеда с участниками образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
В статье освещены основные элементы совместной работы учителя-логопеда и специалистов ДОО. Выявлены и проанализированы наиболее эффективные коллективные формы работы с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста.
Нейропсихологическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении
В данной статье определяются существенные отличия нейропсихологического подхода в сравнении с традиционным к диагностике и коррекции детей дошкольного возраста, раскрывается содержание нейропсихологического сопровождения детей с ограниченными возможн...
Пластилинография, как средство развития творческих способностей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в системе дошкольного образования в современных условиях
Автор раскрывает значимость использования метода пластилинографии в работе с детьми с ОВЗ, виды заданий при работе с детьми. Статья рекомендована воспитателям коррекционных групп.
Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии
В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.
Работа педагогов дошкольной образовательной организации с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи
В статье описана деятельность педагогов дошкольной образовательной организации, направленная на дифференциацию коррекции тяжелых нарушений речи у дошкольников в условиях педагогического сопровождения семьи. Показан опыт работы с семьями, имеющими дет...