Пути повышения конкурентоспособности в сфере услуг (на примере сети сервисных центров по ремонту техники)
Автор: Рзаитдинов Роман Радикович
Рубрика: 16. Маркетинг, реклама и PR
Опубликовано в
XX международная научная конференция «Исследования молодых ученых» (Казань, май 2021)
Дата публикации: 01.05.2021
Статья просмотрена: 911 раз
Библиографическое описание:
Рзаитдинов, Р. Р. Пути повышения конкурентоспособности в сфере услуг (на примере сети сервисных центров по ремонту техники) / Р. Р. Рзаитдинов. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16533/ (дата обращения: 16.11.2024).
Рассмотрена актуальная тема повышения уровня конкурентоспособности в сфере услуг на примере сервисных центров по ремонту техники. Представлена тестовая аналитика и сравнительная характеристика трёх компаний, предоставляющих одинаковые услуги. Уделено внимание параметрам, на которые обращают внимание потребители сферы услуг при выборе компании. Проведен SWOT-анализ лидирующего тестового сервисного центра и даны рекомендации по повышению конкурентоспособности лидирующего сервисного центра.
Ключевые слова: конкурентоспособность, меры, рост, SWOT-анализ, сервисный центр, ремонт, сфера услуг.
Конкурентоспособность — это ситуация, в которой организация имеет возможность превзойти своего конкурента по ряду заданных параметров. Проводить оценку конкурентоспособности есть смысл в рамках групп компаний единой отрасли, либо в случае, если эти организации предоставляют похожие услуги или продают похожие товары. Нужно понимать, что грамотная оценка этого показателя необходима для создания мер по ее повышению, понимания контрагентов для совместной работы, выхода на новые для компании рынки сбыта, а также работы в сторону инвестирования. В статье мы рассмотрим, какие действительно эффективные существуют методики сравнения организаций, их плюсы и минусы на примере сферы услуг, а именно сервисных центров по ремонту техники.
Известно, что в современных условиях рынок сферы услуг показывает стремительное развитие, это напрямую связано с изменившимися за последние несколько лет поведенческими привычками населения. Сфера услуг обязана удовлетворять базовые потребности людей в короткие сроки, поэтому быть лучше конкурентов — прямая задача таких компаний, именно по этой причине тема весьма актуальна. В связи с тем, что 10–15 лет назад на российский рынок вошли зарубежные производители бытовой техники, у населения резко вырос спрос на гарантийное и постгарантийное обслуживание. Сфера услуг, в частности, сервисные центры в России показывают пока не самый высокий уровень по сравнению с западными коллегами, однако, проводя анализ тенденций, можно отметить перспективу развития данной сферы в ближайшие годы. Отставание, в основном, наблюдается в объемах предоставляемых услуг и в их качестве. В этой связи остается важная цель: обеспечить сбалансированное развитие сферы услуг и материального производства, что является невозможным без повышения конкурентоспособности.
Какие показатели важны для российского потребителя сервисных услуг? Как их повысить? Существуют клиенты, для которых важным является общение, для другой группы — стоимость, для третьей — скорость. Приведем пример аналитической работы на примере трёх тестовых сервисных центров. Предположим, мы рассматриваем Сервис 1, Сервис 2 и Сервис 3. Все компании работают в четкой специализации — ремонт смартфонов и компьютерной техники. В большинстве случаев, пользователи будут смотреть на следующие показатели:
– Скорость предоставления обратной связи
– Верное выявление потребности клиента
– Пробная диагностика (которая в базовом варианте должна предоставляться бесплатно для привлечения клиентов)
– Обеспечение возможности выдачи подменного товара (выдача клиенту смартфона на замену на время ремонтных работ)
– Стоимость предоставления услуг
– Скорость ремонта
– Наличие скрытых платежей и навязывание услуг
Рассмотрим подробно каждый пункт.
Скорость предоставления первичной обратной связи наиболее важный показатель, который будет отличать компанию от конкурента как минимум тем, что грамотно выстроенная схема работы отдела продаж и построение верных методик отработки обращений поможет удержать клиента и передвинуть его на следующий этап воронки продаж. К примеру, Сервис 1 обладает распределенным контакт-центром на 50 рабочих мест с предоставлением федерального номера 8–800 с бесплатной возможностью разговора для клиента, скорость дозвона на линию не более 20 секунд, а средний диалог с выявлением потребности клиента и записью на диагностику — порядка 2 минут, что нельзя сказать про Сервис 2, который держит в штате нескольких администраторов, которые попутно осуществляют ремонт или занимаются маркетингом, скорость ответа уже больше 2 минут, есть вероятность брошенной клиентом трубки. Сервис 3 вообще не принимает входящие звонки, отвечая только в социальных сетях. Это чаще всего означает снижение доверия и лояльности будущих клиентов, таким образом, Сервис 1 существенно конкурентоспособнее по этому параметру.
Верное выявление потребности клиента помогает в позитивном установлении контакта, повышении лояльности, увеличении шансов перехода на следующий этап. К примеру, Сервис 1 старается как можно скорее осуществить запись на диагностику, не идентифицируя проблему по телефону, в то время как Сервис 2 и Сервис 3 подробно обсуждает с клиентом поломку. В случае, если сервисный центр предполагает обязательную предремонтную диагностику , чтобы оставаться конкурентоспособнее других — её требуется предоставлять бесплатно даже при отсутствии ремонтных работ. Это повышает шансы повторных обращений. Следует помнить, что наличие диагностики — не всегда плюс.
Обеспечение возможности выдачи подменного товара на данный момент является важным фактором, так как ввиду достаточно высокого уровня цен на смартфоны и компьютерную технику, в случае поломки клиент чаще всего остается без работающего устройства. Сервис 1 предоставляет такую возможность, заранее подготовив подменный банк. Сервис 2 и Сервис 3 такой возможности не предоставляют.
Стоимость услуг — немаловажный фактор, порой — решающий для потребителя. Снизив цены, сервисному центру придется сокращать затраты, что приведет к ухудшению качества и падению остальных показателей. Поэтому не всегда дешевый сервис лучше дорогого. Потребитель должен понимать, за что он платит, система оплаты должна быть прозрачной и рыночной, как и скорость ремонта . Получатель услуги скорее обратится к Сервису 1, где стоимость находится на более высоком уровне, но сроки меньше, чем у Сервиса 2 и Сервиса 3.
При наличии скрытых платежей , договоров «со звездочкой» процент повторных обращений будет ниже. К примеру, Сервис 2 предлагает бесплатную диагностику только в случае ремонта, в иных ситуациях — потребуется заплатить, о чем не говорят при первичном контакте. Это провоцирует потребителя на негативный отзыв в сети Интернет, что снижает лояльность и снижает конкурентоспособность.
В обобщенном виде сравнительные характеристики и аналитика должны выглядеть так (Таблица.1):
Таблица 1
Анализ конкурентоспособности.
Сервис 1 |
Сервис 2 |
Сервис 3 |
|
Скорость предоставления обратной связи |
До 20 сек |
Около 2 минут и более |
- |
Верное выявление потребности клиента |
- |
+ |
+ |
Пробная диагностика |
+ |
- |
- |
Обеспечение возможности выдачи подменного товара |
+ |
- |
- |
Стоимость предоставления услуг |
Высокая |
Средняя |
Средняя |
Скорость ремонта |
1 день |
3 дня |
6 дней и более |
Наличие скрытых платежей и навязывание услуг |
- |
+ |
+ |
Основанием получения данных может служить наиболее эффективный метод — опрос (телефонный или фокус-группа). В базовом варианте достаточно опросить 100 человек для получения минимальной объективной картины.
Для более точного анализа параметра уровня цен допустимо проводить такую же сравнительную таблицу, но уже по конкретным тарифным планам (Таб.2):
Таблица 2
Сравнение уровня цен на базовые услуги сервисных центров.
Сервис 1 |
Сервис 2 |
Сервис 3 |
|
Восстановление прошивки |
500 |
400 |
400 |
Замена разъема |
600 |
500 |
600 |
Замена аккумулятора |
1900 |
1700 |
1650 |
Замена стекла |
2000 |
1900 |
1900 |
Замена корпуса |
600 |
400 |
200 |
На основании приведенного примерного анализа конкурентоспособности трёх сервисных центров делаем вывод, что Сервис 1 находится в лидирующих позициях, несмотря на то что по результатам опроса его уровень цен выше, что оказывает незначительное влияние на конкурентоспособность, так как компания показывает высокие показатели по остальным параметрам.
Рекомендовано проводить SWOT анализ лидирующего Сервиса 1 (Таб.3 SWOT-анализ Сервиса 1):
Таблица 3
Рис.3 SWOT-анализ Сервиса 1
Внешние факторы Внутренние факторы |
Возможности: |
Угрозы: |
– Рост потенциально лояльных потребителей – Увеличение повторных заказов |
– Негативные отзывы из-за отсутствия выявления потребности на этапе первичного контакта – Низкая конверсия в первичный заказ |
|
Сильные стороны: – Быстрые ответы клиентам – Квалифицированный штат – Скорость ремонта – Качество ремонта |
Оперативная обратная связь и быстрая отработка первичного заказа помогает больше доверять данному сервису, а скорость и качество ремонта при помощи квалифицированного персонала помогают в случае любой повторной поломки «привязать» клиента к сервису и обеспечить повторные обращения. |
Даже оперативный ответ, не дающий клиенту быструю и прозрачную картину по стоимости и количеству услуг, могут привести к опасениям и написаниям негативных отзывов в сети и на сайте организации, а также снизить конверсию в заказ. |
Слабые стороны: – Высокие цены |
Высокие цены дают возможность сервису нанимать высококвалифицированный персонал, что поможет повысить качество и скорость предоставления услуг. |
Высокая стоимость услуг может привести к обращениям к конкуренту, который за подобную услугу просит меньшую стоимость, но увеличивает сроки сдачи заказа. |
На основании проведенного анализа рекомендовано разрабатывать план мероприятий по повышению конкурентоспособности, это могут быть следующие действия:
– Разработка прозрачной системы прайс-листов, позволяющих сразу называть стоимость работ;
– Внедрение новых видов услуг на прежних производственных мощностях, что позволит снижать затраты на ФОТ, оказывая больше услуг и увеличивая прибыль;
– Работа с отзывами, ведение аккаунтов в социальных сетях, повышение лояльности аудитории скидками и акциями.
Итак, на основании приведенных примеров можно сделать вывод, что конкурентоспособности сферы услуг (в частности, сервисные центры), считается главным критерием оценки эффективности управления и работы в целом. Рост уровня конкурентоспособности оказывает позитивное влияние на будущее развитие этой сферы.
Литература:
- Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А. Г. Грязновой. М.: Финансы и статистика, 2002. — 1168 с.
- Рынок бытовой техники в России. Выпуск 2, DISCOVERY Research Group, 2007г.
- Россия в цифрах, статистический ежегодник, 2008г.
- Николайчук В. Е. Маркетинг и менеджмент услуг. Деловой сервис. -СПб.: Питер, 2005.-608 с.
- Журнал Научное обозрение. Технические науки. Исследование деятельности сервисного центра компьютерной техники и анализ осуществимости автоматизации бизнес-процессов– 2020. — № 5 — С. 5–10
- Залялова Л. Р. Базовые факторы конкуренции и конкурентоспособности в сфере услуг // Вестник ТИСБИ. — 2006. — № 2.
- Асаул А. Н. Организация предпринимательской деятельности: Учебник для вузов. 4-е изд. Стандарт третьего поколения. — СПб: Питер, 2013. — 352 с.
- Электронный ресурс: Альманах «Управление производством», статья Конкурентоспособность предприятия, URL: http://www.up-pro.ru/encyclopedia/konkurentosposobnost.html
- Электронный ресурс: сайт ЧОУ «ИПП», Руслан Пименов, статья «Искусство сервиса: опыт крупных компаний», URL: https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=004456
- Электронный ресурс: Маркетинговые исследования, URL: https://works.doklad.ru/view/Hiolxcrj50M/all.html
Похожие статьи
Совершенствование системы деловой оценки персонала в ООО «Юпитер»
Статья посвящена вопросу деловой оценки персонала, результаты которой дают возможность оценить эффективность реализуемой кадровой политики и системы управления персоналом в целом. В статье рассматриваются теоретические аспекты деловой оценки персонал...
Повышение конкурентоспособности предприятия скважинного сервиса
В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности скважинного сервиса. Рассмотрено понятие «конкурентоспособность» с позиции разных авторов и подходов. Изучено влияние конкурентоспособности на различные процессы произв...
Совершенствование системы деловой оценки персонала в торговой организации
В статье рассматривается понятие и сущность деловой оценки персонала в торговых организациях, основные ее виды, а также методы диагностики. На примере крупной торговой организации в г. Партизанске проведена оценка деловых качеств сотрудников по сущес...
Стратегия диверсификации операторов технического обслуживания воздушных судов
В статье выполнен анализ перспективных направлений повышения эффективности коммерческой деятельности провайдеров технического обслуживания на примере ООО «ВТС Джетс». Автор отмечает, что в настоящее время изменяется структура рынка услуг по техничес...
Анализ рынка консультационных услуг Сибирского федерального округа
В статье представлены результаты анализа рынка консультационных услуг Сибирского федерального округа: выявлена емкость, как официального рынка консалтинговых услуг, так и той его части, которая не относится к сфере регулирования государственными орга...
Повышение эффективности транспортировки в цепях поставок
Актуальность исследуемой темы вызвана нарастающей модернизацией экономико-политической ситуации России, и эти изменения в первую очередь, коснулись логистического обеспечения грузоперевозок, поскольку они требуют создания новых механизмов для повышен...
Системный подход к управлению проектами на примере фармацевтического рынка
В статье изложен системный подход в управление проектами на примере фармацевтического рынка. Выделена структура фармацевтического рынка РФ (в ценах производителей), обозначены ТОП-10 лидеров среди производителей. Также, представлены объемы спроса и о...
Оценка тенденций развития качества логистических услуг
В статье рассмотрены базовые показатели, определяющие экономическую эффективность логистических услуг для предприятия. Рассмотрены основные задачи и функции логистики, а также проблемы, существующие на рынке логистических услуг. Дана характеристика п...
Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой среды
В статье представлены результаты исследования маркетинговой среды частной дошкольной образовательной организации «Центр развития детей». На основе таких методов, как PEST-анализ, SWOT-анализ, «Тайный покупатель» была произведена оценка конкурентоспос...
Оптимизация кадровых процессов единого контактного центра ПАО «Ростелеком»
В статье проанализированы проблемы подбора персонала в телекоммуникационную организацию. Обобщены типичные стереотипы о работе оператором call-центра и выявлены негласные правила, негативно влияющие на закрытие вакансий. Предложены рекомендации по со...
Похожие статьи
Совершенствование системы деловой оценки персонала в ООО «Юпитер»
Статья посвящена вопросу деловой оценки персонала, результаты которой дают возможность оценить эффективность реализуемой кадровой политики и системы управления персоналом в целом. В статье рассматриваются теоретические аспекты деловой оценки персонал...
Повышение конкурентоспособности предприятия скважинного сервиса
В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с повышением конкурентоспособности скважинного сервиса. Рассмотрено понятие «конкурентоспособность» с позиции разных авторов и подходов. Изучено влияние конкурентоспособности на различные процессы произв...
Совершенствование системы деловой оценки персонала в торговой организации
В статье рассматривается понятие и сущность деловой оценки персонала в торговых организациях, основные ее виды, а также методы диагностики. На примере крупной торговой организации в г. Партизанске проведена оценка деловых качеств сотрудников по сущес...
Стратегия диверсификации операторов технического обслуживания воздушных судов
В статье выполнен анализ перспективных направлений повышения эффективности коммерческой деятельности провайдеров технического обслуживания на примере ООО «ВТС Джетс». Автор отмечает, что в настоящее время изменяется структура рынка услуг по техничес...
Анализ рынка консультационных услуг Сибирского федерального округа
В статье представлены результаты анализа рынка консультационных услуг Сибирского федерального округа: выявлена емкость, как официального рынка консалтинговых услуг, так и той его части, которая не относится к сфере регулирования государственными орга...
Повышение эффективности транспортировки в цепях поставок
Актуальность исследуемой темы вызвана нарастающей модернизацией экономико-политической ситуации России, и эти изменения в первую очередь, коснулись логистического обеспечения грузоперевозок, поскольку они требуют создания новых механизмов для повышен...
Системный подход к управлению проектами на примере фармацевтического рынка
В статье изложен системный подход в управление проектами на примере фармацевтического рынка. Выделена структура фармацевтического рынка РФ (в ценах производителей), обозначены ТОП-10 лидеров среди производителей. Также, представлены объемы спроса и о...
Оценка тенденций развития качества логистических услуг
В статье рассмотрены базовые показатели, определяющие экономическую эффективность логистических услуг для предприятия. Рассмотрены основные задачи и функции логистики, а также проблемы, существующие на рынке логистических услуг. Дана характеристика п...
Рынок услуг дошкольного образования: анализ маркетинговой среды
В статье представлены результаты исследования маркетинговой среды частной дошкольной образовательной организации «Центр развития детей». На основе таких методов, как PEST-анализ, SWOT-анализ, «Тайный покупатель» была произведена оценка конкурентоспос...
Оптимизация кадровых процессов единого контактного центра ПАО «Ростелеком»
В статье проанализированы проблемы подбора персонала в телекоммуникационную организацию. Обобщены типичные стереотипы о работе оператором call-центра и выявлены негласные правила, негативно влияющие на закрытие вакансий. Предложены рекомендации по со...