Психологические особенности самоактуализации личности
Автор: Федотовских Диана Ягфаровна
Рубрика: 23. Психология
Опубликовано в
XVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2021)
Дата публикации: 31.12.2020
Статья просмотрена: 1236 раз
Библиографическое описание:
Федотовских, Д. Я. Психологические особенности самоактуализации личности / Д. Я. Федотовских. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16306/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье проведен анализ исследовательского мнения о феномене самоактуализации личности. Выявлена закономерная связь самоактуализации с самореализацией, а также такими понятиями как личностная зрелость и психологическое здоровье, выделены некоторые особенности самоактуализации. Самоактуализация, как фундаментальное свойство психологически здоровой и зрелой личности, которое выражается в стремление к полной реализации своего потенциала, саморазвитию, сохранению и максимальному проявлению своих лучших качеств.
Ключевые слова: самоактуализация, самоактуализирующаяся личность, психологическое благополучие, личностные качества, психологическое здоровье.
Процесс формирования личности в современном мире напрямую коррелирует со стадиями социализации человека в их временной протяженности и таким образом зависит от развития технологий и научно-технического прогресса. Перед человеком, живущем в постоянно меняющемся обществе, стоит задача одновременно существовать в разных культурных пластах, приспосабливаться к меняющимся условиям и обстоятельствам.
Термин «самоактуализация» впервые появился в трудах нейрофизиолога К. Гольдштейна, основные исследования которого в начале ХХ века были посвящены изучению психических нарушений при травмах мозга. Под термином самоактуализации, принято понимать желание человека определить на что он способен, где он сможет пригодиться и тем самым развить все свои природные таланты.
Самоактуализация в рамках исследований рассматривается с различных точек зрения: как механизм, который стимулирует саморазвитие, делающий его необходимой для существования потребностью, целью и жизненной стратегией (К. А. Абульханова -Славская, Т. И. Артемьева, Е. И. Головаха). Самоактуализация всегда связана с процессом становления личности как субъекта интеллектуальной активности (Д. Б. Богоявленская, В. И. Слободчиков), со свободным выбором (В. А. Петровский), с саморегуляцией произвольной активности (В. А. Иванников, О. А. Конопкин), жизненным смыслом (Д. А. Леонтьев), с концепцией интегральной индивидуальности (В. С. Мерлин, Б. А. Вяткин, М. Р. Щукин, Л. Я. Дорфман).
Понятие «самоактуализация» не является новым для российской науки. «Самоактуализирующаяся личность» приравнивается к понятию «психологически здоровая личность».
В то же время, несмотря на различные определения самоактуализации многими авторами, все они объединены идеей стремления человека воплотить в жизнь свои врожденные навыки и умения, что являет собой ядро понятия самоактуализации личности.
Под самоактуализацией мы понимаем постоянную реализацию личностью своих возможностей, способностей и талантов как совершение миссии, призвания, как наиболее полное познание себя и соответственно, принятие своей собственной изначальной природы. Человек таким образом в системе координат самоактуализации, рассматривается нами, одновременно как точка отсчета, начиная с которой он реализует все свои явные и неявные, (что возможно, даже важнее) способности и в тоже время, человек является конечной точкой для приложения вектора всех сил, направленных на раскрытие его способностей.
Изучение механизмов и условий саморазвития человека, использование заложенного в нем потенциала актуально в современной отечественной науке. В этом отношении самореализация определяется нами, как набор стратегий, которые стимулирует саморазвитие и превращает его в жизненно-необходимые потребности, цели.
В процессе социализации человек устанавливает разного рода связи (эмоциональные и т. д.) с другими людьми, которые имеют отличные от него знания и опыт. Эти связи могут выступать основой саморазвития, способом преодоления себя и средством актуализации. В процессе социализации человек познает мир и себя, переходя от идентификации к самореализации и наоборот, от познания к самопознанию, от оценки к самооценке, от социального контроля к самоконтролю. Для того чтобы успешно существовать в современных реалиях и быть конкурентно способным, вопрос саморазвития и самоактуализации являются необходимым и достаточным условием. [1].
В современной психологии самоактуализация рассматривается как наивысшая ступень самореализации. А. Г. Маслоу указывал на взаимосвязь развития (становления) личности и психического здоровья, что является следствием развитием и движения в сторону самоактуализации [2]. Таким образом можно рассматривать самоактуализацию как систему в развитии, как целостное образование, которое одновременно имеет несколько характеристик — процесса, состояния, черты личности, метапотребность, но не сводится одному из них. В целом самоакутализация представляет комплекс системных качеств, которые определяют раскрытие внутреннего потенциала человека в процессе его социализации через осознание и понимание собственной жизни в рамках общества. Самоактуализация представлена в системе личности, как своеобразная метасистема, представляющая разные уровни проявления своей социальной зрелости (высокий, средний и низкий), разные типы личной реализации в процессе самореализации (альтруистический и эгоистичный) [4, с.69].
Философский и психолого-педагогический анализ проблемы самоактуализации личности имеет не только научный, но и практический смысл. Дихотомия самоактуализации очевидна. С одной стороны, в человеке содержатся источник для реализации его в качестве успешного во всех смыслах полноценного члена социума. С другой стороны, именно эти начальные условия и мешают ему начать действовать решительно, последовательно и методично. Эта проблема обостряется в современную эпоху модернизации всех сфер человеческой и общественной жизни, когда развитие инновационного общества сталкивается с все новыми проблемами.
Понятие «самореализация» традиционно связывают с одной из зарубежных теорий личности, разработанной в контексте гуманистической педагогики и психологии. Однако феномен самореализации также изучается в областях философии, социологии, биологии в связи с различными концепциями и на разных уровнях обобщения. Это отражается в разнообразии трактовок понятия «самореализация» при наличии синонимичных понятий. В науке используются различные термины, близкие к этому понятию: «самоутверждение», «самовыражение», «самораскрытие», «самодеятельность», «самообразование», «самосовершенствование», «самореализация», «самореализация», «трансцендентность». [3, с.84]
В философских исследованиях понятие «самоактуализация» рассматривается как составной элемент понятия «самореализация», а иногда и как его синоним. Само понятие «самореализация» в философии трактуется неоднозначно.
На основании анализа исследователей проблемы самоактуализации можно сделать следующие выводы: самоактуализация — это свойство психологически здоровых людей; самоактуализация — это естественная тенденция к внутреннему саморазвитию человека; это фундаментальное свойство зрелого человека, целью которого выступает борьба за полноценную реализацию собственного потенциала, развитие таких качеств, как автономность личности, способность к личному и профессиональному самоопределению и прочее.
Литература:
- Челомбицкая, Марина Петровна . Интеллект и креативность как факторы самоактуализации человека в инновационном обществе: автореферат дис.... кандидата философских наук: 09.00.11 / Челомбицкая Марина Петровна; [Место защиты: Дон. гос. техн. ун-т]. — Ростов-на-Дону, 2009. — 27 с.
- Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья // Мотивация и личность / Пер. с англ. А. М. Татлыбаевой. СПб. 2018 [Электронный ресурс] // PSYLIB. Самопознание и наше мышление. Психологические книги: психологическая библиотека клуба «Познай себя»: URL: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt11.htm (дата обращения 12.10.2020).
- Недашковская М. А. Самореализация личности как феномен культуры. М. 2016. 153 с.
- Ященко Е. Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации: дис.... д-ра психол. наук / Е. Ф. Ященко. СПб. 2012. 249 с.
Ключевые слова
самоактуализация, личностные качества, психологическое здоровье, психологическое благополучие, самоактуализирующаяся личностьПохожие статьи
Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов
В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студенто...
Психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе
Психологическая культура личности является результатом развития, обучения и воспитании личности в информационном обществе с детских лет. Поэтому в контекст её рассмотрения входят психическое и психологическое здоровье личности, а также психологическо...
Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности
В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...
Системный анализ структуры правового сознания студента в педагогической литературе
В статье исследуется понятие «правового сознания» как элемента мегасистемы качеств личности. Проводиться анализ и раскрывается структура правового сознания, рассматривается ее взаимосвязь с другими качествами личности. Изучаются этапы формирования пр...
Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности
Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...
Самореализация, нравственность и профессиональное становление личности: педагогический аспект проблемных точек соприкосновения
Статья посвящена определению проблемных точек соприкосновения аспектов самореализации, нравственности и профессионального становления личности. Представлено изучение феномена самореализации в разных (философия, социология, психология, педагогика) обл...
Стиль достижения профессионализма в системе стилевых проявлений индивидуальности
В статье рассматриваются проблемы стилевых проявлений индивидуальности человека. Освещаются вопросы профессиональной социализации и профессиональной индивидуализации субъекта труда. Акцентируется внимание на феномене стиля достижения профессионализма...
Исследовательская деятельность студентов как условие формирования готовности к самоорганизации деятельности будущего специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности
В статье представлены результаты эмпирического исследования готовности студентов к самоорганизации деятельности и ее формирования в условиях образовательной среды. Показано, что готовность личности к самоорганизации профессиональной деятельности бази...
Осознанность: необходимый навык для устойчивости в стрессовых условиях в XXI веке
В этой статье исследуется концепция осознанности как ключевого навыка для преодоления стресса в современном мире. В ней анализируются исторические корни и современное понимание осознанности, ее психологические, физиологические и духовные преимущества...
Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы
В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...
Похожие статьи
Взаимосвязь смысло-жизненных ориентаций и уровня самоактуализации личности студентов
В статье рассмотрены психологические факторы и пути формирования самоактуализирующейся личности, показана роль смысло-жизненных ориентаций в процессе самоактуализации. Изучены смысло-жизненные ориентации и эмоционально-личностные особенности студенто...
Психологическая культура и психологическое здоровье личности в информационном обществе
Психологическая культура личности является результатом развития, обучения и воспитании личности в информационном обществе с детских лет. Поэтому в контекст её рассмотрения входят психическое и психологическое здоровье личности, а также психологическо...
Теоретические аспекты нейротизма как личностной особенности
В статье представлен анализ изучения нейротизма как личностной особенности, которая влияет на психологическое и соматическое здоровье личности при повышенных значениях. Результаты проведённого исследования позволяют дополнить теоретические представле...
Системный анализ структуры правового сознания студента в педагогической литературе
В статье исследуется понятие «правового сознания» как элемента мегасистемы качеств личности. Проводиться анализ и раскрывается структура правового сознания, рассматривается ее взаимосвязь с другими качествами личности. Изучаются этапы формирования пр...
Проблема девиантного поведения в России: к вопросу об актуальности
Представленная статья посвящена анализу актуальных структурных элементов девиантного поведения среди граждан Российской Федерации, которые увлечены в различной профессиональной и социальной деятельности. Автором определены некоторые теоретические и э...
Самореализация, нравственность и профессиональное становление личности: педагогический аспект проблемных точек соприкосновения
Статья посвящена определению проблемных точек соприкосновения аспектов самореализации, нравственности и профессионального становления личности. Представлено изучение феномена самореализации в разных (философия, социология, психология, педагогика) обл...
Стиль достижения профессионализма в системе стилевых проявлений индивидуальности
В статье рассматриваются проблемы стилевых проявлений индивидуальности человека. Освещаются вопросы профессиональной социализации и профессиональной индивидуализации субъекта труда. Акцентируется внимание на феномене стиля достижения профессионализма...
Исследовательская деятельность студентов как условие формирования готовности к самоорганизации деятельности будущего специалиста в сфере безопасности жизнедеятельности
В статье представлены результаты эмпирического исследования готовности студентов к самоорганизации деятельности и ее формирования в условиях образовательной среды. Показано, что готовность личности к самоорганизации профессиональной деятельности бази...
Осознанность: необходимый навык для устойчивости в стрессовых условиях в XXI веке
В этой статье исследуется концепция осознанности как ключевого навыка для преодоления стресса в современном мире. В ней анализируются исторические корни и современное понимание осознанности, ее психологические, физиологические и духовные преимущества...
Рефлексия как средство развития подростков во внеурочной деятельности школы
В статье рассматривается проблема развития рефлексии подростков. Рефлексия, как один из механизмов личностного развития и саморазвития личности, является важнейшей способностью человека, помогающей переосмыслить его отношения с предметным и социальны...