Особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чвирова, А. А. Особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов / А. А. Чвирова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/400/16678/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в период обучения в вузе.

Ключевые слова : профессиональная идентичность, профессиональное самоопределение, социальная идентичность.

Проблема идентичности возникает в плане реализации жизненной и профессиональной идеологии человека, в плане становления профессионализма психолога и в плане реализации профессиональной подготовки специалиста. Идентичность — это сложный феномен, сложная психическая реальность, включающая в себя мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания.

Актуальность исследования . Согласно Концепции развития психологической службы в образовании Российской федерации, немаловажным является обеспечение качества подготовки и повышения квалификации специалистов, оказывающих профессиональную помощь обучающимся [1].

Объект исследования: процесс формирования профессиональной идентичности личности.

Предмет исследования: формирование профессиональной идентичности студентов-психологов в зависимости от формы обучения.

Цель исследования : выявить особенности формирования профессиональной идентичности студентов в зависимости от формы обучения.

Гипотеза исследования: основными факторами, детерминирующими уровень развития профессиональной идентичности, являются структура самосознания личности, и особенности межличностных отношений, толерантность неопределенности, ценностные ориентации.

Теоретическая основа исследования: общепсихологическая концепция идентичности Э. Эриксона [5], концепция профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер [4].

  1. Методы исследования: Методы сбора теоретической информации: обобщение и систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по теме исследования.

Методы эмпирического исследования: диагностические методики и метод качественного и количественного анализа, в том числе статистический — коэффициент ранговой корреляции T-критерий Стьюдента для независимых выборок

  1. Методы эмпирического исследования: методика личностного семантического дифференциала Ч. Осгуда (модификация Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда); методика изучения ценностей личности Ш. Шварца; методика изучения профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер; методика диагностики толерантности к неопределенности (Шкалы Д. Маклейна) в модификации Д. А. Леонтьева, Е. Н. Осина, Е. Г. Луковицкой [2].

Эмпирическая база: Вданном исследовании приняли участие 45 человек: студенты второго курса ВГПУ, обучающиеся согласно заочной форме обучения по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», профиля психология образования, в количестве 25 человек, среди которых 24 женщины и 1 мужчина; профиля психологическое консультирование в образовательных учреждениях, в количестве 20 человек, среди которых 19 женщин и 1 мужчина.

Перейдем к анализу полученных данных. В ходе проведения методики Л. Б. Шнейдер мы выявили, что 37,7 % испытуемых обладают статусом «достигнутая идентичность», 28,8 % — «мораторий», 22,2 % — «псевдоидентичность», 11,3 % — «диффузная идентичность». Из этого следует, что большинство испытуемых сформировали определенную совокупность личностно значимых для них целей, ценностей и убеждений, переживающий их как личностно значимые, обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни. Репрезентацией достигнутой идентичности является позитивное самоотношение при положительном оценивании собственных качеств и стабильной связи с социумом.

Перейдем к анализу результатов проведения методики «Личностный семантический дифференциал». Исходя из полученных данных, возможно условное разделение студентов на 3 группы: 1 группа — студенты с высоким уровнем профессиональной идентичности (31,3 %); 2 группа — средний уровень (51,2 %); 3 группа — низкий уровень (18,5 %). Значительную часть составляют студенты со средним уровнем профессиональной идентичности. Это свидетельствует о том, испытуемым свойственны представление о том, что личность, характер и деятельность способны вызвать в других уважение, симпатию, одобрение и понимание; ощущение ценности собственной личности; повышенная рефлексия, осознание своих трудностей; определенность жизненной ситуации; высокая событийность и общительность, что объясняется загруженностью жизни и озабоченностью повседневными делами, целеустремлённостью; ориентация на других и их значимость.

В ходе проведения исследования толерантности к неопределенности мы получили следующие результаты. 88,9 % испытуемых имеют средний уровень толерантности к неопределенности, 4,4 % имеют высокий уровень толерантности к неопределенности, 6,7 % — низкий уровень. Полученные данные свидетельствуют о том, что подавляющее большинство испытуемых относится к неопределенным ситуациям, новизне, решению задач, не имеющих однозначного решения нейтрально.

Исходя из результатов исследования ценностных ориентаций, среди испытуемых приоритетными видами ценностей по уровню нормативных идеалов являются достижения, безопасность. Это свидетельствует о том, что для испытуемых характерна ориентация на достижение успеха в различных видах деятельности, доброжелательность, сохранение благополучия окружающих людей, безопасность, гармония, стабильность взаимоотношений и общества.

Проведенное нами исследование показало, что для испытуемых приоритетными видами ценностей по уровню индивидуальных приоритетов являются гедонизм и самостоятельность. Это свидетельствует о том, что для испытуемых характерна ориентация на удовольствия, наслаждение жизнью, стремление к самостоятельности.

Литература:

  1. Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017) // [https://legalacts.ru/doc/kontseptsija-razvitija-psikhologicheskoi-sluzhby-v-sisteme-obrazovanija-v-rossiiskoi/]
  2. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Луковицкая Е. Г. Диагностика толерантности к неопределенности: Шкалы Д. Маклейна. / Д.А Леонтьев, Е. Н. Осин, Е. Г. Луковицкая. — Москва: Смысл, 2016. — 60 с.
  3. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: монография / Л. Б. Шнейдер. — Москва: МОСУ, 2002. — 256 с.
  4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — Москва: Прогресс, 1996. — 339 с.

Похожие статьи

Особенности становления профессиональной идентичности студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в период обучения в вузе.

Особенности профессионального становления студентов-психологов в процессе обучения в вузе

В статье рассматриваются особенности профессионального становления студентов-психологов в период обучения в вузе.

Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов

В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Гендерная обусловленность профессиональной мотивации

Целью работы является изучение специфики взаимосвязей гендерной обусловленности профессиональной мотивации. Определена возможность разработки программы по оптимизации профессиональной мотивации и профессиональной идентичности студентов с учетом роли ...

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

Формирование социально-психологической зрелости в период студенчества

В статье рассматриваются особенности формирования социально-психологической зрелости в период студенчества.

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...

Похожие статьи

Особенности становления профессиональной идентичности студентов-психологов

В статье рассматриваются особенности формирования профессиональной идентичности студентов-психологов в период обучения в вузе.

Особенности профессионального становления студентов-психологов в процессе обучения в вузе

В статье рассматриваются особенности профессионального становления студентов-психологов в период обучения в вузе.

Психологическое исследование взаимосвязи учебных мотивов и направленности личности студентов-психологов

В данной статье исследуются мотивы учебной деятельности студентов-психологов во взаимосвязи с личными особенностями.

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Роль коммуникативной компетентности в учебно-профессиональной деятельности студентов — будущих социальных работников

Данная статья посвящена изучению и обзору различных теорий и концепций коммуникативной компетентности.

Особенности ценностных ориентаций студентов политехнического колледжа

В статье рассматриваются теоретические аспекты формирования ценностных ориентаций студентов, проведено сравнительное исследование ценностных ориентаций студентов разных курсов политехнического колледжа НТИ НИЯУ МИФИ, предложены направления корректиро...

Гендерная обусловленность профессиональной мотивации

Целью работы является изучение специфики взаимосвязей гендерной обусловленности профессиональной мотивации. Определена возможность разработки программы по оптимизации профессиональной мотивации и профессиональной идентичности студентов с учетом роли ...

Социальная адаптация студентов в вузе

В статье анализируются проблемы социальной адаптации студентов в вузе, а также раскрываются основные проблемы и особенности адаптации студентов к условиям вуза. Кроме того, в статье сформулированы основные пути решения успешной социально-психологичес...

Формирование социально-психологической зрелости в период студенчества

В статье рассматриваются особенности формирования социально-психологической зрелости в период студенчества.

Особенности акцентуаций характера у студентов специальности «психолого-педагогическое образование»

В данной статье рассмотрены особенности акцентуаций характера у студентов специальности психолого-педагогическое образование. Автор акцентирует внимание на роли личностных качеств будущих специалистов. Описываются результаты эмпирического исследовани...