«Маленький человек» в русской и немецкой литературе
Автор: Гаврилова Дарья Максимовна
Научный руководитель: Лысова Елена Борисовна
Рубрика: 28. Филология и лингвистика
Опубликовано в
XIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2021)
Дата публикации: 07.03.2021
Статья просмотрена: 1543 раза
Библиографическое описание:
Гаврилова, Д. М. «Маленький человек» в русской и немецкой литературе / Д. М. Гаврилова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/392/16430/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье рассматривается тема «маленького человека» в произведениях русской и немецкой литературы. Приведены исторические факты, которые повлияли на появление данной темы в литературе обеих стран.
Ключевые слова: русская литература, немецкая литература, главный герой, маленький человек, социальный статус .
В связи с демократизацией литературы в XIX веке многие русские и зарубежные писатели в своих произведениях начинают правдиво и подробно описывать жизнь «маленького человека» — обычного человека с его проблемами, страданиями и радостями. Эта тема понятна и близка многим читателям, она остается актуальной и в настоящее время, так как среди нас немало слабых и беспомощных людей.
Литературная энциклопедия терминов и понятий под редакцией российского историка литературы, доктора филологических наук А. Н. Николюкина дает определение «маленького человека». Ученый говорит, что понятие «маленький человек» в литературе можно отнести к разнообразным героям, которых объединяет то, что они имеют низкий социальный статус, что отражается на их психологии и поведении. Обычно «маленький человек» противопоставлен «значительному лицу», государству или обществу и содержание произведений о «маленьких людях» обычно сводится к описанию тревог, волнений, испытаний, мытарств героя.
На литературу непосредственное влияние оказывают социальные и исторические обстоятельства.
Так, в начале XIX века Россия — это одна из сильнейших мировых держав, но отстает от стран Западной Европы в политическом, экономическом, технологическом развитии. Вспомним важнейшие для российской истории события, произошедшие в XIX веке:
– Отечественная война 1812 г.;
– восстание декабристов 14 декабря 1825 г.;
– Крымская (Восточная) война 1853–1856 гг.;
– отмена крепостного права 1861 г.
Германия не пошла по пути развития Франции и Великобритании, у нее особый немецкий путь (нем. «Deutscher Sonderweg»). Корни таких решений уходят во времена Наполеоновских войн, когда Бонапарт завоевал все германские территории, разрозненные на тот момент. Немцы восприняли это как национальное оскорбление и идею о немецком превосходстве восприняли с воодушевлением. В 1871 г. после Франко-прусской войны (1870–1871 гг.) Германия становится объединенной, провозглашена Германская империя.
В начале XIX века в русской литературе наблюдается быстрая смена стилевых направлений. Начинает развиваться критический реализм, одна из основных черт которого заключалась в том, чтобы перенести действие за блестящий фасад Российской империи и обрисовать быт и духовную жизнь простого человека.
Повесть «Станционный смотритель» А. С. Пушкина (1830 г.) из цикла «Повести Белкина» филологи считают началом формирования образа «маленького человека» в русской литературе. «Маленький человек» здесь Самсон Вырин, побег дочери лишил смысла его существование. Автор ни в коей мере не осуждает героя, а, напротив, сочувствует.
Герой «Медного всадника» А. С. Пушкина (1833 г.) — «маленький человек» Евгений, обедневший дворянин, не имеющий положения в обществе. Пережив сильное потрясение, смерть возлюбленной, герой обнаруживает неспособность противостоять государству и погибает.
Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н. В. Гоголя «Шинель» (1843 г.) — самый известный всем образ «маленького человека». Хлопоча по разным инстанциям, Акакий Акакиевич не может найти справедливость, не может вернуть свою единственную радость — новую шинель. Он понимает, что совершенно бесправен, чувствует свое ничтожество и умирает.
У Ф. М. Достоевского в романе «Бедные люди» (1846 г.) можно увидеть новый тип «маленького человека», который способен на самоанализ. Это Макар Девушкин. Он узнает себя в Акакии Акакиевиче, ведь он сам такой же мелкий чиновник. Макар возмущен тем, что Гоголь изобразил чиновника как ничтожного человека. Ведь сам Макар способен глубоко чувствовать, любить, следовательно, он уже личность, несмотря на то, что имеет низкий социальный статус.
Образ «маленького человека» встречается в произведениях второй половины XIX века. Так, «маленького человека» можно встретить у А. П. Чехова: Беликов из «Человека в футляре», Червяков из «Смерти чиновника», Дымов из «Попрыгуньи».
В первой половине XX века о «маленьком человеком» писали Александр Куприн, Михаил Зощенко, Василий Шукшин и другие.
Обратимся к немецкой литературе первой половины XX века. Отличительной чертой литературы этого периода является появление героя из социальных низов. В период становления реализма в немецкой литературе возникает такой тип литературного героя как «маленький человек».
Интересно раскрывает проблему «маленького человека» в своей новелле «Превращение» (нем. «Die Verwandlung», 1912) Франц Кафка.
Однажды утром, проснувшись, главный герой произведения Грегор Замза обнаруживает себя в теле страшного насекомого. Единственное, что пугает Грегора — его неспособность обеспечивать дальше родителей и сестру.
С первых страниц книги главный герой кажется читателю обычным обывателем, но позже, автор раскрывает его как тонко чувствующего человека, любящего искусство. Из-за занятости Грегор не имеет возможности к самореализации, по этой же причине у него нет взаимопонимания с семьей.
Почему с Грегором произошло резкое изменение? Возможно, автор превратил Грегора Замзу в жука, чтобы показать главному герою, что пора менять свою жизнь. Если бы герой не ставил бы себе одну цель в жизни — заработок и имел бы собственные интересы, он снова бы мог стать человеком и не прожил бы свои последние дни в одиночестве. Превращение является следствием потери героем своей индивидуальности, принесенной в жертву другим. Отсутствие социальной и личной жизни привело к тому, что исчезновение коммивояжера Замзы, а после и его смерть, заметил только его начальник.
Самый известный роман Ханса Фаллады — «Маленький человек, что же дальше?» (нем. «Kleiner Mann — was nun?») написан в 1932 году и отражает всю сложность экономической и политической обстановки в Германии 30-х годов XIX века. Уже из названия понятно, кто герой произведения. Миллионы читателей увидели самих себя в истории Х. Фаллады.
Автор дает портрет главного героя Иоганнеса Пиннеберга, не выделяя его из общей массы. Он обладает характерными чертами «маленького человека»: он бесправен, терпит унижения, оскорбления, обиды. На протяжении всего повествования у Пиннеберга присутствует страх потерять работу, а его работодатели пользуются своим положением, делая героя марионеткой в своих руках.
В финальном эпизоде романа, приняв Пиннеберга за бездомного, полицейский прогоняет его с тротуара. Герой приходит к выводу, что нищета — это утрата человеческого достоинства: «…он понимает, что выброшен из жизни, что ему здесь больше не место, что его гонят по праву: поскользнулся, опустился, пропал. Чистота и порядок: в прошлом. Работа и обеспеченный кусок хлеба: в прошлом. Продвижение по службе и надежды: в прошлом. Бедность — это не только несчастье, бедность наказуема, бедность позорна, бедность подозрительна» [3, с.280].
Спасением от происходящего вокруг является для Пиннеберга его семья: жена и сын. С поддержкой жены Эммы он остается личностью.
Можно сделать вывод, что герой становится жертвой времени, но при этом представителем положительного нравственного начала.
Трагедии «маленького человека» посвящена пьеса Вольфганга Борхерта «На улице перед дверью» (нем. «Draußen vor der Tür», 1947).
В произведении речь идет о немецком солдате, только что вернувшимся в родной город с войны «О человеке, который вернулся в Германию, об одном из тех... Об одном из тех, что приходят домой и все же домой не приходят, потому что для них больше нет дома. Их «дома» на улице, перед дверью. Их Германия — ночью на улице, когда хлещет дождь» [4].
Унтер-офицер Бекман в нелепом виде и потрепанной одежде возвращается в Гамбург. Его ребенок погиб, жена забыла о существовании мужа и живет с другим мужчиной. Бекман надеется найти прибежище в доме своих родителей, но узнает, что они погибли из-за процесса денацификации, а в родительском доме живет посторонний человек. Герою приходится скитаться по улицам, мерзнуть и голодать. Он размышляет о том, кто же виноват в смертях многих тысяч людей.
Все, к кому обращается герой в поисках истины, не разделяют его переживаний, они хотят забыть о прошлом. Бекман так говорит об их позиции: «Постепенно начинаю понимать. Истинное положение вещей, о котором не следует забывать: на правде далеко не уедешь. Правдой только всех отвратишь от себя. Кому в наше время нужна правда? … С правдой дело обстоит, как со шлюхой, известной всему городу. Каждый ее знает, но каждому неприятно встретить ее на улице» [4].
В финальной сцене у Бекмана состоялся разговор с Богом, которого автор представляет читателям беспомощным стариком, в которого никто больше не верит. Бекман пытается переложить ответственность на Бога, но тот не готов взять вину на себя.
Бекман воплощает собой поколение людей, травмированных войной, испытывающих бессилие перед ней, отсюда их пассивность и бездеятельность.
В статье рассмотрены произведения русской литературы первой половины девятнадцатого века и немецкой литературы первой половины двадцатого века, посвященные теме «маленького человека». Важно отметить, что независимо от эпохи и национальной принадлежности, типичные черты «маленького человека» идентичны, это:
– низкий социальный статус;
– герою часто противопоставлен влиятельный, важный человек, государственная власть или несправедливость общества;
– острое восприятие происходящего и осознание своей обделенности;
– страдания, обусловленные ошибками «маленького человека» и неспособностью бороться с переживаемой ситуацией;
– зачастую трагический конец.
Перечислим виды художественных описаний «маленького человека» в литературе:
– портрет (например, «Шинель» Н. В. Гоголь, «Гранатовый браслет» А. И. Куприн, «Маленький человек, что же дальше?» Ханс Фаллада, «Превращение» Франц Кафка, «На улице перед дверью» Вольфганг Борхерт);
– речевая характеристика («Гранатовый браслет» А. И. Куприн, «На улице перед дверью» Вольфганг Борхерт);
– пейзаж («Медный всадник» А. С. Пушкин, Шинель» Н. В. Гоголь, «Маленький человек, что же дальше?» Ханс Фаллада);
– интерьер («Станционный смотритель» А. С. Пушкин, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский, «Маленький человек, что же дальше?» Ханс Фаллада, «Превращение» Франц Кафка).
Стоит подчеркнуть, что в произведениях русских авторов герой обращается к Богу в поиске защиты и справедливости. В немецкой литературе появляются персонажи, которые отрекаются от Бога (например, Бекман «На улице перед дверью» Вольфганг Борхерт).
В реальной истории Германии можно найти примеры, олицетворяющие исследуемое литературное явление. Речь пойдет о возведении на территории Германии после Второй мировой войны Берлинской стены. В 1949 году были образованы ГДР и ФРГ. Строительство Берлинской стеной было начато позже, в 1961 году. Неконтролируемые перемещения людей из Восточной части Берлина в Западную часть, провокации с нарушением границ стали причинами ее возведения. Стена разделила семьи на долгие годы, лишила тысячи людей заработка, полностью изменила их образ жизни. Было совершено множество попыток пересечь преграду, но у стены была мощная защита: сигнальное и электрическое ограждение, траншеи, наблюдательные вышки, полоса смерти, сторожевые собаки и одиннадцать тысяч солдат, которые охраняли стену по всей ее длине. Тысячи людей погибли в попытках перейти на другую сторону жуткого сооружения. Немецкое население оказалось бессильным перед властью, оно не могло противостоять ситуации. Следовательно, типичные черты литературного «маленького человека» можно было рассмотреть во многих немцах этого непростого периода. Берлинская стена рухнула в 1989 году. 31 августа 1990 года был подписан договор об объединении Германии. 3 октября этого же года произошло окончательное присоединение Восточной Германии к западной ее части. Этот день — дата национального праздника объединенной Германии — День немецкого или германского единства (нем. «Tag der Deutschen Einheit»).
Литература:
- Кафка, Ф. Превращение [Текст] рассказы: Пер. с нем. С.Апта, Г.Ноткина /Франц Кафка — СПб.: «Азбука», 2017. — 352 с.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий [Текст]/ Под ред. А. Н. Николюкина. Институт научн. информации по общественным наукам РАН. — М.: НПК «Интелвак», 2001. —799 с.
- Фаллада, Х. Собрание сочинений. В 4-х т. Т. I. Маленький человек, что же дальше? Кто хоть раз хлебнул тюремной баланды… [Текст] Романы: Пер. с нем./Редкол.:Т. Мотылева, П.Топер, И.Фрадкин; Препара /Х. Фаллада — М.:Художественная литература, 1990. — 718 c.
- Электронная библиотека RuLit [Электронный ресурс] –Борхерт Вольфганг «На улице перед дверью» [Текст]://2021. — 23 января. — Режим доступа: https://www.rulit.me/books/za-dveryu-read-149092–1.html, свободный.
Ключевые слова
русская литература, социальный статус, немецкая литература, главный герой, маленький человекПохожие статьи
Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)
В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».
Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы
В статье авторы пытаются раскрыть сущность самопожертвования на примере произведений русской и немецкой литературы.
Жанр антиутопии в рассказах и повестях русской литературы XXI века
В статье рассматривается тематика рассказов и повестей в русской литературе последнего десятилетия. Анализируется особенность антиутопии эпохи постмодернизма, для которой характерно гротескное описание явлений, существующих в современном обществе.
Тема героизма военного и послевоенного времени в немецкой литературе XX века
В статье авторы пытаются определить феномен героизма в произведениях немецких писателей, также рассматриваются особенности отношения к героическим поступкам с учетом исторического прошлого немецкого народа.
Вопрос создания образа будущего в художественной литературе
В этой статье автор рассматривает вопросы создание образов будущего писателем.
Герой и антигерой в искусстве
В данной статье рассмотрено проявление героя и антигероя в искусстве, на основе литературы. Рассмотрено проявление героизма в античной культуре, а также проявление антигероя в последующие эпохи.
Репрезентация концепта «дорога» в фольклоре и в русской литературе
В данной статье представлен анализ вариаций концепта «дорога» в русском фольклоре и их отражение в художественной литературе.
Жанровое своеобразие «Книг джунглей»
В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...
Образ тургеневской девушки как прототип женского портрета героинь Э. М. Ремарка (на примере романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы»)
В данной статье рассматривается образ «тургеневской девушки» и его анализ в контексте популярной молодежной литературы XX-XXI вв. на примере романов Э. М. Ремарка «Три товарища» и «Жизнь взаймы». Обосновывается идея того, что именно героини И. С. Тур...
Изучение образа Ходжи Насреддина в мировой литературе
В данной статье рассматривается структура художественного пространства в современной литературе, а также исследована художественная функция в произведении такого понятия, как «городской текст», которое имеет свою историю зарождения и развития.
Похожие статьи
Особенности современной детской сказки (на примере произведения Л. Петрушевской «Отец»)
В статье автор обращает внимание на творчество Л. Петрушевской, подчеркивает его особенности и своеобразие. Анализируется сказка «Отец».
Тема самопожертвования в произведениях русской и немецкой литературы
В статье авторы пытаются раскрыть сущность самопожертвования на примере произведений русской и немецкой литературы.
Жанр антиутопии в рассказах и повестях русской литературы XXI века
В статье рассматривается тематика рассказов и повестей в русской литературе последнего десятилетия. Анализируется особенность антиутопии эпохи постмодернизма, для которой характерно гротескное описание явлений, существующих в современном обществе.
Тема героизма военного и послевоенного времени в немецкой литературе XX века
В статье авторы пытаются определить феномен героизма в произведениях немецких писателей, также рассматриваются особенности отношения к героическим поступкам с учетом исторического прошлого немецкого народа.
Вопрос создания образа будущего в художественной литературе
В этой статье автор рассматривает вопросы создание образов будущего писателем.
Герой и антигерой в искусстве
В данной статье рассмотрено проявление героя и антигероя в искусстве, на основе литературы. Рассмотрено проявление героизма в античной культуре, а также проявление антигероя в последующие эпохи.
Репрезентация концепта «дорога» в фольклоре и в русской литературе
В данной статье представлен анализ вариаций концепта «дорога» в русском фольклоре и их отражение в художественной литературе.
Жанровое своеобразие «Книг джунглей»
В статье широко рассмотрена жанровая своеобразность в творчестве Редьярда Киплинга, а именно в произведениях «Книги Джунглей» и «Сказки просто так» Указано, как автор сначала на лексическом, а потом на идейном ровнях воплощает в творимой реальности с...
Образ тургеневской девушки как прототип женского портрета героинь Э. М. Ремарка (на примере романов «Три товарища» и «Жизнь взаймы»)
В данной статье рассматривается образ «тургеневской девушки» и его анализ в контексте популярной молодежной литературы XX-XXI вв. на примере романов Э. М. Ремарка «Три товарища» и «Жизнь взаймы». Обосновывается идея того, что именно героини И. С. Тур...
Изучение образа Ходжи Насреддина в мировой литературе
В данной статье рассматривается структура художественного пространства в современной литературе, а также исследована художественная функция в произведении такого понятия, как «городской текст», которое имеет свою историю зарождения и развития.