Профессиональная ориентация дошкольников и младших школьников средствами музыкального искусства в системе дополнительного образования детей
Авторы: Винтенбах Ирина Владимировна, Шурганова Наталья Викторовна
Рубрика: 24. Педагогика
Опубликовано в
XVII международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, февраль 2021)
Дата публикации: 29.01.2021
Статья просмотрена: 92 раза
Библиографическое описание:
Винтенбах, И. В. Профессиональная ориентация дошкольников и младших школьников средствами музыкального искусства в системе дополнительного образования детей / И. В. Винтенбах, Н. В. Шурганова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/388/16359/ (дата обращения: 15.11.2024).
Музыкальное образование даёт возможность раннего включения детей в профессиональную деятельность. Особенно важным является начальный этап обучения, который закладывает фундаментальные основы профессионального развития в различных сферах музыкального искусства.
Ключевые слова: дополнительное образование, музыкальное искусство, социализация, профессиональная ориентация, дошкольники, младшие школьники.
На данном этапе, в условиях модернизации и инновационного развития российскому государству и обществу требуется личность, обладающая инициативностью, способностью творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющая выбирать свой профессиональный путь и готовая обучаться в течение всей жизни.
Для решения этой задачи в Концепции модернизации российской системы образования отводится большое значение дополнительному образованию детей, способствующему развитию склонностей, способностей и интересов, социальному и профессиональному самоопределению подрастающего поколения.
В учреждениях дополнительного образования детям предоставляются широкие возможности для профессионального определения, в числе которых:
— многообразие видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы и потребности;
— наличие условий для свободного выбора каждым ребёнком образовательной области, профиля программы и времени их освоения;
— личностно-деятельный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации ребёнка к познанию и творчеству, его профессионального самоопределения;
— личностно-ориентированный подход педагогов дополнительного образования в педагогической деятельности.
Сейчас дополнительное образование детей необходимо рассматривать как один из видов образования по выбору, куда дети идут добровольно или их ведут родители. К числу этих потребностей, которые приводят ребёнка в учреждения дополнительного образования, следует отнести:
— творческие потребности — желание родителей развить индивидуальные способности детей и стремление самих детей к самореализации в избранном виде деятельности;
— коммуникативные потребности — необходимость детей в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;
— познавательные потребности — стремление дошкольников и младших школьников к расширению объёма знаний, умений и навыков;
— компенсаторные потребности — желание детей за счет дополнительных знаний решить проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;
— досуговые потребности — стремление детей к содержательной организации свободного времени;
— профориентированные прагматические потребности — установка на допрофессиональную подготовку.
Таким образом, дополнительное образование не только расширяет знания, творческие возможности и потенциал детей, оно обеспечивает возможность их успеха в избранном направлении деятельности и содействует развитию таких качеств личности, которые помогут в решении проблем в различных жизненных ситуациях [2, с. 97].
Становление личности ребёнка, его социализация в современном мире, начинается с рождения. Чтобы удовлетворить свои растущие день ото дня потребности, детям необходимы новые впечатления, им хочется активного действия и, конечно, они нуждаются в признании и поддержке собственного «Я». И именно мир искусства, доступный для понимания и интересный для малыша, привлекает в детские объединения, художественной направленности, учреждений дополнительного образования большое число детей.
Общеизвестно, что музыка раньше других искусств находит эмоциональный отклик в душе ребёнка, оказывает очень сильное воздействие на психологические установки и не только преобразовывает эмоционально-образное состояние, но и меняет поведение детей. С развитием музыкальной культуры у детей появляется особенное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Именно музыка воздействует на чувства детей, формирует их моральный облик и побуждает их к сопереживанию. Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности, закладывает первоначальные основы общей культуры. Музыкальное образование даёт возможность раннему включению детей в профессиональную музыкальную деятельность. Особенно важным является начальный этап обучения, который закладывает фундаментальные основы профессионального развития в различных сферах музыкального искусства. Войдя в мир музыкального искусства, ребёнок учится передавать свои эмоции, чувства, вкладывает в него частицу своей души, что отражает его внутренний мир. Дети не только познают язык музыкальной речи, они начинают сознательно активно им пользоваться в своей творческой деятельности. Именно в этот момент важная роль отводится педагогам дополнительного образования, которые выявляют творческие способности детей, способствуют их развитию, поддерживают талантливых и одарённых, оказывают консультативную помощь родителям по организации профессионального музыкального обучения их детей. Широко используют в своей работе такие педагогические приёмы, как:
— индивидуальная работа с каждым обучающимся;
— развитие самостоятельного творческого мышления через постановку педагогических задач и создание ситуаций стимулирующих ассоциативно-образное мышление;
— формирование музыкальности через знакомство с мировой культурой;
— воспитание личным примером;
— вовлечение обучающихся в творческую и концертную деятельность. [1, с. 41]
Для успешного познания мира музыки решающим фактором является заинтересованность обучающихся. Процесс музыкального образования только тогда будет воспитывающим и развивающим, когда он включает в себя задачу воспитания и развития в детях положительного эмоционального отношения к самому процессу обучения и интереса к музыкальному искусству. Интерес к обучению возникает когда содержание программного материала органически связано с жизнью, современностью, актуальными проблемами быта, науки и культуры, когда оно перспективно в смысле выбора будущей профессии и места человека в общественной жизни. [3, с. 38]
В настоящее время в дополнительном образовании детей применяются новые современные личностно-ориентированные технологии по следующим принципам:
— обучение без принуждения, приоритет положительного стимулирования;
— право ребёнка на ошибку, свободный выбор, собственную точку зрения;
— успешность, мажорность в общении и обучении;
— формирование положительной Я- концепции.
Именно такая работа, высокий профессионализм и личные качества педагога дополнительного образования способствуют достижению качественных результатов обучения и помогают профессиональной ориентации детей на музыкальные специальности, создаёт условия для раннего самоопределения детей в различных видах музыкально-педагогической или музыкально-исполнительской деятельности.
Особенность обучения и воспитания, заключающаяся в раннем освоении профессии в различных видах музыкальной деятельности, овладении профессиональными умениями и навыками, предполагает необходимость профессиональной ориентации детей на музыкальные специальности. Помогает интенсивному психологическому развитию детей, их творческих способностей, индивидуальности и раннему самоопределению дошкольников и младших школьников в области музыкального искусства.
Литература:
- Гончарова О. В., Богачинская Ю. С. Теория и методика музыкального воспитания: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования, 2012. — 80 с.
- Климов Е. А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. — М.: Знание, 2003. — 150 с.
- Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 112 с.
Ключевые слова
профессиональная ориентация, социализация, младшие школьники, дошкольники, музыкальное искусство, : дополнительное образованиеПохожие статьи
Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки
В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...
Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки
В статье рассматривается содержание музыкального образования в развитии развития интеллекта детей младшего школьного возраста на уроках музыки и педагогические возможности урока музыки в общеобразовательной организации.
Музыкальная деятельность как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования в условиях инклюзии
В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.
Речевое развитие детей с нарушениями речи через музыкальную деятельность в системе дошкольного, школьного и профессионального образования
В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.
Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством
Настоящая работа посвящена решению задач по формированию компетенций дошкольников в области художественно-эстетического воспитания. Исследование проведено в русле реализации Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образо...
К вопросу о необходимости использования медиаобразовательных технологий при формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования
В статье рассмотрена необходимость использования медиаобразовательных технологий в формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования в школе на современном этапе. Рассматриваются некоторые аспекты использования ...
Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования
Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.
Особенности планирования занятий по хореографии для дошкольников и младших школьников
В статье рассмотрены основные известные программы по хореографии, авторские наработки педагогов Российской Федерации и ближнего зарубежья. Также поднята проблема преемственности, а точнее её отсутствия при переходе от первой ступени образования ко вт...
Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста
В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...
Развитие творческих способностей дошкольников средствами искусства
В статье говорится о роли средств искусства в развитии творческих способностей дошкольников, о необходимости проведения интегрированных занятий на основе взаимодействия разных видов искусства.
Похожие статьи
Педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки
В статье рассматриваются педагогические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста средствами лепки, раскрывается парадигма художественно-эстетического воспитания в практике дошкольного образования и современных требований ФГОС ...
Концептуальные аспекты содержания музыкального образования по развитию интеллекта у младших школьников на уроках музыки
В статье рассматривается содержание музыкального образования в развитии развития интеллекта детей младшего школьного возраста на уроках музыки и педагогические возможности урока музыки в общеобразовательной организации.
Музыкальная деятельность как средство речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования в условиях инклюзии
В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.
Речевое развитие детей с нарушениями речи через музыкальную деятельность в системе дошкольного, школьного и профессионального образования
В статье рассмотрены подходы и технологии музыкально-речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи в системе дошкольного, школьного и профессионального образования.
Ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством
Настоящая работа посвящена решению задач по формированию компетенций дошкольников в области художественно-эстетического воспитания. Исследование проведено в русле реализации Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образо...
К вопросу о необходимости использования медиаобразовательных технологий при формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования
В статье рассмотрена необходимость использования медиаобразовательных технологий в формировании художественного вкуса младших школьников в системе музыкального образования в школе на современном этапе. Рассматриваются некоторые аспекты использования ...
Новые подходы к содержанию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в целевых ориентирах Федеральной государственной образовательной программы дошкольного образования
Рассматривается художественно-эстетическое развитие дошкольников как целенаправленное развитие смыслового восприятия произведений искусства и окружающего мира. Показана система работы педагогов художественно-эстетического развития дошкольников.
Особенности планирования занятий по хореографии для дошкольников и младших школьников
В статье рассмотрены основные известные программы по хореографии, авторские наработки педагогов Российской Федерации и ближнего зарубежья. Также поднята проблема преемственности, а точнее её отсутствия при переходе от первой ступени образования ко вт...
Управление процессом ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста
В данной статье анализируется понятие ранней профориентации с точки зрения различных авторов, выделяются ее направления, рассматриваются проблемы ранней профориентации. Выдвигается цель и задачи для более успешного осуществления процесса ранней профо...
Развитие творческих способностей дошкольников средствами искусства
В статье говорится о роли средств искусства в развитии творческих способностей дошкольников, о необходимости проведения интегрированных занятий на основе взаимодействия разных видов искусства.