Организация работы с дошкольниками с задержкой психического развития по формированию коммуникативных навыков посредством проектной деятельности
Авторы: Карпова Наталья Петровна, Верещагина Анна Николаевна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XVI международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, январь 2021)
Дата публикации: 02.01.2021
Статья просмотрена: 239 раз
Библиографическое описание:
Карпова, Н. П. Организация работы с дошкольниками с задержкой психического развития по формированию коммуникативных навыков посредством проектной деятельности / Н. П. Карпова, А. Н. Верещагина. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVI Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 72-74. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/386/16312/ (дата обращения: 15.11.2024).
Целью данной работы является рассмотрение особенностей общения и коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития, а также представление аспектов программы по формированию коммуникативных навыков у дошкольников посредством проектной деятельности.
Ключевые слова: общение, коммуникативные навыки, дошкольники, задержка психического развития, взрослые, педагоги, проектная деятельность, проект, программа.
Дошкольный возраст — это период, когда ребенку необходимо общение с окружающими его людьми, в результате чего формируются представления малыша о себе и собственных возможностях, происходит формирование его как полноценной личности. Но когда речь заходит о ребенке с задержкой психического развития, задачи научить его общению в процессе межличностного взаимодействия усложняются.
М. С. Певзнер, Е. С. Слепович, Р. Д. Триггер, У. В. Ульенкова и др. отмечали недостаточность развития и незрелость коммуникативных навыков у детей с задержкой психического развития.
У детей данной нозологической группы возникают трудности вступать в сотрудничество со взрослыми и сверстниками, они малоактивны, неразговорчивы, отмечается сниженная чувствительность к инициативе других. Часто дети стараются избежать речевого контакта, предпочитая взаимодействовать с игрушками и окружающими предметами. Стоит отметить, что дошкольники с задержкой психического развития во время занятий или игровой деятельности нередко отвлекаются, переключают свое внимание на посторонние предметы и явления, им тяжело сконцентрироваться на той информации, которую им говорят, не могут продолжить мысль собеседника, формулировать вопросы и отвечать на них, устанавливать причинно-следственные связи и умозаключения, а также аргументировать свою точку зрения, свои высказывания. Снижение мотивации в общении приводит к содержательной бедности, структурной неполноте используемой речевой продукции [2, с.388].
Уровень сформированности коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития в общении со взрослыми и сверстниками находится на достаточно низком уровне. Поэтому необходим поиск новых возможностей для повышения качества и эффективности образовательной деятельности по формированию коммуникативных навыков у детей. Особую роль играет данное направление в образовании и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Внедрение проектной деятельности в дошкольных учреждениях стало зарождаться сравнительно недавно и успешно развиваться [3, с 3]. В работах Н. Г. Алексеева, Е. С. Полат, А. И. Савенкова, Г. К. Селевко, В. И. Слободчикова и др. представлены различные точки зрения на организацию проектной деятельности обучающихся.
Использование проектной деятельности в обучении дошкольников, а в частности, детей с задержкой психического развития — достаточно молодая актуальная тема. Во-первых, у ребенка с ограниченными возможностями здоровья появляется возможность получить положительный социальный опыт, что является неотъемлемой задачей в коррекционном процессе. Ребенок благодаря проектной деятельности может вносить что-то новое в свое социальное окружение, и, если это представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностной развитие [1, с. 3].
Во-вторых, при определении темы и идеи проекта, педагог учит ребенка делать выбор самостоятельно, осознавать и формулировать цели, желания, проблемы, что определенным образом воздействует на развитие мыслительных процессов.
В-третьих, на этапе реализации проекта открываются широкие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей, создается почва для проявления и развития индивидуальности детей, осознания ими своих интересов, склонностей, способностей.
Образовательная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях регулируется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО). В документе представлены приоритетные образовательные области, которые включают в себя “социально-коммуникативное развитие» и «речевое развитие». Для данных областей в стандарте перечислены задачи и целевые ориентиры. Условно выделим те, которые регулируют коммуникативное развитие: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи [4].
Определив важность проблемы коммуникативного развития детей с задержкой психического развития и актуальность использования проектной деятельности в дошкольных учреждениях, на базе МКДОУ № 138 компенсирующего вида г. Кирова была разработана и реализована программа «Волшебный мир общения», целью которой было формирование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития посредством проектной деятельности. В апробации программы принимали участие пятнадцать дошкольников с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста, их родители и педагоги.
При реализации программы учитывались требования ФГОС ДО к организации и содержанию образовательной деятельности в ДОО по освоению дошкольниками образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие» [4] при реализации комплексного подхода и взаимодополнении образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» при использовании различных видов деятельности (игровая, коммуникативная, познавательно — исследовательская, музыкальная, изобразительная, трудовая, двигательная, восприятие художественной литературы, конструирование).
Программа была реализована в три этапа в течение девяти месяцев. Подготовительный этап проводился с сентября по ноябрь и включал в себя обследование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития, а также условий, созданных для их формирования. Далее была проведена работа с родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения с целью обоснования необходимости реализации программы и ознакомления с ее задачами, методами, средствами и ожидаемыми результатами.
С декабря по апрель проходил основной этап. В рамках проектной деятельности были реализованы 4 проекта: «Мой ласковый и нежный зверь», «Поможем братьям нашим меньшим», «Моя дружная семья», «Я — будущий первоклассник». Проектная деятельность была включена в АООП для детей с задержкой психического развития, составленную на основе пособия С. Г. Шевченко «Подготовка к школе детей с задержкой психического развития».
Непосредственная образовательная деятельность, проводимая педагогами в рамках проекта, носила интегрированный характер и включали в себя направления по формированию коммуникативных навыков: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками, слушать и слышать, воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию, конструировать «текст для другого» (говорить самому).
Организация проекта включала в себя три ступени. На первой ступени определялась тема, интересная и посильная для всех предполагаемых участников проекта, в том числе для детей с задержкой психического развития, а также соответствующая материально-техническим возможностям дошкольного образовательного учреждения и уровню подготовки специалистов. Далее определялись мотивы участия детей в предстоящей деятельности. Введение в тему было связано с использованием модели «трёх вопросов»: «Что знаю?», «Что хочу узнать?», «Как узнать?».
На второй ступени реализовывался сам проект через различные виды деятельности, включая совместную работу участников проекта.
Третья ступень предполагала социальную презентацию нового материального продукта, имеющего ценность для детей.
В протяжении всего второго этапа уделялось большое внимание на работу с родителями и педагогами. Для решения вопроса выработки оптимальной тактики общения ребенка в семье, а также со взрослыми и сверстниками в ДОО с педагогами и родителями проводились индивидуальные консультации, семинары — практикумы, педагогические диспуты, совместные занятия с детьми и праздничные мероприятия.
На третьем итоговом этапе, который проходил в мае, после повторного обследования коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития были подведены итоги и оценка эффективности программы «Волшебный мир общения». В результате реализации программы уровень сформированности коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития вырос. Таким образом, полученные результаты доказали эффективность программы, ее актуальность и необходимость реализации в дошкольном образовательном учреждении.
Литература:
- Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: Мозаика-Синтез, 2014. — 64 с.
- Карпова Н. П. Исследование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития/ Н. П. Карпова, А. Н. Верещагина. — Текст: непосредственный //Молодой ученый. —2020. —№ 52 (342). — с. 385–388.
- Румянцева Е. А. Проектная деятельность в практике обучения детей 3–7 лет / Е. А. Румянцева. — Волгоград: Учитель, 2020. — 159 с.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.
Ключевые слова
общение, педагоги, программа, проектная деятельность, проект, коммуникативные навыки, дошкольники, задержка психического развития, взрослыеПохожие статьи
Исследование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов проблемы общения и коммуникативных навыков у дошкольников. А также представление методов исследования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР в общении со взрослыми и сверстниками.
Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития
В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...
Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...
Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста
В статье представлен опыт МДОУ д/с № 98 об особенностях процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на активизацию эмоционального ...
Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В статье анализируются основные моменты развития коммуникативных навыков у дошкольников, методы и приемы, влияющие на формирование...
Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников
В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.
Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания
В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...
Формирование коммуникативных умений у детей 8–9 лет с ЗПР посредством продуктивных видов деятельности
В статье автор представляет опыт работы по формированию коммуникативных умений у детей 8–9 лет с задержкой психического развития через использование продуктивных видов деятельности и создание специальных коммуникативных ситуаций в процессе такой деят...
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.
Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности
Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...
Похожие статьи
Исследование коммуникативных навыков у дошкольников с задержкой психического развития
Целью данной работы является рассмотрение теоретических аспектов проблемы общения и коммуникативных навыков у дошкольников. А также представление методов исследования коммуникативных навыков у дошкольников с ЗПР в общении со взрослыми и сверстниками.
Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития
В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...
Решение задач воспитания в образовательной области «социально-коммуникативное развитие» при реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования
Описывается опыт работы педагогов дошкольной образовательной организации в области социально-коммуникативного развития дошкольников. Система работы представлена моделью социально-коммуникативного развития дошкольников. Описано содержание образователь...
Продуктивная деятельность как фактор социализации детей старшего дошкольного возраста
В статье представлен опыт МДОУ д/с № 98 об особенностях процесса социализации детей старшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности. Раскрыты формы и принципы продуктивной творческой деятельности, направленной на активизацию эмоционального ...
Особенности формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются особенности формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В статье анализируются основные моменты развития коммуникативных навыков у дошкольников, методы и приемы, влияющие на формирование...
Возрастные особенности развития коммуникативных навыков у младших школьников
В статье рассматриваются психологические и педагогические стороны особенностей развития навыков общения у детей младшего школьного возраста, проблема развития коммуникативных навыков.
Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания
В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...
Формирование коммуникативных умений у детей 8–9 лет с ЗПР посредством продуктивных видов деятельности
В статье автор представляет опыт работы по формированию коммуникативных умений у детей 8–9 лет с задержкой психического развития через использование продуктивных видов деятельности и создание специальных коммуникативных ситуаций в процессе такой деят...
Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста
В статье автор представляет опыт работы по развитию коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в рамках реализации психолого-педагогического проекта.
Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности
Автором статьи было проведено исследование вопросов, связанных с формированием у младших подростков коммуникативных умений во внеучебной деятельности. Автор определяет коммуникативные умения как умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вес...