Проблемы малого и среднего бизнеса в постпандемийный период 2020–2021 гг. и пути их решения с использованием инновационного менеджмента
Автор: Лубинец Татьяна
Рубрика: 15. Экономика
Опубликовано в
XIX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, апрель 2021)
Дата публикации: 26.03.2021
Статья просмотрена: 2641 раз
Библиографическое описание:
Лубинец, Татьяна. Проблемы малого и среднего бизнеса в постпандемийный период 2020–2021 гг. и пути их решения с использованием инновационного менеджмента / Татьяна Лубинец. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XIX Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/392/16444/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье автор пытается указать сложности и проблемы в производственно-хозяйственной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса после карантинных ограничений и пандемии 2020–2021 гг., и выявить преимущества инновационного менеджмента в управлении компаниями.
Ключевые слова: субъекты малого бизнеса, экономический кризис, инновационный менеджмент, пандемия.
В 2020 г. человечество и мировая экономика столкнулись с мощным испытанием в связи с выявлением новой коронавирусной инфекции COVID-19. Каждый экономический субъект рынка, будь то предприниматель или крупная компания, ощутили воздействие как негативных, так и положительных процессов от введенных ограничительных мер по борьбе с объявленной ВОЗ пандемией — в зависимости от сферы деятельности. В данной статье хотелось бы акцентировать внимание на трудностях и проблемах субъектов малого и среднего предпринимательства, «выживших» после самых глобальных и серьезных ограничений 2020 года, а также обратить внимание на структуризацию и процессы инновационного менеджмента в этот экономически сложный период.
По итогам исследований Росстата, падение ВВП ( Валово́й вну́тренний проду́кт — макроэкономический показатель, отражающий рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления, использования или применения), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства) Российской Федерации в 2020 г. составило 3,1 %. Номинальный объем этого показателя составил 106,6 трлн руб. Торможение экономики за указанный год стало максимальным за 11 предыдущих лет. Пандемия обострила многие проблемы малого бизнеса: по факту снижения потребительской способности населения и падения спроса на товары и услуги платежи по налогам, кредиты, штрафы проверяющих стали остро ощутимы, нарушение взаимосвязей между контрагентами частично парализовало производственные и иные бизнес-процессы, перевод сотрудников на дистанционный режим работы ограничил возможности. Также многие предприниматели сообщали о попытках рейдерских захватов конкурентами.
По материалам Счетной Палаты Российской Федерации ещё в начале лета 2020 года предприниматели обозначали свои проблемы следующим образом:
Без сомнений, пандемия значительно изменила ситуацию на глобальном и местном рынках. В мире произошло сокращение производственных мощностей на фоне закрытия границ между странами и введением режима самоизоляции, нарушились привычные связи между производителями и потребителями, произошли серьезные изменения в сфере логистики. Распространение коронавируса нанесло вопиющий удар по мировой логистической системе и обеспечению цепочек поставки сырья и продукции. Изначально снижение грузопотока вызвано очевидными причинами: закрытие межгосударственных границ, массовое закрытие торговых точек, рост курса доллара, изоляция населения, спад спроса и покупательской способности, состояние неопределенности и страха у потребителей. В следствии этих факторов значительно выросла стоимость на транспортно-экспедиционные услуги, контейнерные перевозки и все остальные виды транспортной инфраструктуры. Предпринимателям, имеющим возможности, приходится доставлять товар втридорога, увеличивая конечную стоимость товаров.
Малый бизнес в своем большинстве смог адаптироваться к возникшим кризисным условиям, однако говорить в 2021 году о полном восстановлении слишком рано, так как индексы деловой активности в сфере услуг и торговли остались в отрицательной зоне. Потребитель за время карантина привык к минимальному набору необходимых материальных ценностей, пересмотрел отношение и взгляды к вещественной составляющей своей жизни. По данным статистических наблюдений и прочих исследований прекратило деятельность почти 1,95 млн. малых и средний предприятий, это почти каждый пятый бизнес-субъект в России, продажи одежды и обуви сократились на 38 %, зоотовары и зоомагазины потеряли до 33 % от объема реализации, в гостинично-ресторанном сегменте продажи упали на 37 %.
Несмотря на существенные потери, эксперты предполагают, что малый бизнес имеет большие шансы на восстановление значительных объемов бизнеса в 2021 году при планомерном ослаблении ограничительных мер и увеличении количества вакцинированных граждан.
Максимизация продаж в онлайне, корректировка объемов производства, реструктуризация логистики и корпоративной культуры — компаниям из-за пандемии пришлось пересмотреть привычные процессы. Пандемия требует от бизнеса позитивных, инновационных настроений менеджмента. Люди устали от тревожных и печальных новостей, ждут от бизнеса драйва, высокого развития и определенности. Руководителям компаний необходимо акцентироваться на каждом сотруднике индивидуально, изучая его скрытые и возможные потенциалы, связывая их в единое целое, использовать переквалификацию для увеличения работоспособности и трудовой отдачи от коллектива, учиться видеть в кризисных процессах перспективы роста и возможности развития. В связи с этим управляющим следует стратегировать внимание на инновационном менеджменте и ориентироваться на следующие его положения:
– научно-технические инновации являются решающим условием выживания и роста большинства фирм, и они должны соответствующим образом планироваться и управляться;
– ресурсы, выделенные на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы), оправданы лишь в той мере, в какой они приводят к достижению целей компании;
– требуется анализ выполненных инноваций, чтобы выявить факторы, приводящие к успеху;
– сознательное применение концепции стратегического и инновационного менеджмента повысит качество применяемых решений и обеспечит повышение эффективности инвестиций в НИОКР.
Инновационный менеджмент в деятельности малых предприятий является переходом на новый, более совершенный способ организации деятельности. Он обеспечит рост возможностей малой предпринимательской структуры. Внедрение нововведений на предприятии свидетельствует о переходе к более высокому уровню производственных возможностей, следовательно, является одним из ключевых показателей развития предприятия. Основной мотив организации инновационного менеджмента для малых фирм и компаний — получение дополнительных конкурентоспособных преимуществ.
Инновационный менеджмент охватывает оперативные и стратегические задачи управления, организации, планирования и контроля инновационных процессов на предприятии. Он должен позиционироваться как менеджмент, ориентированный на изменения. Принятие решений в инновационном менеджменте отличается от процессов принятия решений в других производственных областях, так как инновационные решения не являются рутинными, а предполагают наличие широкого понимания проблем предприятия и творческих способностей всех работников.
Успех инновационного менеджмента малых предприятий зависит от того, удастся ли предприятию наряду с осуществлением, управлением и контролем инновационного замысла создать стимулирующие внутренние и внешние рамочные условия в части кадровой политики, информации и коммуникации, финансирования, позиции и поведения руководителя высшего уровня.
Положительно на развитие инновационных проектов сказываются: низкая степень централизации, а также отсутствие слишком узкой специализации и отсутствие бюрократических барьеров в организации. Такими преимуществами могут легко воспользоваться субъекты малого предпринимательства, так как в крупных компаниях процесс принятия решений может занимать длительное время.
Уже сегодня точно можно понять, что восстановление российской экономики до докризисного уровня затянется на несколько лет. Следовательно, компаниям малого и среднего бизнеса впереди ещё предстоит решать немало задач по ликвидации последствий пандемии.
Литература:
- Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, оперативные показатели [Электронный источник] URL: https://rosstat.gov.ru/
- FINMARKET.RU, «Титов: 2021 год для бизнеса будет не простой», 25.12.2020г. [Электронный источник] URL: http://www.finmarket.ru/main/article/5383666
- TASS.RU, «Эксперты: малый бизнес смог выжить, но говорить о полном восстановлении рано», 29.01.2021 г. [Электронный источник] URL: https://tass.ru/ekonomika/10575241
- РБК +, «Пандемия требует позитивного менеджмента», 15.10.2020 г. [Электронный источник] URL: https://plus.rbc.ru/news/5f7cf6827a8aa95eeacf4ed4
- Г. Я. Гольдштейн, «Инновационный менеджмент», Учебное пособие. Таганрог: Издательство ТРТУ, 1998, 132 с..
- RETAIL.RU, «Логистические тренды 2020–2021 года: влияние пандемии COVID-19 на перевозки», 08.06.2020 г. [Электронный источник] URL: https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020–2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki/2021–03–182021–03–19https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020–2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki/
- Журнал «Современные наукоемкие технологии»/Особенности организации инновационного менеджмента на малом предприятии// № 7 (часть 3) — 2014 г.- с. 48–49
- Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации, «Как коронавирус меняет работу малого и среднего бизнеса: закрытие магазинов, поддержка государства и время стартапов», 15.06.2020 г. [Электронный источник] URL: https://ach.gov.ru/news/kak-koronavirus-menyaet-rabotu-malogo-i-srednego-biznesa-zakrytie-magazinov-podderzhka-gosudarstva-i
- Википедия, свободная энциклопедия. [Электронный источник] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %92 %D0 %B0 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B2 %D0 %BE %D0 %B9_ %D0 %B2 %D0 %BD %D1 %83 %D1 %82 %D1 %80 %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %BD %D0 %B8 %D0 %B9_ %D0 %BF %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B4 %D1 %83 %D0 %BA %D1 %82
Похожие статьи
Франчайзинг в условиях санкций и спада российской экономики
В статье автор пытается определить влияние пандемии COVID-19 на франчайзинговые отношения в Российской Федерации, а также дальнейшее развитие франчайзинга в условиях экономических санкций.
Роль и взаимодействие государства и бизнеса: теоретико-правовой анализ с учетом посткоронавирусного кризиса
Целью статьи является дать краткий теоретико-правовой анализ к актуальной проблеме роли и взаимодействия государства и бизнеса с учетом тенденции настоящего времени — посткоронавирусный кризис. Методология и концептуальные подходы ученых практиков эк...
Социально ориентированное направление бизнеса в рамках стратегического планирования малого и среднего бизнеса в современных условиях развития экономики
В данной статье автор рассматривает одну из стратегий выхода из экономического кризиса — последствия пандемии COVID-2019 — и создания благоприятного имиджа организации малого бизнеса, на примере автошколы ООО «Светофор».
Инновационные процессы в экономике регионов в условиях коронавирусной пандемии
В статье исследуется ряд факторов, обуславливающих необходимость и возможности инновационного развития региональной экономики в условиях коронавирусной пандемии.
Принципы организации логистической компании, обеспечивающие устойчивость в условиях кризиса
В статье автор анализирует кризисные явления в логистической отрасли, связанные с пандемией 2020 г., и возможности организации логистического бизнеса, защищенного от подобного кризиса.
Особенности государственного управления в области труда и социальной защиты граждан
В статье автор исследует государственное управление в области труда и социальной защиты граждан, внедрение новых технологических и правовых методов при предоставлении государственной помощи после пандемии COVID-2019.
Состояние рынка аудиторских услуг в условиях пандемии
В статье автор описывает влияние мер поддержки малого бизнеса, в условиях пандемии 2020 г., на рынок аудиторских услуг.
Правовые проблемы туризма в обстоятельствах COVID-19
В статье автор исследует актуальные проблемы нормативно-правового регулирования туристической деятельности РФ в условиях пандемии COVID-19.
Разработка и внедрение системы онлайн-продаж в гостиничном бизнесе в период пандемии COVID-19
В статье рассмотрена система онлайн-продаж как один из каналов реализации в гостиничном бизнесе в условиях пандемии. Проанализирована ситуация на рынке гостеприимства в период пандемии COVID-19. Автором предложена последовательность разработки и внед...
Анализ внешнеторговой деятельности российских предприятий в условиях пандемии COVID-19
В статье даётся статистическая оценка и анализ внешнеторговой деятельности отечественных компаний в условиях распространения коронавирусной инфекции. Определена роль АПК в достижении устойчивости внешнеэкономической деятельности отечественных предпри...
Похожие статьи
Франчайзинг в условиях санкций и спада российской экономики
В статье автор пытается определить влияние пандемии COVID-19 на франчайзинговые отношения в Российской Федерации, а также дальнейшее развитие франчайзинга в условиях экономических санкций.
Роль и взаимодействие государства и бизнеса: теоретико-правовой анализ с учетом посткоронавирусного кризиса
Целью статьи является дать краткий теоретико-правовой анализ к актуальной проблеме роли и взаимодействия государства и бизнеса с учетом тенденции настоящего времени — посткоронавирусный кризис. Методология и концептуальные подходы ученых практиков эк...
Социально ориентированное направление бизнеса в рамках стратегического планирования малого и среднего бизнеса в современных условиях развития экономики
В данной статье автор рассматривает одну из стратегий выхода из экономического кризиса — последствия пандемии COVID-2019 — и создания благоприятного имиджа организации малого бизнеса, на примере автошколы ООО «Светофор».
Инновационные процессы в экономике регионов в условиях коронавирусной пандемии
В статье исследуется ряд факторов, обуславливающих необходимость и возможности инновационного развития региональной экономики в условиях коронавирусной пандемии.
Принципы организации логистической компании, обеспечивающие устойчивость в условиях кризиса
В статье автор анализирует кризисные явления в логистической отрасли, связанные с пандемией 2020 г., и возможности организации логистического бизнеса, защищенного от подобного кризиса.
Особенности государственного управления в области труда и социальной защиты граждан
В статье автор исследует государственное управление в области труда и социальной защиты граждан, внедрение новых технологических и правовых методов при предоставлении государственной помощи после пандемии COVID-2019.
Состояние рынка аудиторских услуг в условиях пандемии
В статье автор описывает влияние мер поддержки малого бизнеса, в условиях пандемии 2020 г., на рынок аудиторских услуг.
Правовые проблемы туризма в обстоятельствах COVID-19
В статье автор исследует актуальные проблемы нормативно-правового регулирования туристической деятельности РФ в условиях пандемии COVID-19.
Разработка и внедрение системы онлайн-продаж в гостиничном бизнесе в период пандемии COVID-19
В статье рассмотрена система онлайн-продаж как один из каналов реализации в гостиничном бизнесе в условиях пандемии. Проанализирована ситуация на рынке гостеприимства в период пандемии COVID-19. Автором предложена последовательность разработки и внед...
Анализ внешнеторговой деятельности российских предприятий в условиях пандемии COVID-19
В статье даётся статистическая оценка и анализ внешнеторговой деятельности отечественных компаний в условиях распространения коронавирусной инфекции. Определена роль АПК в достижении устойчивости внешнеэкономической деятельности отечественных предпри...